Первой самостоятельной разработкой СКБ БАЗа стало СКШ БАЗ-930 грузоподъёмностью 10 т, предназначенное для монтажа на нём агрегатов ТРК типа «Луна». Прототипом этой машины послужил переданный в Брянск с ЗиЛа один из образцов опытного вездехода ЗиЛ-134. Проектирование «изделия 930» началось в июне 1960 года, когда главным конструктором завода был назначен Р.А. Розов. Темпы работ были очень высокими. Единственный экземпляр шасси был изготовлен к началу июля 1961 года.
Сразу по окончании сборки автомобиль БАЗ-930 был отправлен в 21 НИИИ (образован в 1959 году), откуда 14 июля 1961 года его перегнали в Москву для показа заместителю министра обороны СССР, Главнокомандующему сухопутными войсками маршалу В.И. Чуйкову. Вот что вспоминает об этом событии военный водитель-испытатель М.А. Хохлов: «Не раз подводила нас недоработанная техника. Однажды меня послали в Министерство обороны на показ нового четырехосного автомобиля БАЗ-930. Пока ехали из Бронниц до Москвы, оторвались два колеса. Доехали без них. А на месте показа приваривали кронштейны крепления этих колес…» Цель показа, в котором кроме БАЗ-930 примали участие автомобили ЗиЛ-135Е, ЗиЛ-135Л, ЗиЛ-135К и бронницкий И-210, состояла в том, чтобы определить, какой из автомобилей совместно с ЗиЛ-135К надлежало серийно выпускать на Брянском автомобильном заводе: московский ЗиЛ-135Л, БАЗ-930 или седельный тягач И-210 с активным полуприцепом. По результатам общего осмотра опытных автомобилей было решено завершить их доводку и провести заводские, а затем сравнительные военные испытания. Сравнительные испытания состоялись 19 октября 1961 года на полигоне 21 НИИИ. По сравнению с ЗиЛ-135Л, главным конкурентом и победителем испытаний, БАЗ-930 был тяжелее (по снаряженной массе — на 1160 кг) и обладал менее высокими параметрами проходимости. В ходе испытаний на нём вновь обнаружилось множество недоработок и дефектов, а самым ненадежным агрегатом оказалась откровенно сырая и ненадежная коробка передач НАМИ. Тем не менее, специально для БАЗ-930 в ОКБ завода «Баррикады» под руководством главного конструктора Г.И. Сергеева была разработана пусковая установка Бр-231Б комплекса «Луна-М» (постановление №247-104 СМ СССР о создании комплекса вышло 16 марта 1961 года). В следующий раз БАЗ-930 принял участие в сравнительных испытаниях летом 1963 года. Теперь его конкурентом выступал ЗиЛ-135ЛМ с механическими коробками передач и новый бронницкий четырехосный И-21-15. По проходимости ЗиЛ-135ЛМ показал себя значительно лучше, чем брянский внедорожник: сказалось отсутствие блокировки дифференциалов в мостах БАЗ-930. По надежности ЗиЛ-135ЛМ превосходил БАЗ-930 (во многом из-за поломок гидромеханической коробки передач ГМК-НАМИ-020) и И-21-15 (ненадежно работал новый дизельный двигатель Н.Р. Брилинга). В то же время на ЗиЛ-135ЛМ и БАЗ-930 отмечались поломки шарниров типа «Рцеппа». 12 октября 1963 года состоялся техсовет ГКОТ по результатам испытаний ЗиЛ-135ЛМ и БАЗ-930. После жарких споров к производству в Брянске был рекомендован ЗиЛ-135ЛМ. Конструкция БАЗ-930 оказалась не слишком удачной, но благодаря этой работе на БАЗе впервые в стране удалось наладить массовый выпуск сложных шариковых карданных шарниров типа «Рцеппа», применявшихся в приводе управляемых колёс. В 1964 году, наряду с постройкой экспериментальных шасси по теме «135МБ», был изготовлен один образец шасси БАЗ-930М (заводское обозначение «изделие 930М», в некоторых источниках упоминается под названием БАЗ-932, но официально этот индекс не присваивался). Оно отличалось применением усиленной рамы и независимой гидропневматической подвеской колёс. [an error occurred while processing this directive] |
фотографии и схемы |
Источники: |