2P30 launcher (30 Kb) 2К17
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
 
2K17 tactical missile system
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

12 марта 1957 года состоялся первый пуск морской крылатой ракеты для стрельбы по площадям П-5 (термин «крылатая ракета» был введен приказом МО СССР от 30 октября 1959 года — до этого бытовало название «самолёт-снаряд»), но ещё в самом начале работ над ней В.Н. Челомею (Союзное ОКБ-52 (г. Реутов, Московская область), с 1964 года — Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ), ныне — ОАО «ВПК «НПО машиностроения») пришла идея создать на базе П-5 мощную фронтовую крылатую ракету. В транспортном положении ракета со сложенным крылом размешалась в цилиндрическом контейнере небольшого диаметра, по длине мало превышающим саму ракету, и такой контейнер было бы заманчиво установить на колёсном или гусеничном шасси.

Ракета П-5 имела нормальную самолетную аэродинамическую схему — оживальную схему носовой и хвостовой части корпуса, нижнее расположение подфюзеляжного воздухозаборника маршевого двигателя, верхнее расположение стреловидного крыла, цельноповоротное горизонтальное оперение, смещённое к низу хвостовой части корпуса, нижнерасположенное вертикальное оперение (киль) с рулём направления. Крыло конструктивно выполнялось складывающимся при размещении в контейнере ПУ и автоматически раскрывающимся после старта с помощью гидравлического автомата раскрытия крыла АРК-5.

Перед стрельбой пусковой контейнер принимал угол возвышения 15°. В момент выстрела включались два твердотопливных ускорителя СПРД-34М-6 (с шашкой длиной 2160 мм и диаметром 122 мм) общей тягой 36,6 т. Сразу же после выхода ракеты из контейнера раскрывались крылья. Через 2 секунды отработавшие ускорители автоматически сбрасывались, и ракета продолжала полёт с помощью короткоресурсного маршевого ТРД 4Д95 (КРД-26) тягой 2250 кг разработки ОКБ-26 МАП (ныне — ОАО «НПП «Мотор») под руководством В.Н. Сорокина со скоростью, немного превышающей скорость звука.

Стартовый вес ракеты 5400 кг, максимальная дальность стрельбы 500 км, минимальная 80 км. Вес боевой части составлял 800-1000 кг. Боевая часть фугасная или специальная РДС-4 (та же, что и на баллистической ракете Р-11ФМ). Первоначально тротиловый эквивалент спецзаряда составлял 200, а затем 650 кТ.

Осенью 1958 года на полигоне Капустин Яр Челомей показал Н.С. Хрущеву рисунок, где крылатая ракета стартовала с грузового автомобиля. Хрущеву идея понравилась, и после удачных испытаний и принятия 19 июня 1959 года (постановлением СМ СССР №685-313) морского комплекса П-5 на вооружение, СКБ автозавода им. Лихачева (начальник и главный конструктор В.А. Грачёв) было поручено срочно создать СКШ для сухопутного ракетного комплекса.

На базе П-5 в течение 1958-1959 годов было разработано более 10 вариантов модификаций, из которых очевидным преимуществом обладала ракета П-5Д, с радионавигационной станцией более высокой точности и усовершенствованной бортовой аппаратурой. Как раз на базе ракеты П-5Д и была создана фронтовая крылатая ракета С-5 (ФКР-2) с инерциальной системой наведения. Ведущими конструкторами по ракетам П-5Д и С-5 являлись В.А. Тарутин, С.А. Альперович, Б.М. Денисов.

К работе над ракетами П-5 и С-5, кроме головного ОКБ-52 было привлечено ещё несколько НИИ и заводов. Так, обычную боевую часть проектировал ГСКБ-47, систему управления — НИИ-923 ГКАТ, заряды стартового ускорителя — НИИ-125, ПУ — завод №476 ГКАТ (с 1966 года — Московский агрегатный завод «Дзержинец», ныне — ОАО «Аэроэлектромаш»), а серийные ракеты изготавливали заводы №242 и №99, и т.д.

В декабре 1959 года прошли первые совещания между представителями ЗиЛ и ОКБ завода №476 по размещению контейнера ПУ на колёсном шасси. 6 января 1960 года главный конструктор ОКБ-476 А.Ф. Федосеев и ведущий конструктор Калмыков посетили СКБ ЗиЛ. На следующий день к директору ЗиЛа А.Г. Крылову приехала представительная делегация ГРАУ во главе с генералом М.К. Соколовым. 9 января в СКБ ЗиЛ начали прорисовывать варианты компоновки автомобиля с 12-метровым контейнером. 12 января на заводе №476 состоялось расширенное совещание с участием первого заместителя министра обороны СССР маршала А.А. Гречко, начальника ЦАВТУ И.Т. Коровникова, А.Г. Крылова, В.А. Грачева, А.Ф. Федосеева и других, на котором утвердили сроки реализации проекта. График был очень напряжённым, и уже 29 января компоновка автомобиля ЗиЛ-135К была принята и утверждена А.Г. Федосеевым.

7 июня 1960 года шасси ЗиЛ-135К, уже оборудованное пусковым контейнером на заводе №476, отправилось своим ходом на подмосковный полигон Фаустово, где 11 июня состоялся первый пуск крылатой ракеты. Пуск прошёл успешно, однако под действием реактивной струи ракеты пострадала кабина.

15 июня на полигоне в Чулково автомобиль демонстрировался делегации военных во главе с заместителем министра обороны СССР маршалом В.И. Чуйковым. 23 июня ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К были показаны Н.С. Хрущеву, а 2 августа состоялось совещание у заведующего отделом оборонной промышленности ЦК КПСС И.Д. Сербина по вопросам производства и применения ракет С-5 (сухопутный вариант ракеты П-5).

23 июня им предстояло демонстрировать Н. С. Хрущеву машину с уже установленной на ней ракетной системой. В процессе привязки позиции СПУ, установки ее в строго горизонтальное положение и прицеливания применялось специальное устройство, а все вычисления производились на логарифмической линейке. Для выполнения этих операций машина вывешивалась на четырех винтовых домкратах с приводом червячных механизмов от индивидуальных гидромоторов, позволявших достаточно точно горизонтировать ее на любых поверхностях. При подготовке к боевому применению при помощи гидромеханического подъемного механизма ТПК приподнимался на угол 20^(o), обеспечивая наклонный старт ракеты, после чего рули и стабилизатор автоматически раскладывались. Все оборудование управления системами СПУ помещалось внутри кабины, а запуск ракеты можно было осуществлять с выносного пульта с 50-метровым кабелем. Габаритные размеры СПУ составляли 13 500x2860x3530 мм, допустимая скорость движения не превышала 40 км/ч. В конце июня установку показали Хрущеву, который остался доволен солидным внешним видом боевой машины и утвердил применение шасси 135К в качестве носителя пусковой установки крылатых ракет. Свой первый залп она произвела 21 июля 1960 года.

Первый пуск ракеты С-5 состоялся 21 июля 1960 года.

ФКР-2 был принят на вооружение 30 декабря 1961 года В декабре 1961 года ракетный комплекс 2П30 постановлением СМ СССР №1182-52 был принят на вооружение.

Второй пуск ракет С-5 проводился в конце июля 1960 г. на полигоне Капустин Яр в присутствии Н.С. Хрущева и министра обороны Р.Я. Малиновского. Восьмиколесный ЗиЛ-135К лихо проехал мимо трибуны с высокими гостями, а затем, круто развернувшись, двинулся по целине на отведенное ему место старта. Пока начальство следило за другими «номерами» программы, стартовая команда, во главе которой был Сергей Хрущев (сын премьера), лихорадочно готовила ракету к пуску. И, как на зло, в момент запуска маршевого двигателя дважды отходил бортразъём, соединявший ракету с пусковой. Наконец бортразъём защелкнулся, и ракета с ревом ушла в огромную черную грозовую тучу.

В 1961 году на полигоне начали испытываться крылатые ракеты С-5 для Сухопотных войск. I-й этап государственных испытаний системы С-5 проводился с 21 сентября по 4 ноября 1961 года с целью проверки соответствия системы С-5 ТТТ и определения возможности принятия ее на вооружение Сухопутных войск. В ходе испытаний были проведены пуски крылатых ракет из пусковой установки с грунтовой стартовой позиции, транспортировка двух крылатых ракет на транспортировочной машине и транспортировка всех ракет в пусковой установке, развертывание комплекса на полевой технической и стартовой позициях, ходовые испытания агрегатов наземного оборудования. В результате испытаний комиссия рекомендовала принять на вооружение комплекс С-5 после доработок и проведения ходовых и климатических испытаний. Заключительный этап государственной системы С-5 проведен в июне-июле 1962 года. В результате испытаний было установлено, что ракетный комплекс С-5 имел ряд недостатков и требовал поведения доработки перед передачей в войска. Войсковые испытания системы С-5 были проведены в феврале-мае 1963 года. Результаты проведенной войсковой эксплуатации показали, что выполненные конструктивные доработки улучшили боевые и эксплуатационные характеристики системы, однако надежность выполнения боевой задачи ракетной системы С-5 является недостаточной. В 1963-1964 гг. на полигоне были проведены контрольно-серийные пуски 39 крылатых ракет С-5 с целью проверки соответствия их временным техническим условиям на отстрел контрольно-серийных ракет от серийных партий.

Несмотря на успех испытаний, ракета нажила много врагов среди генералитета, которые предпочитали баллистические ракеты и гусеничные шасси. Главным аргументом против С-5 считалась его уязвимость от огня ПВО — баллистическую ракету-де сбить невозможно (позже, в 1980-х годах, баллистические ракеты типа Р-11 успешно сбивались как советскими (С-300), так и американскими («Пэтриот») комплексами ПВО), а крылатую, летящую с околозвуковой скоростью, уничтожить ничего не стоит. Были даже проведены «испытания» — установили несколько батарей ЗСУ-4—23 «Шилка» на точно выверенной трассе полета. Момент старта сообщили расчетам по радио, поэтому появление ракеты не оказалось неожиданным, ее встретила стена огня, и, конечно, ее сбили. Понятно, что это была «липа», хотя в принципе ни одна крылатая ракета не застрахована от воздействия средств ПВО. Например, в ходе «Бури в пустыне» иракские «Шилки» сбивали «Томагавки».

16 мая следующего года на заводе «Дзержинец» была собрана вторая пусковая установка на шасси 135К с новой кабиной, существенно усиленной после стрельб, проведенных годом ранее. По сравнению с первым исполнением она была чуть расширена, но все равно ее вместимость оказалась меньше, чем требовалось для ракетного шасси. В промежутке между водителем и оператором, на передней панели и на потолке над лобовым стеклом размещались стойки с приборами, стрелочными индикаторами, лампочками, тумблерами и переключателями, напоминая кабину самолета. В штатное оснащение входили светомаскировочные шторы из плотной ткани на всех окнах. По настоянию Хрущева комплекс 2К17 был принят на вооружение 30 декабря 1961 года.

В.Н.Челомей, в свою очередь, доказывал, что при одном и том же стартовом весе (5,4 т) ракета С-5 летит на 500 км, а баллистическая ракета Р-11 — на 150 км, обе имеют одинаковое круговое вероятное отклонение (3 км), но заряд С-5 в несколько раз мощнее (данных по заряду С-5 нет, но заряд П-5 имел мощность 650 кт). Кроме того, обращение с керосином, примененном в качестве топлива в С-5, несравненно проще и безопаснее, чем с кислотой в Р-11.

По свидетельству Сергея Никитовича Хрущева, на протяжении десяти лет проработавшего на «фирме» Челомея: «Ракета С-5 существовала только благодаря незримой поддержке отца».

Государственные испытания комплекса С-5 были закончены в октябре 1961 г. после пяти запусков ракеты. Наконец Постановлением Совмина № 1182 — 52 от 30 декабря 1961 г. комплекс С-5 был официально принят на вооружение Советской армии. Для пущей секретности ракета получила «несекретный индекс» 4К95, а пусковая установка па шасси ЗИЛ-135—2П-30. Кроме того, комплекс С-5 иногда именовали ФКР-2. (Сх. 44)

Почти сразу после принятия С-5 начались работы по созданию новых комплексов на его базе.

Хотя установка 2П-30 была достаточно мобильна, у конструкторов возникла мысль сделать еще более мобильную пусковую установку, которая могла бы скрытно доставляться вертолетом в любой район, в том числе туда, куда не могла пройти ни колесная, ни гусеничная техника. Противник мог получить ракетный удар из района, в котором он не предполагал наличия ракет.

5 февраля 1962 г. Постановлением Совмина № 135—66 была утверждена разработка вертолетного варианта С-5В. Для вертолетных пусковых установок (ВПУ) ЗИЛ разработал специальное четырехколесное шасси с газотурбинным двигателем. ВПУ, получившая индекс 9П116, имела очень оригинальную конструкцию. Несущей конструкцией был контейнер с ракетой С-5 диаметром 1,8 м, к которому крепилась кабина, газотурбинный двигатель, колеса и т. д. Все четыре колеса имели приводы от электродвигателей типа ДТ-15 мощностью 22 кВт, размещенных вместе с редукторами в самих колесах. Задние колеса жестко (без рессор) закрепляли к корпусу пусковой установки. Передние, управляемые, колеса установлены на вертикально расположенных шкворнях и также жестко закреплены на корпусе.

Электромоторы, как и приводы вертикального наведения пусковой, питались от генератора, соединенного с газотурбинным двигателем ГТД-350 мощностью 350 л.с. 9П116 предназначалась для передвижения на небольшие расстояния порядка 20–30 км от места десантирования.

Высота пусковой установки по кабине — 3263 мм. Вес установки (без ракеты) — около 5,5 т. В кабине помещалось 2 человека.

В 1963 г. на четырех таких шасси на заводе № 475 были смонтированы пусковые контейнеры. В ОКБ M.JI. Миля на базе вертолета Ми-10 был создан ракетный вертолетный комплекс 9К74. Сам вертолет получил индекс Ми-10РВК. Взлетный вес его достиг 44,6 т. Пусковая установка 9П116 могла быть доставлена вертолетом на дальность до 200 км и после приземления могла быть подготовлена к пуску в течение 5 минут. (Сх. 45)

Испытания выявили ряд существенных недостатков комплекса 9К74. Среди них была большая «парусность» вертолета с 9П116и снос его ветром, дальность полета вертолета оказалась меньше расчетной и т. д. Постановлением Совмина от 11 ноября 1965 г. работы по вертолетной пусковой установке были прекращены.

19 февраля 1962 г. Постановлением Совмина № 178— 84 была утверждена разработка комплекса С-5Т с химической боевой частью «Туман-1», со сроком предъявления на совместные испытания в III квартале 1964 г. Головным разработчиком был назначен НИИ-4.03 Госкомитета по химии.

Головка с «Туманом» должна была снаряжаться отравляющим веществом типа «Р-55» или «60». Ракета С-5Т с веществом «60» должна заражать не менее 300 гектаров с концентрацией 0,03 г/м2 при средних метеоусловиях (от -20 °C до +20 °C). Химические боевые части были взаимозаменяемы со штатными боевыми частями ракет С-5 (ТК11 и 3II23). Транспортировка пусковой установки с ракетой С-5Т могла осуществляться со скоростью не более 35–40 км/час по шоссе и 20–25 км/час по грунтовой дороге. Первый пуск ракеты С-5Т состоялся 9 октября 1964 г.

Согласно Постановлениям Совмина № 707^-292 от 28 июня 1960 г. и № 55–22 от 9 января 1963 г. разрабатывался комплекс С-5М, отличавшийся от С-5 в основном системой управления. В счетно-решающее устройство, связанное с радиовысотомером, кроме ряда других изменений, был внесен блочек, вычисляющий вторую производную, что позволило ракете огибать препятствия по высоте и выходить на эффективную высоту подрыва специальной боевой части ТК-11 (1000 м ±150 м).

Новый комплекс С-5М получил армейский индекс 2К17М, а ракета — 9М78, а слегка модернизированные пусковые установки 2П-30 стали называться 9П123. Первый пуск ракеты С-5М состоялся 7 августа 1964 г. на полигоне Капустин Яр.

С 1 августа по 20 октября 1964 г. прошли Государственные совместные испытания С-5М. В ходе Государственных испытаний пусковая установка 9П123 прошла 3500 км, а перед этим на заводских испытаниях — еще 1500 км. Во время испытаний провели шесть пусков ракет С-5М. В отчете же были приведены данные только четырех пусков на дальность 423 км. Высота полета задавалась 400, 280 и 200 м.

Таблица 11. Данные пусков ракет С-5М на Государственных испытаниях 1964 г.

№ пуска1234
Заданная высота полета, м400280200200
Фактическая высота полета, м:
средняя380280200260
максимальная460360300384
минимальная30016075152
Отклонения от цели, м:23324853
по дальности50 недолет0 недолет5 недолет5 недолет
боковое40 вправо60 влево0 влево12 вправо

Испытания показали, что С-5М может совершать полет в гористой местности на высотах от 200 до 800 м и устойчиво огибать препятствия, на равнине же высота полета может быть от 200 до 1000 м. Время предстартовой подготовки у С-5М составило 39 минут, для сравнения, у С-5 — 63 минуты.

Для своего времени комплексы С-5 с боевыми частями ТК-11 и С-5Т с «Туман-1» были мощными средствами воздействия на противника и могли успешно решать тактические, оперативно-тактические, а в некоторых случаях и стратегические задачи. Созданные советскими конструкторами устройства (транспортно-пусковой контейнер, автомат выдвижения крыла и др.) на десятилетия опередили зарубежные разработки.

Модернизированная ракета получила индекс П-5Д и прошла летные испытания с сентября 1959 г. по июль 1961г. Первый пуск состоялся с наземного контейнера СМ-49 и был неудачен. Интересно, что семь пусков П-5Д было проведено с подвижной пусковой установки 2П30 от сухопутной ракеты С-5 (аналог П-5). В 1966 году крылатые ракеты П-5 были сняты с вооружения [an error occurred while processing this directive]


2P30 launcher first prototype (47 Kb) 47 Кб Прототип ПУ 2П30 на базе первого опытного образца шасси ЗиЛ-135К.
Фото: 6
2P30 launcher first prototype (353 Kb) 353 Кб Прототип ПУ 2П30 на базе первого опытного образца шасси ЗиЛ-135К.
Фото из архива СКБ ЗиЛ, Максим Шелепенков, Неудачный экземпляр удачного автомобиля. Журнал «Грузовик пресс» №3 2010 г., scaleforum.ru
2P30 launcher first prototype (39 Kb) 39 Кб Прототип ПУ 2П30 на базе первого опытного образца шасси ЗиЛ-135К.
Фото: 3
2P30 launcher second prototype (28 Kb) 28 Кб
Movie about 2P30 launcher second prototype (1,5 Mb)
1,5 Мб
Прототип ПУ 2П30 на базе второго опытного образца шасси ЗиЛ-135К.
Кадр из д/ф «Тайны забытых побед. Запредельный конструктор», 1tv.ru
2P30 launcher (30 Kb) 30 Кб
Movie about 2P30 launcher (197 Kb)
197 Кб
ПУ 2П30 ТРК 2К17.
Фото: Военные автомобили СССР, Евгений Прочко, «Свет далёкой звезды». Журнал «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра...» №7, 1998 г., 3
2P30 launchers, 1961 (104 Kb) 104 Кб Пусковые установки 2П30 на базе ЗиЛ-135К. Парад 7 ноября 1961 года на Красной площади.
Фото: 5
2P30 launcher, 1961 (61 Kb) 61 Кб Пусковая установка 2П30 на базе ЗиЛ-135К. Парад 7 ноября 1961 года на Красной площади.
Фото: 3
ZiL-135K chassis, 1961 (45 Kb) 45 Кб
Movie about ZiL-135K (8x8) chassis prototype (110 Kb)
110 Кб
Пусковые установки 2П30 на базе ЗиЛ-135К. Парад 7 ноября 1961 года на Красной площади.
Фото: «Военные парады на Красной площади», RC forum.ru, 3
ZiL-135K chassis (77 Kb) 77 Кб Пусковые установки 2П30 на базе ЗиЛ-135К.
Фото: Форумы Авиабазы
ZiL-135K chassis (31 Kb) 31 Кб Пусковая установка 2П30 на базе ЗиЛ-135К.
Фото: SS-N-3 / SSC-1a Shaddock - Russian / Soviet Nuclear Forces

Источники:
1. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817-2002 гг. Аст, Харвест, 2003
2. Широкорад А.Б. Атомный таран XX века. Москва, 2005
3. Е.И. Прочно, Р.Г. Данилов. Автомобили для бездорожья: шасси для крылатых ракет. Журнал «Техника и вооружение» №2 2010 г.
4. Широкорад А.Б. Ракетная техника отечественного ВМФ. Журнал «Техника и вооружение» ноябрь-декабрь 1997 г.
5. russianarms.ru
6. В.В. Кавелькина, М.А. Голов и др. «60 лет в строю. Полигон Капустин Яр. 1946-2006». Муниципальный Центральный Межвидовый полигон "Капустин Яр", 2006 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»