|
КамАЗ-63968 «Тайфун» ЗАЩИЩЁННЫЙ АВТОМОБИЛЬ
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle
|
|
В 2010 году в инициативном порядке и за собственные стредства ОАО
«КАМАЗ» разработал и изготовил два макетных образца защищённых автомобилей семейства
«Тайфун» бескапотной компоновки с двигателем, расположенным за кабиной,
с колёсной формулой 6×6 и грузоподъёмностью 4 т: модульный КамАЗ-63968 и
корпусной КамАЗ-63969. 26 октября 2010 года
макетный образец КамАЗ-63968 на полностью оригинальном шасси камского производства
был представлен Дмитрию Медведеву в ходе его посещения НТЦ «КамАЗа».
У КамАЗ-63968 кузов и кабина представляют отдельные, независимые друг от друга модули, которые можно
легко заменить. Например, вместо бронированного кузова для десанта смонтировать кузов-контейнер для
специального оборудования или грузовую платформу для перевозки военных грузов.
Автомобиль оснащён двигателем КамАЗ-740.354-450 мощностью 450 л.с. (с возможностью увеличения
мощности до 550 л.с.). Крутящий момент передается через шестиступенчатую АКП
(её использование позволяет улучшить управляемость машины в сложных условиях), двухступенчатую раздаточную
коробку и ведущие мосты с планетарными редукторами. Применена автоматическая блокировка дифференциалов.
Эффективное торможение обеспечивают дисковые тормоза с антиблокировочной и противобуксовочной системами.
Оба макета из-за высокой нагрузки на переднюю часть автомобиля получили два передних управляемых моста
и один задний.
Одним из требований ТТЗ на ОКР
«Тайфун-К» являлось обеспечение защиты обитаемых отделений разрабатываемых изделий от проломов и расколов
основной брони при попадании гранат РПГ. Выполнение данного требования
осуществлено с помощью дополнительных навесных элементов: матов специальной конструкции с вероятностью
защиты не менее 0,75 (к корпусу бронеавтомобилей семейства «Тайфун-К» специальные маты устанавливаются
специальными ремнями, позволяющими их быструю установку и демонтаж); стандартных решетчатых экранов для
защита окон (при необходимости, предусмотрена установка тех же решёток по всему периметру корпуса).
Вход в бронированный модуль возможен как через откидывающуюся аппарель, так и через аварийную дверь с
механическим запором, дополнительно предусмотренную в составе аппарели. Полное опускание аппарели — не более 8 с,
закрытие не более 20 с. Конструктивно время закрытия аппарели может быть изменено по требованию заказчика
с помощью регулировки дросселей уменьшая-увеличивая подачу гидравлической жидкости в силовой цилиндр.
При выходе гидравлики из строя имеется возможность механическим способом открыть аппарель (прямое воздействие
на силовой цилиндр, который расположен в заброневом пространстве).
Шины боестойкие — 16.00 R20, со специальными противовзрывными вставками. Реализована автоматическая
подкачка шин и изменение уровня давления в шинах (от 1 до 4,5 атм) в зависимости от дорожного покрытия.
Колёса — 10.00-20. По словам главного конструктора по защищённым автомобилям НТЦ
ОАО «КАМАЗ» Вадима Измагилова «боестойкие колёса позволяют
после обстрела уйти автомобилю с поля боя на 50 км.»
По требованию МО модульный автомобиль вмещает 16 человек,
а в 3-х местной кабине предусмотрено одно спальное место. И в кабине, и в бронированном модуле установлен кондиционер.
Для большей противоминной стойкости сиденья в бронемодуле крепятся к фальшполу, который подвешен
к крыше автомобиля и не соприкасается с днищем. Каждое сиденье имеет ремни безопасности и подголовники
(для фиксации головы в случае подрыва). Имеются держатели для личного оружия. Рюкзаки, вещмешки размещаются
за сиденьями, также в салоне можно перевозить некоторые грузы, например палатку. При обстреле машины
подголовники можно снять и вести огонь через бойницы. На крыше предусмотрены эвакуационные люки, в случае
опрокидывания машины. На случай применения оружия массового поражения обеспечение пригодным для дыхания
воздухом обеспечивается ФВУ ФВУА-100А. «В салоне может
создаваться избыточное давление, что необходимо для преодоления заражённой территории», — добавляет
инженер-конструктор НТЦ ОАО «КАМАЗ»
Сергей Шапрунов.
На машине установлены 5 видеокамер — 2 спереди, остальные по бокам и сзади, что обеспечивает
круговой обзор экипажу в бронемодуле и водителю машины в случае повреждения лобового стекла, зеркал
заднего вида или недостаточной видимости через окна кабины. Кроме того, на любой из двух мониторов,
расположенных в кабине, может выводиться различная информация по техническому состоянию машины.
Возможно выведение изображения на мониторы как с одной камеры, так и со всех сразу. Камеры планировалось
бронировать и сделать дублирующими для бо́льшей надежности.
Возможна установка дистанционно управляемого пулеметного модуля, которым посредством пульта и изображения
с видеокамер будет управлять стрелок.
2 апреля 2013 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин провел тест-драйв макета бронеавтомобиля
КамАЗ-63968 «Тайфун». Мои личные впечатлени близки к мальчишескому восторгу», —
дипломатично заявил Рогозин ожидающим его журналистам, сравнив этот универсальный бронированный
автомобиль повышенной защищенности с боевым слоном. В целом Рогозин позитивно отозвался о КАМАЗе:
дважды акцентировал внимание на скорости исполнения заказа, сообщив, что предприятие часто своими
идеями опережает поручения минобороны, предлагая решения, которые еще только формируются в госзаказе.
Однако, похвалив КАМАЗ, Рогозин многозначительно отметил, что крайне важно сохранять конкуренцию идей
и талантов.
- Мы старались, чтобы в техзаданиях, которые выдавались нам министерством обороны, содержались
параметры, которые хотя бы на ступеньку опережали то, что сегодня есть в войсках НАТО, — отметил
гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. — Этого мы добиваемся,
но в том, где у нас есть компетенция. С моей точки зрения, у нас это получилось.
В 2010-2013 годах макетный образец КамАЗ-63968 проходил испытания, в частности были проведены лабораторные
работы и ходовые испытания. По результатам предварительных испытаний в целом конструкция автомобиля
подверглась переработке в части оптимизации процесса сборки-разборки автомобиля и его техобслуживания.
От бронирования модульного варианта, защищающего от пуль 14,5 мм, отказались в первую очередь
для облегчения массы автомобиля в целом, в том числе и для обеспечения повышения грузоподъёмности шасси для
монтажа изделий ВВТ. Теперь, на модульных вариантах
(КамАЗ-63968, КамАЗ-63988) реализована только защита от обстрела из 7,62-мм стрелкового оружия с
пулей Б3 от СВД.
В рамках Госконтракта для нужд МО РФ
была разработана конструкторская документация для изготовления двух опытных образцов для проведения
предварительных испытаний под контролем Заказчика. Процесс изготовления опытных образцов начался в первой
половине 2013 года. Разработка автомобилей должна завершиться в 2014 году.
продолжение следует…
Характеристики |
первый макет КамАЗ-63968 |
КамАЗ-63968 «Тайфун-К» |
Колёсная формула |
6×6 |
Длина, мм |
8200 |
Ширина, мм |
2545 |
2550 |
Высота, мм - по кабине - общая |
3125 3300 |
2930 н/д |
База, мм |
2400 + 2710 |
Дорожный просвет, мм |
регулируемый, 185…575 |
регулируемый, max 420 |
Радиус поворота, м |
менее 10,0 |
Масса снаряженного автомобиля, т |
18,5 |
17,0 |
Полная масса автомобиля, т |
22,5 |
21,0 |
Масса буксируемого прицепа, т |
н/д |
8,0 |
Двигатель: |
модель |
КамАЗ-740.354-450 |
КамАЗ-740.60-450 |
тип |
дизельный, V-8 с турбонаддувом (многотопливный) |
максимальная мощность, кВт/л.с. |
331/450 |
Максимальная скорость, км/ч |
100 |
Запас хода по топливу, км |
1200 |
н/д — нет данных |
|