Военно-технический альманах «Тайфун»

 №1/2000 (20)
Issue No. 1/2000
  • Большая ПЛ - лаборатория проекта 1840
  • Дальневосточные «тридцатки»
  • Хроника Тихоокеанского флота
  • Приемы уклонения АПЛ от кораблей ПУГ (по опыту преследования иностранной лодки кораблями 114-й бригады кораблей ОВР Камчатской военной флотилии)
  • Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 2. Малый речной бронекатер пр. 192
  • Воспоминания командира АПЛ «Волк»
  • Воспоминания заместителя командующего Балтийским флотом
  • Основные вехи в истории штаба Северного флота (1992-1998)
  • Об одной несостоявшейся модернизации (малый ракетный катер пр. 183РУ)
  • Командиры кораблей эскадры Северного флота

Подробнее...

Кораблестроителям и специалистам УПАСР будет полезен материал о большой ПЛ лаборатории проекта 1840, к сожалению, не получившей дальнейшего развития в связи с отсутствием финансирования в 1990-е годы. Технологии и опыт этого проекта будут безусловно перспективны в наступающем веке при освоении нефтегазовых месторождений на шельфе и в исключительной экономической зоне арктических и дальневосточных морей, прилегающих к побережью России. Любители истории строительства флота с интересом прочтут материалы о создании в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре эсминцев проекта 30, а также о строительстве, ремонте и передаче Тихоокеанскому флоту других кораблей.

Исключительно интересна (особенно для моряков-тихоокеанцев) хроника Тихоокеанского флота с 1953 года до наших дней. В исключительно сжатой (энциклопедической) форме в ней по годам изложены основные события в жизни и деятельности ТОФ с указанием наименований кораблей, фамилий их командиров, всех командующих флотом за этот период. Ветераны ТОФ увидят там корабли и знакомые лица, на которых и с которыми прошли на дальних меридианах лучшие годы их жизни. Эту форму исторических публикаций издателям альманаха целесообразно продолжить. К недостаткам данного раздела необходимо отнести пропуск в 1970 г. факта завоевания приза ГК ВМФ по стрельбам БРПЛ подводной лодкой К-99 (пр. 629А) под командованием капитана 1 ранга К.А. Казенова. В 1968 г. эта же ПЛ была призером состязаний на первенство ВМФ по стрельбам БРПЛ, (выполнив первую на ТОФ стрельбу БРПЛ из-под воды по плану боевой подготовки). В сведения за 1976 г. ошибочно занесены переходы с Севера на ТОФ АПЛ К-429 и К-325. АПЛ К-429 пр. 670 перешла на ТОФ подо льдами Арктики в 1977 г., а тактическая группа в составе АПЛ К-212 и К-325 под командованием командующего 1 ФлПЛ контр-адмирала Р.А. Голосова (с ним находился и командир дивизии этих АПЛ Е.А. Томко) - в 1978 г. В 1980 г. ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 и ПЛА К-43 также перешли на ТОФ подо льдами Центральной Арктики с выполнением сложного маневрирования в составе тактической группы под командованием командующего 3-й флотилией ПЛ вице-адмирала Л.А. Матушкина.

Весьма показательным и полезным для командиров современных противолодочных кораблей и соединений является описание тактических приемов при длительном слежении за АПЛ ВМС США "Снук" корабельной поисково-ударной группы (КПУГ) 114-й бригады кораблей ОВР в составе пяти МПК в мае 1964 г. Не случайно командир КПУГ А.М. Суменков вскоре стал командиром этого соединения. В этом же разделе альманаха интересен исторический экскурс создания малого речного бронекатера (БКА) пр. 192. Развитие событий на южных и дальневосточных границах РФ показывает, что опыт строительства БКА нам очень пригодится для ФПС РФ.

Своими воспоминаниями о службе на флоте делятся один из самых талантливых подводников СФ командир АПЛ "Волк" пр. 971 капитан 1 ранга А.Ф. Буриличев и бывший заместитель командующего Балтийским флотом вице-адмирал в отставке Г.Н. Авраамов. Объединяет воспоминания двух передовых офицеров разных поколений благодарность Флоту, где они смогли реализовать свои возможности как самодостаточные личности, ответственное отношение к службе Отечеству на всех должностях, которые они занимали, хотя служба не всегда шла, как им хотелось бы, а начальники не всегда были справедливы. Один из них закончил ВВМУ им. Фрунзе в 1950 г. и прошел с флотом все передряги 1956-1964 гг., определяемые авантюризмом очередного генсека КПСС Н.С. Хрущева. Однако воля, терпение и труд помогли ему преодолеть все препятствия, и до увольнения в запас в 1987 г. он еще 8 лет был начальником Черноморского ВВМУ им. Нахимова в Севастополе, городе, где он когда-то родился в семье моряка. Другой закончил то же самое училище с отличием почти через 30 лет. Тоже не был карьеристом, служил там, где приказывали. Но служил от души. В мирное время исключительно редки случаи награждения офицеров-моряков высоким званием Героя России. Но он стал передовым командиром новейшего подводного атомохода и уже в середине 1990-х, времени новых тяжелых испытаний для страны и для флота, за небывалые до того успехи в решении сложнейших задач боевой службы в океане был награжден золотой Звездой Героя РФ. Сейчас он контр-адмирал, командир соединения АПЛ Северного флота. Служба этих моряков - великолепный пример для молодых офицеров флота.

В связи 55-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне большой интерес представляет цикл статей о командирах кораблей эскадры Северного флота и их дальнейшем служебном и жизненном пути.

Хорошей новинкой стало представление в альманахе материалов о жизни и деятельности всех флотов ВМФ РФ: от описания морских парадов в День ВМФ в 1999 г., итогов мероприятий боевой подготовки, шефских связей кораблей и соединений СФ до результатов испытаний построенного по заказу Китая эсминца "Важный" пр. 956Э и других аспектов военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в области военно-морских вооружений и техники.

Некоторые фотографии номера...






 №2/2000 (21)
Issue No. 2/2000
  • Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» проекта 11551
  • Модернизация ракетных крейсеров проекта 58
  • Некоторые особенности иностранного кораблестроения (1918-1944)
  • СКР «Неустрашимый»
  • К-38 и К-481 пр. 671 в Персидском заливе
  • Тактическое учение Северного флота в апреле 1960 г. Доклад командующего СФ
  • Развитие навигационных комплексов АПЛ в СССР в 1965-1985 гг.
  • Воспоминания командира К-241
  • Хозяева северных широт

Подробнее...

Открывает "Тайфун" №2 большая и содержательная статья главного редактора альманаха Вячеслава Осинцева об истории создания уникального большого противолодочного корабля проекта 11551 "Адмирал Чабаненко", его вооружении, оснащения, командирах, переходе с Балтики на Северный флот (СФ).

Следующий материал представляет особенности иностранного кораблестроения. Убедительно показывает основные его тенденции в США, Италии, Германии, Японии, Великобритании в период 1918-1944 гг., сравнительный анализ основных конструктивных и технологических элементов главных энергетических установок, корпусных конструкций, артиллерийского и радиотехнического вооружения, водоизмещения, мореходности кораблей этих стран. Отмечается характерная тенденция, обнаружившаяся с началом Второй мировой войны, - значительное усиление корабельной зенитной артиллерии, особенно американских английских линкоров (что было уязвимым местом кораблей советской постройки).

Интересны количественные параметры кораблестроения военного времени: в 1943 г. в США построили кораблей в 18 раз больше и по количеству, и по суммарному водоизмещению чем в 1941 г. Если в 1942 г. в составе ВМС США было всего 7 авианосцев довоенной постройки, то в том же году их строилось уже 11, а по чрезвычайной программе 1942 г. планировалось построить 25. Попытки же наркома ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова включить авианосцы в первую послевоенную программу кораблестроения 1945-1955 гг. натолкнулись на непонимание и сопротивление высшего руководства государства, которое продолжалось и в последующие 10-15 лет, из-за чего мы отстали от передовых флотов мира в этом важнейшем виде морских вооружений на 20-25 лет.

О некоторых подвигах советских подводников в годы холодной войны пишет командир атомной подводной лодки (АПЛ) СФ капитан 1 ранга Александр Шпортько. Имея опыт плавания в Атлантике, Средиземном море и подо льдами Арктики и отлично обучив свой экипаж, после возвращения из отпуска в феврале 1979 г. он получил приказ в течение трех дней подготовиться к несению боевой службы в Персидском заливе, куда был доставлен на корабле Черноморского флота. Одновременно в этот район ушла АПЛ К-38 этой же дивизии подлодок под командованием капитана 2 ранга Олега Павлова.

В Персидском заливе, где одновременно находилось до 50 кораблей ВМС США, задачи по слежению за американскими авианосцами выполняли две АПЛ СФ и одна с ТОФ, периодически меняя экипажи. Температура в отсеках достигала 45-60 градусов, так как лодки были предназначены для ведения боевых действий в северных средних широтах. Холодильные машины не были рассчитаны на температуру забортной воды южных морей. Эта же ошибка конструкторов повторилась и на следующей серии АПЛ. Через год экипажу Шпортько пришлось повторить подобный поход в этот же район.

Учитывая приближение 300-летнего юбилея штурманской службы ВМФ (25 января 2001 г.), показательны воспоминания бывшего начальника Государственного НИИ навигации и гидрографии контр-адмирала Анатолия Федотова о создании и развитии в нашей стране навигационных комплексов для АПЛ в 1965-1985 г., в том числе и нездоровой борьбе отечественных "конкурирующих организаций". Кроме того, в альманахе показан вклад морских стратегических ядерных сил в поддержание стратегического ядерного паритета на море с ВМС США, который обеспечил международную стабильность в течение последних 20 лет холодной войны и продолжает сохранять ее по сей день.

Некоторые фотографии номера...





 №3/2000 (22)
Issue No. 3/2000
  • Краснознаменный эсминец «Громкий»
  • Освоение Прибалтики: КБФ в Эстонии и Латвии (октябрь 1939 - февраль 1940 гг.)
  • Некоторые штрихи к истории создания подводной лодки проекта 705
  • Командир кронштадской бригады ПЛ
  • Воспоминания первого начальника штаба 5-й оперативной эскадры
  • Полет из морских глубин (из истории создания ракетного комплекса Д-4)
  • ВМС Союзной Республики Югославия
  • Командиры кораблей эскадры Северного флота
  • «НЕВА-99»

Некоторые фотографии номера...





 №4/2000 (23)
Issue No. 4/2000
  • Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 3. Речной артиллерийский катер пр. 1204
  • Освоение Прибалтики: КБФ в Эстонии и Латвии (октябрь 1939 - февраль 1940 гг.)
  • Ремонт кораблей Советского ВМФ в первые послевоенные годы
  • Полет из морских глубин (из истории создания ракетного комплекса Д-4)
  • Военно-морские силы Финляндии (1918-1939)
  • Первый атомоход Тихоокеанского флота
  • Командиры кораблей эскадры Северного флота
  • Помни войну! (из записей командира АПЛ)
  • «НЕВА-99»

Некоторые фотографии номера...





 №5/2000 (24)
Issue No. 5/2000
  • Бронированный морской охотник
  • Славное десятилетие морского ракетостроения
  • Эскадренный миноносец «Забияка»
  • 41-я бригада ракетных катеров
  • Помни войну! (из записей командира АПЛ)
  • Командиры кораблей эскадры Северного флота
  • «НЕВА-99»

Некоторые фотографии номера...







 №6/2000 (25)
Issue No. 6/2000
  • Атомная подводная лодка проекта 670
  • Краткая история службы АПЛ пр. 670 и 670М
  • Совместный переход К-201 и К-314 с Северного на Тихоокеанский флот
  • ТАКР «Баку» пр. 11434
  • «Если это американский самолет, пусть адмирал его собьет!»
  • Морские пограничники Сахалина
  • Создание пунктов технического обеспечения на территории иностранных государств
  • О службе на Л-7 «Ворошиловец»
  • Операция «Атрина»

Некоторые фотографии номера...






 №7/2000 (26)
Issue No. 7/2000
  • Последний советский эсминец
  • Модернизация ЭМ пр. 30 бис: многочисленные варианты и упущенные возможности
  • 25 лет дивизии подводных лодок СФ
  • Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия» пр. 667БДРМ
  • Характеристика военно-морских маневров и крупных учений СФ
  • Помни войну! (из записей командира АПЛ)
  • Записки командира атомной подводной лодки
  • Командиры кораблей эскадры Северного флота

Некоторые фотографии номера...
Эскадренный миноносец проекта 956 «Безбоязненный». Владивосток, 13 июня 1999 г.
ЭМ пр. 956 «Безбоязненный». Владивосток, 13 июня 1999 г.
«Беспокойный», проект 956, БФ, 15 октября 1994 г.
«Беспокойный», проект 956, БФ, 15 октября 1994 г.
«Безбоязненный», проект 956, ТОФ, Владивосток, 22 июня 1999 г.
«Безбоязненный», проект 956, ТОФ, Владивосток, 22 июня 1999 г.
«Карелия», проект 667, 19 марта 2000 года
«Карелия», проект 667, 19 марта 2000 года
«Безупречный», проект 956, СФ
«Безупречный», проект 956, СФ
Группа кораблей Северного флота (БПК, проект 1134А, танкер «Дубна» и БПК, проект 61). Заправка топливом в движении
Группа кораблей Северного флота

 №8/2000 (27)
Issue No. 8/2000
  • БПК «Вице-адмирал Кулаков»
  • 15 лет дивизии АПЛ СФ
  • Крейсерская атомная ПЛ пр. 971 («Щука-Б»)
  • Воспоминания командира дивизии АПЛ СФ
  • В море на «Авось» не ходят
  • Воспоминания военного корабела
  • «Контр-адмирал Хорошкин» идет на ТОФ
  • Командиры кораблей эскадры Северного флота

Некоторые фотографии номера...






 №9/2000 (28)
Issue No. 9/2000
  • О первых шагах в создании отечественных крылатых кораблей
  • Советско-финляндская война на море. Разведывательно-набеговые операции отряда легких сил и 3-го дивизиона эсминцев КБФ
  • Мартиролог подводных катастроф
  • 41-я бригада ракетных катеров
  • «Приказываю стрелять по американской ПЛ!»
  • Плавание АПЛ подо льдами Арктики
  • Записки командира атомной подводной лодки
  • Командиры кораблей эскадры Северного флота

Некоторые фотографии номера...






 №10/2000 (29)
Issue No. 10/2000
  • Большой торпедный катер, проект 183
  • Торпедный катер «Забияка» (Урицкий)
  • История К-493, проект 705К
  • История о М.Г. Русанове, создателе АПЛ проектов 705 и 705К
  • Адмирал В.В. Малявин

Некоторые фотографии номера...
Парад, день ВМФ, Балтийск, 30 июля 2000
Парад, день ВМФ, Балтийск, 30 июля 2000
Парад, день ВМФ, Балтийск, 30 июля 2000
Парад, день ВМФ, Балтийск, 30 июля 2000
БПК «Североморск», проект 1155
БПК «Североморск», проект 1155
ДКВП-543, Североморск, 21 июля 2000
ДКВП-543, Североморск, 21 июля 2000
ДКВП-543, Североморск, 21 июля 2000
ДКВП-543, Североморск, 21 июля 2000

 №11/2000 (30)
Issue No. 11/2000

Некоторые фотографии номера...






 №12/2000 (31)
Issue No. 12/2000

Некоторые фотографии номера...






 архив альманаха «Тайфун»
1996
1996
1997
1997
1998
1998
1999
1999

2000
2000
2001
2001
2002
2002
 


GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»