колесные и колесно-гусеничные бронемашины |
В военной академии бронетанковых и механизированных войск в период 1954—1957 гг. под руководством Г.В. Зимелева сотрудниками одной из кафедр и НИО академии (Г.В. Аржанухин, А.П. Степанов, А.И. Мамлеев и др.) начали эскизную проработку колесного (8x8) плавающего бронетранспортера с кормовым расположением моторной установки, Н-образной механической трансмиссией и независимой подвеской всех колес. В конце 1958 года согласно Постановлению Совета Министров СССР эта работа была продолжена уже совместно с СКБ Кутаисского автозавода Совнархоза Грузинской ССР, которым последовательно руководили М.А. Рыжик, Д.Л. Картвелишвили и С.М. Батиашвили. Особенностями конструктивной схемы этого экспериментального образца плавающего бронетранспортера, получившего индекс «Объект 1015», было: несущий, полностью закрытый, водоизмещающий корпус противопульного бронирования с ФВУ, кормовое расположение карбюраторного двигателя ЗиЛ-375 (V-8, мощность 132,5 кВт), механическая трансмиссия с Н-образной бортовой раздачей мощности через пятиступенчатую коробку передач и раздаточную коробку с симметричным принудительно блокируемым дифференциалом, бортовыми и колесными редукторами, тормозными механизмами, расположенными внутри корпуса на бортовых редукторах, независимая подвеска всех колес. Управляемые колеса двух передних мостов с колесными редукторами устанавливались на поперечных рычагах, а колеса двух задних мостов имели внутри ободов колес гитарные редукторы с качанием их в продольной плоскости. Упругими элементами подвески двух передних мостов были спиральные пружины с расположенными внутри их амортизаторами, а упругие элементы колес двух задних мостов были выполнены в виде комбинации коротких торсионов со спиральными пружинами, расположенными внутри корпуса. Давление в шинах могло изменяться от 0,5 до 2,0 кГс/см² с помощью специальной системы регулирования. Бортовая раздача мощности с расположением сидений десанта вдоль бортов корпуса над бортовыми редукторами позволила резко уменьшить габаритную высоту корпуса бронетранспортера при дорожном просвете 400…450 мм и вместе с тем обеспечивала размещение, кроме механика-водителя, еще 20 человек десанта. В кормовой части корпуса по бортам размещались два водометных движителя с рабочими колесами от водометов ПТ-76. Привод на водометные движители был выполнен независимым от вторичного вала коробки передач, что позволяло включать при необходимости любую передачу в коробке, не изменяя передаточное отношение на водометы. Последние имели эжекционные системы водоотлива для удаления воды из различных мест корпуса за счет разрежения в трубах водометов. Кроме того, в корпусе устанавливались центробежные насосы с электроприводом от аккумуляторных батарей для откачки воды при остановке двигателя. Удачная конструкция водометных движителей позволила получить тягу на швартовах 11,6…11,8 кН при частоте рабочих колес на 400…500 об/мин меньше, чем у танка ПТ-76. При этом удельная тяга на швартовах, отнесенная к суммарной площади рабочих колес водометов, составляла 65,43 кН/м², а удельная энергетическая нагруженность водометов машины, приведенная также к суммарной площади рабочих колес, достигала 730 кВт/м². Особенностью конструкции водометных движителей было использование трубчатых стальных водоводов переменного сечения, жестко связанных сваркой с днищем и кормовым листом корпуса. Это придавало необходимую жесткость кормовой части корпуса и обеспечивало надежную герметизацию водоводов в местах соединения с корпусом без всяких уплотнений. Второй особенностью водометных движителей было то, что корпус насосного устройства вместе с рабочим колесом при сборке вставлялся через выходное окно водомета в трубу водовода, соединялся с шлицованным валом привода и фиксировался в водоводе с помощью трех болтов через резиновые буферы. Машина оснащалась лебедкой с тяговым усилием на тросе 4,5 тс. Полученные при заводских испытаниях данные позволили внести существенные коррективы в конструкцию опытных экземпляров бронетранспортера. Упругими элементами колес всех мостов стали газогидравлические рессоры, в которых использовались газ (азот) и масло (АМГ-10), что позволило обеспечить высокую плавность хода в сочетании с большой энергоемкостью рессор, исключающей практически пробои в верхние ограничители хода колес. Кроме того, газогидравлические рессоры позволили ввести систему регулирования дорожного просвета, которая повышала проходимость машины и улучшала ее водоходные качества. Были улучшены формы и размеры броневого корпуса, повысившие его бронестойкость и технологичность за счет применения гнутых листов, существенно уменьшавших длину сварных швов. Нижняя носовая часть корпуса была выполнена ложкообразной формы, что способствовало уменьшению сопротивления воды. Кроме того, такая форма носовых обводов несколько улучшала бронестойкость носовой части броневого корпуса при определенных углах обстрела. Многие листы верхнего пояса корпуса имели большие углы наклона для повышения бронестойкости. Были скорректированы размеры и места расположения люков крыши относительно небольшой вращающейся башни с 7,62-мм пулеметом, которую в дальнейшем предполагалось заменить на другую башню с иными видами оружия. Крышки четырех больших десантных люков, расположенных на крыше корпуса, могли при необходимости отбрасываться на верхние бортовые листы, и тем самым существенно повышалась бронестойкость большей части верхней бортовой зоны корпуса. Кроме того, в определенных боевых условиях крышки верхних люков могли устанавливаться и фиксироваться в вертикальных положениях, что позволяло некоторым членам десанта вести огонь из автоматов стоя через люки крышек. Два опытных образца бронетранспортера с индексом «Объект 1015-Б» в 1960 году прошли заводские и полигонные испытания, которые позволили определить необходимые конструктивные изменения для повышения надежности и работоспособности машины. В процессе испытаний «Объект 1015-Б» показал высокую проходимость, управляемость и плавность хода при движении по местности в равнинных и горных условиях. Максимальная скорость по шоссе составляла 90 км/ч, средняя скорость по местности — 47…50 км/ч. Были зафиксированы также высокие водоходные свойства — скорость движения по воде была 10,6 км/ч (число Фруда по водоизмещению 0,625) и сочеталась с хорошей маневренностью. Эксплуатационная устойчивость на курсе обеспечивалась поворотом управляемых колес двух передних мостов, а для совершения поворотов с малыми радиусами циркуляции (5…7 м) в дополнении к повороту управляемых колес один из водометов переводился закрытием выходной заслонки в режим заднего хода, причем выброс воды производился через щелевое отверстие днища корпуса, а не через бортовые отверстия, как у многих других машин. Это позволило сохранить бронестойкость нижних бортовых листов корпуса. Разработка новых советских многоколесных плавающих БТР, разрабатывавшихся для мотострелковых частей началась в 1957-1958 гг. и велась фактически на конкурсной основе в обстановке творческого энтузиазма. К началу 60-х годов, кроме кутаисских «Объект 1015Б» и «Объект 1020Б», были построены восьмиколесные образцы горьковского ГАЗ-49 (БТР-60П), рубцовского колесно-гусеничного объекта «Объект 19», мытищенского «Объект 560», шестиколесный ЗиЛ-153. В конечном счете, победило горьковское ОКБ — их БТР был более подвижным, надежным, удобным и главное — хорошо технологически отработанным и сравнительно недорогим. К тому же у них «за спиной» стоял гигантский, хорошо оснащенный завод с весьма квалифицированными кадрами, способными еще со времен войны сделать все, что потребуется — быстро и хорошо. С конца 1961 года новый основной плавающий БТР-60П стал в нарастающих количествах поставляться в мотострелковые подразделения, бронетанковые войска и части морской пехоты Советской Армии. |
модификации |
На базе опытного бронетранспортера «Объект 1015Б» было создано плавающее колесное шасси «Объект 1040». На нем, на протяжении нескольких лет, начиная с 1961 года планировалось монтировать ПУ ЗРК 9К33 «Оса». По проекту «Объект 1040» имел грузоподъемность 3,5 т и для размещения на нем средств комплекса массой как минимум 4,3 т было принято решение об исключении пулемётного вооружения и переходе на применение легкого дизеля мощностью 180 л.с. вместо использовавшегося на прототипе аналогичного двигателя в 220 л.с. Все же разработчикам ЗРК пришлось отказаться от использования предельно перегруженного шасси «Объект 1040», не обеспечивающего заданных показателей скорости и запаса хода боевой машины, в пользу шасси «937» Брянского завода. [an error occurred while processing this directive] |
фотографии и схемы |
Источники: |
колесные и колесно-гусеничные бронемашины |