В 1975 году на Брянском автозаводе под руководством главного конструктора И.Л. Юрина приступили к разработке документации рамного шасси БАЗ-6950 (8х8) унифицированного семейства специальных колёсных шасси «Основа-1». Шасси грузоподъёмностью 12 т предназначалось для КШМ со средствами автоматизации в КУНГах «Родинка» (полная масса — 29100 кг) оперативного звена полевой АСУВ фронта «Маневр». МЭМЗ, на этом заводе изготавливались все опытные образцы АСУВ «Маневр». Агрегаты шасси БАЗ-6950 монтировались на лонжеронной раме. Для увеличения монтажной длины рамы оригинальную стеклопластиковую четырехместную кабину максимально сместили вперёд, в передний свес. За ней был расположен 400-сильный дизель УДТ-25. В остальном автомобиль был идентичен четырёхосной амфибии БАЗ-6944. В январе 1981 года председателем Государственной комиссии по проведению государственных испытаний АСУВ фронта «Маневр» был назначен начальник Военно-научного управления ГШ ВС генерал-полковник Гареев М.А. Итоговые испытания состоялись в начале сентября того же года под руководством командования Белорусского военного округа. На Борисовском полигоне БВО было проведено трехсуточное тактическое учение с привлечением реальных войск и сил и применением комплекта испытуемых КШМ и специальных машин (СМ) в качестве средств управления мотострелковой дивизией. В ноябре 1981 года государственные испытания были завершены и акт Государственной комиссии с положительными результатами был представлен на утверждение. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1142-328 от 28 декабря 1982 года тактическое звено АСУВ фронта «Маневр» было принято на вооружение Советской Армии. Научно-исследовательский институт средств автоматизации (НИИСА) был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а наиболее отличившиеся работники промышленности и военные специалисты (около 600 человек) – награждены орденами и медалями СССР. В 1988 году было завершено создание усовершенствованного варианта тактического звена АСУВ фронта «Маневр» и в период 1989-1991 гг. отдельные опытные образцы усовершенствованных тактического и оперативного комплексов АСУВ фронта «Маневр» были поставлены в ряд округов (БВО, МВО, ДВО), в Военную академию Генерального штаба ВС СССР, Военную академию им. М.В. Фрунзе, штаб 5-й общевойсковой армии. На базе основных технических решений АСУВ фронта «Маневр» были реализованы два крупнейших проекта – создание интегрированной АСУ ВВС и ПВО Группы советских войск в Германии и полевой АСУВ стран-участниц Варшавского договора. опытный образец АСУВ для тактического звенаПо словам, в то время начальника лаборатории испытаний Альберта Павловича Павлова: «Испытания проводились под Минском на полигоне «Березено». Экзаменом для комплекса было участие в учениях «Днепр» стран Варшавского Договора. «Маневр» обеспечил надёжную радио- и видеосвязь с войсковыми частями в радиусе 1000 км. В учениях участвовали руководитель Германской Демократической Республики (ГДР) — Эрих Хонеккер, руководитель Кубы — Фидель Кастро и министр обороны СССР — Д.Ф. Устинов, которые дали высокую оценку техническим возможностям комплекса. Бригада Брянского автозавода в составе А.П. Павлова, И.А. Драгунова, В.И. Петроченко, М.Е. Ситникова обеспечивала работоспособность шасси, за что отмечена руководством завода». |
модификации |
В августе 1985 года было принято совместное с ГЛАВТУ решение о проведении модернизации СКШ семейства «Основа-1» путём замены двигателя УДТ-25 имевшего ограниченный моторесурс, на два дизельных двигателя КамАЗ-740 общей мощностью 420 л.с. Были применены и основные агрегаты от серийных грузовиков КамАЗ. Соответственно изменилась трансмиссия — каждый двигатель теперь приводил колёса одного борта посредством пятиступенчатой механической КПП, двухступенчатой раздаточной коробки с принудительно блокируемым симметричным дифференциалом, карданных передач, бортовых и колёсных редукторов. Макетный образец шасси БАЗ-6950М (ведущий конструктор В.И. Синакин) был изготовлен в декабре 1985 года. После проведения испытаний новое СКШ со снаряжённой массой 17,5 т получило обозначение БАЗ-69501. Его серийный выпуск начался с июля 1988 года, а новое семейство СКШ с КаМАЗовскими агрегатами получило наименование «Вощина». Двухмоторная схема использовалась за неимением достаточно мощного и долговечного двигателя. Из-за увеличения числа агрегатов выросли габариты трансмиссии, ухудшились монтажные возможности автомобиля. Отказ от ГМП повысил нагрузки на трансмиссию. На базе шасси БАЗ-69501 были созданы и выпускались в небольших количествах артиллерийский (многоцелевой) тягач БАЗ-6953, ПБУ АСУ боевыми действиями зенитной ракетной бригады 9С52М «Поляна-Д4М», грузовой вариант — 12-тонный БАЗ-69504 (69501П) с цельнометаллической бортовой платформой (её габариты — 6500×2816×557 мм), топливозаправщик АТЗ-5609 с цистерной ёмкостью 40 м³ (шасси БАЗ-69505, Грабовский завод спецавтомобилей), специальный полицейский автомобиль «Лавина». В 1989 году на альтернативных выборах на должность главного конструктора был избран В.П. Трусов. Под его руководством в 1990 году был разработан (начальник КБ ПП В.Б. Вьюшкин) и изготовлен опытный образец специального длиннобазного (1500+4000+1500 мм) шасси БАЗ-69502 грузоподъемностью 13,3 т с принципиально новой 4-местной каркасно-металлической кабиной. В 1991 году в рамках ОКР «Вощина», проводившихся с целью существенного повышения грузоподъёмности выпускаемых шасси, а так же применения кабин с повышенной стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, было создано СКШ БАЗ-6954 грузоподъёмностью 17,1 т. За основу было взято шасси БАЗ-69502 с доработанной подвеской колёс, боковыми лестницами и двумя люками в крыше для посадки экипажа (вместо боковых дверей). В рамках создания ОТРК 9К720 «Искандер» к лету 1991 года на опытном производстве волгоградского ЦКБ «Титан» (к этому времени бюро отделилось от ПО «Баррикады») на шасси БАЗ-69501 (по другим данным — БАЗ-69504) был смонтирован полигонный макетный образец ПУ Бр-1555-1, а через год — изготовлены первые опытные образцы ПУ 9П76 и ТМ 9Т246 уже на шасси БАЗ-6954. Первый пуск с новой ПУ был произведен летом 1992 года, но в дальнейшем военные продолжили работы по комплексу «Искандер» с использованием белорусского СКШ МЗКТ-7930 «Астролог». Пожар на моторном заводе КамАЗа в 1993 году лишил все автомобили семейства «Основа-1» силовых агрегатов, и брянским конструкторам пришлось вновь вернуться к однодвигательной схеме. В 1994 году на смену базовому шасси БАЗ-69501 пришло СКШ БАЗ-69506, получившее 300-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-238Б (позднее — ЯМЗ-238Д-19 мощностью 330 л.с.). С ярославским двигателем агрегатировались 8-ступенчатая механическая КПП ЯМЗ-238А и двухдисковое сцепление ЯМЗ-238Н. Более компактный силовой агрегат дал выигрыш в грузоподъёмности и полезной длине грузового пространства. Бортовые раздаточные коробки (передаточное число 1,56) были снабжены принудительно блокируемыми дифференциалами; межбортовой дифференциал — также блокируемый; бортовые передачи — с передаточным числом 2,273; колёсные редукторы — с передаточным числом 3,36. Подвеска — независимая двухторсионная, с амортизаторами каждого колеса. Размерность шин была увеличена до 1500×600-635. Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 года №1091 семейство унифицированных армейских автомобилей «Основа-1» (БАЗ-6944, БАЗ-5947, БАЗ-6950) было снято с вооружения (снабжения) Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданским вариантом ненужному военным СКШ БАЗ-69506 стало шасси БАЗ-69507 грузоподъёмностью 16 т. Оно использовалось в качестве транспортной базы нефтепромыслового оборудования. В частности, ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» монтирует на шасси БАЗ-69507 агрегаты для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин УПА-60А 60/80. В 1999 году создана модификация БАЗ-695071 с увеличенной до 18 т грузоподъёмностью и 3-местной кабиной от семейства СКШ «Вощина-1». На автомобиле установлены радиальные шины с регулируемым давлением 21,5/R21 (1350х550-533Р) модели ИД-370. Запас хода — до 1000 км. Привод рабочих агрегатов на стоянке осуществляется через 2-скоростную коробку отбора мощности — 162 кВт (220 л.с.).
|
фотографии и схемы |
Источники: |