Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter (17 Kb) Су-12
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРРЕКТИРОВЩИК И РАЗВЕДЧИК
 
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В феврале 1937 года, Техническое управление рейхсминистерства авиации Германии выдало техническое задание на новый тактический разведчик-корректировщик. За реализацию задания взялись три фирмы — «Арадо» (Arado), «Фокке-Вульф» (Focke-Wulf) и чуть позже «Гамбургер Флугцойгбау» (Hamburger Flugzeugbau).

Проект «Арадо», получивший обозначение Ar.198, являл собой дальнейшее развитие той же самой традиционной концепции, ярким представителем которой был стоящий на вооружении Hs.126A. Ar.198 — одноместный высокоплан с хорошо механизированным крылом и неубирающимся шасси, за сильно застекленную нижнюю часть фюзеляжа прозванный «летающим аквариумом». Машина, предложенная фирмой «Гамбургер», позднее превратившейся в авиационный отдел «Шиффсверфт Блом унд Фосс» (Schiffswerft Blohm und Voss), Ha.141 (BV.141) наоборот, выглядела крайне экзотично. Это был одномоторный самолет асимметричной схемы: гондола экипажа выполнялась отдельно от фюзеляжа. Проект фирмы «Фокке-Вульф», созданный под общим руководством Курта Танка инженером Э. Козелом, представлял собой золотую середину между первыми двумя.

 BV.141 short range recon and army support aircraft (16 Kb)
BV.141
FW.189 имел планер двухбалочной схемы. Каждая мотогондола продолжалась назад, переходя в хвостовую балку. Эти балки соединялись за моторами крылом, а сзади — перемычкой горизонтального оперения. Сверху над крылом по оси самолета располагалась, почти сплошь остекленная, каплевидная гондола фюзеляжа, в которой располагался экипаж разведчика. В носу слева сидел летчик, правее и чуть сзади него находилось место наблюдателя, являвшегося одновременно штурманом, бомбардиром, радистом и стрелком. Третий член экипажа, бортмеханик (он же задний стрелок) лежал на специальном матрасе в суженной обтекаемой задней части кабины. Экипаж попадал в самолет через откидывающиеся вверх панели фонаря над местами пилота и наблюдателя и такую же панель у бортмеханика. Поскольку по заданию самолет должен был обладать значительным для машины такого назначения потолком (около 8000 м) то предусмотрели кислородную систему. В качестве мотоустановки конструкторы избрали новые для того времени 12-цилиндровые инвертные V-образные моторы воздушного охлаждения «Аргус» (Argus) As.410 взлетной мощностью по 430 л.с. с двухлопастными винтами фиксированного шага. Шасси FW.189 полностью убиралось. Оборонительное вооружение первоначально состояло из трех 7,92-мм пулеметов.

Первый опытный разведчик «Фокке-Вульф» изготовили летом 1938 года. В конце июля 1938 года на нем совершил первый полет сам К. Танк. Самолет произвел очень приятное впечатление: устойчив, маневрен, хорошо управляем. Танк назвал разведчик «Совой» (по-немецки Eule). FW.189 оказался абсолютным победителем конкурса, но заказ на серийное производство разведывательного (основного) варианта самолета командование люфтваффе выдало лишь в 1940 году. «Рама» выпускалась на бременском заводе «Фокке-Вульф», на чехословацких заводах «Аэро» (Aero) и «ЧКД-Прага» (CKD-Praha), во Франции, на заводе SNCASO в Бордо.

Focke-Wulf Fw.189 «Eule» short range recon and army support aircraft (33 Kb) 
Fw.189 «Eule»
На германо-советский фронт первые FW.189А начали поступать в ноябре 1941 года. Отзывы летного и наземного состава люфтваффе об этой машине были исключительно благожелательны. Надежность, простота пилотирования и технического обслуживания, маневренность являлись ее отличительными чертами. Весьма ценной особенностью самолета была его высокая устойчивость, одновременно сочетавшаяся с хорошей управляемостью. Являясь при своей высокой маневренности (обеспеченной малой нагрузкой на крыло) довольно трудной мишенью, самолет выдерживал большое число попаданий пуль и осколков снарядов. В конце 1942 года на модификации FW.189A-4 крыльевые пулеметы заменили пушками MG FF и поставили броню в нижней части фюзеляжа, под моторами и бензобаками.

Около полусотни «рам» Германия передала своим союзникам: словакам, венграм, болгарам и румынам. Румынские «рамы» не перекрашивались, а сохраняли немецкий камуфляж и бортовые коды. Один из этих самолетов, после того, как Румыния объявила войну Германии, был передан для изучения в НИИ ВВС. Вот некоторые выводы из отчета по испытаниям Fw.189А-2: «двухбалочная схема является одной из наиболее удачных для самолета типа "войсковой разведчик и корректировщик артиллерийского огня"; имеет отличный обзор, удобен для работы экипажа, прост в пилотировании, допускает полет на одном моторе; удобство подходов и замены агрегатов, их работа… делают самолет простым в эксплуатации и легко осваиваемым; достаточно полно оснащен всем необходимым оборудованием для полетов в сложных метеоусловиях».

Под большим впечатлением от испытаний Fw.189, ОКБ П.О. Сухого было дано задание на разработку аналогичного разведчика-корректировщика. В конце 1943 года был готов эскизный проект «нашей рамы» — самолета «РК» с двумя двигателями АШ-62. Проект во многом повторял Fw.189, а сама идея и компоновка полностью копировали немецкие. Но реалии войны похоронили многие опытные конструкции и проекты. «РК» не стал исключением. Уже после войны, маршал И.С. Конев вспоминал: «...те, кто видел её, не могли забыть, сколько неприятностей она (РС - "рама") доставила нам на войне. Я не раз наблюдал на разных фронтах действияэтих самолётов - они были и разведчиками, и корректировщиками артиллерийского огня - и, скажу откровенно, очень жалел, что на всём протяжении войны мы так и не завели у себя ничего подобного этой "раме". А как нам нужен был хороший, специальный самолёт для выполнения аналогичных задач!».

 Captured Romanian Focke-Wulf Fw.189 aircraft (12 Kb)
Трофейный Fw.189
Наработанный задел пригодился летом 1946 года, когда началось создание нового самолета. Всего за пять месяцев КБ спроектировало значительно переработанный «РК», получивший обозначение Су-12.

Новый разведчик-артиллерийский корректировщик был выполнен по той же схеме «рама» с двумя хвостовыми балками, на которых крепилось горизонтальное оперение. В передних частях этих балок первоначально предполагалось устанавливать двигатели воздушного охлаждения АШ-82Ф. Конструкция цельнометаллического моноплана была максимально приближена к условиям массового производства, для чего расчленялась технологическими разъемами на ряд отдельных агрегатов. В гондоле для экипажа размещались летчик, справа от него штурман, позади них — стрелок-радист, в хвостовой части — стрелок, обслуживающий заднюю стрелковую установку. Для быстрого покидания самолета люки и входные двери имели устройства аварийного сброса.

К концевым нервюрам центроплана пристыковывались консоли крыла с работающей обшивкой, по конструкции аналогичные самому центроплану. Крыло и центроплан снабжались щелевыми закрылками. Элероны с весовой и аэродинамической компенсацией представляли собой металлический каркас с полотняной обшивкой. Кили являлись продолжением хвостовых балок и изготавливались зацело с ними. Конструкция хвостовых балок типа «монокок». Концы балок соединяло хвостовое оперение. Шасси самолета — двухстоечное, с хвостовым колесом. Управление рулями направления тросовое, рулем высоты, элеронами и щитками — жесткое.

На самолете устанавливалось фотооборудование, обеспечивающее плановое и перспективное фотографирование с больших и малых высот, а также проведение фоторазведки ночью. Кроме задач корректировки артиллерийского огня, Су-12 мог выполнять задачи ближнего бомбардировщика — в его фюзеляжных балках в перегрузочном варианте подвешивалось 400 кг бомб различного калибра. Для обороны самолета от истребителей в носовой части кабины установили неподвижную 20-мм авиационную пушку Б-20Э с запасом 100 снарядов, в верхней части — из двух таких же пушек с прицельной станцией и турелью ВТЭ-2 с боезапасом по 200 снарядов, а также кормовую установку КГ-1 с гидравлическим управлением (боезапас 200 снарядов).

Первые заводские испытательные полеты начались в августе 1947 года. Несколько месяцев самолет испытывали летчики-испытетели Н. Фиксон, М. Галлай, С. Анохин и Г. Шиянов. Су-12 показал довольно высокие летные качества. С поршневыми двигателями АШ-82М по 2100 л.с. он развивал скорость у земли до 450 км/час, на высоте 6 тыс.м — до 550 км/час. Потолок достигал 11 км. Техническая дальность полета — 1140 км, а его продолжительность — 4 часа 18 мин против 3 часов, заданных техническим требованиями.

Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter (11 Kb) 
Су-12
В декабре 1947 года начались летные испытания Су-12 в НИИ ВВС (летчики-испытатели А. Кабанов, П. Стефановский, В. Жданов, М. Нухтиков, А. Кубышкин и Г. Тиняков). Самолет получил положительные отзывы: «Самолет устойчив, что делает его простым в полете и управлении… может летать на одном двигателе до высот 6000 м… рекомендуется к принятию на вооружение ВВС.» Еще до начала госиспытаний самолет получил менее мощные, но более надежные серийные двигатели АШ-82ФН с четырехлопатными винтами переменного шага АВ-9ФВ21К диаметром 3,6 м, 8-мм бронеспинки кресел были заменены 12-мм броней. Гнутое остекление заменили на плоское, а 12 фрагментов в нижней половине заменили на плоские 15-мм пуленепробиваемые стекла. Было усилено бронирование пола кабины. В ее задней части было установлено два 90-мм бронестекла. Таким образом, общую массу бронезащиты экипажа довели до 450 кг.

После испытаний было принято решение о серийной постройке Су-12, так как он вполне удовлетворял ТТТ, предъявляемым к самолетам такого назначения. Однако, быстрое совершенствование машин с ТРД и мощным бортовым вооружением показывало, что военные самолеты с поршневыми двигателями уже не перспективны (с этого времени ОКБ Сухого больше таких самолетов не строило). В 1948 году программа испытаний была закрыта, но Су-12 все же был показан широкой публике на авиационном празднике 1948 года в Тушино, где с него проводились воздушные съемки парада. Еще несколько лет Су-12 решал различные военные и гражданские задачи, в том числе проводя аэрофотосъемку удаленных областей CCCP.

 Характеристики Су-12
Длина самолета, м 13,053
Высота, м 4,26
Размах крыльев, м 21,578
Площадь крыла, м2 52,44
Масса пустого самолета, кг 6970
Масса нормальная взлетная, кг 8839
Максимальный взлетный вес, кг 9610
Тип двигателя АШ-82ФН
Мощность двигателя, л.с. 2 х 1850
Максимальная скорость, км/ч 531
Крейсерская скорость, км/ч 505
Посадочная скорость, км/ч 125
Практический потолок, м 11000
Практическая дальность, км 1140
Продолжительность полета 4 ч 18 м
Разбег, м 220
Пробег, м n/a
Экипаж, чел 4
Пушки (боекомплект, снарядов) 4 х Б-20Э (700)
Бомбовая нагрузка, кг до 400
 n/a — нет данных
[an error occurred while processing this directive]


Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter (17 Kb) 17 Кб Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12 («РК»).
Фото: 1
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter (8 Kb) 8 Кб Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12 («РК»).
Фото: 2
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter (29 Kb) 29 Кб Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12 («РК»).
Фото: 1
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter (11 Kb) 11 Кб Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12 («РК»).
Фото: 1
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter (41 Kb) 41 Кб Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12 («РК»).
Рисунок: HobbyShop.Ru. Су-12 советский самолет-разведчик. (Производитель MSV Moldova. Раздел МОДЕЛИ)
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter scheme (91 Kb) 91 Кб Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12 («РК»).
Чертеж: 3
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter scheme (102 Kb) 102 Кб Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12 («РК»).
Чертеж: 3

Источники:
1. Russian Aviation Museum
2. BAC. СУ-12
3. Su-12
4. «Легендарная "Рама" — FW.189 Eule». Владимир КОТЕЛЬНИКОВ, Дмитрий ХАЗАНОВ. «Мир Авиации» №1 1994 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»