Брянский автомобильный завод (БАЗ) с 1972 г. - Брянское объединение по производству автомобилей (ПО «АвтоБАЗ»)
с 1998 г. - ОАО «Брянский завод колесных тягачей» (дочернее предприятие ЗАО «Брянский автомобильный завод»)
с 2005 г. - ООО «Брянский автомобильный завод»
с 2008 г. - ЗАО «Брянский автомобильный завод»
Датой рождения Брянского автозавода (БАЗ) является 4 июня 1958 года. Именно тогда
на базе тракторного производства Бежицкого сталелитейного завода (БСЗ) было создано
современное инструментальное производство, во многом обеспечившее поступательное развитие
предприятия в будущем. Первоначально завод (п/я Р-6753) являлся филиалом московского
предприятия ЗиЛ, но уже со следующего года фактически превратился
в его отделение по выпуску специальной военной автомобильной техники.
В 1958 году на Брянском автозаводе был организован Отдел главного
конструктора (ОГК), в структуре которого в следующем году появилось СКБ,
ориентированное на разработку специальной автомобильной техники. В 1960 году оно было усилено опытными
конструкторами и пополнено молодыми специалистами. Из МВТУ им. Баумана
на завод пришли А.С. Алейников, С.Н. Чекалов, из Горьковского политехнического института —
Н.П. Алексеев, А.С. Аполлов, В.Б. Вьюшкин, В.М. Панфилов, Я.Л. Фандеев, М.В. Гуляева,
В.Н. Гуляев, С.П. Лагерева, В.Р. Ривин, Л.Б. Лоновенко и др., всего 25 человек, с
УАЗа — В.Т. Авершин, И.В. Гринченко, В.С Извозчиков, с
ГАЗа — И.Л. Юрин (впоследствии главный конструктор БАЗа, лауреат
государственной премии), В.В. Лазарев, Д.С. Канышев, В.А. Бикулич.
Среди горьковчан был и Р.А. Розов, руководивший до этого группой СКБ
Горьковского автозавода и возглавивший брянское СКБ в июне 1960 года.
С этого времени начинаются интенсивные работы над созданием первых автомобилей собственной конструкции —
БАЗ-930 и БАЗ-931.
Первыми изделиями военно-технического назначения, которые предстояло освоить заводу, стали
бронетранспортёр БТР-152В1
и большой плавающий автомобиль БАВ-485 (ЗиЛ-485А) разработанные в интересах
ВССССР
в СКБЗиЛ, которым руководил
В.А. Грачёв. В конструкции обеих машин широко
использовались узлы и агрегаты трёхосного полноприводного грузовика
ЗиЛ-157.
Свою роль в формировании и укреплении проектно-технологического потенциала сыграло
и то обстоятельство, что в год своего основания на БАЗе по чертежам Челябинского тракторного
завода (ЧТЗ) был создан трактор промышленного назначения Т-140, а в 1961 году на его базе
разработали более совершенный образец Т-180 с гидроприводом навесного оборудования, способный
выполнять различные работы на скальном грунте в самых суровых климатических условиях.
Несколько позднее начался выпуск гусеничного трубоукладчика Д-804.
Бульдозеры на базе Т-180 шли на экспорт — они строили Асуанскую плотину в Египте,
трудились на Кубе и в Афганистане, прокладывали новые дороги в Чехословакии, Болгарии
и Греции. Выпуск тракторов различных модификаций достигал 1400 штук в год.
В первой половине 60-х годов предприятие получает важное государственное задание —
освоить производство специальной колесной техники, предназначенной для размещения новейших
ракетных вооружений, созданных в СССР. Разработка, изготовление опытных образцов и
всесторонние испытания были проведены на ЗИЛе в СКБ.
В короткие сроки специалисты завода разработали, испытали и освоили серийном производстве
шасси ЗиЛ-135К (1962), ЗиЛ-135Л (1963), ЗиЛ-135ЛМ (1965), БАЗ-135МБ (1966), БАЗ-6950 (1980),
а также плавающие шасси БАЗ-5937 (1972), БАЗ-5938, БАЗ-5939,
БАЗ-5921 (1974), БАЗ-5922 и БАЗ-6944 (1980). В соответствии с Постановлением правительства в кратчайшие
сроки были возведены три производственных корпуса общей площадью 110 000 м², в которых
смонтировали более 1500 единиц технологического оборудования, в том числе обрабатывающие
центры и станки с ЧПУ. Выпуск шасси и тягачей достигал 850-900 штук в год.
Созданные шасси нашли применение главным образом в вооруженных силах — на них были
смонтированы тактические ракетные комплексы «Луна», «Точка» и «Ока», противокорабельный
ракетный комплекс «Редут», зенитно-ракетный комплекс «Оса», реактивная система залпового
огня «Ураган», а также радиолокационные комплексы, командные пункты, пусковые установки
и транспортные машины комплексов ПВО.
В 1967 году в Брянске наладили массовое производство узлов для армейского
грузовика ЗиЛ-131. Среди них — ведущие мосты, раздаточные коробки,
лебёдки, реактивные штанги подвески и т.д. Здесь впервые среди промышленных предприятий
области было внедрено более двух десятков автоматических линий, а также термический и цех
гальванопокрытий.
В 1972 году было освоено изготовление автопоезда ЗиЛ-137 с активным полуприцепом,
оснащённым годронасосом и гидромотором.
После подписания Договора между СССР и США о ликвидации их
ракет средней и меньшей дальности Министерство обороны прекратило закупку шасси и
тягачей Брянского автомобильного завода. Одновременно были значительно сокращены поставки
автомобилей ЗиЛ-131 в войска. Всё это привело практически к остановке завода, так как 90%
выпускаемой продукции поставлялось по заказам Министерства обороны. К примеру, к середине
80-х годов, годовой выпуск комплектов для ЗиЛ-131 был доведен до 55 000 (один комплект —
это передний и два задних моста, раздаточная коробка, балансирные подвески и лебёдка).
К концу 1980-х годов на Брянском автомобильном заводе в соответствии с Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 года было решено развернуть выпуск до
165 000 малолитражных дизелей в год, которые предполагалось устанавливать на перспективные
легкие грузовички (их производство в количестве 30 000 в год собирались организовать
в Кировабаде), а также на УАЗы, «Волги», «Рафики» и автопогрузчики. Полуторку для
Кировабадского автозавода в Азербайджане (КиАЗ), строительство которого началось в 1985 году, разрабатывали
НАМИ, ПО «АвтоУАЗ» и английская инжиниринговая компания IAD (International Automotive Design).
В 1989 году от изготовления автомобилей в Кировабаде отказались,
решив перенести его на Брянский автозавод, высвобождаемые в результате конверсии площади
которого позволяли наладить выпуск малотоннажников в количестве до 40 000 в год, причём
четверть из них должны были отправляться на экспорт. В 1990 году с этой целью на предприятии
начали строить прессовый корпус, а также переоснащать корпуса механообработки и
окончательной сборки, организовали слесарно-прессовый и сварочный участки для изготовления
деталей кузовов. В декабре того же года был сделан первый образец автофургона, но незадолго
до этого по экономическим причинам IAD свое сотрудничество с БАЗом свернула, а завод стал
создавать мощности для производства полуторок по упрощенной технологии.
В результате в 1994 году Брянский автозавод получил в свое распоряжение производство,
способное выпускать до 2000 фургончиков в год. Естественно, при столь небольшом тираже и
использовании обходных технологий эти автомобили оказались неконкурентоспособны. До 1996
года было изготовлено 157 развозных фургонов БАЗ-3782/3783, после чего программа была полностью
свернута. К этому времени завод, на котором трудилось около 18 000 человек, практически
был остановлен.
В самую трудную пору, в 1994–1995 годах, когда предприятие многие уже списали со счетов,
его специалисты разработали и приступили к изготовлению опытных образцов новейшего поколения
внедорожных автомобилей семейства «Вощина-1», принятого
на вооружение в середине 2000 годов и имеющего уникальные особенности.
Василий Ячеменев*: «В те годы руководство БАЗа (тогда он назывался
БЗКТ) создало московскую дирекцию, которой предстояло решить, казалось бы, непосильную задачу:
вдохнуть новую жизнь в завод, находящийся в практически безнадежном положении. Я хорошо помню
то время — во второй половине 90-х вместе с генеральным директором завода Виктором Ивановичем
Гроссом мы написали целую кипу всевозможных писем и предложений в различные военные и
гражданские ведомства вплоть до Президента России. Предложения сводились к одному — сохранить
единственный в России завод по производству высокопроходимых специальных шасси и тягачей
большой грузоподъемности…»
* Василий Ячеменев — в 2008 году директор департамента военной и специальной
техники «Независимой ассоциаций машиностроителей» (НАМС) — коммерческого объединения ООО
«БАЗ», ОАО «Автокран» и ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН».
Постановлением от 20 февраля 2006 года авторский коллектив ООО
«Брянский автомобильный завод» был награжден премией Правительства Российской Федерации в области
науки и техники за разработку и освоение производства техники «двойного назначения» — шасси и
тягачей, которые могут быть использованы как для военных, так и для гражданских нужд.
Если в 2001–2002 годах завод не произвел ни одного автомобиля, то в 2006 году только в
интересах вооруженных сил изготовил их более сотни, не считая крановых шасси и автомобилей
для нефтегазодобывающей отрасли; в 2006 году последним было поставлено 13 машин, в 2007
году — 24 машины, в 2008 — не менее 30. По итогам 2007 года в Брянске выпустили 350
различных шасси и тягачей (из них 230 трёхосных БАЗ-8029 с кабиной, передним бампером,
мостами, двигателем и трансмиссией Камского автозавода,
разработанных специально под монтаж изготавливаемых в Иваново 25-тонных крановых
установок), 2008 года — около 670.
На начало 2008 года БАЗ серийно изготавливал шасси и тягачи грузоподъёмностью от 13 до
40 т, которые поставлялись для 18 объектов вооружения. Велись работы по применению шасси
и тягачей БАЗ еще для 12 новейших комплексов вооружения.
В настоящее время единственным потребителем шасси является ВВС ПВО и ВКО в комплексах
С-400, РЭБ «Гамма-С1», «Небо-М». Кроме того, шасси обеспечивают подвижность в перспективных
комплексах «Витязь-ПВО» и «Триумфатор-М».
Сейчас в ВС РФ находится более 3000 образцов ВВСТ различных модификаций, смонтированных на
шасси БАЗ, в том числе РК «Точка-У», РСЗО «Ураган», ЗРК «Оса», С-400, средства буксировки тяжелой
артиллерии «Гиацинт» и др.
Всего за полувековую историю завода серийно изготовлено около 11 000 шасси и тягачей
БАЗ, на которых смонтировано свыше 40 образцов вооружений, используемого как в российской
армии, так и в армиях более чем 20 иностранных государств.
Несмотря на наличие в типаже ВАТ до 2020 года техники производства БАЗа, указаниями
Минобороны России уже в 2013 году предписано при выборе базового шасси под монтаж вооружения
руководствоваться принципом: ВВСТ Сухопутных войск (оперативное звено), РВСН, ВВКО, соединения
и части материально-технического обеспечения – КамАЗ; Сухопутные войска (тактическое звено),
ВМФ и ВВС – автомобили «Урал», что ограничивает использование техники БАЗа.
Павел Гончаров*: «Политический отказ Минобороны от закупок седельных тягачей
для транспортирования ВВСТ, отсутствие ОКР в интересах развития семейства БАЗ и директивные
указания органам военного управления о выборе шасси под монтаж ВВСТ РВСН, ВВКО, ВВС и т.д.
только из автомобилей семейств КамАЗ и «Урал» делают невозможным дальнейшее поступательное
развитие предприятия. Из-за данных действий мы перестали видеть свое будущее как исполнителя ГОЗ.»
* Павел Гончаров — председатель совета директоров ЗАО «Брянский автомобильный
завод», полковник запаса, служивший на командных, инженерных, научно-исследовательских и руководящих
должностях в Главном автобронетанковом управлении Минобороны России.