|
БАЗ-135МБ СПЕЦИАЛЬНОЕ КОЛЁСНОЕ ШАССИ
BAZ-135MB special wheeled chassis
|
|
В конце 1961 года серийное производство СКШ
ЗиЛ-135К, предназначенное для мобильного
ракетного комплекса 2К17, передали из Москвы
на Брянский автозавод, где в рекордно короткий срок оно было
запущено в производство.
Первый автомобиль ЗиЛ-135К был собран на БАЗе в 1962 году.
Когда эта машина выходила из цеха, собралось большое количество работников завода и
рабочих сборочного цеха (начальник СЦ-2 А.Д. Терновский), приветствующих первенца —
ЗиЛ-135К собственного производства. За рулём автомобиля находился главный инженер
завода Ярослав Николаевич Русанов.
| |
ПУ на базе ЗиЛ-135К |
Всё время пока на БАЗе производился ЗиЛ-135К,
АКП для него (из-за отсутствия
специального оборудования в Брянске эти сложные агрегаты делать не могли)
поставляло высокооснащенное инструментальное производство ЗиЛа.
Однако и здесь были свои трудности, поэтому следующую модель шасси —
ЗиЛ-135ЛМ, предназначенную к
серийному производству в Брянске, в СКБ
ЗиЛа переоснастили на более простую в
производстве — механическую трансмиссию.
В декабре 1964 года первые 10 собранных на БАЗе
машин ЗиЛ-135ЛМ (ведущий конструктор — А.Н. Нарбут, серийное производство — с 1966
года) были переданы на завод «Баррикады» (г. Волгоград) для монтажа
ПУ 9П113 (шасси ЗиЛ-135ЛМ)
и ТЗМ 9Т29 (шасси ЗиЛ-135ЛТМ) для
ОТРК 9К52
«Луна-М». В этом качестве машины широко применялись в Советской Армии,
в армиях союзников, а также в Египте (с 1968 года выпускался тропический
вариант шасси для ПУ 9П113 —
ЗиЛ-135ЛМТ), Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане.
| |
РСЗО «Ураган» |
На БАЗе, даже разрабатывая собственные модели, в течение долгих
десятилетий придерживались тех решений, которые впервые были разработаны
в СКБ ЗиЛа.
В результате за более чем 25-летний период производства шасси
ЗиЛ-135ЛМ подвергалось лишь мелким усовершенствованиям:
ввели телескопические гидроамортизаторы, поршневые пневмоусилители
тормозов (вместо диафрагменных), усилители привода сцеплений, новый
щиток приборов, более совершенный отопитель кабины.
В феврале 1972 года на базе шасси ЗиЛ-135ЛМ Машиностроительный
завод им. В.И. Ленина (ныне — ОАО
«Мотовилихинские заводы») построил первые опытные ПУ 9П140 и
ТЗМ 9Т452 для 220-мм РСЗО
9К57 «Ураган». Ко времени принятия
«Урагана» на вооружение в 1975 году, ЗиЛ-135ЛМ прошёл модернизацию,
сводившуюся к установке устройств, обеспечивающих работу надстроек.
Машина получила новый индекс — ЗиЛ-135ЛМП.
Выпуск ЗиЛ-135ЛМ/ЗиЛ-135ЛМП был прекращён в 1994 году. Всего было
построено более 5000 экземпляров.
* * *
Ещё в конце 1963 года из СКБ ЗиЛа
на Брянский автозавод поступили
чертежи шасси ЗиЛ-135М,
предназначенного для для монтажа военного оборудования мобильного
берегового ОТРК 4К44 «Редут».
Пока для этого комплекса создавалась и испытывалась ракета П-35Б
(постановление Совмина о принятии комплекса «Редут» на вооружение
БРАВ ВМФ
СССР вышло 11 августа 1966 года),
брянские конструкторы пытались повысить характеристики ЗиЛ-135М и
одновременно удешевить его производство.
| |
ПУ на базе ЗиЛ-135КМ |
Для апробации новых узлов в 1964-65 годах было
построено несколько экспериментальных автомобилей. Двухступенчатая
раздаточная коробка на БАЗ-135Л1 позволяла расширить рамки между
максимальной силой тяги и максимальной скоростью, увеличив и тот и другой
параметры. Но большие габариты последней и ухудшение кинематики ведущих
карданных валов заставили самих создателей отказаться от нее. Введение в
1965 году независимой подвески средних пар колёс на опытном
БАЗ-135Л2 (также с двухступенчатой раздаточной коробкой) хотя
несколько и повысило плавность хода, но увеличило массу шасси на тонну и
снизило боковую жесткость машины при приложении нецентральной нагрузки,
реальной в эксплуатации. Вдобавок перестала «держать» рама.
В 1966 году на опытное шасси БАЗ-135М1 с независимой
торсионной подвеской передних и задних колёс в переднем свесе
под кабиной вместо двух карбюраторных двигателей установили один дизель
ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. Соответственно была изменена трансмиссия — в
её схему была включена раздаточная коробка с межбортовым блокируемым
коническим дифференциалом. В результате изменений сократился расход топлива,
хотя масса БАЗ-135М1 увеличилась более чем на полтонны. Применение
однодвигательной силовой установки в определенном плане снизило надежность
работы в случае её отказа, но в тоже время давало ощутимый экономический и
технологический выигрыш.
В таком виде в 1966 году в серийное производство пошло первое
СКШ конструкции БАЗа (не считая опытных
БАЗ-930 и БАЗ-931) —
БАЗ-135МБ.
| |
СПУ-143 |
Начиная с 1972 года на шасси БАЗ-135МБ монтировались мобильные
средства комплекса воздушной разведки Ту-143 «Рейс»: стартовая
пусковая установка СПУ-143, транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 и
контрольно-проверочный комплекс КПК-143. Во всех случаях машина работала
надежно и эффективно. Замечаний по ней было мало. Комплекс «Рейс» был
поставлен в ряд зарубежных стран, где применялся в реальных условиях и
получил хорошую репутацию.
Народнохозяйственная модификация шасси БАЗ-135МБ с металлической платформой
получила наименование БАЗ-135МБП. Его грузоподъёмность составляла 8,5 т.
В 1991 году на основе БАЗ-135МБ были выпущены автомобиль двойного
назначения БАЗ-135МБК с бортовой металлической платформой с увеличенной
до 12,1 т грузоподъёмностью и возможностью буксировки прицепа полной массой до
12 т. Взамен карданных валов с шарнирами равных угловых скоростей «Рцеппа»
были установлены карданные валы с открытыми шарнирами.
В 1993 году для размещения оборудования понтонных парков ПП-91
на базе шасси автомобиля БАЗ-135МБК была создана модификация шасси БАЗ-135МБЛ.
Она была укомплектована лебёдкой с тяговым усилием 12 тс и длиной троса 50 м.
|