:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










MAZ-529 (2x2) truck (53 Kb) МАЗ-529
ОДНООСНЫЙ ТЯГАЧ
 
MAZ-529 truck
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Несмотря на то, что ВНИИСтройдормаш, испытав в 1947 году два американских самоходных скрепера «Terra Cobra», дал далеко не положительный отзыв о технике такого типа, народному хозяйству требовалась высокоманевренная машина в качестве базы для самоходных скреперов и другой землеройно-строительной техники. Таким образом, в 1955 году, в только что образованном Специальном конструкторском бюро (СКБ-1) Минского автозавода во главе с главным конструктором Б.Л. Шапошником, приступили к разработке конструкции одноосного тягача — первого в Советском Союзе. В конце 1956 года был изготовлен опытный образец автомобиля МАЗ-529, имевший единственный ведущий мост с односкатными неуправляемыми колёсами.

В паре с прицепным агрегатом (скрепер, землевоз, каток, платформа, грузоподъёмное устройство, цементовоз и другие), колёса которого не являлись ведущими, МАЗ-529 образовывал сочлененную машину. Для изменения движения одна половина этого своеобразного автопоезда посредством воздействия гидроцилиндра перемещалась («изламывалась») относительно другой до 90° в каждую сторону. Шарнирное соединение двух половин обеспечивало им две степени свободы, то есть возможность относительного поворота в горизонтальной плоскости, а также поворота вокруг продольной оси.

МАЗ-529 был оснащен двухтактным шестицилиндровым рядным верхнеклапанным дизельным двигателем жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и прямоточной продувкой ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с. Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам служила трансмиссия, состоящая из механической пятиступенчатой трехходовой КПП с пятой, повышающей передачей, механической двухступенчатой одноходовой раздаточной коробки с передаточными числами 1,08 и 3,175, карданной передачи и ведущего моста. Сцепление — двухдисковое, «сухое» с пневматическим усилителем привода выключения. Карданная передача открытая двухвальная, с шарнирами непостоянной угловой скорости на игольчатых подшипниках. Главная передача — центральная, одинарная, с планетарными редукторами в ступицах колес.

МАЗ-529 не имел упругой подвески колес, как и его прицепы, а необходимую амортизацию толчков при движении с максимальной для машины скоростью (40 км/ч) обеспечивал объём воздуха, заключенный в шинах довольно большого (21,00-28") размера с постоянным давлением 3,5 кгс/см². Покрышки диаметром 1790 мм с мощными грунтозацепами, расставленными в виде косой расчлененной елки, могли обеспечить высокие тяговые и сцепные качества при движении по деформируемому грунту. Рулевой механизм — четырехзаходный цилиндрический червяк — центральный сектор; с гидравлическим приводом.

Уже в ноябре 1957 года об автомобиле МАЗ-529 написал журнал «За рулем»: «Закончившиеся недавно заводские испытания показали, что тягач, имеющий тяговое усилие 9000 кг, легко может перевозить прицепы с сыпучим грузом до 10 кубометров и весом до 25 тонн».

Согласно Приказу №18 от 31 января 1958 года «О плане опытно-конструкторских работ на 1958 год», подписанному директором МАЗа Сергеем Михайловичем Кишкиным (в 1949 году он будучи начальником сборочного цеха ГАЗа «за создание конструкции автомобиля М-20 «Победа» и его массовое производство» стал лауреатом Государственной премии СССР, в 1955-1959 годах — директор МАЗа, позднее — государственный и хозяйственный деятель БССР, заслуженный работник промышленности), к апрелю-маю 1958 года должны были быть собраны и обкатаны ещё 3 опытных образца МАЗ-529, а к концу года — завершены все конструкторско-доводочные работы и заводские испытания. Однако эти планы пришлось корректировать — в апреле было принято решение Правительства о специализации в автомобильной промышленности. Одним из пунктов этого решения предписывалось передать производство одноосных тягачей и скреперов, разработанных на Минском автозаводе, заводу подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова Минтяжмаша СССР в г. Могилёве, который к этому времени выпускал электромостовые краны, паросиловые установки и маслозаправщики на базе автомобилей ГАЗ-51.

24 апреля 1958 года одноосный тягач МАЗ-529 и 40-тонный самосвал МАЗ-530 отправились в Бельгию, на Всемирную промышленную выставку в Брюсселе. С апреля по октябрь 1958 года миллионы посетителей этой выставки могли познакомиться с большегрузными автомобилями из СССР.

С июня 1958 года на могилёвском заводе (своё современное название — Могилёвский автомобильный завод (МоАЗ) имени С.М. Кирова — предприятие получит только 28 марта 1966 года) налаживается «отвёрточная» сборка модернизированных одноосных колесных тягачей МАЗ-529В с двухместной кабиной и двигателем ЯАЗ-М206А мощностью 180 л.с. Со 2 сентября 1958 года начинается изготовление установочной партии машин, которое завершается к концу года. Постепенно завод дооснащался и переоборудовался для полноценного серийного производства.

Попутно с оснащением цехов могилёвского завода, в в СКБ-1 продолжалась активная работа над совершенствованием конструкции одноосного тягача. В 1960 году с Минского автозавода в Могилёв была переведена группа конструкторов для создания собственной конструкторско-экспериментальной базы завода.

 MAZ-529V truck production (25 Kb)
Сборка автомобилей
До конца 1961 года на базе тягача МАЗ-529В были созданы одноосные тягачи МАЗ-529Б, МАЗ-529Г, МАЗ-529Д и МАЗ-529Е, отличающиеся от МАЗ-529В назначением, техническими характеристиками и рядом дополнительных узлов и механизмов. МАЗ-529Е предназначался исключительно для эксплуатации в составе самоходного скрепера, а МАЗ-529Д был оборудован карданным валом для привода узлов полуприцепного агрегата.

Первая партия тягачей МАЗ-529Е была выпущена в ноябре 1959 года. Серийный выпуск скреперов МАЗ-529Е—Д-357Г был налажен в 1961 году в Могилёве и на Мозырском заводе мелиоративных машин (с декабря 2000 года — ОАО «Мозырский машиностроительный завод»). В Мозыре над разработкой этой машины трудились ведущий инженер-конструктор М.И. Френкель, инженер-конструктор С.Н. Яворский, начальник технического бюро Б.И. Боваров.

За изготовление новой техники мозырский коллектив был удостоен Диплома III степени ВДНХ, главный технолог завода С.А. Громов, главный конструктор В.А. Кременчуцкий отмечены бронзовыми медалями ВДНХ, а бригадир слесарей-сборщиков А.М. Корчев — серебряной.

С 1965 года вместо МАЗ-529Е выпускался автомобиль МАЗ-529И с двигателем ЯАЗ-206И мощностью 180 л.с. и усиленными узлами трансмиссии. Одновременно с МАЗ-529И, для работы в южных районах выпускалась модификация МАЗ-529М с упрощённой кабиной, имеющей брезентовый тент. Тропический вариант тягача МАЗ-529Г носил обозначение МАЗ-529ГТ.

Одноосные тягачи семейства МАЗ-529 и их следующее поколение — тягачи МоАЗ-546П — нашли широкое применение в РВСН. Здесь эти машины использовались как портальные подъёмно-установочные агрегаты (установщики) 8У210, 8У224, 8У224П, 8У224М, транспортёр 7-тонного пускового устройства (стола) 8У217, подъёмные краны (грузоподъёмные агрегаты) 8Т25 и 8Т26 (грузоподъёмность 10 т) ракетных комплексов на стартовых позициях баллистических ракет Р-9, Р-12, Р-14, Р-16 и Р-36. В инженерных войсках и народном хозяйстве одноосники всех поколений использовались в составе самоходных скреперов, катков, грузовых платформ для установки различного оборудования и других машин.

Монтажные краны для одноосных тягачей (МКП-30-5, МКТ-40, МКТ-40-5, МКТ-6-45) выпускались на Туапсинском машиностроительном заводе им. XI годовщины Октябрьской революции. Кроме прочих, здесь, благодаря сотрудничеству между Минмонтажспецстроем СССР и японской фирмы «Tadano», на базе крановой установки TG-700E (EG) и тягача МоАЗ-6442 выпускался кран МКТТ-63 грузоподъемностью 63 т. Всего в период 1987-1993 гг. было изготовлено 117 кранов МКТТ-63, из них 6 были проданы в Китайскую Народную Республику.

Серийное производство аэродромных снегоуборочных машин на базе одноосников началось в 1972 году в Минске на Опытно-экспериментальном заводе при СКБ «Мелиормаш» (в 1975 году бюро было переименовано в СКБ «Дормаш» и включено в состав одноименного НПО, со временем трансформировавшегося в компанию «Амкодор»). Здесь выпускались снегоочистители ДЭ-7, ДЭ-224, ДЭ-224А, ДЭ-235 (с 1993 года эта модель получила название «Амкодор-9561»). Всего было сделано около восьми сотен снегоуборочных машин всех моделей и модификаций.

* * *

MAZ-529E-D-357M scraper (120 Kb) 
Изначальный вид
В заключении хочу привести фрагмент статьи из газеты «Республика Татарстан» «про уникальный в своем роде монумент, сооруженный челнинской бригадой автоскреперистов Умата Наурбиева из треста "Камгэсэнергострой". Возник он, словно по мановению волшебной палочки, меж Новым городом и комплексом заводов в ночь на 16 февраля 1976 года, став сюрпризом для всех, в том числе и городских партийных органов. Еще вечером здесь был пустырь, а утром пред очи высокого московского начальства, мчавшегося в черных "Волгах" на приуроченный к XXV съезду КПСС пуск главного конвейера КамАЗа, предстал земляной курган со скрепером и бульдозером на вершине! Над ними развевался красный флаг, а на лицевом склоне белела надпись из силикатного кирпича: "Слава строителям КамАЗа!"

 MAZ-529E-D-357M scraper (53 Kb)
Ранний вид памятника
Идея увековечить память о суперстройке возникла у наурбиевцев тогда, когда они убедились, что в "верхах" о таком и не помышляют. Бригадир набросал на листке бумаги эскиз, и его одобрили все: тандем скрепера с толкачом-бульдозером механизаторы применяли при рытье заводских котлованов. Поскольку "объект" незаконный, надо было исхитриться, чтоб со стороны начальства, как говорится, комар носа не подточил! Холм нагребли из земли, выбранной накануне на соседней стройке, установив между делом рекорд сменной выработки в 5 тысяч кубов. На верхотуру затащили отслужившие по два срока, давно списанные "МАЗ-529" и толкач "Т-180", предусмотрительно закрыв план по сдаче металлолома другим железным хламом. Двигатели всю ночь работали исключительно на сэкономленной за январь солярке. На кирпич, краску и шелк для флага израсходовали бригадную "кассу", скопленную из премиальных за квартальные перевыполнения плановых заданий. В общем, полный бригадный хозрасчет!

И хотя власти этот индустриально-модернистский новодел продолжали упорно "не замечать", челнинцам он пришелся по душе. А когда зодчие в рабочих спецовках его еще и облагородили - обложили насыпь дерном, высадили вокруг кустарник, деревья, разбили цветник, заасфальтировали подъездную дорожку, - сюда стали сворачивать по пути из загса свадебные кортежи. Для самих авторов уникального проекта курган славы стал местом бригадных и семейных пикников: здесь отмечались Дни строителя, праздники и юбилеи.

MAZ-529E-D-357M scraper (275 Kb) 
Современный вид
За КамАЗ ингуш Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев получил два ордена Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. За памятник - одни неприятности от начальства и пожизненную, весьма затратную общественную нагрузку. Поскольку горисполком не выделил на содержание монумента ни копейки, все расходы легли на плечи самих создателей. Со временем под тяжестью машин холм стал осыпаться, проседать. Не стало отбоя от хулиганов и "металлоискателей", которые крошили стекла кабин, растаскивали узлы с механизмов. Приходилось постоянно все это восстанавливать, подкрашивать, стеклить, подсыпать и укреплять грунт, поливать и удобрять зеленые насаждения. С флагом тоже морока: солнце, ветер и дожди скоро превращали полотнище в обтрепанную тряпку, его приходилось менять
 MAZ-529E-D-357M scraper (28 Kb)
Ещё один памятник
каждый месяц. В бригадной смете расходов на культмассовые мероприятия даже появилась отдельная статья: "шитье флага" - жены механизаторов покупали в магазине отрезы шелка, кроили и шили из них очередной кумачовый стяг размером 3х6 метров. В годы перестройки, когда сами механизаторы еле выживали, эти добровольные траты стали обременительны втройне.

Однако не бросили, не запустили, не открестились от своего монументального творения! Несколько лет назад вместе с детьми и внуками они вышли на субботник и привели в надлежащий вид рукотворный символ "эпохи застоя". Потому как другого в наше время никто не соорудит.»

 Характеристики МАЗ-529В
Колёсная формула 2×2
Число мест в кабине 2
Длина тягача, мм 4200
Ширина тягача, мм 2950
Высота по кабине тягача, мм 2925
Колея тягача, мм 2300
Дорожный просвет тягача, мм 540
Передний угол свеса в градусах 25
Наименьший радиус поворота, м равен базе автопоезда
Сцепление однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной
Коробка передач механическая, пятиступенчатая, с пятой повышающей передачей
Раздаточная коробка механическая, двухступенчатая
Коробка отбора мощности механическая, одноступенчатая
Колёса бездисковые, односкатные, с бортовыми и замочными кольцами
Шины 21,00-28" с рисунком протектора повышенной проходимости
Давление воздуха в шинах, кг/см² 3,5
Глубина преодолеваемого брода, мм 1000
Ёмкость двух топливных баков, л 300

 Характеристики МАЗ-529В МАЗ-529Е МАЗ-529Б МАЗ-529Г МАЗ-529Д
Вертикальная нагрузка на ось ССУ тягача, кг, не более 8000 12000 8200
Общий вес тягача в снаряженном состоянии без нагрузки, кг 9000 9200 9050
Нагрузка на ось тягача, кг, не более 17150 19350 17400
Общий вес автопоезда, кг, не более 24000 34150 34000 57400 35400
Двигатель ЯАЗ-М206А ЯАЗ-М206Б
Число цилиндров 6
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 108 × 127
Рабочий обьём двигателя, см³ 6970
Степень сжатия 17
Максимальная мощность двигателя, л.с. (при об/мин) 180 (2000) 205 (2000)
Максимальный крутящий момент двигателя, кг·м (при об/мин) 72 (1200…1400) 78 (1400…1700)
Передаточные числа раздаточной коробки:
- высшая спупень
- низшая спупень

0,87
1,72

0,87
2,22

0,87
1,72

0,87
2,22

0,87
1,72
Максимальный подъём, преодолеваемый тягачом с полной нагрузкой, в процентах, не меньше 15*
Контрольный расход топлива для тягача с полной нагрузкой, л/100 км 80 120 100 140 100
Запас хода по топливу, км 375 250 300 215 300
Максимальная скорость тягача с полной нагрузкой, км/час 40**
 * Для МАЗ-529Г при общем весе 47000 кг — не более 10.
 ** Для МАЗ-529Г в зависимости от полного веса автопоезда и дорожных условий максимальная скорость движения не должна превышать следующих величин:
  • при движении с нагрузкой на дорогах с твёрдым покрытием:
    - общий вес автопоезда 57400 кг — 5 км/ч;
    - общий вес автопоезда 47300 кг — 10 км/ч;
  • при движении без нагрузки на дорогах с твёрдым покрытием:
    - общий вес автопоезда 47000 кг — 20 км/ч;
    - общий вес автопоезда 38300 кг — 25 км/ч;
  • при движении без груза на улучшенных грунтовых дорогах — 15 км/ч.
Запрещается эксплуатация тягача МАЗ-529Г с нагрузкой (при общем весе автопоезда свыше 47000 кг) на грунтовых дорогах.

MAZ-529 truck with D-504 dump trailor (53 Kb) 53 Кб Одноосный тягач МАЗ-529 с прицепом-землевозом Д-504.
Фото: Oldtimer gallery. Trucks. MAZ.
MAZ-529 truck with D-504 dump trailor (26 Kb) 26 Кб В прицепе Д-504 можно было перевозить 18000 кг грунта. Для опрокидывания кузова самосвального полуприцепа-землевоза гидроцилиндры подтягивали к нему головную секцию автопоезда, и кузов, поворачиваясь относительно задних колес, разгружался.
Фото: «Путь в шесть десятилетий», 1
MAZ-529 truck with D-357 scraper (181 Kb) 181 Кб Самоходный скрепер МАЗ-529-Д-357.
Фото: TechStory.ru специально для РС

MAZ-529V (2x2) truck (84 Kb) 84 Кб Одноосный тягач МАЗ-529В (с направляющим колесом).
Фото из коллекции Дмитрия Гладкого, «Полвека больших колес». Газета «АвтоБизнес» №12 (564), 22 марта 2007 г.
MAZ-529V-D-357G scraper, 1960 (352 Kb) 352 Кб «Могилевский завод подъемно-транспортного оборудования демонстрирует на ВДНХ самоходный скрепер Д-357Г. Высокопроизводительная машина (емкость ковша 9 куб. м) возводит земляные насыпи, осуществляет планировку больших площадей.»
Фото: журнал «Изобретатель и рационализатор» №8 1960 г., rcforum.ru
MAZ-529V-D-357G scraper, 1960 (63 Kb) 63 Кб Скрепер МАЗ-529В-Д-357Г на ВДНХ, 1960 г.
Фото из коллекции Дмитрия Гладкого, «Полвека больших колес». Газета «АвтоБизнес» №12 (564), 22 марта 2007 г.
MAZ-529V-D-357G scraper (176 Kb) 176 Кб Скрепер МАЗ-529В-Д-357Г.
Фото: rcforum.ru
MAZ-529V-D-357G scraper (148 Kb) 148 Кб Скрепер МАЗ-529В-Д-357Г.
Фото: TechStory.ru специально для РС

8T25 crane (162 Kb) 162 Кб Подъёмный кран 8Т25.
Фото: TechStory.ru специально для РС
8T26 crane (98 Kb) 98 Кб Подъёмный кран 8Т26.
Фото: 13
8T26 crane (92 Kb) 92 Кб Подъёмный кран 8Т26.
Фото: 13
8T26 crane scheme (179 Kb) 179 Кб Подъёмный кран 8Т26.
Схема: rcforum.ru
R-12 (8K63) ballistic missile starting device 8U217 transporter (27 Kb) 27 Кб Транспортёр-установщик 8У217 пускового стола 8П863 баллистической ракеты Р-12 (8К63).
Рисунок: 12
MAZ-529E trucks with R-12U (8K63U, SS-4 Sandal) ballistic missile (109 Kb) 109 Кб Портальный установщик 8У210 баллистической ракеты Р-12У (8К63У) и подъёмный кран 8Т26.
Фото: 13
R-9 (8K75) ballistic missile loader (97 Kb) 97 Кб Установщик баллистической ракеты Р-9 (8К75).
Кадр из д/ф «Шахтный комплекс ракеты Р-9», spacevideo.ru
MAZ-529E trucks with R-14U (8K65U, SS-5 Skean) intermediate range ballistic missile (10 Kb) 10 Кб
Movie about MAZ-529E truck with R-14U (8K65U, SS-5 Skean) intermediate range ballistic missile (1,3 Mb)
1,3 Мб
Портальный установщик 8У224 баллистической ракеты Р-14У (8К65У) и подъёмный кран на базе одноосных тягачей.
Кадр из д/ф «Ударная сила», т/к «1»
MAZ-529E trucks with R-14U (8K65U, SS-5 Skean) intermediate range ballistic missile (38 Kb) 38 Кб Портальный установщик 8У224 баллистической ракеты Р-14У (8К65У).
Фото: specnabor1953.narod.ru
MAZ-529E trucks with R-14U (8K65U, SS-5 Skean) intermediate range ballistic missile (53 Kb) 53 Кб Портальный установщик 8У224 баллистической ракеты Р-14У (8К65У).
Фото: liveinternet.ru
R-16U (8K64U) ballistic missile loader (33 Kb) 33 Кб Установщик баллистической ракеты Р-16У (8К64У).
Кадр из д/ф «Ударная сила», т/к «1»
MAZ-529E trucks with R-36 (8K67, SS-9 Scarp) nuclear-ballistic missile (25 Kb) 25 Кб Портальный установщик 8У224М баллистической ракеты типа Р-36 (8К67) и подъёмный кран на базе одноосных тягачей.
Кадр из д/ф «Ударная сила», т/к «1»
MAZ-529E trucks with R-36 (8K67, SS-9 Scarp) nuclear-ballistic missile (35 Kb) 35 Кб Портальный установщик 8У224М баллистической ракеты типа Р-36 (8К67) и подъёмный кран на базе одноосных тягачей.
Фото: rcforum.ru, Е.Д. Кочнев, Энциклопедия военных автомобилей
MAZ-529E truck with R-36 (8K67, SS-9 Scarp) nuclear-ballistic missile (31 Kb) 31 Кб Портальный установщик 8У224М баллистической ракеты типа Р-36 (8К67).
Кадр из д/ф «Ударная сила», т/к «1»
8G140 tanker, 1963 (49 Kb) 49 Кб Агрегат 8Г140 для хранения, транспортировки и заправки ракет 8К64 и 8К65 ракетным топливом - гептилом, 1963 г.
Фото: belautoprom-g2n.jimdo.com
8G140 tanker (64 Kb) 64 Кб
Movie about 8G140 tanker (10 Mb)
10 Мб
Агрегат 8Г140 на базе одноосного тягача МАЗ-529Е для нужд РВСН.
Кадр из д/ф «Автомобили в погонах», т/к «Звезда»
8G132A tanker (52 Kb) 52 Кб 8Г132А - автозаправщик окислителя БРПЛ 4К-50 РК Д-2.
Рисунок: russianarms.ru

MAZ-529E-D-357M scraper (183 Kb) 183 Кб Скрепер МАЗ-529Е-Д-357М.
Фото: Альбом «Географическое описание. Белоруссия 1966 г...»
MAZ-529E-D-357M scraper (266 Kb) 266 Кб Скрепер МАЗ-529Е-Д-357М.
Фото: 18
MAZ-529E-D-357M scraper (30 Kb) 30 Кб Поздний вариант скрепера МАЗ-529Е-Д-357М.
Фото: rcforum.ru
MAZ-529E-D-357M scraper (147 Kb) 147 Кб Скрепер МАЗ-529Е-Д-357М 1971 года выпуска.
Фото: Госрезерв Скрепер
MAZ-529E-D-357M scraper (147 Kb) 147 Кб Скрепер МАЗ-529Е-Д-357М 1971 года выпуска.
Фото: Госрезерв Скрепер
MAZ-529E-D-357M scraper (165 Kb) 165 Кб Скрепер МАЗ-529Е-Д-357М 1971 года выпуска.
Фото: Госрезерв Скрепер
MAZ-529M-D-357M scraper picture (55 Kb) 55 Кб Самоходный скрепер МАЗ-529М-Д-357М.
Рисунок: Автомодельное бюро: МАЗ-529
MAZ-529E-D-357M scraper scheme (49 Kb) 49 Кб Скрепер МАЗ-529Е-Д-357М.
Схема: Машины для земляных работ - Бульдозеры. Скреперы

MAZ-529E dump truck (18 Kb) 18 Кб Землевоз на базе тягача МАЗ-529Е.
Фото: Безрельсовый транспорт
MAZ-529E truck with D-551 (DU-16) roller train (228 Kb) 228 Кб
Movie about MAZ-529E truck with D-551 (DU-16) roller train (4,7 Mb)
4,7 Мб
Тягач МАЗ-529Е с полуприцепным катком Д-551 (ДУ-16).
Фото: TechStory.ru специально для РС
DU-16 rollers (269 Kb) 269 Кб «Уплотнение земляного полотна тяжелыми пневмокатками, 1975 г.»
Фото: «Дороги Украины» 1978 год, photofile.ru
DE-7 snow-clear vehicle (26 Kb) 26 Кб Аэродромная снегоуборочная машина ДЭ-7.
Фото из коллекции Дмитрия Гладкого, 5
MKP-30-5 crane (97 Kb) 97 Кб Кран монтажный МКП-30-5 грузоподъемностью 30 т.
Фото из архива Туапсинского машиностроительного завода им. XI годовщины Октябрьской революции, 9

Источники:
1. ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ СССР
2. Автомобили СССР - автомобиль-тягач МАЗ-529Е
3. ПГ БАТМАСТЕР - Скрепер МАЗ-529И-Д357М
4. Могилевский Автомобильный завод имени С.М.Кирова (МоАЗ)
5. Газета "Автобизнес - Weekly" № 28 (477) от 14 июля 2005 г.
6. Л.М. Шугуров, «Автомобили Росии и СССР», История автомобиля в России
7. О ЗАВОДЕ МЗКТ
8. АВТО дайджест №505, 02.03.2007
9. TechStory.ru
10. Строительная техника и технологии 2002 г.
11. МАЗ-529Е. Автомобиль-тягач
12. Крепя ракетно-ядерный щит Отечества. Журнал МО Беларуси «Армия» №1, 2, 4-6, 2007 г.
13. 8Т26 - подъемный кран
14. Мелиоративные машины /Т.С.Борщов, Р.А. Мансуров, В.А. Сергеев.- Л.:Агропромиздат, 1985.-288с.
15. Самоходный скрепер. "За рулём" №12, 1974 г.
16. МоАЗ-522А. Г. Матвеев. "За рулём" №4, 1979 г.
17. «Дорога длинною в полвека». «Жыцце Палесся», 27.09.2003 г.
18. Одноосные тягачи МАЗ-529. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва — 1962 г.
19. Евгений Ухов, Cкульптурная революция "Я памятник себе воздвиг. Но рукотворный". Газета «Республика Татарстан» №162-163 (26799-26800) 11.08.2010





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх