Второе высшее образование без егэ на https://vuzclick.ru/vtoroe-vysshee-bez-ege


S-300PMU-2 Favorit surface-to-air missile system (32 Kb) С-300П
зенитная ракетная система
 
S-300P/SA-10 GRUMBLE
surface-to-air missile system
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Создание ЗРС, предназначенной для замены ЗРС С-75, началось в середине 60-х годов по инициативе командования войск ПВО страны и КБ-1 Министерства радиопромышленности. Первоначально предполагалось разработать унифицированную противосамолетную ЗРС С-500У для ПВО, сухопутных войск и флота, но в дальнейшем, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого рода войск, было решено разработать по единым ТТТ максимально унифицированную противосамолетную и противоракетную ЗРС С-300, предназначенную для армии (вариант С-300В, головной разработчик — НИИ-20), ВМФ (С-300Ф, ВНИИ «Альтаир») и войск ПВО (С-300П, НПО «Алмаз» под руководством академика Бориса Бункина). Однако глубокой межвидовой унификации систем, создание которых велось в различных коллективах под весьма противоречивые требования, в то время достичь так и не удалось. Так, в системах С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения.

Итак, зенитно-ракетные войска должны были получить новую ЗРС средней дальности С-300П, предназначенную для обороны административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военных баз от ударов стратегической и тактической авиации, а также КР.

Принципиальными особенностями новой системы ПВО должны были стать высокая мобильность и способность одновременного обстрела нескольких целей, обеспеченная многофункциональной РЛС с ФАР с цифровым управлением положения луча. (Ни один существовавший к тому времени зарубежный ЗРК не обладал свойствами многоканальности. Отечественный многоканальной комплекс С-25, а также, так и не принятый на вооружение ЗРК «Даль» были выполнены в стационарных вариантах.) Основой системы стали ракеты типа 5В55. Ракета выбрасывалась из трубы ТПК при помощи газовой катапульты на высоту 20 м, одновременно раскрывались ее управляющие аэродинамические поверхности. Газовые рули по командам автопилота разворачивали ракету на заданный курс, и после включения маршевого одноступенчатого двигателя, она устремлялась к цели.

 5P85 missile launcher of S-300PT surface-to-air missile system (44 Kb)
ПУ 5П85 ЗРС С-300ПТ
Испытания элементов ЗРС С-300П, разрабатывавшейся под руководством Генерального конструктора НПО «Алмаз» Б.В. Бункина, проводились на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) начиная с середины 70-х годов.

В 1978 году на вооружение был принят первый вариант комплекса — транспортируемый С-300ПТ (кодовое обозначение НАТО — SA-10A Grumble). Батарея С-300ПТ состояла из трех ПУ 5П85 (по 4 ТПК), кабины РПН (Ф1) и кабины управления (Ф2).

В 1980 году разработчикам системы С-300ПТ была присуждена Государственная премия. Выпуск ЗРС С-300ПТ продолжался до начала 80-х годов. В середине 80-х комплекс прошел ряд модернизаций, получив обозначение С-300ПТ-1.



5P85D missile launcher of S-300PS surface-to-air missile system (23 Kb) 
ПУ 5П85Д ЗРС С-300ПС
В 1982 году на вооружение войск ПВО был принят новый вариант ЗРС С-300П — самоходный комплекс С-300ПС (кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble), разработанный в НПО «Алмаз» под руководством главного конструктора Александра Леманского. Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. В его состав вошла усовершенствованная ракета 5В55Р, которая наводилась по принципу «сопровождение цели через ракету» и ЗУР 5В55КД с увеличенной до 90 км дальностью стрельбы.

 5N63S target illumination and missile guidance radar (36 Kb)
Машина 5Н63С
Дивизион С-300ПС включает 3 батареи ЗРК, каждая из которых состоит из трех самоходных ПУ на шасси МАЗ-543М и одной машины 5Н63С, состоящей из совмещенных кабин РПН Ф1С и боевого управления Ф2К на одном шасси МАЗ-543М. Пусковые установки делятся на одну основную 5П85С с кабиной подготовки и управления стартом Ф3С и системой автономного электропитания 5С18, и две дополнительные 5П85Д, оснащенные только одной системой автономного электропитания 5С19. Батарея может одновременно обстреливать 6 целей, по две ракеты на каждую, чтобы гарантировать высокий коэффициент поражения.

Новые технические средства, введенные в состав ЗРС С-300ПТ-1 и С-300ПС, значительно расширили их боевые возможности. Для обмена телеметрической информацией с командным пунктом ПВО, расположенным на удалении более 20 км от дивизиона, было задействовано антенно-мачтовое устройство «Сосна» на шасси ЗиЛ-131Н. При автономном ведении боевых действий ЗРС в отрыве от командного пункта дивизиону С-300ПС может придаваться всевысотная трехкоординатная РЛС 36Д6 или 16Ж6. Возможности по обнаружению маловысотных целей удалось значительно расширить, введя в состав комплекса НВО 5Н66М, созданного в НПО «Утес» под руководством Льва Шульмана.

Target illumination and missile guidance radar (8 Kb) 
РПН на вышке 40В6М
Конструкция РПН и НВО позволяет поднимать их антенные посты с помощью специальных вышек, что дает возможность создавать сплошное информационное поле на предельно малых высотах в условиях лесистой и холмистой местности и без ограничений вести стрельбу по крылатым ракетам и другим маловысотным целям. Для этого применяется универсальная передвижная вышка 40В6 (40В6М) высотой 24,4 м, транспортируемая автомобилем МАЗ-537. При этом дальность низкого обнаружения достигает 32-43,2 км, а область дальнего возрастает до 90 км и более. В дальнейшем на базе 40В6М была разработана еще более высокая (39 м) двухсекционная вышка 40В6МД, которую, несмотря на солидную высоту, можно установить на необорудованной позиции в течение двух часов.

В 1989 году появляется экспортный вариант системы С-300ПС — С-300ПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble). Кроме незначительных изменений в составе оборудования, экспортный вариант отличается еще и тем, что ПУ предлагаются только в варианте транспортируемом на полуприцепах (5П85Т). Для оперативного технического обслуживания система С-300ПМУ может комплектоваться мобильной ремонтной станцией ПРБ-300У.

The 5P85TE launcher-trailer which is towed by the KrAZ-6446 truck-tractor of S-300PMU-1 surface-to-air missile system (136 Kb!) 
ПУ С-300ПМУ-1
Дальнейшим развитием комплекса стала ЗРС С-300ПМ и ее экспортный вариант — С-300ПМУ-1 (кодовое обозначение НАТО — SA-10D Grumble). Разработка усовершенствованного варианта комплекса началась в 1985 году. Впервые С-300ПМУ-1 был показан на авиасалоне «Мосаэрошоу-92» в г. Жуковском, а через год его возможности были продемонстрированы во время показательных стрельб в ходе международной выставки вооружений «IDEX-93» (Абу-Даби, ОАЭ). В 1993 году комплекс С-300ПМ был принят на вооружение.

Глубокая модернизация была направлена на повышение автоматизации боевых действий, возможностей поражения современных баллистических ракет со скоростями 2800 м/с, повышение дальности действия радаров, замену элементной базы и ЭВМ, совершенствование программного обеспечения ЭВМ и ракет, сокращение количества единиц основного оборудования. Важным достоинством ЗРС С-300ПМ является высокая приспособленность ее средств к длительному нахождению на боевом дежурстве.

С-300ПМ способна практически со стопроцентной вероятностью перехватывать и уничтожать самые современные боевые самолеты, стратегические крылатые ракеты, тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты и другие средства воздушного нападения во всем диапазоне их боевого применения, в том числе и при воздействии интенсивных активных и пассивных помех.

 54K6 combat control station (26 Kb)
ПБУ 54К6
Комплекс выпускается как в мобильном варианте, на шасси автомобилей высокой проходимости типа МАЗ-543М, так и в более дешевом буксируемом варианте, элементы которого размещены на трейлерах, буксируемых трехосными седельными тягачами повышенной проходимости КрАЗ.

В состав батареи С-300ПМ входит РПН 30Н6 (30N6E), до 12 ПУ 5П85С/5П85Т (5P85SE/5P85TE) с четырьмя ЗУР 48Н6 (48N6E) на каждой, а также средства транспортировки, технической эксплуатации и хранения ракет, в том числе машина 82Ц6 (82Ts6E). Для обнаружения маловысотных целей батарея может оснащаться НВО 76Н6, имеющего высокую степень защищенности от отражений земной поверхности.

До шести батарей С-300ПМ (батальон ПВО) координируются КП средств управления 83М6 (83M6E), состоящим из ПБУ 54К6 (54K6E) и РЛО целей на средних и больших высотах 64H6 (64N6E).

64N6 'Tombstone' long-range surveillance radar (20 Kb) 
РЛО 64H6
Полностью автоматический РЛО 64H6 обеспечивает КП системы информацией об аэродинамических целях вкруговую и баллистических целях в заданном секторе, находящихся на дальностях до 300 км и летящих на скоростях до 2,78 км/с.

ПБУ 54К6 получает и обобщает информацию о воздушной обстановке от различных источников, управляет огневыми средствами, принимает команды управления и информацию о воздушной обстановке от КП зоны ПВО, оценивает степень опасности, производит целераспределение по ЗРС, выдает целеуказания по предназначенным для уничтожения целям, а также обеспечивает устойчивость боевой работы ЗРС в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия.

Батарея способна вести боевые действия автономно. Многофункциональный РПН 30Н6 обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение целей, осуществляет все операции, связанные с подготовкой и ведением стрельбы. Одновременно батарея может обстреливать до 6 целей различного типа, по каждой из которых может произведен одиночный пуск или залп из двух ракет. Темп стрельбы составляет 3 с.

S-300PMU-2 Favorit surface-to-air missile system (32 Kb) 
ПУ С-300ПМУ-2
В 1995-1997 годах была проведена очередная модернизация системы, которая получила название С-300ПМУ-2 «Фаворит» (кодовое обозначение НАТО — SA-10E Grumble). Россия впервые показала её на выставке МАКС-97, а показательные стрельбы за рубежом впервые прошли в Абу-Даби на выставке «IDEX-99».

Создание нового комплекса, в значительной степени ориентированного на экспортные поставки, было обусловлено стремлением приблизить «антиракетные» возможности ЗРС типа С-300П к потенциалу армейского комплекса С-300В при одновременном увеличении «противовоздушного» потенциала. Эта задача в последние годы вышла на первый план и стала еще более актуальной после «Бури в пустыне».

ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» предназначена для высокоэффективной защиты важнейших объектов государства и вооруженных сил от массированных ударов современных и перспективных самолетов, стратегических крылатых ракет, тактических и оперативно-тактических ракет и других средств воздушного нападения во всем диапазоне высот и скоростей их боевого применения, в том числе и в сложных условиях РЭП. По сравнению с С-300ПМУ-1 в новой системе:

  • повышена эффективность поражения баллистических целей ракетой 48Н6Е2 с обеспечением инициирования (подрыва) боевого заряда цели;
  • повышена эффективность работы системы по аэродинамическим целям, в том числе по малозаметным целям на предельно малых высотах, в сложной тактической и помеховой обстановке;
  • увеличена дальняя граница зоны поражения аэродинамических целей до 200 км, в том числе при стрельбе вдогон;
  •  The FT-2000 is a Chinese developed enhancement to the Russian S-300PMU-1 missile system (54 Kb)
    Китайский ЗРК FT-2000
    расширены информационные характеристики КП систем управления 83М6Е2 по обнаружению и сопровождению баллистических целей с сохранением сектора обнаружения аэродинамических целей;
  • расширена возможность ПБУ 54К6Е2 по работе с системами С-300ПМУ-2, С-300ПМУ-1, С-300ПМУ и С-200ВЭ (С-200ДЭ предположительно) в любом их сочетании;
  • повышены характеристики системы при ведении автономных боевых действий за счет применения автономного средства целеуказания нового поколения — РЛС 96Л6Е;
  • обеспечено интегрирование ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» в различные системы противовоздушной обороны, в том числе работающие в стандартах НАТО;
  • реализована возможность использования наряду с ракетами 48Н6Е2 ракет 48Н6Е системы С-300ПМУ-1.

    Комплекс С-300ПМУ-2 может также оснащаться новыми ракетами разработки МКБ «Факел» 9М96 и 9М96М (в экспортном исполнении 9М96Е и 9М96Е2). Смешанный вариант оснащения был продемонстрирован на выставке МАКС-99 в августе 1999 года.

    По мнению специалистов, в настоящее время «Фаворит» является самой универсальной в мире системой ПВО, имеющей значительный экспортный потенциал. В этот вариант могут быть доработаны и более рание экспортные ЗРС С-300ПМУ и С-300ПМУ-1.

     Характеристики ЗРС С-300ПТ С-300ПС
    (С-300ПМУ)
    С-300ПМ
    (С-300ПМУ-1)
    С-300ПМУ-2
    Год принятия на вооружение 1978 1982 1993 1997
    Тип ЗУР 5В55К 5В55К/5В55Р (48Н6) 48Н6 (48Н6Е) 48Н6Е2
    Сектор обзора РПН (по азимуту), град. 60 90 90 90
    Границы зоны поражения, км:        
    - дальняя (аэродинам. цель) 47 47/75 (90) до 150 до 200
    - дальняя (БРМД) - -/-(25) до 40 до 40
    - ближняя 5 5/5 3-5 3
    Высота поражения цели, км:        
    - минимальная (аэродинам. цель) 0,025 0,025/0,025 0,01 0,01
    - минимальная (баллистич. цель) - - 0,006 н/д
    - максимальная (аэродинам. цель) практ. потолок 25/27(27) 27 27
    - максимальная (баллистич. цель) - - (н/д) 25 н/д
    Максимальная скорость ЗУР, м/с до 2000 до 2000 до 2100 до 2100
    Скорость поражаемых целей, м/с        
    - минимальная н/д н/д н/д н/д
    - максимальная 1300 1300 1800 1800
    - при стрельбе по целеуказанию - - до 2800 до 2800
    Число сопровождаемых целей до 12 до 12 до 12 до 12
    Число обстреливаемых целей до 6 до 6 до 6 до 36
    Число одновременно наводимых ракет до 12 до 12 до 12 до 72
    Темп стрельбы, сек 5 3-5 3 3
    Вероятность поражения:
    - аэродинамической цели
    - баллистической цели

    н/д

    н/д

    0,8..0,93
    0,5..0,77

    н/д
    0,8..0,86
    Время развертывания/свертывания, мин. до 90/ до 90 5/5 5/5 5/5
    Метод наведения ракеты:        
    - радиокомандный 5В55К 5В55К - -
    - через ракету - 5В55Р (48Н6) 48Н6 48Н6Е2
    Количество ракет в комплексе до 48 до 48 до 32 (48) до 32 (48)
     н/д — нет данных
    [an error occurred while processing this directive]


  • 5P85 missile launcher of S-300PT surface-to-air missile system (44 Kb) 44 Кб ПУ 5П85 ЗРС С-300ПТ в экспозиции ЦМВС в Москве.
    Фото: В. Степанов, 4
    5P85 missile launcher scheme of S-300PT surface-to-air missile system (14 Kb) 14 Кб Схема транспортируемой ПУ 5П85 ЗРС С-300ПТ в походном положении.
    Схема: 4
    5P85 missile launcher scheme of S-300PT surface-to-air missile system (22 Kb) 22 Кб Схема транспортируемой ПУ 5П85 ЗРС С-300ПТ в боевом положении.
    Схема: www.bingqi.net

    5P85S transporter-erector-launcher vehicle of S-300PS surface-to-air missile system (64 Kb) 64 Кб
    S-300PS in action (233 Kb!)
    233 Кб!
    Основная ПУ 5П85С ЗРС С-300ПС установлена на шасси МАЗ-543М.
    Фото: www.bingqi.net
    5P85S missile launcher of S-300PS surface-to-air missile system (77 Kb) 77 Кб ПУ 5П85С ЗРС С-300ПС. На переднем плане - система автономного электропитания 5С18А. Празднование 200-летия Кировского завода. Санкт-Петербург, 26 мая 2001 г.
    Фото: Д. Истюфеев, 4
    5P85D missile launcher of S-300PS surface-to-air missile system (382 Kb) 382 Кб ПУ 5П85Д ЗРС С-300ПС.
    Фото: «Мир грузовиков 1999», LiveGuns.ru
    5P85D missile launcher of S-300PS surface-to-air missile system (28 Kb) 28 Кб ПУ 5П85Д ЗРС С-300ПС.
    Фото: AUTOCENTRE.UA - Авто Центр
    Ukrainian 5P85D missile launcher of S-300PS surface-to-air missile system (23 Kb) 23 Кб ПУ 5П85Д ЗРС С-300ПС ВС Украины.
    Фото: c-300
    MAZ-543M (8x8) special wheeled chassis (60 Kb) 60 Кб ПУ 5П85Д ЗРС С-300ПС.
    Фото: Автосити 21
    MAZ-543M (8x8) special wheeled chassis (86 Kb) 86 Кб ПУ 5П85Д ЗРС С-300ПС.
    Фото: Автосити 21
    5T85-2 missiles transporter (459 Kb) 459 Кб ТМ 5Т58-2 ЗРС С-300ПС. Показ военной техники на праздновании 100-летия ВВС в Екатеринбурге, 18 августа 2012 г.
    Фото: flagmin, rcforum.ru
    5T85-2 missiles transporter (411 Kb) 411 Кб ТМ 5Т58-2 ЗРС С-300ПС. Показ военной техники на праздновании 100-летия ВВС в Екатеринбурге, 18 августа 2012 г.
    Фото: flagmin, rcforum.ru

    5P85DU missile launcher of S-300PM surface-to-air missile system, 1990 (142 Kb) 142 Кб ПУ 5П85ДУ ЗРС С-300ПМ военном параде 9 мая 1990 года на Красной площади в Москве.
    Фото: military.cz
    Chinese 5P85TE missile launchers of S-300PMU surface-to-air missile system (19 Kb) 19 Кб ПУ 5П85ТЭ ЗРС С-300ПМУ ВС Китая.
    Фото: SA-10
    The 5P85TE launcher-trailer which is towed by the KrAZ-6446 truck-tractor of S-300PMU-1 surface-to-air missile system (136 Kb!) 136 Кб! ПУ 5П85ТЭ ЗРС С-300ПМУ-1 с тягачом КрАЗ-6446.
    Фото: www.bingqi.net

    S-300PMU-2 system was revealed at the 1997 MAKS air show in Zhukovsky (18 Kb) 18 Кб ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» на выставке МАКС-97.
    Фото: Missile News: The 1997 Moscow Air Show
    5P85SE2 missile launcher of S-300PMU-2 Favorit surface-to-air missile system (48 Kb) 48 Кб ПУ 5П85СЭ2 ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» на шасси МАЗ-543М.
    Фото: 3
    5P85TE2 missile launcher of S-300PMU-2 Favorit surface-to-air missile system (51 Kb) 51 Кб ПУ 5П85ТЭ2 ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» с тягачом КрАЗ-260В.
    Фото: ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
    S-300PMU-2 Favorit surface-to-air missile system (32 Kb) 32 Кб На выставке МАКС-99 был продемонстрирован вариант ПУ 5П85СЭ2 ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» с тремя ТПК для 48Н6Э2 и четырьмя - для 9М96Э.
    Фото: Ivan Motlik, 4

    Target illumination and missile guidance radar (8 Kb) 8 Кб
    5N63S radar in action (60 Kb)
    60 Кб
    Антенный пост РПН на универсальной вышке 40В6М.
    Фото: С-300
    Radars of S-300P system scheme (15 Kb) 15 Кб Схема устанавливаемых на универсальную вышку 40В6М РЛС.
    Схема: www.bingqi.net
    A derelict 40V6M mast system in stowed configuration, above tow tractor end, below antenna head end (642 Kb) 642 Кб Универсальная вышка 40В6М.
    Фото: 40V6M/40V6MD Universal Mobile Mast
    40V6M Universal Mobile Mast (74 Kb) 74 Кб Универсальная вышка 40В6М.
    Фото: 5
    40V6M Universal Mobile Mast (58 Kb) 58 Кб Универсальная вышка 40В6М.
    Фото: 5
    MAZ-543M support vehicle (20 Kb) 20 Кб При действии в малонаселенных районах дивизион ЗРС может оснащаться МОБД на шасси МАЗ-543М, в состав которого входит четыре блока: столовая, общежитие, караульное помещение с башенной пулеметной установкой и энергоблок.
    Фото: Bereg support vehicle

    Источники:
    1. С.М. Ганин, А.В. Карпенко «Зенитный ракетный комплекс С-300». «Невский Бастион», 1998.
    2. «Авиапанорама» июль-август 1999 г.
    3. ФПГ «Оборонительные системы»
    4. Вестник ПВО
    5. Застрял » MediaPlus






    GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»