BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis (199 Kb) БАЗ-5937
ПЛАВАЮЩЕЕ КОЛЕСНОЕ ШАССИ
 
BAZ-5937 special floating wheeled chassis
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 27 октября 1960 года началась разработка войскового ЗРК 9К33 «Оса» (раннее название — «Эллипсоид»). Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания.

Достигнутые в нашей стране в конце пятидесятых годов блестящие успехи в области создания (в основном — под руководством В.А. Грачева) колёсных вездеходов определили выбор в качестве прототипа шасси для ЗРК «Оса» одного из образцов плавающих бронетранспортёров, разрабатывавшихся для мотострелковых частей несколькими СКБ на конкурсной основе в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов.

Уже в январе 1961 года СКБ завода ЗиЛ отказалось от дальнейшего участия в работах по ЗРК «Оса», так как грузоподъёмность разрабатываемого им шасси ЗиЛ-153 — 1,8 т была явно недостаточной для размещении ПУ с ракетами и систем комплекса. По той же причине не подошёл победитель конкурса бронетранспортеров — БТР-60П Горьковского автозавода.

На протяжении нескольких последующих лет работы велись применительно к колёсному шасси «Объект 1040», создаваемого на базе опытного БТР «Объект 1015», разработанного конструкторами Кутаисского автомобильного завода (КАЗ) Совнархоза Грузинской ССР в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых войск.

Так как по проекту БТР Кутаисского завода имел грузоподъёмность всего 3,5 т, для размещения на нём средств комплекса массой как минимум 4,3 т было принято решение об исключении пулемётного вооружения и переходе на применение легкого дизеля мощностью 180 л.с. вместо использовавшегося на прототипе аналогичного двигателя в 220 л.с. Рассматривалось также и колёсное шасси Мытищинского завода «Объект 560» (ММЗ-560), но его применение было сопряжено с неприемлемым увеличением массы комплекса до 19 т.

В 1966 году к созданию плавающего шасси с колесной формулой 6х6 для ЗРК 9К33 «Оса» подключился коллектив Брянского автозавода под руководством главного конструктора Р.А. Розова (вскоре его заменил И.Л. Юрин).

Первое шасси БАЗ-5937 (ведущие конструкторы — Лазарев В.В., Гринченко И.В. и Авершин В.Т.) было собрано в декабре 1970 года, а в следующем году комплекс «Оса» был принят на вооружение и началось серийное производство шасси. Выпуск комплекса и шасси БАЗ-5937 и БАЗ-5939 продолжался до 1989 года (шасси БАЗ-5938 было выпущено в небольшом количестве). «Осу» поставляли в 25 стран мира, а в Вооруженных Силах России её эксплуатируют по сей день.

Все машины получили водонепроницаемый стальной корпус, в носовой части которого расположена кабина управления, в средней — грузовой отсек, а в кормовой — моторное отделение. Необходимая скорость на плаву поддерживается двумя водомётными движителями. Практически равномерное расположение осей по длине машины повысило геометрическую проходимость и дало оптимальное распределение массы по колёсам. Колёса крайних осей — управляемые, что уменьшило радиус поворота и снизило сопротивление движению в нём.

Двигатель — 6-цилиндровый 300-сильный дизель 5Д20Б-300Б. Механическая коробка передач передает усилие мотора на раздаточную коробку, оснащенную встроенным дифференциалом, разделяющим приводы правого и левого бортов. Подвеска колес — независимая, торсионная на поперечных рычагах. Машина оборудована системой регулировки давления воздуха в широкопрофильных шинах И-247Б или ИД-П284 размерностью 1200×500-508 (наружный диаметр × ширина - внутренний диаметр под диск), водомётом, средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания комплекса (от газотурбинного агрегата и от генератора отбора мощности ходового двигателя).

На БАЗ-5937 боевой расчет состоит из пяти человек, на БАЗ-5939 — из двух.

Анализируя сложившуюся ситуацию, специалисты завода пришли к выводу, что амфибии можно использовать в районах стихийных бедствий, например, наводнений. Наиболее подходящим для этого оказался БАЗ-5937. Машина имеет достаточно просторную грузовую платформу. На ней свободно размещается машина скорой медицинской помощи, автобус малого класса, либо близкий по размерам автомобиль. Самоходная техника в грузовой отсек амфибии влезает по специальным аппарелям. Помимо этого можно перевозить людей и различные грузы массой до 7,5 т. Партия таких машин была поставлена спасательной службе Эстонии.

[an error occurred while processing this directive]


«Object 937» (6x6) special floating wheeled chassis prototype, 1968 (305 Kb) 305 Кб Первый макетный образец специального плавающего колесного шасси «Объект 937» (6х6), апрель 1968 г.
Фото: rcforum.ru
«Object 937» (6x6) special floating wheeled chassis prototype, 1968 (366 Kb) 366 Кб Первый макетный образец специального плавающего колесного шасси «Объект 937» (6х6), апрель 1968 г.
Фото: rcforum.ru

BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis prototype (46 Kb) 46 Кб Прототип шасси БАЗ-5937.
Фото: АО «БАЗ», 5
BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis prototype (90 Kb) 90 Кб Испытания шасси БАЗ-5937.
Фото: rcforum.ru
BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis (623 Kb) 623 Кб Специальное плавающее колесное шасси БАЗ-5937 (6х6). Рязанский музей военной автомобильной техники. Шины ИД-П284.
Фото: Автомобильный сайт Владимира Тюбина
BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis (235 Kb) 235 Кб Специальное плавающее колесное шасси БАЗ-5937 (6х6).
Фото: Landakov, 37-я учебная автомобильная бригада
BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis (240 Kb) 240 Кб БАЗ-5937 в составе памятника «Воинам автомобилистам в честь 50-летия Победы». 37-я учебная автомобильная бригада (г. Острогожск, Воронежской обл.), май 2012 г.
Фото: Dmitry Chushkin, 4
BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis (385 Kb) 385 Кб Наглядное пособие «Трехосное шасси плавающего автомобиля БАЗ» в учебном классе бригады.
Фото: Landakov, 37-я учебная автомобильная бригада
BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis (145 Kb) 145 Кб Все агрегаты стенда функционируют.
Фото: Dmitry Chushkin, 4
BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis (160 Kb) 160 Кб Двигатель приводится в движение с помощью электромотора.
Фото: Dmitry Chushkin, 4
BAZ-5937 (6x6) special floating wheeled chassis (164 Kb) 164 Кб Механическая коробка передач передает усилие двигателя на раздаточную коробку, оснащенную встроенным дифференциалом, разделяющим приводы правого и левого бортов.
Фото: Dmitry Chushkin, 4

BAZ-5938 (6x6) special floating wheeled chassis (147 Kb) 147 Кб Специальное плавающее колесное шасси БАЗ-5938 (6х6) для МТО 9В210 ЗРК 9К33 «Оса».
Фото: АО «БАЗ», 5, russianarms.ru
BAZ-5938 (6x6) special floating wheeled chassis (72 Kb) 72 Кб Специальное плавающее колесное шасси БАЗ-5938 (6х6) для МТО 9В210 ЗРК 9К33 «Оса». Шины И-247Б.
Фото: rcforum.ru
BAZ-5938 (6x6) special floating wheeled chassis (224 Kb) 224 Кб Специальное плавающее колесное шасси БАЗ-5938 (6х6) для МТО 9В210 ЗРК 9К33 «Оса».
Фото: Suricat, rcforum.ru
BAZ-5938 and BAZ-5939 chassis (400 Kb) 400 Кб Шасси БАЗ-5938 и БАЗ-5939.
Фото: russianarms.ru
BAZ-5939 (6x6) special floating wheeled chassis (119 Kb) 119 Кб Специальное плавающее колесное шасси БАЗ-5939 (6х6) для ТЗМ 9Т217 ЗРК 9К33 «Оса».
Фото: russianarms.ru
BAZ-5939 (6x6) special floating wheeled chassis (67 Kb) 67 Кб ТЗМ 9Т217 ЗРК 9К33 «Оса».
Фото: pilot.strizhi.info

Источники:
1. Брянские стрельцы :: Из истории :: Журнал «Основные Средства» №2/1999
2. Соответствовать требованиям прогресса :: Фирма :: Журнал «Основные Средства» №4/2005
3. «ЗРК ПВО сухопутных войск». «Техника и вооружение» №№6 и 7, 2003 г.
4. Погонщики мастодонтов
5. Валерий Васильев, «К 40-летию Брянского автомобильного завода». «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра», февраль 1999 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»