PT-76B light amphibious tank (15 Kb) ПТ-76
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК
 
PT-76 light amphibious tank
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Легкий плавающий танк ПТ-76 («Объект 740») создан в 1949-51 годах КБ под руководством Ж.Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. Ведущий конструктор - Н.Ф. Шашмурин. Принят на вооружение разведывательных подразделений Советской Армии приказом Министра Обороны СССР от 16 августа 1952 года, в следующем году началось его серийное производство на Сталинградском тракторном заводе.

В отличие от отечественных довоенных плавающих танков он был спроектирован по классической схеме общей компоновки. В носовой части корпуса размещено отделение управления. Рабочее место механика-водителя с сиденьем, установленным на продольной оси машины, оснащено органами управления движением (педали и рычаги), приборами наблюдения, КИП, курсоуказателем и средствами связи (аппарат танкового переговорного устройства). Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым листом. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, два углекислотных баллона и автомат системы ППО, часть ЗИП и другое оборудование.

 PT-76 light amphibious tank (21 Kb)
ПТ-76
В башне и подбашенном пространстве корпуса расположено боевое отделение. В нем размещены 76,2-мм нарезная пушка Д-56Т, спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка (слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), автомат Калашникова, часть боекомплекта, танковая радиостанция Р-113, аппараты ТПУ, водооткачивающий (ручной) насос, ручные огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое оборудование.

МТО расположено в кормовой части корпуса и изолировано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с системами, трансмиссия, водометы, два топливных бака, водооткачивающие насосы и другое оборудование.

Боекомплект 40 унитарных выстрелов, из которых 24 ОФС, 4 БТС, 4 с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядами и 8 БКС. Боеприпасы размещены: в стеллажной укладке на 24 выстрела на вращающемся полу боевого отделения, 14-местной укладке в боевом отделении, соединяющей своими основаниями вращающийся пол с верхним погоном башни, и в хомутиковой укладке на 2 выстрела на правом борту башни танка.

Наибольшая прицельная дальность стрельбы с прицелом - 4000 м, с боковым уровнем 12000 м. Бронебойный снаряд на дальности 2000 м пробивал наклоненную под углом 60 градусов от вертикали броню толщиной 60 мм. Техническая скорострельность до 7 выстрелов в минуту. Приводы наведения ручные и электрические. Масса качающейся части пушки без бронировки 1150 кг.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с наибольшей прицельной дальностью стрельбы 2000 м. Его практическая скорострельность 200-250 выстр./мин. Питание ленточное, в каждой ленте по 250 патронов. Общий боекомплект 1000 патронов, 4 коробки с лентами размещены в башне.

Стрельбу из танка ведет командир. У заряжающего имеется один перископический прибор МК-4. Для удобства работы заряжающего пол боевого отделения сделан вращающимся. Стабилизатор вооружения на ПТ-76 отсутствует.

В боевом отделении на левом борту корпуса закреплен чехол, в котором размещается автомат АК-47 калибра 7,62 мм. К нему имеется 300 патронов. Кроме того, в комплектацию танка входит 15 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 20 патронов к нему.

Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов толщиной 10-15 мм. Сварная башня изготовлена в виде усеченного конуса, а форма герметичного корпуса обеспечивает минимальное сопротивление при движении танка на плаву. Слева от сиденья механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу.

Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе с пушкой. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре установлена вращающаяся командирская башенка. Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления.

Для измерения мощностей доз гамма-излучения внутри и снаружи танка используется рентгенометр ДП-3Б, состоящий из измерительного пульта и выносного блока, размещенных в отделении управления на левом борту корпуса. Для постановки дымовых завес танк оснащен термокондиционной дымовой аппаратурой. В танке применяется специальная противопожарная автоматическая углекислотная установка, состоящая из двух углекйслотных баллонов, автомата ППО, четырех термозамыкателей, диффузоров или штуцеров и трубопроводов. Она обеспечивает тушение пожара в МТО. Кроме автоматической углекислотной установки, в танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушителя, установленных в нише корпуса передней части боевого отделения. Ручные огнетушители предназначены для тушения пожара в отделении управления, боевом отделении и снаружи танка, а в случае необходимости применяются одновременно с автоматической установкой при пожаре в МТО.

На танке используется четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель.

Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с постоянным зацеплением шестерен (практически заимствованной у танка Т-34-85), бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Приводы управления движением машины механические.

Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, так же как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными. Гусеницы с ОМШ.

PT-76B light amphibious tank (18 Kb) 
Корма ПТ-76Б
Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометами. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытых решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад - через два окна, находящихся на бортах танка в кормовой части. Кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам. Танк оснащен гирополукомпасом, водооткачивающими помпами и волноотражательным щитком, расположенным в передней верхней части корпуса.

Размещение механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобовым листом, и сиденье, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспечивают ему благоприятные условия вождения машины как с открытым, так и с закрытым люком. Для наблюдения за дорогой он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 (при движении на плаву) и бинокулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б.

ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Пакистанском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965-1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией.



PT-76B light amphibious tank (15 Kb) 
Танк ПТ-76Б
ПТ-76Б («Объект 740Б») являлся модернизированным вариантом танка ПТ-76. Он был создан в КБ серийного завода под руководством гл. конструктора И.В. Гавалова. Принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10 января 1958 года. Танк находился в серийном производстве с 1959 по 1963 год.
 
Он отличался от танка ПТ-76 установкой 76,2-мм нарезной пушки Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором вооружения «Заря», эжектором и измененным дульным тормозом, а также наличием системы ПАЗ и увеличенным водоизмещением корпуса. В состав боекомплекта пушки входил бронебойно-подкалиберный снаряд, пробивавший броню толщиной 75 мм под углом 60 градусов на дальности 2000 м. Благодаря установке дополнительного наружного топливного бака был увеличен запас хода танка как на суше, так и на плаву.

Двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П («Заря»), обеспечивает точность стабилизации по вертикали 1 т.д. и скорости наведения от 0,05 до 6 градусов в секунду, а по горизонтали - 1,5 т.д. и скорости от 0,1 до 20 градусов в секунду. Углы стабилизированного наведения составляют по вертикали от -4 до +30, по горизонтали - 360 градусов. Стабилизатор с зависимой линией прицеливания, электрогидравлическим приводом для пушки и электрическим приводом для башни, с гироскопическими задающими устройствами.

На машинах выпуска после 1960 г. двигатели снабжены обогреваемым картером.

PT-76M light amphibious tank (17 Kb) 
«Объект 907»
ПТ-76М, известный также как «Объект 740М» (по другим данным - «Объект 907»), был разработан в Волгограде на базе танка ПТ-76 КБ под руководством И.В. Гавалова в 1959 году.
 
Он отличался формой и увеличенным водоизмещением корпуса, а также установкой дизельного двигателя В-6М мощностью 221 кВт (300 л.с.). Емкость топливных баков была увеличена до 500 л. Танк, изготовленный в единственном экземпляре, не выдержал испытаний по причине неудовлетворительной динамической остойчивости на плаву.

Chinese Type 63 light amphibious tank (24 Kb) 
Китайский Тип 63
Тип 63. В конце 50-х годов в Китай из Советского Союза было поставлено несколько партий легких плавающих танков ПТ-76. На базе танка ПТ-76 был разработан свой вариант, получивший название Тип 60. В ходе последующих работ по совершенствованию этого танка была создана модификация, получившая название Тип 63.
 
Корпус танка сварной из стальных броневых листов. Разделен на 3 отделения — боевое отделение в середине, МТО в корме и отделение управления впереди. Место механика-водителя смещено к левому борту. Для наблюдения за дорогой он использует три призменных прибора, один из которых может заменяться на водительский ПИВ. Остальные члены экипажа размещены в башне: командир танка и наводчик слева, а заряжающий справа от пушки. Характерной особенностью башни является куполообразный вентилятор, расположенный на крыше за люком командира танка.

Основным вооружением танка является 85-мм нарезная пушка. Из нее можно вести огонь бронебойными, бронебойно-фугасными, кумулятивными, осколочно-фугасными и дымовыми боеприпасами. Общий боекомплект пушки 47 выстрелов. С пушкой спарен установленный справа от нее 7,62-мм пулемет с боекомплектом 1000 патронов. Приборы прицеливания и наблюдения оптические. Приборы наведения башни ручные и электрические, подъемный механизм пушки механический. Углы наведения в вертикальной плоскости составляют от -5 до +18 градусов. На части машин устанавливался лазерный дальномер китайского производства, подобный тому, что использовался на основном танке Тип 59 (см. Т-54).

На шкворне основания люка заряжающего размещен 12,7-мм зенитный пулемет с боекомплектом 500 патронов.

Танк имеет противопульное бронирование, характерное для полностью амфибийных, т.е. плавающих за счет собственного водоизмещения без каких бы то ни было дополнительных средств, машин. Толщина броневых деталей корпуса составляет от 10 (борта, крыша, корма, днище) до 14 (нижняя лобовая деталь) миллиметров. Верхняя лобовая деталь, имеющая толщину 11 мм и угол наклона 80 градусов к вертикали, дополнительно защищается волноотражательным щитком, укладываемым на нее при движении по суше.

Башня сварная из литых и катаных броневых деталей. В танке используется система ППО, аналогичная ППО танка ПТ-76.

В МТО установлен 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения мощностью 294 кВт (400 л.с.). Механическая трансмиссия обеспечивает 5 передач переднего и 1 заднего хода. В трансмиссии предусмотрен отбор мощности на реактивные водометные движители.

Ходовая часть шестикатковая, опорные катки подобны каткам танка ПТ-76, подвеска индивидуальная торсионная. Компоновка ходовой части традиционная, с задними ведущими и передними направляющими колесами. Танк воевал в период боев с Вьетнамом.

Другие модификации. На базе шасси плавающего танка или с использованием его узлов и агрегатов были созданы плавающий бронетранспортер БТР-50П и его модификации, гусеничный самоходный паром ГСП, подводный разведчик РПС-75, машина технической помощи МТП, ракетный комплекс «Марс». В 1961 году на вооружение был принят ракетный комплекс 2К6 «Луна», созданный на базе шасси танка ПТ-76Б.

 Характеристики ПТ-76 ПТ-76Б ПТ-76М Тип 63
Боевая масса, т 14,0 14,2 14,7 18,7
Экипаж, чел 3 4
Длина с пушкой, мм 7625 7634 N/A
Ширина, мм 3140 N/A
Высота, мм 2195 2325 2255 2520
Клиренс, мм 370 N/A
Пушка 76,2-мм Д-56Т 76,2-мм Д-56ТС 85-мм нарезная
Боекомплект, выстр 40 47
Типы боеприпасов ОФС, БТС, БКС БР, БПС, БКС, ОФС БР, БФС, ДС, БКС, ОФС
Пулеметы 7,62-мм СГМТ 12,7-мм; 7,62-мм
Броневая защита (лоб корпуса/борт/корма/лоб башни/крыша), мм 13/10/6/15/10 N/A
Двигатель (тип) В-6 (Д, V6) В-6М (Д, V6) N/A (Д, V12)
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 240 (176) 300 (221) 400 (294)
Максимальная скорость, км/ч 44 45 64
Скорость на плаву, км/ч 10,2 11,2 N/A
Запас хода по шоссе, км 250 370 400 370
 N/A - нет данных
[an error occurred while processing this directive]


PT-76 light amphibious tank (21 Kb) 21 Кб Легкий плавающий танк ПТ-76.
Фото: 2
PT-76B light amphibious tank (15 Kb) 15 Кб Легкий плавающий танк ПТ-76Б в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 2
PT-76B light amphibious tank (18 Kb) 18 Кб Легкий плавающий танк ПТ-76Б.
Фото: 2
PT-76B light amphibious tank (108 Kb!) 108 Кб! Плавающий танк ПТ-76Б в экспозиции Киевского музея Великой отечественной войны. Июнь 2002 г.
Фото: Личный архив А. Белухи
PT-76B light amphibious tank scheme (7 Kb) 7 Кб Схема танка ПТ-76Б.
Схема: 2
PT-76M light amphibious tank (17 Kb) 17 Кб Опытный легкий плавающий танк ПТ-76М в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 2
Chinese Type 63 light amphibious tank (24 Kb) 24 Кб Китайский легкий плавающий танк Тип 63 - модернизированная копия ПТ-76.
Фото: ?

Источники:
1. «Современная бронетанковая техника». Минск, изд. «Элайда», 1998 г.
2. БРОНЯ. Обзор отечественной бронетанковой техники






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»