BTR-60P armored personnel carrier (30 Kb) БТР-60П
КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР
 
BTR-60P armored personnel carrier
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В конце 50-х годов Советская Армия для переброски подразделений пехоты применяла бронетранспортер БТР-152В1. За почти десятилетнюю эксплуатацию этих машин военные выявили ряд недостатков. Из-за бронированного корпуса значительно увеличивалась нагрузка на колеса, что негативно сказалось на проходимости, особенно в размокшем черноземе и глине. Зависимая подвеска всех мостов с дорожным просветом всего 280 мм на сильно пересеченной местности (например поле изрытое воронками) не обеспечивала достаточный свободный ход и колеса теряли сцепление с грунтом. Кроме того, для тяжелого БТР-152В1 непреодолимым препятствием становился обыкновенный окоп шириной около метра — передние колеса проваливались вниз, корпус упирался в бруствер и дальнейшее движение было невозможным.

Военные предложили конструкторским бюро минавтопрома приступить к разработке новой машины, оснащенной независимой подвеской всех колес, имеющей дорожный просвет не менее 350 мм. Кроме того, новый БТР должен был еще и плавать.

На Горьковском автозаводе главным конструктором проекта стал известный конструктор В.А. Дедков. К середине 1958 года первый опытный образец был готов. Требования генерального заказчика были полностью выполнены. БТРП (так условно называлась машина — бронированное транспортное средство плавающее, он же ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор, используемый для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигалась как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа.

В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6-8 мм.

 BTR-60PB first axes (156 Kb!)
Передняя подвеска
Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18") имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кГс.

На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов. БТР оснащался ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1, радиостанцией Р-113.

Полная масса нового БТРа достигала 9800 кг. На первых опытных образцах использовался двигатель ГАЗ-40П (форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51) мощностью 90 л.с. Однако, он оказался слишком слабым, хотя по остальным показателям вполне устраивал. Для обеспечения необходимой динамики и ходовых качеств двигатель должен был быть вдвое мощнее. Таким образом выбор пал на дизель ЯАЗ-206Б, развивавший до 205 л.с. Но этот двигатель, имевший чугунный блок цилиндров, оказался слишком тяжелым — при движении на суше сцепление первой пары колес с грунтом оказывалось недостаточным, а водные препятствия бронетранспортер пересекал с сильным дифферентом на корму.

Czechoslovakian OT-64 SKOT 2A armored personnel carrier (51 Kb) 
OT-64 SKOT 2A
Предложенное инженерами выравнивание нагрузок на оси за счет усиления лобовой брони заказчиками было отвергнуто — количество десанта при этом уменьшалось с 12 до 8 человек. Для выхода из создавшегося тупика Дедков принял неожиданное решение — установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Блоки двигатель-коробка передач (четырехскоростные, с синхронизаторами) располагались параллельно на корме БТРа, раздаточные коробки — в средней части корпуса. От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов (а также лебедка), от левого двигателя — колеса второго и четвертого мостов.

К концу 1959 года опытный образец БТР со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия минавтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выводе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Это собственно и решило дело. БТР-60П (такое окончательное название получил опытный образец) выиграл конкурс у ЗиЛ-153 и был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Бронетранспортер пошел в серию, и уже в середине 1960 года первые машины начали поступать в части. Серийное производство БТР-60П осуществлялось на Горьковском автозаводе до 1963 года.



BTR-60PA armored personnel carrier (37 Kb) 
БТР-60ПА
БТР-60ПА (ГАЗ-49А). С 1963 по 1966 год выпускался бронетранспортер БТР-60ПА с закрытым, полностью герметичным корпусом и фильтровентиляционной установкой. Пулемет устанавливался на одном из трех кронштейнов на крыше корпуса. Посадка и высадка десанта осуществлялась через 4 верхних люка с бронекрышками.

В 1965 году был создан и принят на вооружение бронетранспортер БТР-60ПА1 с усовершенствовенным агрегатом силовой установки и силовой передачи.

 R-145BM Chayika command vehicle (52 Kb)
Р-145БМ «Чайка»
БТР-60ПУ. На базе бронетранспортера БТР-60ПА была создана машина управления и связи Р-145 «Чайка» (БТР-60ПУ). Она производилась серийно и состояла на вооружении. Отличалась от базовой машины установкой средств связи — двух УКВ радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130, соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.

BTR-60PB armored personnel carrier (34 Kb) 
БТР-60ПБ
БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 29.06.1964 г. Серийное производство машины осуществлялось с 1965 по 1976 год.

Основным отличием бронетранспортера была установленная на крыше бронекорпуса вращающаяся коническая бронированная башня со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметная установка имела перископический прицел и ручной привод наведения. Горизонтальный угол обстрела — 180°, вертикальный угол обстрела — от -5° до +30°. Предусматривалась установка ПНВ у командира и водителя.

 BTR-60PZ armored personnel carrier (34 Kb)
БТР-60ПЗ
БТР-60ПЗ. В 1972 году на базе БТР-60ПБ был разработан бронетранспортер БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до +60°), что позволяло более эффективно вести борьбу с воздушными целями. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.

БТР-60ПБК. На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 5.05.1975 г. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему было присвоено обозначение БТР-60ПВК.

MTP-2 wheeled armoured recovery vehicle (22 Kb) 
МТП-2
МТП-2. На базе шасси устаревших бронетранспортеров БТР-60П была создана машина технической помощи МТП-2 для технического обеспечения мотострелкового батальона. Она предназначалась для эвакуации, устранения неисправностей и проведения трудоемких работ по техническому обслуживанию БТР-40, БТР-152, БТР-60ПА, БТР-60ПБ, БРДМ и БРДМ-2. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента, системы коллективной защиты. МТП-2 была принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 25.07.1975 г. Ее серийный выпуск начался в 1976 году.

Начиная с середины 70-х на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ осваивается выпуск различного рода подвижных командных пунктов и радиостанций, в том числе 1В18 «Клен-1», 1В19 «Клен-2», 9С482 (ПУ-12), Р-137Б, Р-140БМ, Р-145БМ «Чайка», Р-156, Р-409БМ, Р-975 и т.п.

 Характеристики БТР-60П БТР-60ПА БТР-60ПБ
Колесная формула 8х8
Боевая масса, т 9,8-9,9 9,9-10,2 10,2-10,3
Длина, мм 7220
Ширина, мм 2906 2825
Высота, мм 2105 2375 2420
Клиренс, мм 475
Двигатель 2 х ГАЗ-49 (К, 6) 2 х ГАЗ-49Б (К, 6)
Мощность двигателя, л.с. (об/мин) 2 х 90 (3400)
Максимальная скорость, км/ч 80
Скорость на плаву, км/ч 9-10
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 290
Преодолеваемые препятствия:
- ширина рва
- стенка
- подъем
- крен

2,0 м
0,6 м
30°
25°
Броневая защита, мм* 6-10 8 8-10
Боевой расчет, чел 2+14 2+10 2+8
Вооружение (боезапас) 7,62-мм пулемет СГМБ (1250)
ручной гранатомет РПГ-7 (5)
7,62-мм пулемет ПКТ (1250) 14,5-мм пулемет КПВТ (500)
7,62-мм пулемет ПКТ (2000)
Радиостанция Р-113** Р-123
 * Лоб корпуса
 ** На БТР-60ПА1 — Р-123
[an error occurred while processing this directive]


BTR-60P armored personnel carrier (30 Kb) 30 Кб Бронетранспортер БТР-60П в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-60P armored personnel carrier (22 Kb) 22 Кб Бронетранспортер БТР-60П.
Фото: 5
BTR-60P armored personnel carrier (33 Kb) 33 Кб Бронетранспортер БТР-60П.
Фото: 5
BTR-60P armored personnel carrier scheme (15 Kb) 15 Кб Схема бронетранспортера БТР-60П.
Схема: 3
BTR-60PA armored personnel carrier (37 Kb) 37 Кб Бронетранспортер БТР-60ПА в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-60PA armored personnel carrier (42 Kb) 42 Кб Бронетранспортер БТР-60ПА.
Фото: 4
BTR-60PA armored personnel carrier (105 Kb!) 105 Кб! Бронетранспортер БТР-60ПА входит в воду.
Фото: http://www.kampfpanzer.de/btr60.htm
BTR-60PA armored personnel carrier (73 Kb) 73 Кб В армии ГДР бронетранспортер БТР-60ПА носил название SPW-60PA.
Фото: 4
BTR-60PA armored personnel carrier scheme (15 Kb) 15 Кб Схема бронетранспортера БТР-60ПА.
Схема: 3
R-145BM Chayika command vehicle (52 Kb) 52 Кб Машина связи и управления Р-145БМ «Чайка».
Фото: 1
R-145 Chayika (BTR-60PU) command vehicle scheme (51 Kb) 51 Кб Схема машины Р-145 «Чайка» (БТР-60ПУ).
Схема: Russian BTR-60PU BTR-60 PU BTR60PU Russe Picture - Photo - Image Wheeled Armoured armored vehicle command post
BTR-60PB armored personnel carrier (34 Kb) 34 Кб Бронетранспортер БТР-60ПБ в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-60PB armored personnel carrier (84 Kb) 84 Кб Колонна БТР-60ПБ на Красной площади.
Фото: 2
BTR-60PB armored personnel carrier (61 Kb) 61 Кб Бронетранспортер БТР-60ПБ. Показ бронетехники на праздновании 80-летия отечественной танковой промышленности. Кубинка, сентябрь 2000 г.
Фото: DP Project
BTR-60PB armored personnel carrier (40 Kb) 40 Кб Бронетранспортер БТР-60ПБ в экспозиции Киевского музея Великой отечественной войны. 24/04/2001.
Фото: Сергей Чижиков
BTR-60PB armored personnel carrier (46 Kb) 46 Кб Бронетранспортер БТР-60ПБ в качестве монумента, г. Уссурийск.
Фото: UFA & ELECTION PICTURES
Finland BTR-60PB APC (44 Kb) 44 Кб Бронетранспортер БТР-60ПБ армии Финляндии.
Фото: 1
Syrian BTR-60PB APC (19 Kb) 19 Кб Бронетранспортер БТР-60ПБ армии Сирии.
Фото: 5
The BTR-60PB-MD is a modified version of the BTR-60PB equiped with smoke grenade dischargers, a new diesel engine (VAMO DT3900 or Rover TD-200), night sight 'Melopa', a new NBC protection system and modern radio's. (23 Kb) 23 Кб Болгарский вариант модернизации БТР-60БПBTR-60PB-MD. Машина оснащена дизельным двигателем (VAMO DT3900 или Rover TD-200), дымовыми гранатами, ПНВ «Melopa», новой ПАЗ и современными средствами связи.
Фото: 5
Romanian TAB-71 APC (24 Kb) 24 Кб Румынская копия БТР-60ПБ — бронетранспортер TAB-71.
Фото: 5
Romanian TAB-71M APC (39 Kb) 39 Кб TAB-71М с люком между средними осями (a'la БТР-70) и ...
Фото: Romanian TAB-71 TAB71 Roumain Pictures - Photos - Images wheeled armoured vehicle armored personel carrier
Romanian TAB-71M APC (38 Kb) 38 Кб ... новыми бензиновыми двигателями по 140 л.с.
Фото: Romanian TAB-71 TAB71 Roumain Pictures - Photos - Images wheeled armoured vehicle armored personel carrier
BTR-60PB first axes (156 Kb!) 156 Кб! Фрагмент подвески передней оси бронетранспортера БТР-60ПБ.
Фото: Игорь Нестеров, ТАНКОМАСТЕР
BTR-60PB armored personnel carrier scheme (56 Kb) 56 Кб Схема бронетранспортера БТР-60ПБ.
Схема: Russian BTR-60PB BTR60PB BTR 60PB Russe Identification wheeled Armoured vehicle personnel carrier vehicle
BTR-60PB armored personnel carrier transmission scheme (28 Kb) 28 Кб Компоновочная схема трансмиссии бронетранспортера БТР-60ПБ.
Схема из коллекции Alexander
BTR-60PZ armored personnel carrier (37 Kb) 37 Кб Бронетранспортер БТР-60ПЗ в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-60PBK command vehicle scheme (29 Kb) 29 Кб Схема бронетранспортера БТР-60ПБК.
Схема: 3
MTP-2 wheeled armoured recovery vehicle (22 Kb) 22 Кб Машина технической помощи МТП-2 на базе шасси бронетранспортера БТР-60П.
Фото: 5
9S482M (PU-12M) command vehicle (36 Kb) 36 Кб Батарейный подвижный пункт управления 9С482М (ПУ-12М) на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ.
Фото: 3 батарея: ПУ-12М
1V18 Klen-1 command observation post for the battery commander (14 Kb) 14 Кб Машина управления командира артиллерийской батареи 1В18 «Клен-1» на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ.
Фото: ?
R-975 forward air control vehicle (22 Kb) 22 Кб Машина обеспечения связи и управления на аэродромах передового базирования Р-975 на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ.
Фото: KASPEX

Источники:
1. Бронетранспортер БТР-60
2. Omen.RU / Автомобили
3. А.В. Карпенко «Обозрение отечественной бронетанковой техники»
4. Obrnene vozidlo BTR 60
5. BTR-60 Series Introduction






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»