В начале 1999 года иорданский король Абдула II, в лице только созданной
с целью развития отечественных вооружений компании King Abdullah II Design and
Development Bureau (KADDB) заключил с фирмой Bin Jabr Group Ltd. (BJG) из
ОАЭ контракт на разработку многоцелевого
автомобиля повышенной проходимости альтернативного «Хаммеру»*. Для реализации проекта
BJG обратилась к нижегородцам. Главным исполнителем и координатором проекта стала
дочерняя фирма Горьковского автозавода (ОАО
«ГАЗ») ЗАО «Промышленные компьютерные технологии»
(ПКТ).
* «Hummer» или «Humvee» — жаргонное название автомобиля M998 HMMWV
(High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — высокомобильное многоцелевое колёсное
транспортное средство), производимого American Motors General Corporation (AM
General Corp.). Не секрет, что Абдула II не сговорился с американцами по
ценам на поставку «Хаммеров» и решил для своей армии создавать свою машину.
Предполагалось, что россияне разработают стиль и конструкцию автомобиля под кодовым
обозначением AB17, изготовят три его полнофункциональных демонстратора с различными кузовами для
участия на международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2001,
после которой, совместно со специалистами BJG, проведут полномасштабные шестимесячные
испытания AB17 в Арабских Эмиратах, в числе которых значился и 300-километровый
испытательный пробег в пустыне.
Техническое задание предусматривало: рациональный дизайн как внешних форм,
так и интерьера салона; условия для пассажиров на уровне легкового
автомобиля среднего класса; хорошая технологичность при серийном производстве;
простая и неубиваемая конструкция узлов и агрегатов (Абдула II жаловался, что «у его солдат хаммеры живут не долго»); высокая надежность при эксплуатации
в тяжелых условиях пустыни при температуре до +50°С, способность преодолевать
песчаные барханы с углом въезда и съезда 52°, а так же водные преграды
глубиной до 1,2 метра. Гражданской версии для простых обывателей не предусматривалось.
Прототип ГАЗ-2975
В самом начале проектных работ за прототип был взят «Хаммер». По
выражению одного из разработчиков, «от него плясали при
определении идеи ТИГРЫ». За короткое время был проведен весь комплекс проектно-конструкторских работ.
Официально за разработку кузова (небронированная версия) и корпуса (бронированная версия) и интерьера
отвечала фирма ПКТ, а за ГАЗом была разработка шасси.
К созданию машины были привлечены специалисты Арзамасского машиностроительного завода
(ОАО «АМЗ»), Нижегородского авиастроительного завода «Сокол»
(ОАО «НАЗ «Сокол»), а также ряд других предприятий.
В 2000 году при сборке на опытном производстве ГАЗа
новый внедорожник получил обозначение ГАЗ-2975 и название «Tiger».
ГАЗ-2975 имеет классическую капотную компоновку. На лонжеронной раме, изготовленной
из специальной стали с повышенными прочностными характеристиками, смонтированы турбодизельный
двигатель с механической или автоматической коробкой передач (по техзаданию на собранные образцы были
установлены дизельные двигатели Cummins В-180 и АКП Allison AT-545 и
Allison LCT-1000), двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом от
автомобиля ГАЗ-3937 «Водник», подвеска, а также
рулевое управление с гидроусилителем, система охлаждения и два топливных бака по 70 л
каждый.
Передняя подвеска
Независимая торсионная подвеска с увеличенными до 325 мм ходами, более энергоемкими
амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости взята
от бронетранспортера БТР-80, включая главные
передачи переднего и заднего мостов с межколесными самоблокирующимися кулачковыми
дифференциалами повышенного трения. Дорожный просвет можно изменять в диапазоне примерно
100 мм путем регулировки торсионов, расположенных внутри лонжеронов рамы.
Межосевой конический дифференциал блокируется принудительно шлицевой
муфтой с электропневмоприводом. Для увеличения дорожного просвета внутри каждого колеса
установлен герметичный колесный редуктор. Тормоза — гидравлические двухконтурные
с пневмоусилителем. Автомобиль оборудован системой автоматического контроля давления в шинах.
Каждый образец получил свой вариант кузова, который крепится к раме в десяти точках
болтами через резиновые подушки: один — 5-дверный, сваренный из термообработанных плоских
бронелистов толщиной 5 мм (этот образец дополнительно получил импортную климатическую установку),
остальные два — из дюралевых листов. На переднем бампере 3-дверной «алюминиевой» машины
со складывающимся ветровым стеклом была установлена электролебёдка, на другой — 5-дверной —
«кенгурин».
ГАЗ-29753
В столицу ОАЭ г. Абу-Даби все три «Тигра» были
доставлены 12 марта 2001 года на самолете Ил-76.
На выставке автомобиль демонстрировался под наименованием Tiger 4x4 HMTV (High
Mobility Tactical Vehicle — высокомобильная тактическая машина). После испытаний
машин в пустынных условиях отношения между компаниями BJG и ПКТ были прекращены,
при этом у каждой из них остался пакет технической документации. Опытные образцы
остались в Абу-Даби. «…Когда первые опытные образцы и документация была
передана Абдуле 2, вопрос производства ТИГРА в РФ и не планировался. И только благодаря
последующему интересу со стороны силовиков, ТИГР возродился вновь…
Американцы потом продали ему (Абдуле II — РС) хаммеры с большой скидкой», — вспоминал
один из конструкторов ГАЗ-2975.
* * *
В 2001-2002 годах фирма ПКТ по заказу ГАЗа переработала
первоначальный вариант ГАЗ-2975. В техзадании уделялось особое место обеспечению безопасности экипажа.
На автозаводе было построено 5 новых образцов
«многоцелевого транспортного средства повышенной проходимости»«второй серии» с кузовами трёх типов, которые своим ходом отправились в Москву:
две машины — для участия в качестве «статичных» экспонатов на VII Московской Международной
автомобильной выставке «Мотор-Шоу 2002» (MIMS-2002), а ещё три — на показательные выступления
техники двойного назначения на научно-испытательную базу 21-го НИИИАТМОРФ (подмосковный
г. Бронницы).
«Тигры» 2-й серии
Бронированный 3-дверный автомобиль с грузопассажирским отсеком был представлен как
«Tiger I» (в некоторых источниках обозначался как ГАЗ-29751), 5-дверный,
рассчитанный на перевозку четырех человек и от 500 до 1000 килограммов груза —
«Tiger II» (ГАЗ-29752) и 3-дверный с тентованной грузовой платформой —
«Tiger III» (ГАЗ-29753). На все машины был установлен двигатель Cummins B-180
и чешская механическая 6-ступенчатая коробка передач Praga 6PS51. Для облегчения веса
переднее оперение машин было изготовлено из композитных материалов.
На московской премьере «Тигр», за внешнее сходство со своим знаменитым заокеанским собратом
сразу же прозванный журналистами и посетителями выставки «русским Хаммером», был удостоен
целого ряда различных наград, в том числе стал победителем в номинации «Лучший специальный
автомобиль» и удостоился третьего места в номинации «За перспективность, оригинальный дизайн
и концепцию».
По словам специалистов ГАЗа на MIMS-2002, «в качестве альтернативы
на автомобиль предусмотрена установка более мощного двигателя Сummins B-215, агрегатированного
с АКП, или отечественных 6-цилиндровых дизельных двигателей — перспективного
ярославского ЯМЗ-536 или ГАЗ-562, выпускаемого по лиценции австрийской компании Steyr.
Прорабатывается возможность совместного производства дизелей Iveko. Ведутся работы и по
собственной коробке передач. Гражданский вариант "Тигра" может дополнительно оснащаться ABS,
предпусковым подогревателем, кондиционером, электроприводом стекол, кожаным салоном, центральным
замоком.»
ГАЗ-29753 (2-й серии)
К машине проявили высокий интерес организации топливно-энергетического комплекса, силовые структуры.
«Необходимость создания такого автомобиля созрела уже давно», — заявил тогда в Бронницах
начальник ГАБТУМО
Сергей Маев. — «Создание автомобиля "Тигр" — это первый шаг к идее унифицированного
автомобиля для командного состава среднего звена. "Тигр" мог бы решать задачи как управления полком
или дивизией в мирное время, так и при оснащении машины средствами связи и легким стрелковым
вооружением – для решения задач в особый период.»
Во второй половине 2002 года для проведения внутризаводских сертификационных испытаний
на ГАЗе были собраны пять новых «Тигров», проходила подготовка к
освоению мелкосерийного промышленного производства автомобилей ГАЗ-2975 на создаваемом
дочернем предприятии — Заводе автомобилей малых серий (ООО
«ЗАМС»). В Арзамасе, где ранее планировалось разместить сборку модели на мощностях
ОАО «АМЗ», было решено производить только ходовую часть
автомобиля.
В течении 2003 года для различного рода испытаний былы собраны следующие
пять «Тигров» и после получения сертификата соответствия транспортных средств
категории N2 семейство нижегородских
внедорожников получило новый «грузовой» индекс —
ГАЗ-2330.
* * *
Прототип на SOFEX-2004
Тем временем, для производства автомобилей Nimr («nimr» по-арабски — «тигр»)
по заказу Генерального Штаба ОАЭ, BJG и KADDB создали совместное предприятие Advanced
Industries of Arabia (AIA, 80% у BJG). Начиная с июня 2005 года в течении 18 месяцев
на заводе в Аль Дулайле (Иордания) были собраны 500 машин в четырех различных
исполнениях, в том числе с колёсной формулой 6х6 грузоподъемностью 5 тонн (эта машина
впервые экспонировалась на выставке IDEX-2005). Nimr'ы комплектовались двигателем MTU
6R 106 мощностью
Nimr 6x6 на IDEX-2005
325 л.с. и трансмиссией Allison LCT 1000. В базовую комплектацию
входил кондиционер, позволяющий эффективно использовать автомобили в жарких условиях
пустыни. Все варианты Nimr (см. подробнее на сайтах BJG или
KADDB)
авиатранспортируемы как самолетом C-130 Hercules, так и C-160 Transall.
Серийный Nimr
Уже в ходе проведения выставки IDEX-2005 BJG объявила о подписании соглашения с индийской
Vectra Group о создании в Индии совместного производства автомобилей Nimr.
На выставке IDEX-2007 компания AIA продемонстрировала разработанное в инициативном
порядке семейство машин Nimr II, являющееся дальнейшей разработкой базового варианта
машины Nimr, которая впервые была продемонстрирована на выставке IDEX в 2005 году. В
Nimr II сделаны следующие улучшения: круговая баллистическая защита доведена до уровня
3 В6 стандарта STANAG 4569; базовая противоминная защита от взрыва мин весом до 6 кг
(разрабатывается боле высокий уровень защиты); мощность
Nimr на IDEX-2007
двигателя увеличена с 320 до
350 л.с., а грузоподъемность увеличена до 2,5 тонн. Кроме колес, двигателя и
коробки передач, все составляющие платформы Nimr, включая карданную передачу, шасси и броню
были разработаны и произведены компанией BJG.
Nimr II в модификации бронетранспортер с колесной формулой 6х6 для армии ОАЭ
демонстрировался с 30-мм гранатометом, по обе стороны которого находятся три пусковые
установки дымовых гранат. На бронетранспортере возможна установка дистанционно
управляемого боевого модуля, а также он может быть переоборудован в санитарную или
командирскую
Nimr II 6x6
машину. Так же на 3-осное шасси Nimr II предполагается устанавливать
модульную 48-ствольную РСЗО калибра 107 мм (вероятнее всего будут использоваться
китайские или сербские боеприпасы калибра 107 мм), разработанную компанией BJG
в сотрудничестве с вооруженными силами ОАЭ.
Кроме бронетранспортера были впервые продемонстрированы построенные на базе Nimr II
противовоздушная Nimrad 4x4 и противотанковая Nimrat 4x4. Nimrad (Nimr Air Defence) и
Nimrat (Nimr Anti-Tank) создавались совместно с компанией MBDA (французский производитель
Nimrad на IDEX-2007
ракетных систем) и немецкой компанией Rheinmetall Defence Electronics (RDE). Nimrad
оснащена многоцелевой боевой системой (MPCS), которая включает в себя вращающуюся на
360° башню, на которой установлена стабилизированная электрооптическая система
прицеливания с приборами дневного/ночного наблюдения и встроенным лазерным дальномером.
По обе стороны системы установлены две пусковые установки ракет класса земля-воздух
Mistral 2, дополнительно 4 запасных ракеты храняться внутри машины. Такой боевой модуль
был впервые продемонстрирован на выставке Eurosatory 2006 на машине Panhard VBR 4x4.
В противотанковой модификации вместо ракет класса земля-воздух устанавливаются
ПТУР Milan/Milan ER. В компании утверждают, что машина может быть переделана с
противовоздушной на противотанковую и наоборот в течение 12 часов. Обе модификации могут
быть оснащены крупнокалиберным пулеметом. По требованию заказчика на Nimrad и Nimrat
могут также быть установлены другие боевые модули.
Характеристики
ГАЗ-29751/-2
Колёсная формула
4х4
Количество мест
10
Габаритные размеры, мм - длина - ширина - высота
4610/4815 2200 2000
Колёсная база, мм
3000
Колея, мм
1840
Дорожный просвет, мм
400
Минимальный радиус поворота, м
8,9
Угол свеса, град. -передний -задний
52 52
Снаряженная масса, кг
5200/4500
Грузоподъемность, кг
1500
Масса буксируемого прицепа, кг
1500
Модель двигателя
Cummins B-180
Cummins B-215
ГАЗ-Э5621 (Steyr)
Тип двигателя
Р-6, турбодизель с охладителем наддувочного воздуха
Рабочий объём двигателя, л
5,9
3,2
Мощность двигателя, кВт/л.с. (при об/мин)
132/180 (2500)
158/215 (2500)
145/197 (3800)
Максимальный крутящий момент, Н.м/Кгс.м (при об/мин)
650/66 (1500)
687/70 (1500)
450/46 (2000)
Коробка передач
6-ступенчатая механическая Praga
5-ступенчатая автоматическая Allison
5-ступенчатая механическая
Максимальная скорость по шоссе, км/ч
135
Средний расход топлива, л/100 км
18…23
Запас топлива, л
2х70
Преодолеваемые препятствия - подъём - боковой крен - брод
45° 30° 1,2 м
Шины
Michelin X размерности 335/80 R20
[an error occurred while processing this directive]