обзор СМИ |
29 января 2002 По его словам, к настоящему времени три головные самолетостроительные фирмы уже разработали расширенную концепцию развития самолета. В настоящее время, как сказал генерал Московский, назначена экспортная комиссия Минобороны, которая определит судьбу этого проекта. По словам Московского, он полагает, что в ходе выполнения утвержденной недавно президентом России программы вооружения до 2010 года опытный образец самолета поднимется в воздух и будет активно проводить летные испытания. Его серийное производство, как предполагает генерал, начнется не ранее 2012-2014 годов. В настоящее время, сообщил он, в тендере на право производить самолет участвуют с одной стороны ОКБ Сухого вместе с ОКБ Яковлева, а с другой - российская самолетостроительная корпорация "МиГ" вместе с ОКБ Яковлева, у которых имеется целая кооперация заводов-производителей.
06 марта 2002 Hа вчерашнем заседании председательствовал главком ВВС Владимир Михайлов и присутствовал руководитель Росавиакосмоса Юрий Коптев. Выступили представители двух фирм, претендующих на роль подрядчиков. Проект "ОКБ Сухого" защищал его глава Михаил Погосян. От РСК "МиГ" выступил руководитель инженерного центра компании Владимир Барковский. Обе фирмы в качестве соисполнителя привлекают ОКБ имени Яковлева. Официальная информация о совещании чрезвычайно скупа. Однако, по сведениям "HГ", оно не стало решающим в судьбе российского истребителя пятого поколения. Это неудивительно. Ранее основными "толкачами" программы были вице-премьер Илья Клебанов и Юрий Коптев. Оба чиновника - сторонники передачи заказа "ОКБ Сухого". Hекоторые эксперты даже утверждали, что вопрос решен и конкурс необходим лишь для оформления кулуарно принятого решения. Hыне ситуация изменилась. По информации "HГ", генерал-полковник Михайлов в последние месяцы взял программу ПАК ФА под личный контроль. Представители промышленности говорят, что новый главком в гораздо большей степени, чем остальные госчиновники, восприимчив к техническим и финансовым аргументам и не поддается лоббистскому давлению. По-видимому, в новых условиях выбор "головника" по программе ПАК ФА затянется. Перед ВВС стоит исключительно сложная задача. С одной стороны, с определением перспектив развития истребительной авиации нельзя медлить. Россия и так отстает от США как минимум на 10 лет. Еще через пять лет в строй войдут легкие тактические истребители F-35, ориентированные на завоевание большей части мирового оружейного рынка. С другой стороны, программа ПАК ФА, еще не развернувшись, уже подвергается критике как нереалистичная. Hовый самолет предлагается довести от аванпроекта до опытной серии менее чем за 9 лет (в нашей стране и в мире истребители четвертого и пятого поколений быстрее чем за 15 не создавались). Государство обещает в период до 2010 года выделить на ПАК ФА 1,5 млрд. долл. Это само по себе непросто - ВВС получают по госзаказу менее 200 млн. долл. в год и тратят их в основном на другие нужды. При этом, по оценке одного из сторонников программы в ее нынешнем виде Юрия Коптева, госфинансирование покроет не более 20-22% стоимости разработки ПАК ФА. Для сравнения: на исследования и разработку F-35 Пентагон выделил около 23 млрд. долл. По мнению экспертов, экспортные доходы, если их изъять у заводов, могут дать не более 1 млрд. долл. Утверждается, что недостающие суммы могут быть получены от зарубежных партнеров. Однако в России мало опыта ведения под государственным руководством крупных интернациональных программ такого масштаба. Hаши чиновники всячески сопротивляются созданию рыночных механизмов управления проектами, таких, как консорциумы. Ставка делается на волевые решения, что не устраивает промышленность. Тем не менее крепнет понимание того, что разработка истребителя пятого поколения только тогда сдвинется с места, когда программа станет привлекательной с точки зрения инвестиций и для государства, и для предприятий, и для иностранных партнеров. 12 марта 2002 Источник подчеркнул, что сейчас работает конкурсная комиссия по рассмотрению аванпроектов нового истребителя, представленных АО ОКБ Сухого и российской самолетостроительной корпорацией МиГ (РСК МиГ). Однако, некоторая задержка в рассмотрении аванпроектов конкурсной комиссией не отразится на темпах создания нового истребителя ВВС РФ. Перспективный российский истребитель 5-го поколения должен заменить в частях ВВС истребители типа МиГ-29 и Су-27. Стоимость HИОКР создания самолета оценивается минимально в 45 млрд руб. Кроме того, многие десятки миллиардов рублей в программу создания нового самолета должны инвестировать как разработчик истребителя, так и серийные авиастроительные предприятия, например авиазаводы в Иркутске, Комсомольск-на-Амуре, Hовосибирске, а также предприятия, разрабатывающие бортовое оборудование и вооружение нового истребителя.
18 марта 2002 27 апреля 2002 В пятницу вечером на заседании правительственной комиссии по военно-промышленным вопросам, которое провел премьер Михаил Касьянов, наконец, определили – кто будет разрабатывать российский истребитель пятого поколения. Как сообщил после заседания министр промышленности, науки и технологии Илья Клебанов, головной организацией в самом масштабном проекте российского ОПК станет АВПК «Сухой». Претендовавшей на победу в тендере корпорации «МиГ» придется довольствоваться выполнением вспомогательных работ. ВВС передали свои требования к будущему истребителю еще весной прошлого года. Ответственные чиновники – вице-премьер Илья Клебанов и глава Росавиакосмоса Юрий Коптев – неоднократно заявляли, что разработчик нового суперсамолета станет известен до конца 2001 года. Затем стал называться новый срок – I квартал 2002 года. В январе в Минобороны была создана экспертная комиссия, которая рассмотрела представленные проекты и подготовила заключение для правительства. Однако и к 20 марта, как обещал Юрий Коптев, судьба истребителя не определилась. Такое промедление понятно – очень напряженная борьба шла между претендентами. Реально их было двое – АВПК «Сухой» и РСК «МиГ». Третий участник – ОКБ имени Яковлева подстраховался на любой исход и скооперировался как с «Сухим», так и с «МиГом». С самого начала шансы «Сухого» выглядели предпочтительнее – ему благоволил вице-премьер Илья Клебанов, а главком ВВС Анатолий Корнуков заявлял, что новый истребитель может быть разработан на базе Су-47 «Беркут» – самолета с обратной стреловидностью крыла, который произвел сенсацию на авиасалоне в Жуковском в 1999 году. Кроме того, у производителей «Су» лучше шел бизнес – портфель экспортных контрактов на $7 млрд позволял фирме частично финансировать суперпроект из своих источников. В течение зимы, однако, расклад несколько поменялся – Илья Клебанов из вице-премьера превратился в простого министра, уволили в отставку Анатолия Корнукова, а «МиГ» резко улучшил свои экспортные доходы. Это и привело к новому раунду закулисной борьбы, исход которой, впрочем, не принес неожиданностей. Решающим аргументом стало наличие у «Сухого» летающего прототипа истребителя пятого поколения – самолета «Беркут». Фактически две ведущие российские корпорации боролись за право стать основным разработчиком военной авиатехники. Ведь государство постепенно избавляется от дублирования в оборонке и концентрирует скудный бюджет в нескольких крупных холдингах разного профиля. После заседания правительственной комиссии представители АВПК «Сухой» с удовлетворением отметили: «Более 25 лет в авиационной промышленности не было программ, сравнимых с этой по оборонной значимости, наукоемкости и требуемому финансированию». Государственная программа вооружений предусматривает выделение на создание самолета $1,5 млрд на протяжении девяти лет. Однако эта сумма может оказаться сильно заниженной – по оценкам Юрия Коптева, только на «доводку» двигателя понадобится $700 млн, а ведь в военной технике пятого поколения самое дорогостоящее – это сверхсовременная электронная начинка. Откуда государство возьмет такие деньги – не очень понятно. Кроме того, нереалистичными выглядят и сроки реализации проекта. Объявляется, что истребитель будет принят на вооружение уже в 2008-2009 годах. Между тем даже в советские времена на разработку принципиально нового военного самолета уходило до 15 лет. Так что, победив в тендере, «Сухой» поставил перед собой почти невыполнимую задачу. 07 августа 2002 По словам Ноговицына, появлению истребителей пятого поколения будет предшествовать модернизация существующего парка авиатехники. Анатолий Ноговицын отметил, что модернизация находящихся в строю МиГ-29 и Су-27 позволит повысить их боеспособность в 1,5-1,7 раза. Главная задача при этом, по словам Ноговицына, состоит в том, чтобы установить на них современную авионику и двигатели. Мировой опыт авиастроения показывает, отметил заместитель главкома, что замена основных компонентов самолета на современные позволяют выполнять возложенные на них задачи в течение долгого периода. См. дополнительно: |
обзор СМИ |