архив новостей СМИ |
6 марта 2001
6 марта 2001 7 августа 2001 Он отметил, что боевой самолет пятого поколения должен быть готов к серийному производству уже к 2008-2009 году. По словам вице-премьера, на создание и производство боевого самолета пятого поколения «будут направлены очень серьезные средства». Вице-премьер отметил, что Минобороны РФ сейчас завершает подготовку к тендеру. И. Клебанов отказался отвечать на вопрос, на базе какого авиаконцерна - МиГ или «Сухой» - будет создаваться самолет пятого поколения. «Это будет определять министерство обороны», - сказал вице-премьер. 7 августа 2001 По его словам, в конкурсе участвуют крупные отечественные производители самолетов Су и МиГ, но, возможно, в проекте будут участвовать и «зарубежные стратегические партнеры России». Правда, Ю. Коптев не назвал, какие именно. Создание нового истребителя обойдется достаточно дорого. Основная часть затрат придется на разработку двигателя, подчеркнул глава Росавиакосмоса. Первый этап этой работы - модернизация двигателя АЛ-31 - будет стоить 1,2-1,5 млрд долл, затем на работы по двигателю потребуется еще порядка 600-800 млн долл. Ю. Коптев подчеркнул, что подобный проект невозможно осуществить только за счет госбюджета, поэтому на его реализацию планируется направлять средства, заработанные за счет коммерческой деятельности отрасли. Как предполагается, в 2002-2003 годах должна завершиться разработка эскизного проекта истребителя. Его первый образец может появиться в начале 2006 года, тогда же начнутся и его летные испытания.
9 августа 2001 В 2000 г. различных модификаций Су-27 было экспортировано более чем на 0,5 млрд долл. А «МиГ» в 2000 г. не поставил за рубеж ни одной машины. Официально представители «Сухого» избегают прямо утверждать, что тендер при столь явном финансовом превосходстве одного из его участников проводить просто бессмысленно. Тем не менее, пишет газета, МиГ настаивает на тендере. «Сегодня российское законодательство четко предписывает вести любую программу только на условиях тендера», - говорит руководитель ОКБ им. Микояна Владимир Барковский. 16 августа 2001 Объединение усилий ради решения этой задачи не входит в планы ни Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ", ни Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) "Сухой". Об этом их руководители заявили на международном авиасалоне МАКС-2001 в Жуковском. В апреле этого года АВПК "Сухой" заключил с рядом институтов и предприятий ВПК соглашение об объединении усилий по созданию истребителя пятого поколения. На авиасалоне первый заместитель генерального конструктора РСК "МиГ" Владимир Барковский рассказал о предшествующих этому событиях. По его словам, в марте корпорация подписала аналогичное соглашение с Конструкторским бюро им. Яковлева и тремя авиазаводами: нижегородским "Соколом", Иркутским и Комсомольским-на-Амуре авиационными производственными объединениями. Приглашение участвовать в нем было направлено и АВПК "Сухой". Барковский сказал, что "Сухой" на приглашение не ответил, а месяц спустя на "МиГе" с удивлением узнали, что конкурент срочно создал собственный альянс. Гендиректор РСК "МиГ" Николай Никитин заявил вчера, что водораздел в подходах двух фирм к проекту истребителя пятого поколения лежит в том, как определить лучшего. "МиГ" настаивает на проведении тендера. А "Сухой", по словам Никитина, хочет получить заказ на разработку без соревнования, правительственным постановлением. Генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян сказал, что тендера не боится, но в данном случае не видит в его проведении особого смысла. Он также отметил, что "Сухой" действует в строгом соответствии с распоряжениями правительства, а правительство России не распоряжалось провести тендер по "истребителю пятого поколения". Погосян хотел было дальше аргументировать свою позицию, но в этот момент, заглушая его слова, над экспозицией МАКС-2001 пронесся экспериментальный самолет С-37 - прототип истребителя пятого поколения, разработанный на "Сухом". Поэтому Погосян просто махнул рукой в небо и сказал, что все желающие могут своими глазами сравнить предложения "МиГа" и "Сухого" по данной тематике. 16 августа 2001
16 августа 2001 По словам главнокомандующего ВВС, на создание истребителей пятого поколения необходимо около 1,5 млрд долл. По словам А. Корнукова, "это реальная цифра". По его словам, ожидается, что первый полет истребителей пятого поколения состоится примерно в 2006 г. А. Корнуков отметил, что в качестве прототипов нового истребителя может быть использована существующая модель самолета С-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла. Касаясь разработчиков нового истребителя, А. Корнуков отметил, что для работ по созданию этого истребителя необходима консолидация усилий всех авиакомплексов России. В частности, авиационно-промышленного комплекса "Сухой", Российской самолетостроительной корпорации "МиГ и других. Вместе с тем А. Корнуков отметил, что главную роль в этом объединении мог бы играть авиапромышленный комплекс "Сухого". 18 сентября 2001 По его словам, приоритет, как ожидается, будет отдан Российскому авиационному военно-промышленному комплексу "Сухой". Это предприятие имеет значительные поступления от внешнеэкономической деятельности. Возможности государства по финансированию разработок и производства самолетов пятого поколения ограничены, подчеркнул Юрий Коптев. В то же время генеральный директор "Росавиакосмоса" не исключил, что в работах будут участвовать и другие предприятия авиапромышленного комплекса.
26 сентября 2001 Он отметил, что в последнее время значительно активизировались летные испытания самолета. Hа сегодняшний день он выполнил уже около 200 испытательных полетов, что составляет более половины всей программы. По словам Ю. Червакова, машина полностью подтверждает все заявленные характеристики. Предоставить более подробную информацию о составе силовой установки и бортовом радиолокационном комплексе Су-47, сроках и возможности проведения совместных государственных испытаний, а также странах, куда может быть поставлен самолет, он отказался. Проектирование самолета Су-47 (ранее он имел обозначения С-22, С-32, С-37 "Беркут") началось в 80-х годах по программе создания многофункционального фронтового истребителя (МФИ). Hа Иркутском авиационном производственном объединении велась подготовка к постройке трех опытных самолетов, в том числе двух летных. Однако эти самолеты не были построены, так как военно-воздушные силы прекратили финансирование программы. В дальнейшем разработку и строительство самолета фирма Сухого вела за счет собственных средств. По неофициальным данным, самолет Су-47 пока не укомплектован штатными для него двигателями (установлены два Д-30Ф6), бортовым радиоэлектронным оборудованием, в частности, бортовой РЛС с дальностью обнаружения целей 180-245 км, а также с одновременным сопровождением 24-30 самолетов и применением оружия по восьми из них. 30 октября 2001 По словам Клебанова, в холдинг, помимо ОКБ, также войдут три профильные авиационные заводы - в Иркутске, Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре. Как подчеркнул Клебанов, комсомольское и новосибирское предприятия, согласно указу, будут акционированы 100 проц государственным капиталом - все акции будут принадлежать государству. Вице-премьер особенно подчеркнул, что речь о продаже в частные руки акций двух вышеперечисленных предприятий, а также самого холдинга не идет. "Разговоры об этом бесперспективны", - подчеркнул Клебанов. Вице-премьер полагает, что указ по созданию ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" своевременен. Он объединит интересы всех участников процесса и материально-интеллектуальные ресурсы авиапромышленников. В рамках холдинга также предполагается создать единую маркетинговую службу, которая позволит скоординировать усилия компаний, входящих в "Сухой" на международных рынках.
05 ноября 2001 Российский самолет по экономическим и техническим характеристикам будет эффективнее американского аналога. Об этом в понедельник на пресс-конференции корпорации "МиГ" на 7-ом Международном аэрокосмическом салоне в Дубае заявил генеральный директор и генеральный конструктор корпорации Николай Никитин, передает ИТАР-ТАСС. По его словам, корпорация "МиГ" разрабатывает истребитель 5-го поколения наравне с другими ведущими мировыми производителями. "Мы знаем все недостатки, присущие американской машине Джей-Эс-Эф, а также те технические направления, которым нужно следовать для создания более эффективного самолета 5-го поколения", - подчеркнул он. 05 ноября 2001 Информационное письмо о скором завершении тендера за подписью главы "Росавиакосмоса" Юрия Коптева и главкома ВВС Анатолия Корнукова разослано основным российским разработчикам боевых самолетов. Hи в пресс-службе "Сухого", ни в РСК "МиГ" не смогли официально подтвердить информацию об этом письме. Однако о его существовании "Ведомостям" рассказали представители сразу нескольких компаний, связанных с производством истребителей "Су" и "МиГ". По их словам, до сих пор сроком завершения тендера считался конец июля будущего года. Исходя из этого компании и строили свои планы. Правда, официального объявления о начале тендера на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) до сих пор так и не было. Лишь в начале августа этого года вице-премьер Илья Клебанов говорил о том, что такое объявление состоится "в ближайшее время". Тем не менее состязание на уровне аванпроектов, предлагаемых "МиГом" и "Сухим", уже идет. Hо одним из ключевых параметров при выборе головного подрядчика Минобороны будет финансовое положение претендента. Ведь Клебанов оценивает затраты на эту программу в $1,5 млрд., но признает, что бюджетное финансирование будет гораздо меньше этой суммы. В такой ситуации позиции "Сухого" выглядят гораздо тверже. Пакет контрактных обязательств на поставку самолетов Су-27, его модификаций и организацию лицензионного производства составляет около $7 млрд. Реализация этих контрактов растянута более чем на десять лет, что дает гарантии стабильного финансирования. Правда, из этих $7 млрд около $4 млрд приходится на поставки и лицензионное производство истребителей за рубежом с участием Иркутского авиационно-производственного объединения (ИАПО). А ИАПО - практически независимое от концерна "Сухой" объединение, и его президент Алексей Федоров заявляет, что денег на создание принципиально нового самолета у России не хватит, поэтому надо сосредоточиться на глубокой модернизации уже существующего Су-27. И здесь ИАПО выступает как самостоятельный игрок, поскольку владеет контрольным пакетом ОКБ "Русская авионика", которая является одной из ведущих на рынке модернизации военной авиатехники. Что касается РСК "МиГ", то пакет подписанных корпорацией контрактов увеличился за этот год с $100-150 млн до $0,95 млрд - $1 млрд. И если в прошлом году объем поставок компании составил лишь около $100 млн, то в этом году, согласно утвержденному Комитетом по ВТС плану, "МиГ" должен экспортировать военной продукции примерно на $500 млн. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, "перспективу в России будет иметь лишь та фирма, которая получит заказ на создание нового самолета". Макиенко говорит, что в отличие от США (где сосуществуют Lockheed Martin и Boeing) российские военные просто не допустят параллелизма. "Вторая" фирма будет жить ровно столько, сколько будут продаваться на внешнем рынке ее самые современные на сегодняшний день машины - Су-27 или МиГ-29 соответственно. Сейчас уже не столь важно, получит ли Россия в результате конкурентоспособную альтернативу американскому истребителю пятого поколения, говорит эксперт. Проблема шире - для того, чтобы Россия смогла сохраниться как производитель военной авиации, нужно создать новый плацдарм для развития уже новой российской школы, для отработки там современных технологий проектирования и производства боевых самолетов. Кроме проекта "истребитель пятого поколения" других возможностей для этого просто нет. Предварительные работы по созданию истребителя пятого поколения начались в СССР еще в 1979 г. Однако в 90-е годы темы работ резко упали. В это время за рубежом был создан и доведен до серийного производства лишь один тяжелый истребитель, который в полной мере соответствует понятию машины 5-го поколения - американский F-22 Raptor (стоимостью до $70 млн за штуку), поставки которого в ВВС США начались в этом году. В конце октября Пентагон выбрал для себя легкий истребитель пятого поколения F-35 разработки фирмы Lockheed Martin, причем стоимость контракта оценивается сейчас в $280 млрд. Если российский истребитель пятого поколения не будет создан, то во втором десятилетии 21 века авиапром лишится перспектив экспорта. В прошлом году зарубежные заказчики получили истребители на сумму свыше $0,5 млрд, а в целом экспорт авиатехники составил до 50% объема поставок военной техники в $3,6 млрд. См. дополнительно: |
архив новостей СМИ |