ZiL-135B (8x8) amphibian (104 Kb) ЗиЛ-135
ОПЫТНЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТРАНСПОРТЁР
 
ZiL-135 amphibian prototype
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В конце 50-х годов Вооруженные Силы пожелали установить ряд разрабатывавшихся в то время мобильных систем тяжелого оружия на колёсном шасси. Для решения этой задачи потребовалось создать несколько новых образцов автомобильной техники, обладавших повышенными возможностями, так как существовавшие тогда автомобили не годились для монтажа на их базе тяжелых элементов этих комплексов вооружений (пусковых установок, больших аппаратных модулей и т.п.). Технические данные создававшихся автомашин являлись функцией массово-габаритных характеристик того оборудования, которое предполагалось установить на их шасси.

Начальник и главный конструктор Специального конструкторского бюро (СКБ) московского автозавода им. Лихачева В.А. Грачёв после относительной неудачи с ЗиЛ-134 предложил проект вездехода 8×8 с новой для того времени схемой трансмиссии: два двигателя, каждый через свою ГМП, приводят колёса своего борта, что позволяет обойтись без сложных и дорогих дифференциалов, раздаточных коробок и дополнительных редукторов. Такая схема позволяла сохранять подвижность при отказе одного двигателя, а также обеспечивала наивысшее тяговые усилия во время движения по бездорожью.

Ведущие мосты были размещены неравномерно — были сближены вторая и третья ось автомобиля, а две крайние выполнены управляемыми, колёса которых поворачивались в противоположные стороны, что существенно улучшало управляемость и проходимость автомобиля, так как в повороте задние колёса шли по колее передних. Размещение неуправляемых осей вблизи центра масс автомобиля уменьшало затраты мощности на преодоление сопротивления при повороте; улучшается профильная проходимость — машина может преодолевать такие препятствия, как канавы и окопы. На твёрдых грунтах было возможно продолжать движение без двух любых колёс.

В октябре 1958 года по этой схеме был построен плавающий четырёхосный транспортёр ЗиЛ-135 с герметичным обтекаемым цельнометаллическим водоизмещающим корпусом со встроенной рамой и двумя надёжными серийными карбюраторными 6-цилиндровыми верхнеклапанными двигателями ЗиЛ-123Ф (по другим данным — ЗиЛ-123В) мощностью по 120 л.с., в то время как экспериментальные "Э121А" (123 л.с.) и "Э120ВК" (118 л.с.) работали неудовлетворительно.

Система регулировки давления в шинах, опробованная на предыдущих машинах СКБ и доказавшая свою эффективность (на вязком грунте она позволяла улучшить опорно-сцепную проходимость), была установлена и на ЗиЛ-135. Использование мягких шин сверхнизкого давления, а также стремление уменьшить массу машины (9700 кг) при разумном ограничении ее максимальной скорости (50 км/ч) позволили вообще отказаться от упругой подвески колёс, хотя на некоторых режимах движения это приводило к сильным ударам и ускорениям (резонансное «галопирование» на скоростях 8…15 км/ч и 40…45 км/ч). Движение на плаву обеспечивалось с помощью двух водомётов.

ЗиЛ-135, прежде всего, создавался как составляющая пусковой установки 2П21 ТРК 2К6 «Луна». В мае 1959 года были проведены ходовые испытания. В связи с превышением расчетной грузоподъёмности автомобиля за счёт установки артиллерийской части, его водоходные качества были утрачены, а максимальная скорость не превышала 40 км/ч.

В октябре-декабре 1959 года с учетом замечаний, выявленных в ходе испытаний ЗиЛ-135, для государственных испытаний было построено три бортовых амфибии ЗиЛ-135Б (внешне эти машины от первого образца можно отличить по форме вентиляционных решёток на боковинах моторного отсека — у ЗиЛ-135 прорези решёток расположены вертикально, образуя квадрат, а у ЗиЛ-135Б — круг, затянутый сеткой).

Однако, дальнейшие работы над плавающими автомобилями в рамках этого семейства пришлось приостановить из-за изменения военными технических требований к специальным колёсным шасси — для перспективных ТРК в начале 1960-х на базе конструкторских решений, найденных в ходе реализации проекта ЗиЛ-135/135Б были созданы неплавающие СКШ ЗиЛ-135К и ЗиЛ-135Л, а к амфибиям в СКБ вернулись только в 1965 году — создав уникальную машину ЗиЛ-135П.


[an error occurred while processing this directive]


2P21 transporter erector launcher on ZiL-135 amphibian chassis (51 Kb) 51 Кб ПУ 2П21 ОТРК 2К6 «Луна» на базе плавающего шасси ЗиЛ-135.
Фото: Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г., military.tomsk.ru
2P21 transporter erector launcher on ZiL-135 amphibian chassis (68 Kb) 68 Кб ПУ 2П21 ОТРК 2К6 «Луна» на базе плавающего шасси ЗиЛ-135.
Фото: 5
ZiL-135B (8x8) amphibian (104 Kb) 104 Кб Плавающий транспортер ЗиЛ-135Б (8х8).
Фото: autowp.ru, Персоны века
ZiL-135 truck transmition scheme (37 Kb) 37 Кб Кинематическая схема трансмиссии автомобилей семейства ЗиЛ-135.
Схема: Russian Trucks - Zil, Ural - Millitary Vehicles. Russian Trucks UK
Scheme of middle wheels fastening (60 Kb) 60 Кб Схема крепления центральных колёс к раме автомобилей ЗиЛ-135.
Схема: 6

Источники:
1. Военные автомобили СССР
2. BAZ-135
3. Bm-22 Urugan wheeled self-propelled multi-barrel rocket launcher
4. FROG-7A (3R-11, 9K21, 9M21, R-65), FROG-7B (9K52, 9M52, R-70), Luna-M
5. А.Б. Широкорад «Отечественные минометы и реактивная артиллерия». 2000 г.
6. "Колесо против Бездорожья". Журнал "Моделист-конструктор" №9 1992 г.
7. "Тайны забытых побед. Запредельный конструктор", www.1tv.ru
8. "Автоперевозчик" и "СпецТехника" - журнал для профессионалов
9. Журнал "АВТОТРАК", №7-8 2003 г., №6 2004 г.
10. А. Говоруха. Машины, которых мы не знали. Журнал "Коммерческие Автомобили" №6 2006 г.
11. Валерий Васильев. К 40-летию Брянского автомобильного завода. Журнал «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра», январь 1998 г.
12. Кочнев Е.Д. Секретные автомобили Советской Армии. М.: Яуза, Эксмо, 2011
13. В. Павлов. Брянские стрельцы. Журнал «Основные Средства», №2 1999 г.
14. denisovets.ru
15. Е.И. Прочко, Р.Г. Данилов. Автомобили для бездорожья: шасси для крылатых ракет. Журнал «Техника и вооружение» №2 2010 г.
16. Р.Г. Данилов. Автомобили для бездорожья: мореходная амфибия ЗиЛ-135П. Журнал «Техника и вооружение» №5 2010 г.
17. БАЗ — 50 лет. Этапы большого пути. Под общей ред. B.C. Ячменева. – М.: «Типография «Новости», 2008 г.
18. Максим Шелепенков, Неудачный экземпляр удачного автомобиля. Журнал «Грузовик Пресс» №3 2010 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»