:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










D-44 85-mm divisional gun (18 Kb) Д-44
85-ММ ДИВИЗИОННАЯ ПУШКА
 
D-44 85-mm divisional gun
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44.

Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола — 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п — 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью — за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной — 33 км/час. По проселочной дороге — 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной — 40 км/час. По асфальтовому шоссе — 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной — 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности — 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей — Н.Г. Кострулин, был удостоин Сталинской премией 1-й степени.

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.

Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение — 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз — активного типа. Тормоз отката — гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката — 580…660 мм, предельная — 675 мм. Затвор — вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм — винтового типа. Уравновешивающий механизм — толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический — С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.

Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.

Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть — двухколёсная. Колеса — размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки — торсионное.

В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П — 1050 м/с, бронепробиваемость — 110 мм с дистанции 1000 м.

Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.

В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).

Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ, использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.


Д-47. В 1947 году в КБ завода №9 была спроектирована «облегченная» 100-мм дивизионная пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес её в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда — 15,6 кг, начальная скорость — 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом №9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.

ЗИС-Д-44А. В конце 1947 года в КБ завода №9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (начальная скорость БТС — 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом №9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.

Д-44Н. В 1957 году часть раннее выпущенных пушек Д-44 подверглись незначительной модернизации (заводское обозначение — 52-П-367Н). В частности, пушки получили ночной прицел АПН2-7 или АПН3-7.

SD-44 85-mm self-propelled divisional gun (109 Kb) 
Пушка СД-44
СД-44. В 1948 году инженеры К.В. Беляевский и С.Ф. Комиссарик предложили идею орудия, которое могло бы передвигаться по полю боя без помощи буксировщика-тягача. Ими был выполнен эскизный проект самодвижущейся пушки, который 1 января 1949 года был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод №9 приступил к изготовлению опытного образца 85-мм самодвижущейся пушки СД-44, который был закончен в первом квартале 1950 года.

Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Так, на одну из станин пушки был установлен прикрытый кожухом двигатель М-72 Ирбитского мотоциклетного завода мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Передача мощности от двигателя обеспечивалась через карданный вал, дифференциал и полуоси на оба колеса орудия. КПП, ходящая в состав трансмиссии, обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода. На станинетакже закреплено сиденье для одного из номеров расчёта, выполняющего функции механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин. Там же устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток. СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите). Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.

В режиме самодвижения пушка передвигается стволом назад, при этом на ней размещается как расчёи, так и часть боекомплекта. СД-44 способна преодолевать подъёмы до 27°, броды глубиной до 0,5 м и снежные заносы высотой 0,30…0,65 м. Запас хода по булыжной мостовой — 220 км. На большие расстояния пушка бксируется колёсным или гусеничным тягачом с максимальной скоростью до 60 км/ч.

После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана (отдел Ю.К. Бессонова, в т.ч. конструкторы Н. Ширёв, Б.Г. Дудко). В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением Совмина №2329-1105сс от 19 ноября 1954 года первая отечественная пушка с самодвижением была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «85-мм самодвижущаяся пушка СД-44».

В 1954 году завод №9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году — еще 250. В 1957 году завод №9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 — СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.

Кроме Советской Армии, СД-44 состояла на вооружении армий Албании, Болгарии, ГДР, Кубы и Китая.

В середине 50-х началась разработка подвесных кабин, предназначавшихся для для десантирования пушки СД-44 с самолётов. Летом 1958 года успешно прошли испытания десантной кабины П-110 с парашютно-реактивной системой (вес в снаряженном состоянии с СД-44 — 3900 кг) для использования её с самолётами Ту-4Д.

 Характеристики 85-мм дивизионная пушка Д-44
Расчёт, чел 6 (7*)
Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)
Длина ствола, клб 55,1
Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)
Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)
Угол возвышения/склонения, град +35/-7
Угол горизонтальной наводки, град 54
Начальная скорость ОФС, м/с 793
Масса ОФС снаряда, кг 9,54
Максимальная дальность стрельбы ОФС , м 15820
Скорострельность, выстр./мин до 15
 * У СД-44

Early D-44 85-mm divisional gun (113 Kb) 113 Кб 85-мм дивизионная пушка Д-44. Мемориальный комплекс памяти В. Талалихина и летчиков 177-го истребительного полка в пос. Кузнечики (г. Подольск).
Фото: 6
Early D-44 85-mm divisional gun (133 Kb) 133 Кб На станине подольской пушки Д-44 стоит клеймо «1949 г.».
Фото: 6
Early D-44 85-mm divisional gun (120 Kb) 120 Кб 85-мм дивизионная пушка Д-44.
Фото: 6
Early D-44 85-mm divisional gun (80 Kb) 80 Кб Д-44 у дер. Хватов-Завод (Вяземский р-он, Смоленская обл.).
Фото: SIMON, smolbattle.ru
D-44 85-mm divisional gun (168 Kb) 168 Кб Дивизионная пушка Д-44 была установлена на постаменте на Октябрьской площади г. Быхов в 2010 году в честь 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (Могилевская обл., Республика Беларусь).
Фото: TRY, bykhov.net
Early D-44 85-mm divisional gun (85 Kb) 85 Кб 85-мм дивизионная пушка Д-44 в г. Химки (Московская обл.).
Фото: 5
Early D-44 85-mm divisional gun (50 Kb) 50 Кб Ранний вариант пушки Д-44.
Фото: 5
D-44 85-mm divisional gun (52 Kb) 52 Кб Поздний вариант пушки Д-44 в пос. Крекшино (Московская обл.).
Фото: 3
D-44 85-mm divisional gun (40 Kb) 40 Кб 85-мм дивизионная пушка Д-44.
Фото: Стрельбы
Early D-44 85-mm divisional gun (77 Kb) 77 Кб Д-44 у дер. Хватов-Завод (Вяземский р-он, Смоленская обл.).
Фото: SIMON, smolbattle.ru
D-44 85-mm divisional gun (18 Kb) 18 Кб Расчёт пушки Д-44 — 6 чел.
Фото: Д-44
D-44 85-mm divisional gun (12 Kb) 12 Кб Д-44 в Чечне.
Фото: Армейские фото
SD-44 85-mm self-propelled divisional gun (109 Kb) 109 Кб 85-мм самодвижущаяся пушка СД-44 в музее оружия «Линия Сталина» (г. Заславль, Беларусь).
Фото: 4
SD-44 85-mm self-propelled divisional gun (108 Kb) 108 Кб 85-мм самодвижущаяся пушка СД-44.
Фото: 4
SD-44 85-mm self-propelled divisional gun (166 Kb) 166 Кб 85-мм самодвижущаяся пушка СД-44.
Фото: 4
SD-44 85-mm self-propelled divisional gun (106 Kb) 106 Кб 85-мм самодвижущаяся пушка СД-44.
Фото: 4
SD-44 85-mm self-propelled divisional gun (87 Kb) 87 Кб Памятная табличка для механика-водителя на СД-44.
Фото: 3

Источники:
1. Шунков В.Н. Артиллерия. ООО «Попурри», 2001.
2. Противотанковая артиллерия - Военный паритет
3. 85-мм пушка Д-44 (фотосессия Макарова А.Н.)
4. SVSM Photo Gallery :: Soviet 85mm SD-44 Field Gun, "Stalin Line" Museum, Zaslavl', Belarus, by Vladimir Yakubov
5. 85-мм дивизионная пушка Д-44 (фотосессия Макарова А.Н.)
6. 85-мм противотанковая пушка Д-48 Форум сайта Exegi monumentum panzermehaniker.borda.ru





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


Loading...
© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх