MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis (17 Kb) МЗКТ-79221
СПЕЦИАЛЬНОЕ КОЛЕСНОЕ ШАССИ
 
MZKT-79221 special wheeled chassis
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Постановлением СМ СССР №173-45 от 9 февраля 1987 года предписывалось создание БРК «Альбатрос», предназначенного для преодоления перспективной многоэшелонной системы ПРО США.

В тоже время, между СССР и США велись интенсивные переговоры об ограничении и сокращении стратегических вооружений, завершившиеся 31 июля 1991 года подписанием в Москве Договора о сокращении наступательных вооружений, известного как СНВ-1. Американская сторона настояла не только на количественном сокращении советских тяжёлых МБР, но и на запрете их модернизации и создании новых типов таких ракет для любого вида базирования. В отношении новых стратегических разработок Договором СНВ-1 разрешалась только модернизация и только одного типа твердотопливной ракеты лёгкого класса (причем в чрезвычайно жестких габаритно-весовых пределах), при условии ее оснащения лишь одним ББ. В связи с этим, причём задолго до собственно подписания Договора, возникла необходимость в корректировке общего направления разработок.

9 сентября 1989 года в развитие постановления №173-45 вышло Решение ВПК №323, которым предписывалось создание вместо проектируемого в трёх вариантах базирования (подвижный грунтовый, стационарный шахтный и подвижный железнодорожный) БРК «Альбатрос», двух РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного с универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракетой. Новая тема получила название «Универсал». Теперь ракета РТ-2ПМ2 (15Ж65) создавалась как глубокая модернизация МБР РТ-2ПМ (15Ж58) РК «Тополь», условия которой были определены Договором СНВ-1. Разработка ПГРК поручалась Московскому институту теплотехники (МИТ) под руководством Ю.С. Соломонова. Соответствующий приказ МОМ за №222 вышел 22 сентября 1989 года.

Проектирование восьмиосного СКШ (16×16) для перспективного ПГРК по теме «Отжимка» велось в СКБ-1 МАЗа под руководством В.Е. Чвялева по двум направлениям, получившим названия «Зубр» и «Бизон», создававшимся параллельно.

В первом случае, шасси МАЗ-7922 («Зубр») имело традиционные дизельный двигатель и механическую трансмиссию. В это время уже проходили эксплуатационные испытания изделия КЗКТ и аэродромные тягачи БелАЗ и МоАЗ с двигателями ЯМЗ-8401 и ЯМЗ-8424 вместо танковых типа Д-12. Положительные результаты испытаний, но прежде всего — значительное превосходство двигателей Ярославского моторного завода (ЯМЗ) по сравнению с танковыми по таким важнейшим показателям, как ресурс и расход масла (в 8 раз), стали основанием для перевода всех многоосных колёсных шасси и гусеничных машин (МАЗ, КЗКТ, ИЗТМ, БАЗ) на двигатели 840-го семейства.

Отправной точкой комплексной программы разработки двигателей для автомобилей специального назначения стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 721-161 от 24 июня 1987 года. В рамках утверждённого в 1990 году технического задания была разработана гамма военных модификаций восьми- и 12-цилиндровых моделей в мощностном диапазоне от 500 до 800 л.с. Кроме высокой форсировки базовых моделей, предназначенной для народохозяйственной техники, специалисты ЯМЗ под руководством главного конструктора Ю.Г. Субботина разработали эффективную систему предпускового подогрева, позволяющую обеспечить запуск двигателя при температуре -60°C; совместно со специалистами Ярославского завода топливной аппаратуры (ЯЗТА) создали специальную топливную аппаратуру в многотопливном исполнении, приспособленную для обеспечения нормальной работы двигателя в высокогорье на высотах до 4500 м. Была разработана система аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном двигателестроении.

Опытный образец МАЗ-7922 с дизельным двигателем был изготовлен 15 июня 1990 года. Новый 800-сильный ЯМЗ-847 только рождался и на этом этапе использовался танковый двигатель, доставшийся «по наследству» от предыдущих разработок СКБ-1 — СКШ из высокоунифицированного по основным узлам, системам и деталям пятого семейства (МАЗ-7908, МАЗ-7916, МАЗ-7917). Из унифицированных узлов шасси МАЗ-7922 получило и две раздельные кабины из стеклопластика, расположенные перед двигателем: левую — двухместную и правую — одноместную, предназначенную для командира экипажа; со связью между кабинами через переговорное устройство.

7 февраля 1991 года приказом генерального директора ПО «БелавтоМАЗ» на базе Производства специальных колесных тягачей (ПСКТ) МАЗа был образован Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), специализирующийся на выпуске полноприводных многоосных колёсных тягачей большой грузоподъёмности предназначенных для транспортировки различных систем вооружения. Таким образом, разработка нового восьмиосного шасси продолжилась на МЗКТ.

При проектировании шасси МАЗ-7923 («Бизон») конструкторы отказались от традиционного привода с огромным количеством карданных валов, вместо него сначала использовав гидропривод. Но диапазон передаточных чисел гидрообъемной трансмиссии оказался недостаточным — на малых оборотах и при большом крутящем моменте давление в гидросистеме трансмиссии становилось очень высоким, и из-за утечек в гидромоторах и насосах КПД трансмиссии падало. А на больших оборотах КПД трансмиссии падало уже из-за повышенного трения в гидромоторах и насосах. К тому же возникла необходимость применения двухскоростных планетарных передач в ступицах колес. В конечном итоге от гидравлики пришлось отказаться, использовав вместо неё электропривод. В разработку пошел вариант электротрансмиссии с мотор-колесами на переменном токе с синхронными двигателями с частотным регулированием. Газотурбинный двигатель ГТД-1250 («изделие 29») мощностью 1250 л.с., разработанный в 1986 году на заводе имени Климова для танка Т-80У, модернизировали (ГТД-1250А) для работы с генератором переменного тока. Чтобы не позволять электромоторам перегреваться, использовали масляное охлаждение. Головной организацией по электротрансмиссии был выбран новосибирский Научно-исследовательский институт комплектного электропривода (НИИКЭ), специалисты которого успешно справились с заданием.

Опытный образец МАЗ-7923 был изготовлен в 1991 году. Из-за распада СССР все работы по теме «Универсал» были остановлены. В связи с прекращением финансирования, работы по шасси МАЗ-7223 развития не получили.

В марте 1992 года было принято решение о разработке новой, полностью отечественной, ракеты, призванной стать основой перспективной группировки РВСН. Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина от 27 февраля 1993 года открыл дорогу полномасштабной разработке ракетного комплекса. С целью сокращения времени и финансовых затрат новый ракетный комплекс, получивший название «Тополь-М», создавался с максимальным использованием наработок, полученных по теме «Универсал».

В 1992 году, на основе хорошо зарекомендовавшего себя МАЗ-7922, был построен первый опытный образец шасси МЗКТ-79221 (16×16), до 1994-го — ещё три опытных образца.

При создании шасси МЗКТ-79221 были использованы новые технические решения, позволяющие значительно повысить готовность к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40° до +50°С.

Принципиальное отличие шасси МЗКТ-79221 от предшественников довольно значительное. Здесь используется двигатель автомобильного типа ЯМЗ-847.10 (ресурс до капитального ремонта — 5000 ч, расход масла на угар — не более 0,3% к расходу топлива) вместо танкового (ресурс до капремонта — 300 ч, общий ресурс — 1500 ч). У машины изменена идеология построения моторно-трансмиссионного отсека. Установлена новая усиленная ГМП собственной разработки. Также разработаны и используются принципиально новые редукторы мостов, которые представляют собой и раздаточные коробки.

Еще одним новшеством можно назвать рулевое управление с иной кинематикой рулевого механизма. Для улучшения маневренности сделаны управляемыми колёса трёх первых и трёх последних осей, что обеспечивает радиус поворота 18…20 м, то есть меньше, чем у более короткого МАЗ-547 (22…25 м). МЗКТ-79221 разворачивается на площадке диаметром 34 м — семиосному предшественнику МАЗ-7917 для этого требовалось 52 м. Передние или задние управляемые оси могут блокироваться, и поворот в таком случае будет осуществляться только тремя передними (или, при движении задним ходом — тремя задними) осями.

Ходовая часть шасси МЗКТ-79221, предназначенного для эксплуатации по всем видам дорог и местности, включает в себя шестнадцать ведущих односкатных колес с пневматическими шинами с регулируемым давлением. Колебания и неровности передающиеся от дороги, дополнительно к шинам и подвеске амортизирует гибкая рама автомобиля, имеющая возможность предсказуемо деформироваться. Крепление оборудования (кузова) на шасси осуществляется в трёх точках. Это оригинальный способ, который тоже позволяет «гасить» колебания без ущерба для прочности крепления. Шасси оборудовано центральной микропроцессорной системой управления, контролирующей 20 параметров — состояние двигателя, ходовой части и т.д.

Шасси МЗКТ-79221 прошло приёмочные испытания (ПИ) с положительной оценкой и было рекомендовано комиссией ПИ к серийному производству и принятию на вооружение. Первые два серийных шасси МЗКТ-79221 были выпущены в 1995 году.

После создания и отработки стационарного шахтного варианта комплекса «Тополь-М» началась отработка ПГРК, получившего индекс 15П165.

Создание АПУ 15У175 комплекса «Тополь-М» и её адаптацию к минскому шасси осуществляли специалисты волгоградского ЦКБ «Титан» под руководством его генерального директора и генерального конструктора В.А. Шурыгина. При создании систем и агрегатов установки были использованы принципиально новые технические решения по сравнению с АПУ 15У168 ПГРК 15П158 «Тополь». Например, система неполного вывешивания позволяет развертывать установку даже на мягких грунтах.

27 сентября 2000 года начались лётные испытания МБР 15Ж65 ПГРК «Тополь-М». По результатам испытаний АПУ выявлялись также недостатки шасси, которые требовалось устранить.

Главный конструктор - начальник УГК МЗКТ Ю.И. Николаев, в интервью, данном в конце 2004 года по окончании ПИ шасси МЗКТ-79221-100, рассказал, что завершена «подготовка всей необходимой конструкторской документации для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии. В октябре на протяжении недели рассматривались все вопросы, связанные с результатами испытаний этой машины, состоянием конструкторской документации, ее отработкой. Результатом этой работы явилась рекомендация межведомственной комиссии по постановке этой машины на серийное производство с присвоением конструкторской документации литеры “О1”. Первый серийный образец этой машины был снят со стапелей в цехе сборки и испытания автомобилей 4 ноября. Предстоит провести краткие контрольные испытания автомобиля и зафиксировать достигнутые качества автомобиля на серийном производстве.»

Серийное производство пусковых установок для ПГРК с 2005 года осуществляет волгоградское ФГУП «ПО «Баррикады».

29 мая 2007 года с АПУ, аналогичной АПУ комплекса «Тополь-М», был проведён первый испытательный пуск прототипа новой МБР РС-24, оснащённой РГЧ.

30 ноября 2010 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил, что Россия прекращает производство и постановку на боевое дежурство ПГРК «Тополь-М». Вместо этих комплексов наши РВСН станут получать другой мобильный комплекс — «Ярс» (РС-24), государственные испытания которого были завершены в 2010 году.

Комплекс «Тополь-М» создавался в кооперации со 176 российскими предприятиями. Единственный зарубежный партнер — Минский завод колесных тягачей — создал уникальное восьмиосное полноприводное СКШ МЗКТ-79221, которое по своим техническим параметрам на сегодняшний день не имеет аналогов в практике мирового автомобилестроения.

 Характеристики МЗКТ-79221
Снаряженная масса, т 39,5
Грузоподъемность, т 81,0
Полная масса, т 120,5
Длина, мм 19560
Ширина, мм 3370
Высота (по кабине), мм 3180 (2900)
Колея, мм 2700
База, мм 1750+2400+1800+2200+1800+1800+1750
Дорожный просвет, мм 475
Радиус поворота, м 18…20
Угол переднего/заднего свеса, град. 16/15
Длина переднего/заднего свеса, мм 3960/1850
Монтажная длина рамы, мм 12300
Двигатель (тип) ЯМЗ-847.10 (дизельный, 12-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный с воспламенением от сжатия, с турбонаддувом, жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и охлаждением наддувочного воздуха)
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 140×140
Рабочий объем цилиндров, л 25,86
Мощность двигателя, кВт/л.с. (при об/мин) 588/800 (2100)
Макс. крутящий момент, Н*м/кГс*м (при об/мин) 3090/315 (1250-1400)
Максимальная скорость, км/ч 45
Расход топлива с полной нагрузкой, л/100 км 290…300
Запас хода по топливу, км 500
Преодолеваемый брод, м 1,1
Шины 1600x600-685, модель ВИ–178А (ВИ–178АУ) или ВИ–203
[an error occurred while processing this directive]


MAZ-7922 (16x16) chassis prototype (306 Kb) 306 Кб Опытное шасси МАЗ-7922 (16х16) с дизельным двигателем. Изготовлено в одном экземпляре в 1990 г.
Фото: рекламные материалы МЗКТ 1994 года
MAZ-7922 (16x16) chassis prototype (260 Kb) 260 Кб Опытное шасси МАЗ-7922 (16х16).
Фото: 1959 - 1999 MZKT Volat Truck Story Brochure
MAZ-7922 (16x16) chassis prototype (208 Kb) 208 Кб Опытное шасси МАЗ-7922 (16х16).
Фото: autowp.ru
MAZ-7922 (16x16) chassis prototype (36 Kb) 36 Кб Опытное шасси МАЗ-7922 (16х16).
Фото: Владимир Чехута, «Военные секреты "Союза"». Комерческие Автомобили: №8 2004 г.
MAZ-7922 (16x16) chassis prototype (16 Kb) 16 Кб Опытное шасси МАЗ-7922 (16х16).
Фото: «За рулем» №5, 1997 г.
MAZ-7922 (16x16) chassis prototype (49 Kb) 49 Кб Опытное шасси МАЗ-7922 (16х16).
Фото: журнал «Военный парад», 1998 г.
MAZ-7922 (16x16) chassis prototype (34 Kb) 34 Кб Опытное шасси МАЗ-7922 (16х16).
Фото: 4
MAZ-7922 (16x16) chassis prototype (133 Kb) 133 Кб Опытное шасси МАЗ-7922 (16х16)
Фото: ноябрь 2012 г., pilot.strizhi.info
MAZ-7923 (16x16) chassis prototype, 1991 (44 Kb) 44 Кб Опытное шасси МАЗ-7923 (16х16) с газотурбинным двигателем и электротрансмиссией. Изготовлено в одном экземпляре в 1991 г.
Фото: 4

MZKT-79221 (16x16) chassis prototype (346 Kb) 346 Кб Один из опытных образцов шасси МЗКТ-79221 (16x16).
Фото: «МЗКТ: создание новой техники», autowp.ru
MZKT-79221 (16x16) chassis prototype (188 Kb) 188 Кб На МЗКТ-79221 появилась система, блокирующая поворот задних управляемых осей…
Фото: 1959 - 1999 MZKT Volat Truck Story Brochure, ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ СССР
MZKT-79221 (16x16) chassis prototype (48 Kb) 48 Кб …или передних.
Фото: «Волат» — значит «богатырь», Е.Д. Кочнев, «Энциклопедия военных автомобилей», 2
MZKT-79221 (16x16) chassis prototype (87 Kb) 87 Кб Один из опытных образцов шасси МЗКТ-79221 (16x16).
Фото: Владимир Чехута, «Вместо ракеты – катер!». Комерческие Автомобили: №2 2008 г.
MZKT-79221 (16x16) chassis prototype (43 Kb) 43 Кб Тот же образцец шасси МЗКТ-79221 на ресурсных испытаниях.
Фото: Михаил Конюх, 6
Prototype MZKT-79221 chassis cab (38 Kb) 38 Кб Кабина водителя опытного МЗКТ-79221.
Фото: Михаил Конюх, 6

The first serial MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis, 1995 (44 Kb) 44 Кб Первое серийное спецшасси МЗКТ-79221 (16х16), 1995 год.
Фото: 4, 11
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis (17 Kb) 17 Кб Специальное колесное шасси МЗКТ-79221 (16x16).
Фото: «За рулем» №10 2000 г.
Prototype of 15U175 nuclear-ballistic missile launcher (280 Kb) 280 Кб Прототип АПУ 15У175 ПГРК 15П165 «Тополь-М» на испытаниях.
Фото: TommaX, Inc./Military Parade Ltd., Ballistic and Cruise Missile Threat, Е.Д. Кочнев, «Энциклопедия военных автомобилей» (PhotoShop)
Support and refueling vehicle (51 Kb) 51 Кб Боевая машина сопровождения (БМС) на базе СКШ МЗКТ-79221 (16x16) из состава ПГРК 15П165 «Тополь-М».
Фото: knigo-man.livejournal.com
«Yars» nuclear-ballistic missile launcher (80 Kb) 80 Кб АПУ ПГРК «Ярс».
Фото: sdelanounas.ru
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis, 2009 (352 Kb) 352 Кб Шасси МЗКТ-79221 (16x16) на выставке "MILEX-2009".
Фото: foto.tut.by
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis, 2009 (355 Kb) 355 Кб Шасси МЗКТ-79221 (16x16) на выставке "MILEX-2009".
Фото: foto.tut.by
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis, 2009 (467 Kb) 467 Кб Шасси МЗКТ-79221 (16x16) на выставке "MILEX-2009".
Фото: foto.tut.by
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis, 2009 (85 Kb) 85 Кб Шасси МЗКТ-79221 (16x16) на выставке "MILEX-2009".
Фото: rcforum.ru
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis, 2007 (87 Kb) 87 Кб Шасси МЗКТ-79221 (16x16) на выставке "MILEX-2007".
Фото: avtocom.com
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis scheme (44 Kb) 44 Кб Силовые передачи шасси МЗКТ-79221.
Фото: rcforum.ru
Serial MZKT-79221 chassis production (195 Kb) 195 Кб Сборка МЗКТ-79221 на МЗКТ.
Фото: 5
Serial MZKT-79221 chassis production (103 Kb) 103 Кб Сборка МЗКТ-79221 на МЗКТ.
Фото: Виктор Толочко, photobelta.by, belmarket.by
Serial MZKT-79221 chassis cab (99 Kb) 99 Кб Кабина водителя серийного МЗКТ-79221.
Фото: 5
YaMZ-847 engine (105 Kb) 105 Кб 1050-сильный двигатель ЯМЗ-847.
Фото: журнал «5 колесо» (май 1999 г., «Красная пыль Сахары»), rcforum.ru
YaMZ-847.10 engine (52 Kb) 52 Кб Двигатель ЯМЗ-847.10.
Фото: gazgroup.ru
YaMZ-847.10 engine (30 Kb) 30 Кб Двигатель ЯМЗ-847.10.
Фото: Двигатели ОАО «Автодизель» для тяжелой специальной техники

DF-41 TEL on road, 2007 (28 Kb) 28 Кб Предположительно, китайская транспортная машина МБР Dong Feng 41 (DF-41), 2007 г.
Фото: wikimedia.org
DF-41 TEL on road, 2007 (46 Kb) 46 Кб Предположительно, китайская транспортная машина МБР Dong Feng 41 (DF-41), 2007 г.
Фото: wikimedia.org
DF-41 TEL (20 Kb) 20 Кб Предположительно, китайская транспортная машина МБР Dong Feng 41 (DF-41).
Фото: novosti-kosmonavtiki.ru
DF-41 TEL (45 Kb) 45 Кб Предположительно, китайская транспортная машина МБР Dong Feng 41 (DF-41).
Фото: novosti-kosmonavtiki.ru
Chinese WS51200 (16x12) special wheeled chassis (193 Kb) 193 Кб Китайское СКШ WS51200 (16×12) грузоподъёмностью 80 т.
Фото: tuku.military.china.com
WS51200 special wheeled chassis axels-arrangement (18 Kb) 18 Кб Габаритные размеры СКШ WS51200.
Фото: b14643.de
The 8-axle TEL is a Chinese WS51200 (16x12) special wheeled chassis with КN-08 (NATO code name) missile, 15.04.2012 (395 Kb) 395 Кб Любопытная СПУ БР КN-08 (кодовое обозначение НАТО) на шасси WS51200. Парад в Пхеньяне (КНДР), 15.04.2012 г.
Фото: AP, newscube.net

Источники:
1. Хроника освоения космоса
2. Н. Корзинов, «Динозавры Страны Советов: Большая тяга». «Популярная Механика», №60(10), 10/2007 г.
3. Каталог "Агроимпорт" СП ООО - дилера ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) в Украине
4. Ракетоносцы «Тополей» - уникальных МБР XXI века. Журнал Минобороны Беларуси «Армия» № 5, 2007 г.
5. Тягачи апокалипсиса
6. «Многооска-ракетоноска». Газета "Автобизнес - Weekly" № 29 (478) от 21 июля 2005 г.
7. Дмитрий Синенко, «Богатыри четвертого поколения». «Народная газета» от 03.09.2008
8. О заводе МЗКТ
9. Пашнев М.А., "Тополь-М": история создания и перспективы
10. «Ярославский автодизель® Год основания 1916». PUSE, 1996 г.
11. Год рождения - 2005-й
12. «Тенденции развития специальных колесных шасси и тягачей военного назначения» изд. 21 НИИИ, 2007 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»