Подробнее...
Открывает "Тайфун" №2 большая и содержательная статья главного редактора альманаха Вячеслава Осинцева об истории создания уникального большого противолодочного корабля проекта 11551 "Адмирал Чабаненко", его вооружении, оснащения, командирах, переходе с Балтики на Северный флот (СФ).
Следующий материал представляет особенности иностранного кораблестроения. Убедительно показывает основные его тенденции в США, Италии, Германии, Японии, Великобритании в период 1918-1944 гг., сравнительный анализ основных конструктивных и технологических элементов главных энергетических установок, корпусных конструкций, артиллерийского и радиотехнического вооружения, водоизмещения, мореходности кораблей этих стран. Отмечается характерная тенденция, обнаружившаяся с началом Второй мировой войны, - значительное усиление корабельной зенитной артиллерии, особенно американских английских линкоров (что было уязвимым местом кораблей советской постройки).
Интересны количественные параметры кораблестроения военного времени: в 1943 г. в США построили кораблей в 18 раз больше и по количеству, и по суммарному водоизмещению чем в 1941 г. Если в 1942 г. в составе ВМС США было всего 7 авианосцев довоенной постройки, то в том же году их строилось уже 11, а по чрезвычайной программе 1942 г. планировалось построить 25. Попытки же наркома ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова включить авианосцы в первую послевоенную программу кораблестроения 1945-1955 гг. натолкнулись на непонимание и сопротивление высшего руководства государства, которое продолжалось и в последующие 10-15 лет, из-за чего мы отстали от передовых флотов мира в этом важнейшем виде морских вооружений на 20-25 лет.
О некоторых подвигах советских подводников в годы холодной войны пишет командир атомной подводной лодки (АПЛ) СФ капитан 1 ранга Александр Шпортько. Имея опыт плавания в Атлантике, Средиземном море и подо льдами Арктики и отлично обучив свой экипаж, после возвращения из отпуска в феврале 1979 г. он получил приказ в течение трех дней подготовиться к несению боевой службы в Персидском заливе, куда был доставлен на корабле Черноморского флота. Одновременно в этот район ушла АПЛ К-38 этой же дивизии подлодок под командованием капитана 2 ранга Олега Павлова.
В Персидском заливе, где одновременно находилось до 50 кораблей ВМС США, задачи по слежению за американскими авианосцами выполняли две АПЛ СФ и одна с ТОФ, периодически меняя экипажи. Температура в отсеках достигала 45-60 градусов, так как лодки были предназначены для ведения боевых действий в северных средних широтах. Холодильные машины не были рассчитаны на температуру забортной воды южных морей. Эта же ошибка конструкторов повторилась и на следующей серии АПЛ. Через год экипажу Шпортько пришлось повторить подобный поход в этот же район.
Учитывая приближение 300-летнего юбилея штурманской службы ВМФ (25 января 2001 г.), показательны воспоминания бывшего начальника Государственного НИИ навигации и гидрографии контр-адмирала Анатолия Федотова о создании и развитии в нашей стране навигационных комплексов для АПЛ в 1965-1985 г., в том числе и нездоровой борьбе отечественных "конкурирующих организаций". Кроме того, в альманахе показан вклад морских стратегических ядерных сил в поддержание стратегического ядерного паритета на море с ВМС США, который обеспечил международную стабильность в течение последних 20 лет холодной войны и продолжает сохранять ее по сей день.
Некоторые фотографии номера...
|