В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 27 октября 1960 года началась разработка войскового ЗРК 9К33 «Оса» (раннее название — «Эллипсоид»). Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания. Достигнутые в нашей стране в конце пятидесятых годов блестящие успехи в области создания (в основном — под руководством В.А. Грачева) колёсных вездеходов определили выбор в качестве прототипа шасси для ЗРК «Оса» одного из образцов плавающих бронетранспортёров, разрабатывавшихся для мотострелковых частей несколькими СКБ на конкурсной основе в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов. Уже в январе 1961 года СКБ завода ЗиЛ отказалось от дальнейшего участия в работах по ЗРК «Оса», так как грузоподъёмность разрабатываемого им шасси ЗиЛ-153 — 1,8 т была явно недостаточной для размещении ПУ с ракетами и систем комплекса. По той же причине не подошёл победитель конкурса бронетранспортеров — БТР-60П Горьковского автозавода. На протяжении нескольких последующих лет работы велись применительно к колёсному шасси «Объект 1040», создаваемого на базе опытного БТР «Объект 1015», разработанного конструкторами Кутаисского автомобильного завода (КАЗ) Совнархоза Грузинской ССР в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых войск. Так как по проекту БТР Кутаисского завода имел грузоподъёмность всего 3,5 т, для размещения на нём средств комплекса массой как минимум 4,3 т было принято решение об исключении пулемётного вооружения и переходе на применение легкого дизеля мощностью 180 л.с. вместо использовавшегося на прототипе аналогичного двигателя в 220 л.с. Рассматривалось также и колёсное шасси Мытищинского завода «Объект 560» (ММЗ-560), но его применение было сопряжено с неприемлемым увеличением массы комплекса до 19 т. В 1966 году к созданию плавающего шасси с колесной формулой 6х6 для ЗРК 9К33 «Оса» подключился коллектив Брянского автозавода под руководством главного конструктора Р.А. Розова (вскоре его заменил И.Л. Юрин). Первое шасси БАЗ-5937 (ведущие конструкторы — Лазарев В.В., Гринченко И.В. и Авершин В.Т.) было собрано в декабре 1970 года, а в следующем году комплекс «Оса» был принят на вооружение и началось серийное производство шасси. Выпуск комплекса и шасси БАЗ-5937 и БАЗ-5939 продолжался до 1989 года (шасси БАЗ-5938 было выпущено в небольшом количестве). «Осу» поставляли в 25 стран мира, а в Вооруженных Силах России её эксплуатируют по сей день. Все машины получили водонепроницаемый стальной корпус, в носовой части которого расположена кабина управления, в средней — грузовой отсек, а в кормовой — моторное отделение. Необходимая скорость на плаву поддерживается двумя водомётными движителями. Практически равномерное расположение осей по длине машины повысило геометрическую проходимость и дало оптимальное распределение массы по колёсам. Колёса крайних осей — управляемые, что уменьшило радиус поворота и снизило сопротивление движению в нём. Двигатель — 6-цилиндровый 300-сильный дизель 5Д20Б-300Б. Механическая коробка передач передает усилие мотора на раздаточную коробку, оснащенную встроенным дифференциалом, разделяющим приводы правого и левого бортов. Подвеска колес — независимая, торсионная на поперечных рычагах. Машина оборудована системой регулировки давления воздуха в широкопрофильных шинах И-247Б или ИД-П284 размерностью 1200×500-508 (наружный диаметр × ширина - внутренний диаметр под диск), водомётом, средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания комплекса (от газотурбинного агрегата и от генератора отбора мощности ходового двигателя). На БАЗ-5937 боевой расчет состоит из пяти человек, на БАЗ-5939 — из двух. Анализируя сложившуюся ситуацию, специалисты завода пришли к выводу, что амфибии можно использовать в районах стихийных бедствий, например, наводнений. Наиболее подходящим для этого оказался БАЗ-5937. Машина имеет достаточно просторную грузовую платформу. На ней свободно размещается машина скорой медицинской помощи, автобус малого класса, либо близкий по размерам автомобиль. Самоходная техника в грузовой отсек амфибии влезает по специальным аппарелям. Помимо этого можно перевозить людей и различные грузы массой до 7,5 т. Партия таких машин была поставлена спасательной службе Эстонии. [an error occurred while processing this directive] |
фотографии и схемы |
Источники: |