6 марта 2001
РБК, Москва 15:06:31
 
"До конца этого месяца будут приняты тактико-технические данные для истребителя пятого поколения". Об этом заявил сегодня на встрече с журналистами Главком ВВС Анатолий Корнуков. По его словам, "в будущем российская военная авиация будет состоять из трех типов самолетов. Это легкий всепогодный штурмовик, фронтовой многофункциональный самолет и тяжелый самолет, решающий задачи стратегической авиации".

Экспериментальный истребитель С-37 «Беркут» 6 марта 2001
presscenter.ru, 15:17
 
"Военно-воздушные силы России до конца марта утвердят требования к истребителю пятого поколения". Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил сегодня журналистам главнокомандующий ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков. "Принципиальное решение по концепции разработки истребителя пятого поколения и тактико-технические задачи будут утверждены недели через две", - подчеркнул он. В настоящее время проходят испытания самолета проекта «Беркут», который относится к летательным аппаратам нового поколения. По словам главкома, к этому самолету у военных летчиков есть претензии. "Если он летает, то это еще не значит, что самолет пойдет в серию", - сказал Анатолий Корнуков. По его словам, «Беркут» - экспериментальный образец.

7 августа 2001
ИНТЕРФАКС
 
В ближайшее время министерство обороны РФ объявит тендер на создание российского боевого самолета пятого поколения. Об этом заявил в среду, отвечая на вопрос «Интерфакса» вице-премьер РФ Илья Клебанов.

Он отметил, что боевой самолет пятого поколения должен быть готов к серийному производству уже к 2008-2009 году.

По словам вице-премьера, на создание и производство боевого самолета пятого поколения «будут направлены очень серьезные средства». Вице-премьер отметил, что Минобороны РФ сейчас завершает подготовку к тендеру.

И. Клебанов отказался отвечать на вопрос, на базе какого авиаконцерна - МиГ или «Сухой» - будет создаваться самолет пятого поколения. «Это будет определять министерство обороны», - сказал вице-премьер.

7 августа 2001
ПРАЙМ-ТАСС
 
Серийное производство российского истребителя пятого поколения может начаться в 2009-2010 году. На объявленный сейчас конкурс до конца года должны быть представлены проекты нового самолета. Победитель будет определен в первом квартале 2002 года, сообщил на пресс-конференции генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев.

По его словам, в конкурсе участвуют крупные отечественные производители самолетов Су и МиГ, но, возможно, в проекте будут участвовать и «зарубежные стратегические партнеры России». Правда, Ю. Коптев не назвал, какие именно.

Создание нового истребителя обойдется достаточно дорого. Основная часть затрат придется на разработку двигателя, подчеркнул глава Росавиакосмоса. Первый этап этой работы - модернизация двигателя АЛ-31 - будет стоить 1,2-1,5 млрд долл, затем на работы по двигателю потребуется еще порядка 600-800 млн долл. Ю. Коптев подчеркнул, что подобный проект невозможно осуществить только за счет госбюджета, поэтому на его реализацию планируется направлять средства, заработанные за счет коммерческой деятельности отрасли.

Как предполагается, в 2002-2003 годах должна завершиться разработка эскизного проекта истребителя. Его первый образец может появиться в начале 2006 года, тогда же начнутся и его летные испытания.

Прототип истребителя F-22 Raptor 9 августа 2001
Ведомости
 
Российское Минобороны проведет в ближайшее время тендер на создание истребителя пятого поколения, заявил вчера вице-премьер Илья Клебанов. Как сообщил осведомленный источник «Ведомостей» в одной из крупнейших российских авиастроительных компаний, сейчас заканчивается формирование условий тендера. Итоги его первого этапа - на уровне аванпроекта истребителя (предварительных предложений) - будут подведены осенью будущего года. Собственные проекты самолета следующего поколения сейчас разрабатывают ОКБ «Сухого» (входит в АВПК «Сухой») и РСК «МиГ».

В 2000 г. различных модификаций Су-27 было экспортировано более чем на 0,5 млрд долл. А «МиГ» в 2000 г. не поставил за рубеж ни одной машины. Официально представители «Сухого» избегают прямо утверждать, что тендер при столь явном финансовом превосходстве одного из его участников проводить просто бессмысленно. Тем не менее, пишет газета, МиГ настаивает на тендере. «Сегодня российское законодательство четко предписывает вести любую программу только на условиях тендера», - говорит руководитель ОКБ им. Микояна Владимир Барковский.

16 августа 2001
РБК
 
Две ведущие российские фирмы - изготовители истребителей рассчитывают самостоятельно осуществить технологический прорыв к боевым машинам следующего поколения.

Объединение усилий ради решения этой задачи не входит в планы ни Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ", ни Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) "Сухой". Об этом их руководители заявили на международном авиасалоне МАКС-2001 в Жуковском.

В апреле этого года АВПК "Сухой" заключил с рядом институтов и предприятий ВПК соглашение об объединении усилий по созданию истребителя пятого поколения. На авиасалоне первый заместитель генерального конструктора РСК "МиГ" Владимир Барковский рассказал о предшествующих этому событиях. По его словам, в марте корпорация подписала аналогичное соглашение с Конструкторским бюро им. Яковлева и тремя авиазаводами: нижегородским "Соколом", Иркутским и Комсомольским-на-Амуре авиационными производственными объединениями. Приглашение участвовать в нем было направлено и АВПК "Сухой". Барковский сказал, что "Сухой" на приглашение не ответил, а месяц спустя на "МиГе" с удивлением узнали, что конкурент срочно создал собственный альянс. Гендиректор РСК "МиГ" Николай Никитин заявил вчера, что водораздел в подходах двух фирм к проекту истребителя пятого поколения лежит в том, как определить лучшего. "МиГ" настаивает на проведении тендера. А "Сухой", по словам Никитина, хочет получить заказ на разработку без соревнования, правительственным постановлением. Генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян сказал, что тендера не боится, но в данном случае не видит в его проведении особого смысла. Он также отметил, что "Сухой" действует в строгом соответствии с распоряжениями правительства, а правительство России не распоряжалось провести тендер по "истребителю пятого поколения". Погосян хотел было дальше аргументировать свою позицию, но в этот момент, заглушая его слова, над экспозицией МАКС-2001 пронесся экспериментальный самолет С-37 - прототип истребителя пятого поколения, разработанный на "Сухом". Поэтому Погосян просто махнул рукой в небо и сказал, что все желающие могут своими глазами сравнить предложения "МиГа" и "Сухого" по данной тематике.

16 августа 2001
Hиколай Hовичков, ИТАР-ТАСС, г. Жуковский (Московская область)
 
Первый экспериментальный истребитель нового поколения будет создан и передан на летные испытания в 2005-2006 годах, а в 2010 году поступит на вооружение. Об этом сегодня на пресс-конференции на салоне МАКС-2001 заявил главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков. По его словам, тактико-техническое задание на этот самолет Военно-воздушными силами разработано и утверждено. Промышленность начала проработку так называемого "технического облика" машины. Сегодня он еще не определен, но скорее всего впитает в себя самое лучшее, чего удалось достигнуть по программам С-37 "ОКБ Сухого" и многофункционального истребителя корпорации "МиГ", подчеркнул главком. По мнению А. Корнукова, истребитель пятого поколения будет создаваться всеми российскими авиастроительными КБ при ведущей роли "ОКБ Сухого". Такое положение связано с тем, что именно коллективу "Сухого" удалось дальше всех продвинуться в модернизации истребителей четвертого поколения.

Опытный истребитель МиГ-МФИ (проект 1.44) 16 августа 2001
ПРАЙМ-ТАСС
 
Военно-воздушные силы Российской Федерации рассчитывают, что истребитель пятого поколения будет принят на вооружение примерно в 2010 г. Об этом сообщил на пресс-конференции главнокомандующий ВВС Анатолий Корнуков.

По словам главнокомандующего ВВС, на создание истребителей пятого поколения необходимо около 1,5 млрд долл. По словам А. Корнукова, "это реальная цифра".

По его словам, ожидается, что первый полет истребителей пятого поколения состоится примерно в 2006 г. А. Корнуков отметил, что в качестве прототипов нового истребителя может быть использована существующая модель самолета С-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла.

Касаясь разработчиков нового истребителя, А. Корнуков отметил, что для работ по созданию этого истребителя необходима консолидация усилий всех авиакомплексов России. В частности, авиационно-промышленного комплекса "Сухой", Российской самолетостроительной корпорации "МиГ и других.

Вместе с тем А. Корнуков отметил, что главную роль в этом объединении мог бы играть авиапромышленный комплекс "Сухого".

18 сентября 2001
Алексей Рубцов, ИТАР-ТАСС
 
В октябре-ноябре по заданию Министерства обороны РФ будет проведен конкурс на разработку и производство боевых самолетов пятого поколения. Об этом сообщил сегодня в беседе с журналистами генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев.

По его словам, приоритет, как ожидается, будет отдан Российскому авиационному военно-промышленному комплексу "Сухой". Это предприятие имеет значительные поступления от внешнеэкономической деятельности. Возможности государства по финансированию разработок и производства самолетов пятого поколения ограничены, подчеркнул Юрий Коптев.

В то же время генеральный директор "Росавиакосмоса" не исключил, что в работах будут участвовать и другие предприятия авиапромышленного комплекса.

Экспериментальный истребитель короткого взлета и вертикальной посадки Boeing X-32B 26 сентября 2001
Интерфакс. Бизнес-обозрение
 
В Авиационном военно-промышленном комплексе "Сухой" не исключают, что экспериментальный истребитель Су-47 с обратной стреловидностью крыла может быть предложен на экспорт в классе тяжелых истребителей. Такое предположение высказал в беседе с корреспондентом "Интерфакса-Агентства военных новостей" начальник управления печати и информации АВПК "Сухой" Юрий Черваков.

Он отметил, что в последнее время значительно активизировались летные испытания самолета. Hа сегодняшний день он выполнил уже около 200 испытательных полетов, что составляет более половины всей программы. По словам Ю. Червакова, машина полностью подтверждает все заявленные характеристики.

Предоставить более подробную информацию о составе силовой установки и бортовом радиолокационном комплексе Су-47, сроках и возможности проведения совместных государственных испытаний, а также странах, куда может быть поставлен самолет, он отказался.

Проектирование самолета Су-47 (ранее он имел обозначения С-22, С-32, С-37 "Беркут") началось в 80-х годах по программе создания многофункционального фронтового истребителя (МФИ). Hа Иркутском авиационном производственном объединении велась подготовка к постройке трех опытных самолетов, в том числе двух летных. Однако эти самолеты не были построены, так как военно-воздушные силы прекратили финансирование программы. В дальнейшем разработку и строительство самолета фирма Сухого вела за счет собственных средств.

По неофициальным данным, самолет Су-47 пока не укомплектован штатными для него двигателями (установлены два Д-30Ф6), бортовым радиоэлектронным оборудованием, в частности, бортовой РЛС с дальностью обнаружения целей 180-245 км, а также с одновременным сопровождением 24-30 самолетов и применением оружия по восьми из них.

30 октября 2001
РИА "Новости"
 
Создание ОАО "Авиационной холдинговой компании "Сухой" открывает новую страницу в реформировании оборонной промышленности России и позволит сконцентрировать усилия на создании боевых самолетов пятого поколения. Об этом заявил журналистам во вторник вице-премьер, министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, комментируя подписанный президентом РФ Владимиром Путиным указ о создании на базе ОАО "ОКБ "Сухой" авиационного холдинга с одноименным названием.

По словам Клебанова, в холдинг, помимо ОКБ, также войдут три профильные авиационные заводы - в Иркутске, Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре. Как подчеркнул Клебанов, комсомольское и новосибирское предприятия, согласно указу, будут акционированы 100 проц государственным капиталом - все акции будут принадлежать государству. Вице-премьер особенно подчеркнул, что речь о продаже в частные руки акций двух вышеперечисленных предприятий, а также самого холдинга не идет. "Разговоры об этом бесперспективны", - подчеркнул Клебанов.

Вице-премьер полагает, что указ по созданию ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" своевременен. Он объединит интересы всех участников процесса и материально-интеллектуальные ресурсы авиапромышленников. В рамках холдинга также предполагается создать единую маркетинговую службу, которая позволит скоординировать усилия компаний, входящих в "Сухой" на международных рынках.

Экспериментальный истребитель X-35 05 ноября 2001
Страна.Ru
 
Российский истребитель пятого поколения, над которым работает корпорация "МиГ", не будет похож на легкий перспективный истребитель Джей-Эс-Эф, создаваемый американской компанией "Локхид Мартин".

Российский самолет по экономическим и техническим характеристикам будет эффективнее американского аналога. Об этом в понедельник на пресс-конференции корпорации "МиГ" на 7-ом Международном аэрокосмическом салоне в Дубае заявил генеральный директор и генеральный конструктор корпорации Николай Никитин, передает ИТАР-ТАСС. По его словам, корпорация "МиГ" разрабатывает истребитель 5-го поколения наравне с другими ведущими мировыми производителями.

"Мы знаем все недостатки, присущие американской машине Джей-Эс-Эф, а также те технические направления, которым нужно следовать для создания более эффективного самолета 5-го поколения", - подчеркнул он.

05 ноября 2001
Михаил Козырев, Алексей Hикольский, "Ведомости"
 
"Росавиакосмос" и Министерство обороны предлагают уже до конца года завершить тендер на роль генподрядчика в проекте создания истребителя пятого поколения. От выбора Минобороны зависит, какая из двух самых известных российских авиафирм - "МиГ" или "Сухой" - сохранится как производитель истребителей.

Информационное письмо о скором завершении тендера за подписью главы "Росавиакосмоса" Юрия Коптева и главкома ВВС Анатолия Корнукова разослано основным российским разработчикам боевых самолетов. Hи в пресс-службе "Сухого", ни в РСК "МиГ" не смогли официально подтвердить информацию об этом письме. Однако о его существовании "Ведомостям" рассказали представители сразу нескольких компаний, связанных с производством истребителей "Су" и "МиГ". По их словам, до сих пор сроком завершения тендера считался конец июля будущего года. Исходя из этого компании и строили свои планы.

Правда, официального объявления о начале тендера на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) до сих пор так и не было. Лишь в начале августа этого года вице-премьер Илья Клебанов говорил о том, что такое объявление состоится "в ближайшее время". Тем не менее состязание на уровне аванпроектов, предлагаемых "МиГом" и "Сухим", уже идет.

Hо одним из ключевых параметров при выборе головного подрядчика Минобороны будет финансовое положение претендента. Ведь Клебанов оценивает затраты на эту программу в $1,5 млрд., но признает, что бюджетное финансирование будет гораздо меньше этой суммы. В такой ситуации позиции "Сухого" выглядят гораздо тверже. Пакет контрактных обязательств на поставку самолетов Су-27, его модификаций и организацию лицензионного производства составляет около $7 млрд. Реализация этих контрактов растянута более чем на десять лет, что дает гарантии стабильного финансирования.

Правда, из этих $7 млрд около $4 млрд приходится на поставки и лицензионное производство истребителей за рубежом с участием Иркутского авиационно-производственного объединения (ИАПО). А ИАПО - практически независимое от концерна "Сухой" объединение, и его президент Алексей Федоров заявляет, что денег на создание принципиально нового самолета у России не хватит, поэтому надо сосредоточиться на глубокой модернизации уже существующего Су-27. И здесь ИАПО выступает как самостоятельный игрок, поскольку владеет контрольным пакетом ОКБ "Русская авионика", которая является одной из ведущих на рынке модернизации военной авиатехники.

Что касается РСК "МиГ", то пакет подписанных корпорацией контрактов увеличился за этот год с $100-150 млн до $0,95 млрд - $1 млрд. И если в прошлом году объем поставок компании составил лишь около $100 млн, то в этом году, согласно утвержденному Комитетом по ВТС плану, "МиГ" должен экспортировать военной продукции примерно на $500 млн.

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, "перспективу в России будет иметь лишь та фирма, которая получит заказ на создание нового самолета". Макиенко говорит, что в отличие от США (где сосуществуют Lockheed Martin и Boeing) российские военные просто не допустят параллелизма. "Вторая" фирма будет жить ровно столько, сколько будут продаваться на внешнем рынке ее самые современные на сегодняшний день машины - Су-27 или МиГ-29 соответственно. Сейчас уже не столь важно, получит ли Россия в результате конкурентоспособную альтернативу американскому истребителю пятого поколения, говорит эксперт. Проблема шире - для того, чтобы Россия смогла сохраниться как производитель военной авиации, нужно создать новый плацдарм для развития уже новой российской школы, для отработки там современных технологий проектирования и производства боевых самолетов. Кроме проекта "истребитель пятого поколения" других возможностей для этого просто нет.

Предварительные работы по созданию истребителя пятого поколения начались в СССР еще в 1979 г. Однако в 90-е годы темы работ резко упали. В это время за рубежом был создан и доведен до серийного производства лишь один тяжелый истребитель, который в полной мере соответствует понятию машины 5-го поколения - американский F-22 Raptor (стоимостью до $70 млн за штуку), поставки которого в ВВС США начались в этом году. В конце октября Пентагон выбрал для себя легкий истребитель пятого поколения F-35 разработки фирмы Lockheed Martin, причем стоимость контракта оценивается сейчас в $280 млрд. Если российский истребитель пятого поколения не будет создан, то во втором десятилетии 21 века авиапром лишится перспектив экспорта. В прошлом году зарубежные заказчики получили истребители на сумму свыше $0,5 млрд, а в целом экспорт авиатехники составил до 50% объема поставок военной техники в $3,6 млрд.

См. дополнительно:

  • Архив новостей по теме: 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г. + форум
  • Какой будет военная авиация будущего?
  • Беспилотные летательные аппараты

  • GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»