Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine (73 Kb) Проект 705 «Лира»
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
 
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

При проектировании первой отечественной АПЛ пр. 627, коллектив ленинградского СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») под руководством В.Н. Перегудова за очень короткий срок (1952-1958 гг.) научился решать сложные проблемы подводной атомной энергетики. Появилась уверенность в своих силах, желание работать над более сложными задачами. В эти годы, в связи с созданием и выходом на боевое патрулирование в океан подводных ракетоносцев США, в СССР было принято решение о создании специальных противолодочных АПЛ. В 1959 году, когда начиналась программа создания отечественных противолодочных ПЛАТ пр. 671, ведущий конструктор проектного отдела СКБ-143 Анатолий Борисович Петров, сплотив вокруг себя небольшой коллектив единомышленников, предложил руководству бюро проект малогабаритной высокоскоростной автоматизированной АПЛ водоизмещением 1500 т.

По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку мирового океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов. Малое водоизмещение лодки в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. Предлагалось организовать обслуживание лодок наподобие самолётов-перехватчиков — т.е. лодки находились бы в базах под постоянным наблюдением обслуживающих команд, а экипажи находились бы поблизости в постоянной готовности к выходу в море. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения из похода — самостоятельно швартоваться.

Малое водоизмещение ПЛ предполагалось получить в результате выполнения следующих необычных условий, заложенных в проект: необеспеченной надводной непотопляемости (ПЛ проектировалась однокорпусной); одним реактором с одной линией вала; полной автоматизацией корабля (с численностью экипажа не более 15-17 человек, причем только офицеров); более прочным и легким материалом прочного корпуса (например, титановый сплав), нежели применявшиеся ранее.

В.Н. Перегудов заинтересовался проектом сверхмалой АПЛ и в рамках проектного отдела СКБ-143 был создан сектор перспективного проектирования, начальником которого назначили А.Б. Петрова. Проект создавался с участием главного инженера бюро Б.К. Разлогова, главных конструкторов по специальностям: В.Г. Тихомирова (корпус), П.Д. Дегтярева (ППУ), Г.А. Воронина (ПТУ), В.П. Горячева (электрическая часть и автоматика).

В 1958 году СКБ-143 возглавил В.И. Дубовиченко. Новый начальник бюро предложил академику А.П. Александрову провести встречу с руководящим конструкторским составом, призвать его к творческому осмыслению дальнейших работ над новыми проектами АПЛ. Такая встреча состоялась в июне 1959 года, на ней кроме самого А.П. Александрова присутствовал и академик В.А. Трапезников (в то время — директор Института автоматики и телемеханики). Тогда и была «обнародована» проработка А.Б. Петрова и его группы. Предложение поддержали оба академика, оно получило благожелательную оценку главкома ВМФ С.Г. Горшкова и председателя Госкомитета по судостроительной промышленности (ГКС) Б.Е. Бутомы. В конце 1959 года, в ГКС и заказчику был направлен доклад с краткой характеристикой «заказа», над проектом которого бюро предлагало работать.

******** предэскизное проектирование **********

Одновременно с описываемыми событиями сворачивались работы по проектированию АПЛ пр. 653, Главным конструктором которой являлся М.Г. Русанов, пренадлежавший к яркой плеяде главных конструкторов конца 1950-х гг. — личностей огромных творческих возможностей. «Освободившемуся» М.Г. Русанову в марте 1960 года предложили возглавить работы по проектированию нового «заказа» малого водоизмещения. Взяв свою старую группу в составе заместителя главного конструктора В.В. Ромина, конструкторов Л.А. Симагина, Р.В. Боженко, А.В. Овчинникова, а также Ю.А. Блинкова, который вел работы по новому проекту в секторе А.Б. Петрова, М.Г. Русанов возглавил эту группу и продолжил работы над проектом. Позднее в группу приняли и назначили заместителями главного конструктора В.В. Лаврентьева, Н.И. Тарасова, К.Н. Лапшина, начальниками конструкторской бригады стали Г.Н. Пичугин, Л.С. Грабалин и Б.В. Григорьев. В бюро организовали отделы автоматики во главе с Ю.А. Чехониным (электрочасть) и Р.И. Симоновым (энергетика). Пришли конструкторы Ю.К. Сошневский, С.Г. Лотов и др. Заметная роль в создании проекта принадлежала также В.В. Крылову, А.А. Тюрикову и В.В. Щеголеву. А.Б. Петров в состав группы главных конструкторов приглашен не был (позднее он перешел на научно-исследовательскую работу в ЦНИИ-45).

Проектная проработка завершилась в апреле 1960 года и в первых числах мая М.Г. Pуcанов был вызван в Москву к Главному инженеру ГКС Ф.Ф. Подушкину и заместителю председателя Госкомитета Ю.Г. Деревянко, а затем и к председателю ГКС. На этом совещании было принято решение о подготовке правительственного постановления. Б.Е. Бутома лично присвоил проекту номер «705». Совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №704-290 от 23 июня 1960 года предписывало начать проектирование ПЛА пр. 705 (шифр «Лира») с целью создания «опытной комплексно-автоматизированной скоростной ПЛАТ ПЛО! с торпедным вооружением».

Предэскизный проект был завершен 31 декабря 1960 года и рассмотрен на совещании в Москве. На защите проекта у главкома ВМФ адмирала С.Г. Горшкова присутствовало высшее военно-морское руководство: адмиралы П.Г. Котов, Н.В. Исаченков, Г.Ф. Козьмин, В.И. Субботин, а также министр Судпрома Б.Е. Бутома и академик А.П. Александров. Все энергично поддержали идею создания проекта, воплотившего в себе самые последние достижения науки и техники. Научными руководителями проекта стали академики А.П. Александров, А.И. Лейпунский, А.Г. Иосифьян, В.А. Трапезников. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга В.В. Гордеев.

******** трансформация проекта **********

От предложений группы А.Б. Петрова до технического (рабочего) проекта происходила его резкая трансформация. Менялось количество отсеков (от трёх перешли к шести), количество личного cостава увеличилось вдвое, водоизмещение — в полтора раза. Однокорпусная архитектура ПЛ сулила большой выигрыш в меньшем водоизмещении, а значит, при отсутствии второго корпуса и меньшей смоченной поверхности, обеспечивала выигрыш в скорости при неизменной мощности АЭУ. Тогда преодолеть инерцию военно-морских заказчиков не удалось и лодка стала двухкорпусной.

На ранних стадиях проектирования, когда проект был ещё в однокорпусном исполнении, предложили для обеспечения надводной непотопляемости использовать мягкие аварийные цистерны (МАЦ). В шпациях закладывались изготовленные из эластичной специально пропитанной ткани мягкие надувные мешки, которые в аварийном случае надувались сжатым воздухом и в критической ситуации поддерживали ПЛ на плаву в случае разгерметизации одного из отсеков. Однако на дальнейших стадиях проектирования вариант обеспечения надводной непотопляемости с помощью МАЦ был отвергнут военно-морскими специалистами, хотя уже успели разработать материал и провести межведомственные испытания этих емкостей.

В период с февраля до середины июня 1961 года подготавливались материалы для следующего постановления правительства (№485-201 от 27 мая 1961 года) и решения ВПК, включившие в себя более 600 заявок на контрагентское оборудование, ТТЗ на создание опытного «заказа» (было выдано 11 декабря 1961 года и сформулировано под руководством академика А.П. Александрова с участием академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна). Рассмотрение проекта постановления проходило в кабинете Д.Ф. Устинова (тогда — секретаря ЦК КПСС по оборонным отраслям). На нем очень остро встал вопрос о частоте тока. Дело в том, что все наши ПЛ имели электрооборудование на переменном токе частотой 50 Гц, а в пр. 705 предлагалось применить ток частотой 400 Гц, что обеспечивало минимизацию электрооборудования. Новое постановление правительства дало разрешение «при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения». Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой АПЛ, позволило воплотить в её конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения, но в тоже время стоило Главному конструктору инфаркта.

******** описание проекта ********** ---------- реактор и энергетика -----------

Для достижения заданной скорости в сорок узлов при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ГЭУ (в частности, рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины) было решено остановиться на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) с одновальной ПТУ. Применение жидкого металла в качестве теплоносителя позволяло обеспечить большую мощность при достаточно компактных размерах, держать низкое давление в первом контуре, что исключало его переопрессовку, тепловой взрыв ядерного реактора и выброс активности наружу. Специфика заключалась в том, что существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из строя АЭУ.

К этому времени уже строилась АПЛ пр. 645 с ГЭУ, в которой использовался ядерный реактор с ЖМТ, в качестве которого был выбран эвтектический сплав свинец-висмут (температура кипения — 1679°С). Выполненные расчеты по пр. 705 свидетельствовали, что применение реактора с ЖМТ и повышенными параметрами пара позволяло сэкономить 300 т водоизмещения по сравнению с традиционным водо-водяным реактором.

Научным руководителем работ по ППУ был назначен академик А.И. Лейпунский (ФЭИ!). Одновременно разрабатывались два проекта с тепловой мощностью 155 мВт: ОК-550 — блочная с разветвлёнными коммуникациями 1-го контура (три паропровода, три циркуляционных насоса) смонтированная на обычном фундаменте балочного типа — в ОКБМ г. Горький (главные конструкторы И.И. Африкантов, Н.М. Царев) и БМ-40А — блочная; двухсекционная (два паропровода, два циркуляционных насоса), аналогичная ППУ АПЛ пр. 645 — в ОКБ «Гидропресс» г. Подольск (главный конструктор В.В. Стекольников). Турбозубчатый агрегат последней монтировался на фундаменте с новой системой амортизации, наиболее шумное оборудование устанавливалось на пневматических амортизаторах. Одновальная ПТУ — блочная ГТЗА! ОК-7 мощностью 40000 л.с. разрабатывалась на Калужском турбинном заводе (главный конструктор В.И. Кирюхин).

Электроэнергетическая система переменного трехфазного тока повышенной частоты 400 Гц, напряжением 380 В (главные конструкторы В.П. Горячев, А.А. Чернов, конструкторы А.Н. Губанов, В.А. Собакин) с питанием от двух автономных синхронных турбогенераторов ОК-300 мощностью по 1500 кВт позволила резко снизить вес и габариты применяемого электрооборудования. Каждый генератор обеспечивал энергией всех потребителей своего борта. Для резервного движения на ПЛ предусматривалась вспомогательная дизельгенераторная установка мощностью 500 кВт, аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов и два движителя мощностью по 100 кВт, размещенных в герметических гондолах в горизонтальных стабилизаторах и снабженных гребными винтами с поворотными лопастями.

---------- корпус и всплывающая рубка -----------

В качестве конструкционного материала на АПЛ был использован сплав титана, разработанный и ЦНИИ металлургии и сварки (ныне — ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей») под руководством академика И.В. Горынина. Конструкторами бюро из этого материала были спроектированы надежные прочный и легкие корпуса ПЛ (главный конструктор по корпусу — В.Г. Тихомиров, затем В.В. Крылов). Титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных систем. Надо заметить, что до этого в ЦКБ-16 под руководством Главного конструктора и начальника бюро Н.Н. Исанина уже предпринимались первые попытки применения титанового сплава в качестве материала для корпусных конструкций при проектировании АПЛ пр. 661. Всё же отсутствие технологии по использованию титана в подводном судостроении, в дальнейшем вызвало значительную задержку с реализацией проекта.

Целый комплекс вопросов по гидродинамике, прочности, шумности, защите был разрешен в ЦНИИ-45 (ныне ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова) под руководством директора института А.И. Вознесенского и Г.А. Матвеева. Большая заслуга в создании хорошо обтекаемых наружных обводов легкого корпуса ПЛ (веретенообразной формы, кругового сечения, с ограждением выдвижных устройств «лимузинного» типа, с закрывающимися шпигатами, с разрезными баллерами рулей) принадлежит начальнику проектного отдела бюро к.т.н. В.И. Саранцеву, начальнику сектора динамики к.т.н. Л.В. Калачёвой. Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки, над которой трудились ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского под руководством д.т.н. К.К. Федяевского, обеспечивала минимальное отражение гидроакустических сигналов, что затрудняло атаку кораблями противника, использующими ГАС в активном режиме.

Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где на средней палубе распологались главный командный пункт (ГКП), жилые, медицинские и санитарные помещения, а на нижней — камбуз и провизионные помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление. Носовые горизонтальные рули были выполнены убирающимися в корпус и размещены ниже КВЛ. Принимался ряд мер по повышению взрывостойкости корабля за счет новых конструкционных решений и более эффективной амортизации. Титановый корпус уменьшил магнитное поле, но акустическое поле оказалось все же большим, так как проект создавался в начале 60-х годов.

Впервые в мире ПЛ была оборудована всплывающей спасательной камерой (ВСК), способной обеспечить эффективное спасение всего экипажа при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента. С целью проверки была изготовлена и испытана натурная спасательная камера (подробнее см. здесь). Наибольшая заслуга в ее создании принадлежит Е.К. Кондратенко, Г.Н. Пичугину, В.Я. Бабивскому и другим специалистам бюро.

---------- управление -----------

Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.

Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено; по готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.

Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине погружения (на ходу и без хода) служила система «Боксит». Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы «Тан». Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой «Ритм».

Лодка была оснащена, также: — боевой информационной управляющей системой «Аккорд»; — автоматизированным комплексом гидроакустических средств «Океан»; — автоматизированным комплексом автономных средств навигации «Сож»; — системой автоматического управления оружием «Сарган»; — автоматической системой радиационного контроля «Альфа»; — автоматизированным комплексом средств радиосвязи «Молния»; — телевизионно-оптическим комплексом ТВ-1; — радиолокационной станцией «Бухта»; — универсальным перископом «Сигнал»; — системой единого времени «Платан»; — системой внутрикорабельной связи «Элипсоид».

Для АПЛ проекта 705 создавались новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж АПЛ до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 40—50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для АПЛ комплексной автоматизированной системы управления. В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне — ЦНИИ «Гранит») для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление АПЛ на центральном посту.

Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.

Основным, революционным решением следует признать системное комплексно-автоматизированное управление ПЛ. Для ПЛ была спроектирована и поставлена уникальная боевая информационно-управляющая система «Аккорд», созданная специалистами ЦКБ при заводе им. Кулакова (в дальнейшем — ЦНИИ «Гранит»).

БИУС позволила свести все управление ПЛ к одному «узлу» — центральному посту, где впервые был установлен пульт, «замыкавший» на себя управление всем радиоэлектронным вооружением: автоматизированным навигационным комплексом, навигационной РЛС, РЛС поиска, гидроакустическим комплексом с шумопеленгаторной станцией, всеми радиотехническими средствами, а также (и это главное в функционировании системы) управление стрельбой различными видами торпед и др.

В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне - ЦНИИ “Гранит”) для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) “Аккорд”, позволившая сосредоточить все управление АПЛ в центральном посту. Комплексная автоматизация позволила сократить численность экипажа до 40 человек. Также РЭВ включало в себя автоматизированный ГАК “Океан”, автоматизированный комплекс автономныхсредств навигации “Сож”,-систему автоматического управления оружием “Сарган”, автоматическую систему радиационного контроля “Альфа”, автоматизированный комплекс средств радиосвязи Молния”, телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС “Бухта”, система единого времени “Платан” и система внутрикорабельной связи “Элипсоид”.

Лодка была оснащена универсальным перископом “Сигнал”. Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине погружения (на ходу и без хода) служила система “Боксит”. Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы “Тан”. Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой “Ритм”.

Всё специальное корабельное оборудование и системы, обеспечивающие комплексную автоматизацию управления техническими средствами АПЛ, были разработаны в ЦНИИ «Аврора» (ранее — отделение ЦНИИ-45) под руководством директора, главного конструктора, д.т.н. О.П. Демченко. ---------- вооружение -----------

Впервые на ПЛ применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубиной стрельбы от перископной до предельной. Аппараты были разработаны в КБ-А под руководством главных конструкторов И.М. Иоффе и Л.А. Подвязникова (позднее КБ-А влилось в СПМБМ «Малахит»).

Основное вооружение включало шесть носовых 533-мм ТА с системой быстрого заряжания и гидроакустический комплекс "Океан". Боекомплект - 18 торпед.

Торпедное вооружение включает шесть гидравлических ТА, расположенных в носовой части корпуса. Боекомплект — 18 торпед.

Боезапас - 20 торпед или 24 мины., ПКР РПК-2 «Вьюга» Радиоэлектронное: БИУС "Аккорд" ГАК "Океан" (в т.ч. ШПС "Енисей'') КРС "Молния" КНС "Сож" РЛС "Чибис"

---------- экипаж -----------

Первоначально предполагалось, что численность экипажа корабля составит 16 человек, однако, в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана). Уменьшение экипажа обусловило и более жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания.

Высокий уровень автоматизации ПЛ позволил сократить личный состав более чем в три раза (по сравнению с АПЛ первого поколения), причем экипаж был укомплектован только офицерами. Численность экипажа по проекту — 20 офицеров, по предложению Правительственной комиссии на первый этап опытной эксплуатации — 26 офицеров. Позднее 31 человек.

Первоначальный проект предусматривал комплексную автоматизацию большинства систем АПЛ, и, благодаря этому, - исключительно малую численность экипажа из 16 человек. Столь "экстремистское" предложение не нашло отклика у руководства ВМФ, настоявшего на увеличении состава экипажа до 29 специалистов - только офицеров и мичманов. Лодка имела всего один обитаемый отсек, а прямо над ним - впервые в мире - аварийную всплывающую камеру, обеспечивавшую спасение всего экипажа с глубин вплоть до предельной, при значительных крене и дифференте.

Экипаж: 32 чел. Кают-компания позволяет одновременно принимать пищу 12 членам экипажа.

Кроме них к разработке и созданию ПЛ были привлечены главные конструкторы В.В. Киодель, А.И. Буртов (БИУС! «Аккорд»), В.И. Маслевский (навигационный комплекс «Сож»), Н.А. Князев (ГАС «Енисей»), А.А. Леонов (радиосвязь), О.П. Демченко (общекорабельная автоматика), (электроэнергетика) и многие другие. ******** строительство, испытания **********

Первая (опытная) лодка К-64 была заложена на Адмиралтейском заводе в Ленинграде 02.06.68, спущена на воду 22.04.69, вступила в строй 31.12.71. Головная лодка К-123, положившая начало серии кораблей, была заложена в Северодвинске 29.12.67, спущена на воду 04.04.76, вступила в строй 12.12.77. До 1980 г. по этому проекту (705 и несколько измененному 705К) было построено еще пять лодок. Корабли входили в состав 6-й дивизии подводных лодок Северного флота (которой в свое время командовал принимавший участие в работе семинара вице-адмирал О.М. Фалеев) и до 1990 г. несли боевую службу. В 1996 г. была выведена из состава ВМФ последняя ПЛА этого типа.

Первая лодка была заложена в середине 60-х годов и закончена в 1971 году на ССЗ "Судомех" в г. Ленинграде. Строилась долго и была разобрана из-за неудачной конструкции в 1974 г. Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнеших работ по заложенным лодкам 705-го проекта до выяснения и устранения причин выхода из строя первого контура реактора. Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. По измененному проекту 705К с 1977 по 1981 годы было построено на двух заводах 6 ПЛАТ (3 на СМП и 3 на "Судомехе").

Строительство опытной подводной лодки проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского Адмиралтейского объединения 2 июня 1968 года. 22 апреля 1969 года корабль был спущен на воду. В конце 1971 года он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ. Первым командиром уникального атомохода стал капитан 1 ранга А.С.Пушкин.

Однако лодку преследовали неудачи. В период швартовых испытаний вышла из строя одна из автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из строя вторая петля. Было выявлено и растрескивания сварного титанового корпуса.

Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. В Северодвинске и Ленинграде начались работы по строительству серии из семи усовершенствованных лодок проекта 705К шифр "Лира". Последний, седьмой корабль в серии, был разобран на стапеле.

Опытную лодку проекта 705 (тактический номер К-64) заложили на ленинградском Адмиралтейском объединении в июне 1968 г., а спустя три с половиной года корабль прибыл на Северный флот, вступив в его состав 31 декабря 1971 г. Эта лодка имела энергетическую установку, разработанную горьковским ОКБМ. С самого начала эксплуатации К-64 преследовали неудачи и аварии, крупнейшая из которых привела к застыванию теплоносителя и полному выходу из строя реактора. В августе 1974 г. лодку вывели из боевого состава флота, а еще до этого приостановили и всю программу строительства серии (к этому времени в Ленинграде и Северодвинске на стапелях находились еще пять аналогичных кораблей).

Состоявшийся "разбор полетов" на самом высоком уровне привел к отказу от варианта горьковчан в пользу энергетической установки БМ-40А мощностью 150 МВт, разработанной в Подольске. Она оказалась гораздо более надежной, во всяком случае, на построенных впоследствии шести АПЛ усовершенствованного проекта 705К по причине радиационных аварий не погиб ни один моряк.

После аварии на головной АПЛ зав. №900 М.Г. Русанов в 1974 году был отстранен от должности и отправлен на пенсию. Завершение строительства серии и работы по её модернизации продолжил первый заместитель М.Г. Русанова — Виктор Васильевич Ромин. Постановлением правительства в 1981 году, бюро за создание первой скоростной автоматизированной ПЛ пр. 705 (705К) было награждено орденом Октябрьской революции. Главному конструктору В.В. Ромину была присвоена Ленинская премия, а К.А. Ландграфу, Ю.А. Блинкову, В.В. Лаврентьеву, В.В. Крылову — Государственная премия СССР. Большую группу специалистов бюро наградили орденами и медалями. Орден Ленина получил и персональный пенсионер М.Г. Русанов.

Практически все офицеры ВМФ, в дальнейшем эксплуатировавшие лодки пр. 705, подтверждают их высокие маневренные, ходовые и скоростные качества. Председатель Государственной комиссии по приемке головной АПЛ адмирал флота Г.М. Егоров очень высоко оценил скоростные и маневренные качества корабля, а офицеры экипажа, помятуя о том, что на берегу корабль должен будет обслуживаться береговым экипажем, сравнивали лодку с самолетом (впрочем, нa практике оснований для этого сравнения не осталось — береговых экипажей не было).

******** недостатки, проишествия **********

8 апреля 1982 г. Баренцево море «Альфа», (К-123), проект 705 Ядерная авария. Разрыв первого контура. Выброс 2 т жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек

В Западной Лице, где базировались ПЛ 705 «Лира», был создан целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли. К пирсам, где стояли корабли, поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса, подводные лодки "грелись" от своего тепла, т.е. ЯР работали на минимально контролируемом уровне мощности. Это приводило к быстрому износу реакторов и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки. Трудности с обеспечением внешним теплом привели к тому, что практически все АПЛ 705 «Лира» к концу 80-х г.г. были выведены из эксплуатации. Перегрузка ядерного топлива не осуществлялось, из-за чего ЯЭУ этого класса АПЛ получили название - "реакторы одноразового использования". За все время эксплуатации корабельные ЯЭУ с ЖМТ наработали около 70 реакторо-лет.

Сложность эксплуатации объяснялась еще и высокой автоматизацией этих кораблей. Все отсеки, за исключением двух, были необитаемы. Операции по управлению системами и оборудованием выполнялись с пультов на центральном посту.

Новый реактор позволил сократить длину ПЛАТ, увеличить скорость, но оказался очень капризными. Несмотря на то что на подводных лодках с реакторами на ЖМТ имели место две ядерные аварии, эти реакторные установки считаются более безопасными, чем ЯЭУ с водой под давлением (водоводяные реакторы).

После вступления в строй лодки проекта 705 «Лира» часто становились источником проблем: выходила из строя сложная автоматика, происходили аварии на реакторах. Эти корабли также не пользовались популярностью у экипажей и командования Советского ВМФ: шумные, ненадёжные, плохо вооружённые, с уникальным и трудным в обслуживании оборудованием - они использовались для экспериментов с новым оборудованием и никогда не несли службы на передовых морских рубежах.

К большому сожалению, плохое обеспечение базирования этих лодок (неполная реализация изначального замысла об береговых экипажах техников, отсутствие чётко налаженного и надёжного обслуживания реакторов с ЖМТ), неоднозначное отношение к проекту среди тогдашнего военного руководства, а потом и "перестройка" с последовавшим всеобщим "развалом" сыграли роковую роль в судьбе этих кораблей: несмотря на относительно небольшой возраст все они в первой половине 1990-х годов были выведены из состава флота: К-493 использовалась как учебный корабль для подготовки экипажей АПЛ, остальные корабли утилизированы.

Однако к сожалению дальнейшего развития эти ПЛАТ в ВМФ СССР не получили. Причина здесь кроется в основном в малой надежности АЭУ с ЖМТ. Была выдвинута идея, что лодку будут обслуживать два экипажа. "Морской" и "береговой", который будет обеспечивать обслуживание ПЛ на базе. Необходимо было постоянно поддерживать определённую температуру жидкостно-металлического теплоносителя, чтобы не допустить его застывание, так как это привело бы к выходу из строя АЭУ. Предпологалось что во время стоянки для поддержания этой температуры с берега на борт лодки будет падаваться перегретый пар. Естественно это потребовало создания определённой береговой инфраструктуры Но такая система обладала низкой надежностью и реально лодка "грелась" от своего собственного реактора, постоянно поддерживая его на минимально контролируемом уровне мощности. Также необходимо было регулярно проводить операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянно контролировать его состоянием и периодическая осуществлять регенерацию (удаление окислов).

Однако в ходе эксплуатации лодок 705 проекта проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В результате карьера "Альф", несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. К-123 известна одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет - с июня 1983 по август 1992 года. В июле 1997 года этот корабль был исключен из состава флота. Остальные "Альфы" были исключены из состава ВМФ значительно раньше - в 1990 году. Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

******** завершение **********

В декабре 1977 года, после завершения заводских и государственных испытаний, лодка К-123 приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности Северного флота. Новые АПЛ, получившие у моряков прозвище "автоматы", а у "потенциального противника" - кодовое наименование "Alfa", вскоре стали довольно популярными на флоте кораблями. Сильное впечатление производили не только рекордно высокие характеристики лодки (достоверно известные, впрочем, лишь узкому кругу "посвященных"), но и эстетическое совершенство форм атомохода. Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростью противолодочных и универсальных торпед "потенциальных противников", АПЛ проектов 705 и 705К благодаря особенностям своей энергетической установки (не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами) могли развить полный ход в течение минуты, имея почти "самолетные" разгонные характеристики. По воспоминаниям контр-адмирала А.С.Богатырева, в прошлом - командира К-123 (проект 705К), лодка могла развернуться практически "на пятачке", что было особенно важно при активном слежении своей и "неприятельской" лодок друг за другом. "Альфа" не позволяла другим лодкам зайти себе в кормовые курсовые углы (т.е. в зону гидроакустической тени), особо благоприятные для осуществления скрытного слежения и нанесения внезапного торпедного удара.

Появление лодок пр.705 и 705К стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных средст, большой глубины погружения и высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия, все существовавшее казались американцам неэффективным. Благодаря особенностям своей энергетической установки, которой не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водоводяными реакторами, ПЛ 705 проекта могли развить полный ход в течение минуты. Большая скорость позволяла быстро зайти в “теневой” сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно лодка и была обнаружена гидроакустиками противника. Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении.

Их оценки разными специалистами варьировались от весьма положительных ("золотая рыбка", "упущенная жар-птица") до резко негативных. Названные на Западе "Альфами", эти АПЛ могли часами висеть на хвосте у НАТОвских субмарин, не позволяя им ни оторваться, ни контратаковать, ведь их маневренность и скорость были куда выше, чем у оппонентов. Благодаря особенностям энергетической установки "семьсот пятые" обладали исключительно высокими разгонными и маневренными характеристиками. Для разворота на 180° при максимальной скорости лодке требовалось всего 42 c. Первому командиру первой АПЛ проекта 705К капитану 2 ранга А.Ч. Аббасову за успешное освоение корабля принципиально нового типа в 1984 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Появление новой советской противолодочной ПЛА в океане наделало много шума и захватило ВМС США врасплох. Американские подводные стратегические ракетоносцы были поставлены в трудное тактическое положение. Малые размеры ПЛА проекта 705, значительный диапазон глубины погружения и высокая скорость полного хода позволяли ей осуществлять маневрирование на максимальной скорости, невозможное для всех других типов подводных лодок (например, на полном ходу выполнять циркуляцию на 180о за 42 сек.), и даже уходить от торпед.

Такая комбинация высокой скорости и большой глубины погружения вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия, всё существовавшее оказалось неэффективным.

Для американцев встреча в океане с новой советской АПЛ (по классификации НАТО — «Alfa») со столь высокими характеристиками оказалась большой неожиданностью. Вот выдержка из американского журнала «Defense Electronics» (апрель 1984 года): «Появление советской ПЛ типа «Альфа» в конце 1970-х гг. захватило ВМС США врасплох. Новая противолодочная ПЛ создала трудное положение для американских стратегических сил — ракетных лодок. «Альфа» была также достаточно глубоководна и быстроходна, чтобы уйти от американских торпед. Даже обнаружение новой лодки представляется трудновыполнимым, так как её корпус изготовлен из титана, который вследствие немагнитности неуязвим для магнитометрических средств обнаружения. Кроме того, она покрыта, примерно шестидюймовым покрытием, которое поглощает звуки, делает ПЛ менее обнаруживаемой акустическими средствами. Ее способность погружаться глубже, чем другие лодки, также позволяет использовать температурные и другие неоднородности океана для сохранения скрытности, что снижает эффективность многих ГАС, используемых в США. «Альфа» является подлинно скрытной лодкой. Некоторые противолодочные программы появились как ответ на угрозу, созданную этой ПЛ. Наиболее обширной из них является программа «Subacs» (Прогрессивные боевые лодочные системы), по которой все лодки типа «Los Angeles», утверждённые к постройке с 1983 года, оборудованы усовершенствованным вооружением, компьютерами и вспомогательным оборудованием».

Этот корабль получил очень противоречивую оценку: от утерянной "жар-птицы" до "дорогостоящей ошибки".

Вместе с тем, оригинальность конструкции неизбежно предполагала и наличие изрядной "ложки дегтя". Западные специалисты неизменно критиковали "Альфы" за высокую шумность, почти неизбежную при движении АПЛ с высокой подводной скоростью. Не преминул упомянуть об этом Том Кленси в своей крайне тенденциозной книге "Охота за "Красным Октябрем". Но более существенными опять-таки оказались эксплуатационные проблемы: необходимость постоянного поддержания реактора в "теплом" состоянии, периодической регенерации и замены ЖМТ. Флоту не удалось отладить на практике внешне весьма привлекательную систему эксплуатации лодки двумя экипажами - "морским" и "береговым". В результате карьера АПЛ проекта 705 была непродолжительной - все они, кроме одной, были выведены из боевого состава флота уже к 1990 г. Последней "Альфой" в составе российского ВМФ оставалась головная серийная лодка К-123, списанная в 1997 г.

Сейчас, оглядываясь назад, следует признать, что был создан уникальный корабль в котором были использованы революционные, намного опережающие своё время технические решения — по уровню автоматизации, новизне технических решений им и на сегодняшний день не найдётся равных как в отечественном, так и в зарубежном флотах.

Поэтому неудивительно, что для многих специалистов, испытателей, личного состава ВМФ она оказалась слишком сложной в освоении и эксплуатации. Серьезные трудности в обеспечении базирования ПЛ (требование постоянного поддержания 1-го контура реактора в горячем состоянии), сложность проведения специальных операций по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, контроля за его состоянием и периодической регенерации (удаление окислов), сложность в ремонте, переоценка использования АПЛ пр. 705 после завершения «холодной войны», несмотря на малую выработку активных зон, малую изношенность механизмов и систем, привели к появлению директивы ГШ ВМФ о выводе этих ПЛ из состава флота.

В период с конца 1980-х до середины 1990-х годов эти уникальные корабли, которые ещё могли по-настоящему пугать «вероятного противника», были выведены из эксплуатации. Делалась попытка сохранения корпуса головной АПЛ зав. №900 для превращения его в музей, но она не увенчалась успехом. Титановые корпуса всех «Лир» были достаточно быстро «утилизированы».

АПЛ пр. 705 сыграла огромную роль в дальнейшем развитии проектирования и постройки многоцелевых АПЛ следующих поколений. В ее создании велика заслуга как специалистов отечественной промышленности, так и офицеров флота, руководителей отраслей и военно-морских ведомств, личного состава ПЛ. Опыт создания этих уникальных кораблей показал огромный научно-технический потенциал СССР и высокий уровень профессиональных знаний и подготовки советских ученых, инженеров, техников, рабочих и личного состава ВМФ.

"Идея создания такой лодки, какой стала ПЛА проекта 705, - дополняет участник её проектирования и докладчик на семинаре Б.В. Григорьев, - могла реализоваться только в 1960-х гг., когда советское общество находилось на подъеме, открывались новые направления научных исследований и разработок, а оборона страны была важнейшим государственным приоритетом. … ПЛА пр. 705, по определению секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, стала общенациональной задачей, стала попыткой осуществить рывок для достижения военно-технического превосходства над западным блоком".

Выступавшие и моряки, и ученые, кому посчастливилось ходить на ПЛА проекта 705, отмечали неповторимое ощущение, которое вызывало не только участие в управлении этой лодкой, но и нахождение на её борту, когда она маневрировала под водой на полном ходу. И ещё важная деталь, особо отмеченная в выступлениях и свидетельствующая о надежности корабля: за все время службы в составе флота, во время которой случались и аварии, и аварийные ситуации на лодках проекта 705 (705К) не погиб ни один подводник.

В настоящее время в составе ВМФ России ПЛА проекта 705 (705К) не осталось. Проблемы, общие для государства, науки и многострадального флота, стали голгофой для "подлинного "русского подводного чуда", как называют ПЛА проекта 705 авторы книги "Военно-морской флот СССР. 1945-1991 гг." В.П. Кузин и В.И. Никольский (С.-Петербург, изд. Морского исторического общества, 1996), считающие, что "комплексная автоматизация по большому счёту себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ еще не сказала своего последнего слова" (стр. 80).

//////////////////////////////////////////////////////////////////

В начале 80-х годов одна из советских атомных подводный лодок, действовавшая в Северной Атлантике. установила своеобразный рекорд, в течение 22 часов осуществляя слежение за атомоходом «потенциального противника», находясь в его кормовом секторе. Несмотря на отчаянные попытки командира НАТОвской лодки изменить ситуацию, сбросить противника «с хвоста» так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказания с берега. Этот случай произошел с АПЛ проекта 705 — пожалуй самым ярким и неоднозначным кораблем в истории отечественного подводного кораблестроения. Оценки этой АПЛ ведущими российскими специалистами охватывают диапазон от восторженных («утерянная жар-птица») до резко негативных («провал», «дорогостоящая ошибка»)...

Одновременно с работами по атомным подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. В 1959 году один из ведущих специалистов СКБ — А.Б. Петров — вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа. По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Малое водоизмещение лодки (порядка 1500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения «домой» — самостоятельно швартоваться.

После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной АПЛ была поддержана руководством Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков.

Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года. а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705. 25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой АПЛ, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения.

Работу по 705-му проекту возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировшего оборонную промышленность, “общенациональной задачей”. К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

Строительство опытной подводной лодки проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения 2 июня 1968 г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен на воду. В конце 1971 года он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ.

Первым командиром уникального атомохода стал капитан 1 ранга А.С. Пушкин.

Однако лодку преследовали неудачи. В период швартовых испытаний вышла из строя одна из автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из строя вторая петля. Было выявлено и растрескивание сварного титанового корпуса.

Тем не менее, в 1972 году была сдана курсовая задача №1. При подготовке к выходу в море для отработки курсовой задачи №2 начался процесс затвердевания теплоносителя первого контура. Все меры по предотвращению аварии оказались безрезультатными. В конечном итоге теплоноситель полностью застыл и реактор был заглушен.

19 августа 1974 г. К-64 была выведена из боевого состава. Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнейших работ по заложенным лодкам 705-го проекта до выяснения и устранения причин выхода из строя первого контура реактора.

Неудачи с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. В Северодвинске и Ленинграде начались работы по строительству серии из семи усовершенствованных лодок проекта 705К (шифр «Лира»).

В декабре 1977 г., после завершения заводских и государственных испытаний, лодка К-123 (командир — капитан 2 ранга А.Ч. Аббасов) приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности Северного флота. В 1984 году за успешное освоение принципиально нового типа корабля А.Ч. Аббасов был удостоен звания Герой Советского Союза, а А.С. Пушкину (командиру “несостоявшейся” К-64) был вручен орден Ленина.

Новые АПЛ, получившие у моряков прозвище «автоматы», а у «потенциального противника» — кодовое наименование Alfa, вскоре стали довольно популярными на флоте кораблями. Сильное впечатление производили не только рекордно высокие характеристики лодки (достоверно известные, впрочем, лишь узкому кругу «посвященных»), но и эстетическое совершенство форм атомохода.

Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростью противолодочных и универсальных торпед «потенциальных противников», АПЛ проекта 705 и 705К, благодаря особенностям своей энергетической установки (не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водоводяными реакторами), могли развить полный ход в течение минуты, имея почти «самолетные» разгонные характеристики. Большая скорость позволяла быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно «Алфа» и была обнаружена гидроакустиками противника.

По воспоминаниям контр-адмирала А.С. Богатырева, в прошлом — командира К-123 (пр.705К), лодка могла развернуться практически «на пятачке», что было особенно важно при активном слежении своей и «неприятельской» лодок друг за другом. «Альфа» не позволяла другим лодкам зайти себе в кормовые курсовые углы (т. е. в зону гидроакустической тени), особо благоприятные для осуществления скрытного слежения и нанесения внезапного торпедного удара.

Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении. По словам командиров АПЛ проекта 705 А.У. Аббасова и А.Ф. Загрядского. подобный маневр позволял при постепенном наборе скорости до полной и одновременном выполнении циркуляции с изменением глубины погружения заставлять следящего за ними в режиме шумопеленгания противника терять цель, а советской АПЛ — «по истребительному» заходить ему «в хвост».

Однако в ходе эксплуатации лодок 705-го проекта проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей АПЛ — «морского» и «берегового», обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание АПЛ при нахождении ее на базе. В результате карьера «Альф», несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее «закату» способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования.

К-123 вошла в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет — с июня 1983 по август 1992 г. В июле 1997 г. этот корабль был исключен из состава флота. Остальные «Альфы» были исключены из состава ВМФ значительно раньше — в 1990 году. Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

1991 г. - командир корабля, капитан 1-го ранга В.Рогожин. в БИУС закладывается и режим гидроакустического поиска: активный - тогда аппаратура прощупывает импульсами океан, принимая эхо-сигналы от целей, или пассивный - она только прослушивает глубины, причем лодка может замирать во взвешенном состоянии на определенной глубине, медленно поворачиваясь, - особенность, которая была и остается уникальной. И еще - командиру не надо время от времени подвсплывать под перископ, чтобы осмотреть поверхность моря и воздух, за окружающей обстановкой наблюдает та же БИУС. Автоматически действует и навигационная аппаратура, контролируя местонахождение корабля в любом районе Мирового океана. Лишь изредка, на считанные секунды, приподнимают зенитный перископ, чтобы поймать Солнце, Луну или пару звезд,- вполне достаточно для компьютера, который рассчитывает координаты и наносит их на карту.

"автоматы" едва ли не первыми оснастили эхоледомерами, позволяющими замерять толщину полярных льдов, их рельеф и отыскивать разводья и полыньи.

Лодки 705 проекта предполагали строить солидной серией. Опытную заложили на стапеле одного ленинградского завода в декабре 1977 г., спустя 6 лет в Северодвинске - головную, но пришлось изрядно повозиться с наладкой и доводкой новых тогда автоматизированных систем и, главное, реактора. С последним справиться так и не удалось, поэтому ограничились постройкой только 6 кораблей, последние из них подняли флаг в начале 80-х гг. Когда мы были на Севере, у пирса сиротливо теснилась пятерка "автоматов", еще одна модернизировалась. Лодка, на которой мы побывали, была выведена из боевого состава.

Жидкометаллический реактор обладал несомненными преимуществами, но и возни с ним хватало, то теплоноситель "застынет", то магистраль прорвет,- посетовал командир. И все же лодки 705 проекта были перспективными, намного опередившими свое время. Адмирал Чернавин в своих воспоминаниях осторожно заметил, что их скорость "приближена к торпедной", а нам уточнили - до 45 узлов, как у торпедного катера! Прибавьте замечательную маневренность, изрядную глубину погружения. "Как только появились атомные субмарины класса "Альфа", специалисты НАТО сразу обратили на них особое внимание, поскольку их скоростные характеристики породили серьезную проблему для сил противолодочной обороны",- отмечал в книге "Охотники за подводными лодками" англичанин Д.Миллер.

Примечательно, что одними из первых на разделку пошли субмарины 705 проекта (по классификации НАТО - "Альфа"). По мнению специалистов, атомоходы этого проекта - абсолютно уникальны как в отечественном, так и мировом подводном судостроении. По существу, "Альфы" - своеобразные морские истребители-перехватчики, развивающие скорость в подводном положении более 40 узлов. Последняя вполне сопоставима со скоростью торпед потенциальных противников. Благодаря особенностям своей энергетической установки, "Альфы" могли развить полный ход в течение всего одной минуты. Большая скорость позволяла субмаринам быстро зайти в теневой сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно "Альфа" и была обнаружена гидроакустиками противника. Лодка обладала потрясающей для подводного корабля маневренностью. В частности, "Альфа" могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180 градусов и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении. Наконец, это была самая красивая и элегантная по своим обводам отечественная подводная лодка. И вот эти подводные истребители одними из первых первыми пошли под нож, несмотря на их "юношеский" возраст (от 7 до 10 лет). Дело в том, что в качестве корпусного материала лодок проекта 705 использовался титановый сплав. Скорее всего, это самым роковым образом и повлияло на судьбу этих субмарин.

Движители: 1 х 5-лопастной ВФШ

Ядерное оружие Ракето-торпеды 82-Р (SS-N-15).

Места базирования и отстоя на СФ: Западная Лица (губа Большая Лопатка) и акватория г.Северодвинска.

Скорость: подводный ход 41 уз. надводный ход 14 уз.


п/п
Пр. Зав.1/
Зав. №
Тактич. № Заложена Спущена
на воду
Вступила
в строй
Вкл. в
сост. ВМФ
Искл. из
сост. ВМФ
1 705 1/900 K-642 02.06.1968 22.04.1969 31.12.1971 15.10.1970, СФ 09.02.1978
Ответственный сдатчик — Ю.А. Синицкий3. Командир — кап. 1 р. А.С. Пушкин. Принята в опытную эксплуатацию. После аварии в 1972 г., 19.08.1974 г. выведена из боевого состава и превращена в стенд-тренажер для использования в опытовых и учебных целях. 31.12.1978 г. экипаж расформирован. 21.12.94 г. был утвержден проект по захоронению кормовой части (реактора) ПЛ в Гремихе (Мурманская область) сухим способом. В настоящее время реактор хранится на о. Ягры в г. Северодвинске.
2 705 1/905
016754
K-316 26.04.1969 25.07.1974 30.09.1978 23.11.1978, СФ 19.04.1990
Ответственный сдатчик — Е.П. Мельников. Командир — кап. 1 р. А.Ф. Загрядский. До 25.07.1977 г. относилась к подклассу КрПЛ. В 1995 г. АПЛ утилизирована на ПО "Севмаш".
3 705 1/910
016804
К-373,
Б-373(?)
26.06.1972 19.04.1978 29.12.1979 12.01.1980, СФ 19.04.1990
Ответственный сдатчик — Б.Г. Чистяков. Командир — кап. 1 р. В.В. Гринькевич. До 25.07.1977 г. относилась к подклассу КрПЛ. 08.12.1989 г. поставлена на СМП в капитальный ремонт.
4 705 1/915
016854
К-463 26.06.1975 31.03.1981 30.12.1981 09.02.1982, СФ 19.04.1990
Ответственный сдатчик — А.А. Юдин. Командир — кап. 1 р. В.Г. Богомолов. До 25.07.1977 г. относилась к подклассу КрПЛ. В 1994 г. АПЛ утилизирована на ПО "Севмаш".
5 705К 2/105 К-123, с 03.06.1992 г. —
Б-123
29.12.1967 04.04.1976 12.12.1977 17.02.1978, СФ 31.07.1996
Ответственный сдатчик — Г.М. Грязнуxин. Командир — кап. 1 р. А.У. Аббасов (впоследствии за освоение новой боевой техники удостоен звания Героя Советского Союза). До 25.07.1977 г. числилась КрПЛ, а 03.06.1992 г. отнесена к подклассу АБПЛ. 08.04.1982 г. на ПЛ произошла авария, которая закончилась выходом металла из первого контура в отсек и распространением активности. 06.10.1983-27.08.1992 г. прошла на СМП капитальный ремонт с заменой реакторного отсека. Старый реакторный отсек (блок №120) находился на отстое в Сайда-губе.
6 705К 2/106 К-432 12.11.1968 03.11.1977 31.12.1978 12.03.1979, СФ 19.04.1990
Ответственный сдатчик — Ю.В. Горячев. Командир — кап. 1 р. В.С. Андреенко. До 25.07.1977 г. относилась КрПЛ. В 1995 г. АПЛ утилизирована на ПО "Севмаш".
7 705К 2/107 К-493,
Б-493(?)
21.02.1972 21.09.1980 30.09.1981 23.11.1981, СФ 19.04.1990
Ответственный сдатчик — Г.М. Грязнуxин. Командир — кап. 2 р. Н.В. Волков. До 25.07.1977 г. относилась КрПЛ.
8 705 1/930 - - - - - -
Не была достроена. Разобрана на стапеле5.
Примечания:
1 Завод-изготовитель:
1 - №196 Ленинградский завод «Судомех» (позднее Адмиралтейский судостроительный завод, Ленинградское Адмиралтейское объединение (ЛАО), ГП «Адмиралтейские верфи»), г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург);
2 - №402 Северное машиностроительное предприятие (Севмашпредприятие (СМП), позднее ПО «Севмаш»), г. Северодвинск.
2 В некоторых источниках приводится также тактические №№ К-47 и К-377, что не соответствует действительности.
3 В книге «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996» на стр. 365 указано, что учитывая новизну и техническую сложность заказа, министр судостроительной промышленности своим приказом назначил ответственным сдатчиком заказа №900 директора завода В.С. Харитонова, его заместителем Ю.А. Синицкого; затем им стал А.В. Николаев, а с 1971 г. — В.Ф. Бабанин.
4 Заводские номера ПЛ были изменены, вероятно, из-за вхождения Ново-Адмиралтейского завода в состав ЛАО 31.01.1972 г. Продолжали широко использоваться и прежние номера.
5 Все остальные ПЛ были сданы в ОФИ для демонтажа, утилизированы, активные зоны ядерных реакторов (кроме ПЛ зав. №900) выгружены в Гремихе (Мурманская область).


Параллельно с работами по проекту 667А, в 1964-1965 гг. в СКБ-143 под комплекс Д-5 под руководством главного конструктора В.В. Борисова на базе высокоскоростной торпедной лодки пр.705 велась разработка ПЛАРБ пр. 687 (705Б) водоизмещением 4200 т. Работы по этой программе были прекращены после завершения эскизного проекта.

В 1962 году на базе проекта 705 скоростной торпедной подводной лодки с реактором на жидкометаллическом теплоносителе в СКБ-143 был выполнен предэскизный проект 705А лодки, оснащенной противокорабельным комплексом с подводным стартом “Аметист”.

Шесть наклонных контейнеров с крылатыми ракетами предполагалось разместить в развитом ограждении рубки “лимузинной” формы и в верхней части дополнительного отсека, “врезанного” в прочный корпус лодки перед реакторным отсеком. Остальные элементы конструкции и вооружения проекта 705А практически полностью повторяли соответствующие элементы проекта 705. Однако параллельно с вариантом, имеющим корпус из титанового сплава, прорабатывался вариант и с прочным корпусом из стали, имеющий значительно большее водоизмещение (нормальное — 4085 мі).

Двухкорпусная лодка, выполненная из титановых сплавов, должна была иметь главную энергетическую установку мощностью 40.000 л. с. с одним жидкометаллическим реактором. Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, способная вместить весь экипаж корабля (аналогично пр. 705). Торпедное вооружение должно было состоять из шести 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом 18 торпед.

Однако работы по созданию лодки проекта 705А не получили практической реализации (сказалось затягивание работ по созданию ее прототипа - торпедной лодке 705-го проекта). Дальнейшим продолжением этого направления стал проект 686.

Основные ТТХ ПЛАРК пр.705А (в варианте с титановым корпусом) Длина наибольшая 81 м Ширина наибольшая 8 м Водоизмещение нормальное 2385 мі Глубина погружения предельная 400 м Скорость полная надводная 8-10 узл. Скорость полная подводная 37 узл. Экипаж 24 чел.

В дальнейшем на базе проекта 705 планировалось создать две его модификации. ПЛАРК пр.705А , оснащенную противокорабельным комплексом с подводным стартом “Аметист” и ПЛАТ пр.705Д которая являлась бы полным аналогом ПЛ пр.705, но была оснащена водо-водяным реактором. Но обе эти лодки так и остались в эскизах.

Проект 705А В 1962 году на базе проекта 705 скоростной торпедной подводной лодки с реактором на жидкометаллическом теплоносителе в СКБ-143 был выполнен предэскизный проект 705А лодки, оснащенной противокорабельным комплексом с подводным стартом «Аметист».

 Характеристики проект 705
Длина, м 81,4
Ширина, м 10,0
Высота, м н/д
Осадка по КВЛ, м 7,6
Водоизмещение, т:
- надводное
- подводное

2300
3100
Глубина погружения, м:
- рабочая
- предельная

400
500
Скорость, уз:
- в надводном положении
- в подводном положении

14
43
Запас плавучести, % 37
Автономность по запасам, сут 50
Экипаж всего (офицеров), чел 32 (31)
 н/д — нет данных
[an error occurred while processing this directive]


Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine (24 Kb) 24 Кб ПЛА пр. 705К Б-123.
Фото: 13
B-123 submarine (59 Kb) 59 Кб ПЛА пр. 705К Б-123 в губе Б. Лопаткина. Рядом вероятно Б-373. 20 мая 1998 г.
Фото: Илья Курганов, 14
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine (29 Kb) 29 Кб Многоцелевая подводная лодка пр. 705.
Фото: Фотогалерея. Многоцелевые атомные подводные лодки.
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine (28 Kb) 28 Кб Многоцелевая подводная лодка пр. 705.
Фото: Фотогалерея. Многоцелевые атомные подводные лодки.
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine (69 Kb) 69 Кб Многоцелевая подводная лодка пр. 705.
Фото: 2
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine (33 Kb) 33 Кб Многоцелевая подводная лодка пр. 705.
Фото: 14
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine (8 Kb) 8 Кб Реакторный отсек атомной подводной лодки класса «Альфа» (К-47) находился на острове Ягры в г.Северодвинске с начала 70-х г.г. Топливо из реактора выгружено не было, поскольку затвердел теплоноситель (жидкий металл). Реакторный отсек предполагается отбуксировать в Гремиху и хранить там сухим способом.
Фото: Вывод из эксплуатации и утилизация атомных кораблей
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine (78 Kb) 78 Кб Многоцелевая подводная лодка пр. 705.
Фото: 2
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine scheme (55 Kb) 55 Кб ПЛАТ проекта 705.
Схема: 7
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine scheme (70 Kb) 70 Кб ПЛАТ проекта 705.
Схема: 13
Project 705 (ALFA class) submarine picture (63 Kb) 63 Кб Истребитель подводных лодок проекта 705.
Рисунок: 12
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine picture (14 Kb) 14 Кб Истребитель подводных лодок проекта 705.
Рисунок: 12

Источники:
1. Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель проекта 705 (705К)
2. Энциклопедия кораблей /Атакующие ПЛ /705 Лира
3. Гремиха. Доклад объединения «Беллуна» №3 2001 г.
4. Атомные подводные лодки пр. 705, 705К («Лира»)
5. Спасение с аварийных подводных лодок
6. Автоматизация общекорабельных систем и комплексная автоматизация АПЛ проекта 705
7. Проект 705 (Лира)
8. K-2000: "ЖЕЛЕЗО": Подводные лодки: ПЛА
9. Александр Маринин. Реакторы для "Золотой рыбки".
10. Министерство Российской Федерации по атомной энергии
11. Морской флот
12. Военная техника: ИХ НАЗЫВАЛИ "АВТОМАТАМИ", «Техника-Молодежи» №10 1996 г.
13. ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ РОССИИ. ПЛАТ. Проект 705, 705К
14. РОССИЙСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ. ФОТОГАЛЕРЕЯ - Проекты 705, 705К «Лира»






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»