КАКИМ БУДЕТ ВОЕННЫЙ САМОЛЕТ БУДУЩЕГО

Боевой самолет будущего будет одновременно похож и не похож на современные модели. Традиционные части самолета будут выполнять совершенно иные функции.

К примеру, поверхность самолета будет покрыта не обычной краской. Это покрытие должно будет приобрести ряд дополнительных функций. Поверхность самолета превратится в гигантскую антенну, радар и сенсор, способные улавливать и транслировать электромагнитные колебания. То есть самолет будет способен "видеть" в любых погодных условиях, и обзор летчика будет составлять 360 градусов. По прогнозу военно-исследовательской организации Forecast International, к ставшей привычной "невидимости" самолета на экранах радаров, прибавятся ряд дополнительных функций. Например, каждый самолет будет четко опознаваться по присущим лишь ему признакам, что исключит атаку со стороны собственных ВВС и ПВО.

Развитие нанотехнологий позволит придать покрытию самолета функции "термометра", оповещающего о повреждениях. Традиционные элероны, управляющие движением самолета, будут заменены наноустройствами, более точно и аккуратно изменяющими структуру крыла самолета, что будет придавать ему большую скорость и маневренность.

Уже в этом десятилетии самолеты будут оснащены лазерами. Их главными задачами будет поражение сенсоров противовоздушной обороны противника, поиск вражеских ракет на дальнем расстоянии и их уничтожение на коротких дистанциях. Самолет будет оснащен и микроволновым оружием, способным уничтожать вражеские электронные устройства. Соответственно, самолеты получат новые двигатели, способные вырабатывать достаточно энергии для обеспечения ею лазерного и электромагнитного оружия.

Самолетом будущего будет управлять только один летчик - многолюдные экипажи уйдут в прошлое. Благодаря развитию технологий, летчик будет способен выполнять все задачи в одиночку. Впрочем, уже в обозримом будущем военная авиация мира может отказаться от использования пилотов. С развитием технологий связи "летчик" будет способен управлять боевой машиной, находясь на земле.

По подсчетам американского исследователя Бенджамина Лэмбета, для того, чтобы поразить цель, ныне боевому самолету необходимо использовать в 60 раз меньше бомб, чем это требовалось во Вторую Мировую войну. Лэмбет подсчитал, что для разрушения моста в 1944 году требовалось 240 тонн бомб, в 1970 году -12.5 тонн, в 1990 году - 4 тонны. Стоимость используемых для этого боеприпасов, в ценах 2001 года, уменьшилась в 3.5 раза. Из-за значительного удешевления компьютеров и средств коммуникации современные самолеты становятся более "умными", но и более дешевыми.

Боевому самолету в 1940-е годы требовалось совершить 30-40 вылетов, для того чтобы уничтожить или повредить 15 вражеских танков или бронемашин, двигавшихся в наступающей колонне под прикрытием сил противовоздушной обороны. В 2003 году американский боевой самолет в Ираке справлялся с этой задачей за 1-2 вылета.

Таким образом, за несколько десятилетий боевая авиация начала решать задачи, ранее ей несвойственные. Во Вторую Мировую войну боевые самолеты не обязаны были полностью уничтожать наземные части противника - эта задача возлагалась на танки и пехоту. Война в Ираке показала, что 70-80% иракских сил были уничтожены не наземными войсками США, а боевыми самолетами.

Однако это лишь начало пути. ВВС неизбежно будут выполнять новые задачи, ранее не присущие им. В 2002 году Министерство обороны США опубликовало доктрину "Американские ВВС. Видение 2020 года". В ней, в частности, предусматривается, что ВВС США должны быть способны вести боевые действия не только в воздухе, но и в космосе, и киберпространстве.

В начале 2003 года Центр технологий и политики госбезопасности, входящий в состав Национального университета обороны, опубликовал свои предложения по развитию вооруженных сил США в долговременной перспективе. Эта организация - один из ведущих мозговых центров США, определяющих пути развития вооруженных сил США в стратегической перспективе. Согласно этому исследованию, военно- воздушные силы США в обозримом будущем должны будут решать пять главных задач: обеспечивать международную стабильность в мирное время, быть способными отразить крупномасштабную агрессию, защищать интересы США во время проведения локальных операций, таких как миротворческие и гуманитарные акции, быть способными уничтожать оружие массового уничтожения.

Особо подчеркивается необходимость разработки летательных аппаратов, способных перебрасывать значительные объемы грузов на дальние расстояния, а также создания боевых машин, способных вести бои с космическими объектами. Впервые за всю историю боевой авиации США в подобный перечень вошла задача борьбы с международными террористическими организациями и рекомендуется особо уделить внимание разработке техники и боеприпасов, способных поражать небольшие мобильные цели, например, отдельные автомобили.

Война в Ираке показала, что будущее военной авиации еще в тумане. До начала войны большинство военных аналитиков США сходились во мнении, что нет нужды строить тяжелые стратегические бомбардировщики, изначально рассчитанных для ведения полномасштабной войны с Советским Союзом. Однако бомбардировщики B-52 настолько успешно проявили себя во время боевых действий, что аналитики задумываются о том, чтобы начать разработку нового поколения стратегических бомбардировщиков, которые могли бы заменить 40-летние B-52.

США планировали поставить на вооружение истребитель F-22 "Раптор" стоимостью $99.7 млн. за один самолет, который изначально предназначался для борьбы с советской авиацией. После распада СССР и прекращения военного противостояния в США было принято решение о разработке более дешевого варианта боевого самолета. Ныне война в Ираке показала, что вероятность ведения крупномасштабных воздушных сражений "истребитель против истребителя" достаточно невелика, что поставило под сомнение закупку Пентагоном 276 истребителей F-22.

Несколько лет назад F-22 уже проиграл "бюджетное сражение" истребителю- бомбардировщику F-35. Ныне вооруженные силы США планируют получить более 3 тыс. истребителей последнего поколения F-35 (производитель - компания Lockheed Martin) и готовы израсходовать на эти цели $200 млрд. F-35 считается более современным, но и более "дешевым" вариантом боевого самолета, стоимость базовой версии которого составляет $28 млн. F-22 может спасти лишь то, что он идеально подходит для "охоты" за крылатыми ракетами.

Впрочем, война в Ираке показала, что авиация способна значительно ослабить или даже уничтожить вооруженные силы противника, однако окончательную победу могут принести лишь действия наземных сил.

Источник: REGIONS.RU по материалам Washington ProFile
АМЕPИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ НАЧИНАЮТ PАЗPАБОТКУ ГИПЕPЗВУКОВЫХ БОМБАPДИPОВЩИКОВ

Агентство пеpспективных обоpонных pазpаботок (DARPA) министеpства обоpоны США объявило о начале pеализации пpоекта FALCON (Force Application and Launch from the Continental United States). В его pамках планиpуется pазpаботать пpинципиально новый тип вооpужений - гипеpзвуковые бомбаpдиpовщики. Они смогут взлетать непосpедственно с теppитоpии США и в течение двух часов наносить удаp в любой точке планеты, находящейся от авиабазы на pасстоянии до 16700 км.

Поскольку пpоект находится на самой начальной стадии, пока известны лишь пpедваpительные спецификации новых супеpбомбаpдиpовщиков, котоpые в DAPRA пpедпочитают называть HCV (Hypersonic Cruise Vehicle). Кpейсеpская скоpость полета бомбаpдиpовщика должна составлять не менее 5-7 М (то есть, как минимум, в 5-7 pаз пpевышать скоpость звука). Для сpавнения, максимальная скоpость совpеменных истpебителей pедко пpевышает 3-3,5 М, да и достигается она только на экстpемальных pежимах pаботы двигателя. HCV же сможет поддеpживать гипеpзвуковую скоpость на пpотяжении всего полета на высоте около 30 км. Боевая нагpузка нового бомбаpдиpовщика составит 5500 кг.

HCV сможет нести самые pазные типы вооpужения - от кpылатых pакет до новейшей системы доставки боевых заpядов Common Aero Vehicle (CAV). Эта система заслуживает отдельного описания. Если веpить сообщению DARPA, то CAV пpедставляет собой беспилотный гипеpзвуковой летательный аппаpат, лишенный двигателя, но имеющий систему упpавления полетом. С некотоpой натяжкой CAV можно назвать новым типом упpавляемых планиpующих бомб. Боевая нагpузка CAV составит около 450 кг, а точность поpажения цели составит до тpех метpов.

По самым оптимистичным оценкам DARPA, гипеpзвуковые бомбаpдиpовщики поступят на вооpужение ВВС США не pанее 2025 года. Поскольку до этого вpемени еще очень далеко, амеpиканские военные планиpуют создать пpомежуточную между HCV и совpеменным pакетным оpужием систему, котоpая будет основываться на уже описанной выше упpавляемой планиpующей бомбе CAV и SLV (Small Launch Vehicle) - пpостой и относительно дешевой системе доставки CAV в стаpтовую точку. По сути, SLV будет пpедставлять собой pакету, котоpую можно использовать не только в военных целях, но и для запуска небольших спутников. Система вооpужений на базе CAV и SLV должна войти в эксплуатацию к 2010 году.

Решение о создании новой системы вооpужений амеpиканские военные пpиняли на основании опыта последних войн в Югославии, Афганистане и Иpаке. В ходе этих конфликтов пpоявились как сильные, так и слабые стоpоны амеpиканской военной авиации. Пpизнанные слабости сводятся, в основном, к тому, что для пpоведения атак США пpиходится использовать базы в дpугих стpанах и военно-моpские соединения на основе стpатегических авианосцев. Создание гипеpзвуковых бомбаpдиpовщиков позволит наносить неожиданные и pазpушительные удаpы непосpедственно с теppитоpии США.

Источник: Иван Каpташев по материалам DARPA
КАДP ДНЯ: ГИПЕPЗВУКОВЫЕ САМОЛЕТЫ NASA

Амеpиканские аэpокосмические компании и госудаpственные стpуктуpы ведут активную pаботу по созданию по созданию гипеpзвуковой авиационной технике, способной пеpедвигаться со скоpостью пpевосходящую скоpость звука в 9-12 pаз. Hекотоpые из таких аппаpатов способны совеpшать и субоpбитальные полеты. В движение такие аппаpаты пpиводятся пpямоточными воздушно-pеактивными (пpи полетах в атмосфеpе) или pакетными (за ее пpеделами) двигателями. В течение ближайших десяти лет NASA планиpует постpоить и испытать два таких аппаpата: X-43B и X-43C.

Гипеpзвуковой летательный аппаpат X-43B является самым кpупным подобным аппаpатом, создаваемым в NASA и может совеpшить пеpвый полет в течение ближайших десяти лет.

Источник: Иван Каpташев по материалам NASA
LOCKHEED MARTIN ПОЛУЧАЕТ ЗАКАЗ НА РАЗРАБОТКУ СРЕДСТВ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

7 января после закрытия рынков крупнейший военно-промышленный концерн США Lockheed Martin Corp. (LMT) объявил о получении заказа на сумму $760 млн сроком на 8 лет, в рамках которого он будет заниматься разработкой системы противоракетной обороны нового поколения, способной одним запуском поражать несколько баллистических ракет и отвлекающих целей. В пресс-релизе компания отмечает, что стоимость первого этапа контракта, рассчитанного на 11 месяцев, составляет порядка $27 млн, передает k2kapital. В новой системе ПРО будут использованы "миниатюрные поражающие элементы", размещенные на одном носителе, способные определять потенциальную угрозу и уничтожать баллистические ракеты и отвлекающие цели на космическом участке траектории.

Источник: Space-Inform
X-43A ОТКРЫВАЕТ НОВУЮ ЭРУ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ

Появление сверхзвукового самолета X-43A может открыть новую эру гонки вооружений, отмечает во вторник британская The Financial Times. Газета считает, что успешное испытание сверхзвукового самолета X-43A, осуществленное в минувшую субботу 27 марта в США, позволяет говорить о революционном прорыве в развитии аэрокосмической индустрии.

Речь идет о беспилотном летательном аппарате длиной 4 метра, который при помощи воздушно-реактивного двигателя способен развить скорость, в 7 раз превышающую скорость звука, то есть почти 8 тысяч километров в час. Главной особенностью нового двигателя, разработанного учеными НАСА, является то, что его полет в земной атмосфере не имеет ограничений, характерных для ракетных технологий. В то время как ракеты в качестве топлива используют водород и кислород, самолет X-43A берет кислород из атмосферного воздуха.

Как отмечает The Financial Times, руководство Пентагона не скрывает, что собирается использовать этот успех НАСА для реализации своих амбициозных планов. "Суперсамолет" может развивать скорость, достаточную для выхода в космос. По мнению американских генералов, речь идет о разработке пилотируемого или беспилотного летательного аппарата многоразового использования, способного в течение двух часов нанести удар по цели, находящейся в любой точке планеты.

"Самолет X-43 предназначен для оборонных нужд и имеет мало что общего с гражданскими аэрокосмическими проектами", - заявил Пол Бивер, консультант лондонской компании Ashbourne Beaver Associates. По его словам, если администрация США выделит необходимые средства на продолжение программы, то уже в 2025 году первый серийный сверхзвуковой самолет X-43A поднимется в небо с военным грузом на борту.

Этот летательный аппарат будет способен сбросить на потенциального противника около 12 тысяч фунтов управляемых бомб. Причем, как считают эксперты Пентагона, даже самые совершенные системы ПВО противника не смогут сбивать самолет X-43A, который летит на огромной скорости. В Вашингтоне надеются, что "суперсамолет" также позволит усовершенствовать систему перехвата ракет противника в рамках Национальной противоракетной оборонной инициативы США.

Как отмечает The Financial Times, "на следующий день после успешного испытания X-43A официальный представитель министерства обороны России сообщил, что российские ученые уже разработали "революционное" оружие, способное нейтрализовать оборонный ракетный щит США". Газета не исключает, что Россия тоже готовится к испытаниям сверхзвуковых самолетов, подобных X-43A. "Если это предположение верно, то речь идет о начале нового этапа гонки вооружений, на этот раз уже в космосе", - заключает The Financial Times.

Источник: vesti.ru
ПЕНТАГОН НАЧАЛ РАЗРАБОТКУ ВОЕННОГО КОСМОПЛАНА

Компания Northrop Grumman получила контракт на разработку предварительного эскизного проекта военного космоплана многоразового использования. Согласно условиям этого контракта, за полгода Northrop Grumman совместно с ВВС США должна определить наиболее дешевый способ сборки и проведения наземных испытаний ключевых структурных элементов космического корабля многоразового использования, который можно было бы за несколько часов подготовить к запуску на орбиту для выполнения срочных задач, передает Россия-он-лайн.

Гипеpзвуковой летательный аппаpат X-43AК числу ключевых структурных элементов относятся композитный топливный бак, его внутренние конструкции, крылья, оперение хвостовой части, датчики системы контроля работы всех систем корабля и плитки теплозащитного покрытия космоплана.

Northrop собирается представить расчеты по двум вариантам конструкций корабля. Один из них будет построен на базе демонстрационного корабля RAST (Reusable Access to Space Technology) собственной разработки Northrop, а второй - на базе конструкции предложенной компанией Conceptual Research Concepts из Лос-Анджелеса.

Корабль RAST построен на базе двухступенчатой ракеты. Обе ступени допускают повторное использование. Первая большая по размерам ступень имеет крылья как у самолета, а вторая, также имеющая оперение, представляет собой орбитальный модуль. Стартовать корабль RAST будет из вертикального положения. Отработавшая первая ступень будет возвращаться к месту старта с помощью собственного воздушно-реактивного двигателя. А вторая ступень будет выводить на низкую околоземную орбиту небольшую полезную нагрузку или выводить на нужную высоту самолет, который сможет в течение пары часов доставить ракеты или бомбы в любую точку земного шара.

Northrop уже разработала композитные криогенные топливные баки диаметром до 1,8 м, которые на 10-25% легче алюминиевых баков такого же размера. 1,8 м - это примерно тот размер баков, которые планируется установить на военном космоплане. Готовы к демонстрации и датчики системы мониторинга композитной структуры бака. Кроме того, разработаны новые технологии изготовления металлических теплозащитных панелей и их установки на композитные структуры.

О том, когда Пентагон планирует принять на вооружение эти космопланы, пока ничего не сообщается.

Источник: space.com.ua
ГОТОВЯТСЯ К ОСНАЩЕНИЮ СВОИХ ВВС МИКРОВОЛНОВЫМ ОРУЖИЕМ

Американские ВВС планируют взять на вооружение основанное на сверхпроводниковых генераторах микроволновое оружие нелетального действия. Об этом сообщил главный советник американского центра оборонной информации Филипп Койл. По его словам, использование военных генераторов микроволн в авиации было затруднено чрезмерной громоздкостью оборудования и разработки по его адаптации для самолетов велись в течение 25 лет.

По слова Койла, микроволны могут использоваться для контроля многочисленных групп пехоты противника на земле без причинения им летального вреда, а также для вывода из строя вражеского электрооборудования, в том числе систем самонаведения.

Представитель центра оборонной информации отметил, что правительство США планирует заключить контракт стоимостью $22 млн с частной компанией, которая к 2009 году должна будет изготовить и продемонстрировать опытные образцы военных генераторов микроволн.

'Сейчас у нас есть все необходимое для постройки этого генератора', - заявил глава военного отделения управления двигателей Научно-исследовательской лаборатории ВВС США подполковник Джоанн Эрно.

Микроволны - это высокочастотные неионизирующие электромагнитные волны, способные быстро нагревать молекулы воды. Импульсы микроволнового оружия могут вызывать у человека эпилептические удары, рвоту, приступы лихорадки, потерю сознания. Широкое применение такого рода оружие может найти в Ираке и Афганистане, где США и союзники сталкиваются с множеством безоружных, но враждебно настроенных людей.

Источник: Associated Press/gazeta.ru
НОВЫЙ САМОЛЕТ NASA ПОЛЕТИТ В 10 РАЗ БЫСТРЕЕ ЗВУКА

15 ноября специалисты NASA планируют осуществить запуск экспериментального гиперзвукового беспилотного самолета X-43A. Как ожидается, оборудованный двигателем типа scramjet самолет достигнет десятикратной скорости звука (10 М) и побьет установленный им же полгода назад рекорд.

Ракету с закрепленным на ней самолетом поднимет на 12 километров над Тихим океаном бомбардировщик В-52. Затем ракета разгонит беспилотный самолет, и на высоте около 33 километров он отсоединится, чтобы совершить недолгий полет (около десяти секунд) на скорости около 10 М (примерно 12250 километров в час).

Гипеpзвуковой летательный аппаpат X-43B является самым кpупным подобным аппаpатом, создаваемым в NASA и может совеpшить пеpвый полет в течение ближайших десяти летПервые успешные испытания X-43A, как отмечает газета Washington Post, были проведены в марте 2004 года. Тогда удалось достичь скорости в 7 М. Предыдущие испытания аппарата в 2001 году закончились неудачей, вызванной поломкой ракеты-ускорителя.

Размах крыльев X-43A составляет 1,5 метра, длина - 3,6 метра. Установленный на нем двигатель scramjet (Supersonic Combustion Ramjet) является экспериментальным прямоточным двигателем сверхзвукового горения. Его особенностью является то, что в нем нет трущихся деталей, а в качестве топлива используется смесь водорода и кислорода. Причем кислород не накапливается в специальных баках, а забирается прямо из окружающей атмосферы, что позволяет значительно снизить массу аппарата. В выхлопе двигателя отсутствуют вредные выбросы, он представляет из себя обычный водяной пар.

В будущем двигатель можно будет использовать для доставки спутников на околоземные орбиты, а также в боевых ракетах. Единственным недостатком scramjet, достигающего максимально КПД на скоростях свыше 5 М, является необходимость в его предварительном разгоне.

На создание и испытания этого двигателя и несущего его аппарата, спроектированных по некогда сверхсекретной программе HyperX, за семь было потрачено свыше четверти миллиарда долларов. X-43A разработан исследовательскими центрами NASA в Ленгли и Драйдене, а заказчиками выступили американские и австралийские военные.

Источник: lenta.ru, 12.11.2004
ВВС США ВПЕРВЫЕ ПРИМЕНИЛИ ЛАЗЕР ВОЗДУШНОГО БАЗИРОВАНИЯ

На авиабазе ВВС США "Эдвардс" в Калифорнии проведены первые успешные испытания боевого лазера воздушного базирования. Как сообщает агентство Reuters, представители Пентагона, комментируя итоги тестов под кодовым названием "Первый свет", охарактеризовали их, как "прорыв".

В процессе испытания лазерная "турель", состоящая из шести синхронизированных модулей, произведенных корпорацией Northrop Grumman, была установлена на борту модифицированного самолета Boeing 747-400F. В задачу системы входила кратковременная фокусировка лазерного луча большой мощности на корпусе предполагаемой баллистической ракеты.

В планы американских военных входит создание целой эскадрильи самолетов, оснащенных подобными системами. В перспективе "воздушные лазеры" будут находиться на постоянном боевом дежурстве в районах, которые американская администрация считает потенциально опасными, например, поблизости от Северной Кореи.

В случае запуска с территории потенциального противника баллистических ракет, они будут уничтожаться лазерами еще до момента отделения боеголовок с ядерным и любым другим зарядом.

Эксперты отмечают, что успешные испытания позволят создателям нового оружия привлечь дополнительные инвестиции из пакета ассигнований, выделяемых американскими законодателями на создание национальной системы ПРО.

Источник: lenta.ru, 15.11.2004
"СИКОРСКИЙ" ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ СВЕРХСКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ

Авиастроительная компания США "Сикорский эйркрафт" объявила о планах создания сверхскоростного вертолета. Она предполагает, что крейсерская скорость опытного образца, который будет поднят в воздух до конца 2006 года, превысит 460 км в час. Современные вертолеты, по словам корпорации, способны развивать скорость 280-320 км в час.

Оглашая свой план на конференции Американского вертолетного общества в штате Техас, компания отметила, что "рывок в скорости" будет достигнут не в ущерб другим качествам, традиционным для вертолетов, в том числе способности зависать над одной точкой. "Сикорский" подчеркивает, что эти достижения стали возможны благодаря комплексу новых технологий. Кстати, одна из них - два соосных винта противоположного вращения - применяется в российском вертолетостроении.

Источник: ИТАР-ТАСС, 02.06.2005
ПЕНТАГОН РАЗРАБАТЫВАЕТ БОЕВЫЕ ЛАЗЕРНЫЕ УСТАНОВКИ

К 2007 году американские разработчики планируют установить на военных самолётах боевые лазерные установки, передает IBK.ru.

Это будут 750-килограммовые, 150-киловаттные высокоэнергетические лазерные оборонительные орудия для уничтожения ракет.

Менеджер проекта Дон Вудбери сказал, что ряд трудностей ученые смогли преодолеть, скомбинировав высокие энергии полупроводникового лазера и принципы температурного контроля жидкостных лазеров.

В конце текущего года Петагон рассчитывает начать испытания.

Источник: AVIA.RU, 26.08.2005
См. дополнительно:
  • Архив новостей по теме: 2006-2007 гг., 2008-2010 гг. + форум
  • Создание истребителей пятого поколения
  • Беспилотные летательные аппараты

  • GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»