![]() | колесные и колесно-гусеничные бронемашины ![]() | ![]() |
В конце 1950-х годов армейские заказчики потребовали от разработчиков расширить возможности бронетранспортеров — было необходимо повысить удельную мощность в 1,5-2 раза и придать способность преодолевать водные преграды с ходу — без предварительной подготовки. Возможности БТР-152 и даже БТР-Э152В были признаны недостаточными. За решение этой задачи на конкурсной основе взялся ряд конструкторских коллективов, среди которых оказался и коллектив специального конструкторского бюро (СКБ) ЗиЛа. Здесь в 1957 году был разработан и в 1959 году построен прототип плавающего бронетранспортера ЗиЛ-153 с полностью закрытым сварным корпусом из броневых катаных листов. Силовая установка и трансмиссия расположены в кормовой части корпуса. Полноприводное шестиколесное шасси (6х6) с почти равным расположением осей опиралось сверхупругие шины большого сечения (16,00-20") с регулируемым давлением. Система управления включала в себя два гидравлических усилителя руля, что было необходимо для возможности управлять поворотом колес передней и задней осей одновременно. На машину установили новый V-образный двигатель с бесступенчатым гидротрансформатором и пятиступенчатой коробкой передач ЯАЗ (Н-образная кинематическая схема была применена для упрощения - понадобился всего один межбортовой дифференциал). Подвеска всех колес независимая, на торсионах. Колесные редукторы, герметичные тормоза и водометные движители позаимствовали у ЗиЛ-135Б. Устанавливалась также лебедка с максимальным усилием, достаточным для самовытаскивания. Машина оснащалась радиостанцией Р-113. Испытания в 1960 году были пройдены с положительной оценкой, но производство установочной партии из 10 машин (были изготовлены корпуса) было свернуто — тогда в конкурсе победил бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П), созданный в КБ ГАЗа. В настоящее время прототип серии ЗиЛ-153 хранится в танковом музее в Кубинке. Попытки продолжения разработки машин этой серии привели к созданию проектов «851» и «852», однако в металле они воплощены не были.
|
![]() | фотографии и схемы | ![]() |
Источники: |
![]() | колесные и колесно-гусеничные бронемашины ![]() | ![]() |