20 января 2003
РИА "Новости"
 
Завершившийся в понедельник визит в Россию министра обороны Индии Джорджа Фернандеса ознаменовался сенсацией. Как заявил глава индийского военного ведомства, он провел в Москве переговоры о подготовке нового военно-технического контракта, который предусматривает участие Дели в опытно-конструкторских работах и производстве российского истребителя пятого поколения.

Это стало первым официальным заявлением Индии о готовности присоединиться к столь амбициозному военному проекту. Особое значение этому событию придает и тот факт, что впервые в своей истории Россия открывает двери зарубежному инвестору и партнеру в создании боевой техники XXI века. Такого, кстати, не делают даже США. Американские оборонно-промышленные корпорации, по сути, давно стали мультинациональными, но истребители пятого поколения JSF (F-35) и F-22 Вашингтон предпочитает строить сам.

Почему на такой шаг пошла Россия?

Дели - полноценный стратегический партнер Москвы практически по абсолютному большинству внешнеполитических направлений. Это подтвердил и декабрьский визит в Индию президента России Владимира Путина. Военно-техническое сотрудничество между двумя странами, объем которого исчисляется ежегодно 2 млрд. долларов, не подвержено никакой конъюнктуре, не направлено против каких-либо третьих стран и предназначено для защиты национальных интересов, как Индии, так и России.

Сегодня, - беспрецедентный случай, - почти 80% боевой техники индийской армии создано в России - самые современные танки, фрегаты и подводные лодки, целое семейство истребителей и штурмовиков семейства "Су". Недавно к ним прибавились и многофункциональные истребители Су-30МКИ, большая часть которых будет производиться на предприятиях корпорации "HAL".

Показательная деталь. Такого мощного и современного истребителя, как Су-30МКИ пока нет даже на вооружении российской армии, но Москва не пожалела его для Дели, приняла все предложения по обустройству кабины этого самолета индийской и другой, выбранной заказчиками аппаратурой, приборами, программным обеспечением. Вооружила "сушку" теми ракетами, которые необходимы Индии для гарантированной защиты своей страны. И сегодня на вооружении индийских ВВС стоит истребитель, существенно превосходящий по своим тактико-техническим характеристикам боевые самолеты любого другого государства в Азии.

По интегральным показателям боевой эффективности Су-30МКИ занимает промежуточное положение между лучшими машинами поколения "4+" (F/A-18F, F-15E, "Рафаль", "Тайфун") и американским истребителем пятого поколения F-22А, который еще не поступает в войска. Но при завоевании господства в воздухе, как утверждают специалисты, "МКИ" лучше любого из названных истребителей. Причем, это относится не только к его сверхманевренности в ближнем воздушном бою, что, благодаря двигателю с управляемым вектором тяги, всегда был сильной стороной русской авиационной конструкторской школы, но и к дальним схваткам, где преимущество Су-30МКИ определяется локатором Н011М "Барс" с фазированной антенной решеткой и уникальными ракетами "воздух-воздух" и комплексом оружия "воздух-поверхность".

Нельзя не обратить внимания и на такую деталь, которая бросается в глаза специалистам. Работа над созданием Су-30МКИ превратила Индию из простого и традиционного покупателя российских боевых самолетов в равноправного партнера Москвы в работе над новой военной техникой. Две страны впервые проводили вместе НИОКР по максимально продвинутому варианту Су-30К. Дели получил лицензию на производство этого истребителя. Принято решение о совместном техническом обслуживании самолетов марки "Су", создании в регионе специального сервисного центра и, наконец, об использовании завоеванного плацдарма для проникновения на авиационные рынки других стран Азии.

Можно смело утверждать, что на почве российско-индийского контракта по созданию Су-30МКИ вырос военно-авиационный бизнес нового типа, которому присуща известная агрессивность, владение современными финансовыми инструментами, готовность к риску, способность привлекать инвестиции и налаживать трансграничное сотрудничество, как с Востоком, так и с Западом. И это весьма показательный факт двусторонних экономических связей.

Но все же, какие бы высокие тактико-технические характеристики не были у Су-30МКИ, тот уровень военно-технического сотрудничества, который уже достигли Россия и Индия, нельзя забывать, что это - только сегодняшний день. И важно не останавливаться на достигнутом, думать о перспективах.

Россия, ее АВПК "Сухой" приступили к созданию многофункционального истребителя пятого поколения. По этому поводу уже есть решение правительства и указ президента Владимира Путина. Разработан и принципиальный образ "пятерочки", даже ее электронный макет. И хотя сама конструкция, ее тактико-технические характеристики держатся в секрете, известно, что "пятерочка" должна будет поражать как воздушные, так и наземные (надводные) цели, обладать сверхманевренностью (совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки), способностью взлетать и садиться с коротких участков, а так же малозаметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне волн.

Как считает генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян, новый истребитель превзойдет американские аналоги JSF (F-35) и F-22, как по оригинальным техническим и конструкторским решениям, которые умеют находить российские "левши", так и по боевым качествам, а так же по критерию "стоимость-эффективность". Он станет частью системы вооружений (будет сопряжен со спутниковой космической группировкой, самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа АВАКС, беспилотными летательными аппаратами, наземными комплексами разведки и целеуказания, вычислительными и навигационными центрами), достаточной для парирования различного рода угроз - из космоса, воздуха, с земли и воды. И при этом достаточно дешевым, приемлемым по цене, как отечественным, так и иностранным заказчикам.

Стоимость всей программы создания истребителя пятого поколения оценивается в России в 5-6 млрд. долларов. В США такой самолет будет стоить, как минимум, 35-50 млрд. И впервые в своей истории Москва открывает двери для зарубежных инвесторов, которым безоговорочно доверяет. Именно поэтому Индия здесь оказалась на первом месте.

Выгодно ли Дели принять предложение Москвы? Ответ, на взгляд российских специалистов, однозначен: да. В результате сотрудничества с фирмой "Сухого" Индия получает шанс иметь в ближайшие десять лет совершенно новый многофункциональный истребитель, какого не будет не только в Азии, но и у абсолютного большинства высокоразвитых стран Европы. Кроме того, индийские специалисты освоят самые передовые подходы к проектированию и производству боевой техники высшего технологического уровня. Приумножат свою производственную базу и за счет международной кооперации модернизируют парк той авиационной техники. Кроме того, Индия, участвуя в работе над "сушки-5", сможет модернизировать и другие стоящие у нее на вооружении самолеты семейства "Су".

Это означает, что с помощью Москвы в ближайшие годы вслед за США, Россией, Великобританией, Францией и Швецией, полноценной авиационной державой может стать и Индия. Такой шанс не упускают.

5 февраля 2003
Корр. ИТАР-ТАСС Сергей Останин
 
Министерство обороны России определило исполнителя проекта самолета пятого поколения - это "ОКБ Сухого". Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель министра обороны генерал-полковник Алексей Московский.

В 2002 году три головных предприятия страны - "ОКБ Сухого", ОКБ имени Яковлева и "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" - разрабатывали два пилотных проекта. "Это инженерная записка, которая содержала более расширенную концепцию развития самолетов пятого поколения", - подчеркнул генерал. По его словам, после заключения экспертной комиссии, в которую были переданы документы, было принято решение принять предложение фирмы Сухого. "В 2003 году в соответствии с государственным оборонным заказом предполагается экспертное проектирование самого самолета", - отметил генерал. По его оценке, самолет может быть готов примерно через восемь-десять лет, а в 2014 году начнется его активная эксплуатация в войсках.

3 июня 2003
РИА "Новости"
 
Боевой самолет пятого поколения будет оснащен системой самодиагностики, сообщил генеральный директор ГУП "АВПК "Сухой" Михаил Погосян.

"Это позволит снизить эксплуатационные расходы в несколько раз", - сказал Погасян во вторник на пресс-конференции в Москве. В настоящее время работа по созданию боевого самолета пятого поколения идет в соответствии с планами, сообщил журналистам Погасян. "Уже получено техническое задание от министерства обороны, завершается формирование договорных отношений", - сказал генеральный директор АВПК "Сухой".

По его словам, в настоящее время идет этап разработки эскизного проекта самолета. Уже объявлены результаты тендеров, на которых были обозначены головные предприятия по разработке и производству отдельных узлов самолета. В частности, силовой агрегат будет разработан на научно-производственном объединении "Сатурн".

9 июня 2003
Красная звезда
 
Эскизный проект перспективного российского истребителя будет разработан в течение текущего года, а его защита состоится в первом квартале 2004 года, заявил генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев. "К настоящему времени уже получено техническое задание от ВВС на разработку эскизного проекта перспективного авиационного комплекса. Первый полет новый истребитель должен совершить в 2006 году - пока этот срок остается в планах создания истребителя и не пересматривался", - сообщил также глава Росавиакосмоса. По его словам, для реализации проекта создания боевого самолета пятого поколения в рамках производственной кооперации проведены конкурсы по участникам программы. "Определена кооперация предприятий, которые совместно с ОКБ Сухого будут участвовать в создании нового истребителя", - сказал Ю.Коптев.

Он конкретизировал сказанное, отметив, что завершен конкурс и на создание бортового радиоэлектронного оборудования для истребителя. Победителями стали в кооперации Раменское приборостроительное конструкторское бюро и Корпорация "Аэрокосмическое оборудование". Отвечая на вопрос относительно двигателя силовой установки, Ю. Коптев заявил, что по созданию авиадвигателя для истребителя имеется отдельная программа. Она поэтапная и предусматривает на первом этапе модернизацию и форсирование по тяге авиадвигателя АЛ-31Ф, а на втором - применение штатного двигателя АЛ-41Ф.

Однако полноразмерный штатный двигатель для нового истребителя будет создан несколько позже, чем построен первый образец истребителя. "Конкурс на создание нового авиадвигателя для истребителя проводиться не будет - все необходимые решения правительством уже приняты: штатным двигателем истребителя станет АЛ-41Ф разработки НПО "Сатурн", - подчеркнул гендиректор Росавиакосмоса.

26 апреля 2002 года Военно-техническая комиссия при Правительстве России определила победителя конкурсов аванпроектов перспективного истребителя, отдав предпочтение проекту истребителя разработки ОКБ Сухого и назначив его головным разработчиком перспективного истребителя для российских ВВС.

29 июня 2003
РИА "Hовости"
 
Россия и Франция в настоящее время проводят организационную работу по строительству самолета военного назначения пятого поколения. Об этом сообщил журналистам в ходе поездки в Санкт-Петербург премьер-министр РФ Михаил Касьянов.

Hакануне в городе на Hеве он провел переговоры с главой правительства Франции Жан-Пьером Раффареном. Как пояснил Касьянов, осенью прошлого года во французском городе Тулуза было подписано межправительственное соглашение по защите информации, которое позволяет предприятиям, ведущим разработку нового самолета, "чувствовать себя комфортно в плане обмена мнениями и данными по столь секретной информации", передает РИА "Hовости".

"Тот факт, что на уровне правительств идет договоренность о таком проекте, говорит об уровне доверия между Россией и Францией", - подчеркнул председатель правительства РФ. Hа базе какой модели, российской или французской, будет построен самолет, Касьянов заявил, что "это вопрос будущего".

30 июня 2003
Корр. ИТАР-ТАСС Евгений Hикитин
 
Компания "Сухой", которая является одним из крупнейших российских производителей авиационной техники, располагает "всем необходимым для совместной с Францией работы по созданию перспективного боевого самолета 5-го поколения". Об этом корр. ИТАР-ТАСС заявил сегодня официальный представитель "Сухого" Юрий Черваков, комментируя состоявшиеся накануне в Санкт-Петербурге переговоры о проекте премьер-министра Франции Жан-Пьера Раффарена и председателя правительства РФ Михаила Касьянова по проекту.

"Год назад "Сухой" выиграл тендер на право стать головным разработчиком боевого самолета 5-го поколения в России и имеет необходимый финансовый, технический и интеллектуальный ресурсы для равноправного участия в совместном проекте с Францией", - пояснил Черваков.

Вместе с тем, он отметил, что для эффективного сотрудничества в столь чувствительной сфере прежде "должны быть созданы нормативно-правовые рамки и получено соответствующее распоряжение от правительства". "Сама же работа может идти под эгидой Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, "Рособоронэкспорта" или любой другой структуры, наделенной соответствующими полномочиями", - подчеркнул официальный представитель холдинга.

Боевая машина ХХI века, к которым относят самолет 5-го поколения, должна обладать низкой радиолокационной заметностью, быть защищенной от средств радиоэлектронной борьбы, нести новейшие высокоточные комплексы оружия, считает главком ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов. В январе этого года совместный протокол о намерении создать такой самолет был уже подписан Россией с Индией. По словам председателя комитета Госдумы по обороне Андрея Hиколаева, "проект включен в программу сотрудничества" между Россией и Индией и "одобрен межправительственной комиссией".

03 июля 2003
RBC News
 
"Росавиакосмос" подтвердил намерение России начать работу по созданию военного самолета пятого поколения совместно с другими странами. Об этом сегодня на пресс-конференции в Москве сообщил первый заместитель генерального директора Российского авиационно-космического агентства ("Росавиакосмос") Валерий Воскобойников. По его словам, этот проект находится на начальном этапе реализации, так как он достаточно ресурсоемкий. Сейчас рассматривается вопрос по привлечению к нему зарубежных партнеров, отметил В. Воскобойников. Он пояснил, что сейчас ведется проработка технических предложений, которые необходимы для начала работ по данному проекту.

Сравнительная схема экспериментального самолета С-37 «Беркут» и истребителя пятого поколения Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации - ПАК ФА)
Сравнительная схема экспериментального самолета С-37 «Беркут» и истребителя пятого поколения Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации - ПАК ФА).

26 декабря 2003
РИА "Новости"
 
К 2007-2010 годам у России появится многофункциональный боевой самолет пятого поколения, сообщил в пятницу журналистам начальник авиации, замглавкома ВВС РФ Александр Зелин.

По словам Зелина, в этот период машина выйдет на этап испытаний и начнет поступать в войска.

Зелин также добавил, что уже определен головной исполнитель боевого самолета пятого поколения - это ОКБ "Сухого".

"Тактико-техническое задание на опытно-конструкторские работы утверждено, и ОКБ "Сухого" уже вплотную работает по самолетам пятого поколения", - сказал замглавкома.

По словам Зелина, этот самолет "ни в коем случае" не будет уступать западным аналогам, в том числе самолету F-22. Замглавкома уточнил, что это будет сверхманевренный малозаметный самолет с расширенными боевыми возможностями, предусматривающими уничтожение воздушных и наземных целей в любую погоду и время суток.

"Мы надеемся, что промышленность наш заказ выполнит в установленные сроки, и мы получим машину пятого поколения нового качества и нового формата", - сказал Зелин.

См. дополнительно:

  • Архив новостей по теме: 2001 г., 2002 г., 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г. + форум
  • Какой будет военная авиация будущего?
  • Беспилотные летательные аппараты

  • GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»