На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола — 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п — 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью — за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной — 33 км/час. По проселочной дороге — 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной — 40 км/час. По асфальтовому шоссе — 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной — 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности — 56 км со средней скоростью 11,7 км/час. После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей — Н.Г. Кострулин, был удостоин Сталинской премией 1-й степени. Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты. Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение — 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз — активного типа. Тормоз отката — гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката — 580…660 мм, предельная — 675 мм. Затвор — вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм — винтового типа. Уравновешивающий механизм — толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола. Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический — С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7. Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие. Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть — двухколёсная. Колеса — размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки — торсионное. В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П — 1050 м/с, бронепробиваемость — 110 мм с дистанции 1000 м. Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай. В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38). Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ, использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях. |
модификации |
Д-47. В 1947 году в КБ завода №9 была спроектирована «облегченная» 100-мм дивизионная пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес её в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда — 15,6 кг, начальная скорость — 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом №9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была. ЗИС-Д-44А. В конце 1947 года в КБ завода №9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (начальная скорость БТС — 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом №9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила. Д-44Н. В 1957 году часть раннее выпущенных пушек Д-44 подверглись незначительной модернизации (заводское обозначение — 52-П-367Н). В частности, пушки получили ночной прицел АПН2-7 или АПН3-7.
Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Так, на одну из станин пушки был установлен прикрытый кожухом двигатель М-72 Ирбитского мотоциклетного завода мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Передача мощности от двигателя обеспечивалась через карданный вал, дифференциал и полуоси на оба колеса орудия. КПП, ходящая в состав трансмиссии, обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода. На станинетакже закреплено сиденье для одного из номеров расчёта, выполняющего функции механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин. Там же устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток. СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите). Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44. В режиме самодвижения пушка передвигается стволом назад, при этом на ней размещается как расчёи, так и часть боекомплекта. СД-44 способна преодолевать подъёмы до 27°, броды глубиной до 0,5 м и снежные заносы высотой 0,30…0,65 м. Запас хода по булыжной мостовой — 220 км. На большие расстояния пушка бксируется колёсным или гусеничным тягачом с максимальной скоростью до 60 км/ч. После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана (отдел Ю.К. Бессонова, в т.ч. конструкторы Н. Ширёв, Б.Г. Дудко). В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением Совмина №2329-1105сс от 19 ноября 1954 года первая отечественная пушка с самодвижением была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «85-мм самодвижущаяся пушка СД-44». В 1954 году завод №9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году — еще 250. В 1957 году завод №9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 — СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44. Кроме Советской Армии, СД-44 состояла на вооружении армий Албании, Болгарии, ГДР, Кубы и Китая. В середине 50-х началась разработка подвесных кабин, предназначавшихся для для десантирования пушки СД-44 с самолётов. Летом 1958 года успешно прошли испытания десантной кабины П-110 с парашютно-реактивной системой (вес в снаряженном состоянии с СД-44 — 3900 кг) для использования её с самолётами Ту-4Д.
|
фотографии и схемы |
Источники: |