![]() | ![]() |
Заказ на разработку семейства унифицированных многоцелевых колесных шасси и тягачей высокой проходимости четвертого поколения грузоподъемностью от 13 до 18 т под пчеловодческим названием «Вощина-1» Брянский автозавод получил от МО РФ в 1992 году, когда стало окончательно ясно, что новейший на то время автомобиль КрАЗ-6316, остаётся собственностью независимой Украины. В финансово и организационно неблагоприятное время коллективом инженеров автозавода под руководством главных конструкторов В.П. Трусова и Ю.А. Шпака новые машины были созданы, их заводские испытания были закончены в 1998 году. Принципиальным отличием новых машин стало то, что конструкторы ушли от «бортовой» (см. БАЗ-6950) к традиционной «мостовой» схеме с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами, при этом на 300 мм уменьшилась колея и с 560 до 485 мм — дорожный просвет.
Трансмиссия — механическая, с мостовой раздачей мощности по колесам. В зависимости от модели на автомобили семейства первоначально планировалось устанавливать многотопливные турбонаддувные дизели Ярославского моторного завода: ЯМЗ-8424 (мощность — 343 кВт/470 л. с., с двухдисковым сцеплением мод. ЯМЗ-151 и девятиступенчатой КПП ЯМЗ-202), ЯМЗ-7511.10-06 (мощность — 294 кВт/400 л. с., с диафрагменным сцеплением ЯМЗ-184 и девятиступенчатой КПП ЯМЗ-239) или ЯМЗ-238Д-24 (мощность — 243 кВт/330 л. с., со сцеплением мод. ЯМЗ-183 и восьмиступенчатой КПП ЯМЗ-238М5). Военные серийные автомобили семейства оснащаются специально дооборудованными по требованиям МО РФ двигателями ЯМЗ-8492.10-033 (мощность — 470 л.с., КПП ЯМЗ-2393.10) или ЯМЗ-849.10 (мощность — 500 л.с., КПП ЯМЗ-2395). Последний оборудован дублирующей пневмостартерной системой запуска. Раздаточная коробка — двухступенчатая (1,09 и 1,36) с двумя понижающими передачами и принудительно блокируемым дифференциалом. Блокируемые межколесные дифференциалы установлены в главных передачах второй и третьей осей — для 3-осных автомобилей и второй, третьей и четвертой — для 4-осных. Передаточные числа главных передач — 2,47, колесных редукторов — 3,36. Подвеска всех колес — независимая, двухторсионная с гидроамортизаторами на каждом колесе. Задняя тележка седельного и артиллерийского тягачей комбинированная — независимая одноторсионная для нижних рычагов и балансирная рессорная — для верхних. Размерность колес — 533-440. Давление в радиальных широкопрофильных шинах модели ИД-370 производства «Днепрошина» г. Днепропетровск (Украина) размерностью 1350×550-533Р (21,5/75R21) регулируется. (Финансирование ОКР «Равнина» по созданию отечественных шин аналогичного уровня с 2008 года было прекращено.) Тормозная система — двухконтурная пневмогидравлическая. Рулевое управление снабжено гидроусилителем с дублирующим насосом. Для привода вспомогательного и технологического оборудования на автомобили, кроме раздаточной коробки, позволяющей отбирать от двигателя во время движения мощность 36,8 кВт (50 л.с.), могут устанавливаться коробка отбора мощности, тросовые лебедки и т.д. КОМ — трехвальная, двухступенчатая (передаточные числа 2,29 и 1,35). В зависимости от модификации отбираемая от раздаточной коробки на стоянке мощность — 70 кВт (95 л.с.), 110 кВт (150 л.с.) или 294 кВт (400 л.с.). Рама автомобилей — лестничного типа, с лонжеронами Z-образного сечения, сварная. Машины снабжены расположенной перед моторным отсеком в пределах переднего свеса трехместной металлической, каркасно-панельной, кабиной закрытого типа, с двумя дверями для посадки и высадки экипажа. Сиденье водителя — регулируемое с индивидуальной подвеской, рулевая колонка — с изменяемым углом наклона. Дополнительное оборудование включает ФВУ ФВУА-100А-24, комплект противорадиационных экранов кабины, комплект средств повышения скрытности, комплект специальной обработки типа БКСО (для обеззараживания объекта), светозащитные шторы окон. По требоваению заказчика возможна установка комплекта локальной защиты кабины из броневых сталей 44 или 96, комплекта средств защиты от СВЧ излучения, а также кондиционеров Webasto модели СС4Е с электроприводом или модели СС5 — с приводом от двигателя, работающих на хладоагенте R134. Эксплуатация автомобилей возможна при температуре воздуха от -50°C до +45°C и запыленности воздуха до 2,0 г/м³. Обеспечивается преодоление горных перевалов до 4650 м над уровнем моря. Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами Ан–22, Ан–124, Ил–76. «Вощина-1» создавалась как семейство шасси и тягачей «двойного назначения». Ещё на этапе проектирования и испытания шасси для Министерства обороны, в условиях отутствия от него значительных заказов, заводом были разработаны и поставлены для нефтегазового комплекса 3-, 4-, 5-, затем и 6-осные шасси грузоподъёмностью от 13 до 36 т с исключённым специальным оборудованием, с «народнохозяйственной» кабиной и отечественными шинами модели ВИ-3 PR14, размерностью 1300×530-533. После доработок в соответствии с тактико-техническими заданиями МО и прохождением всех видов испытаний в 2003-2004 году были приняты на снабжение ВС РФ 3-осное СКШ БАЗ-690921 и 4-осные — БАЗ-6910 и БАЗ-690901, отличающееся от БАЗ-6909 увеличенным расстоянием между первой и второй, второй и третьей осями (база 2200+4350+1450 мм). Параллельно с ОКР по созданию армейских унифицированных колесных шасси и тягачей «Вощина–1» совместно с головными КБ и НИИ, на шасси семейства вёлся монтаж опытных образцов современных систем и объектов вооружения: радиолокационных станций, командных пунктов, эвакуаторов и т.п. В 2006 году, в соответствии с гособоронзаказом, в войска начали поставляться седельный тягач БАЗ-64022, предназначенный для использования в составе ТПУ ЗРС С-300 и С-400 «Триумф», и тягач БАЗ-63064 — для буксировки тяжелых артиллерийских систем. * * *
В 2005 году по требованиям основных заказывающих управлений МО РФ Брянский автозавод приступил к выполнению подготовительной стадии (согласование ТТЗ, определение исполнителей) ОКР «Вощина-2» по дальнейшему повышению технических характеристик, максимальной унификации и расширению модельного ряда шасси и тягачей семейства «Вощина-1».
На шасси семейства «Вощина-2» предполагалось устанавливать двигатели мощностью до 600-650 л.с. Тутаевского моторного завода (ТМЗ), например модели 8492.10, на котором реализованы специальные требования военных. В дальнейшем, новые многотопливные двигатели должны были быть оснащены системой предпускового подогрева коленчатого вала и дублирующей системой запуска пневмостартером. Автомобили семейства «Вощина-2» должны были получить АКП и БИУС, планировавшиеся ещё для «Вощины-1», но так и не реализованные. В начале 2008 года завод приступил к выполнению ОКР «Вощина-2», но в октябре того же года МО РФ прекратило финансирование этих работ, как и НИР «Естественница», в рамках которой разрабатывался типоразмерный ряд гидромеханических коробок передач для «Вощины-2». * * *
Параллельно с работами по «Вощине-2» продолжалось совершенствование выпускаемого семейства военных автомобилей «Вощина-1». В 2006-2007 годах в НИИИ-21 МО были завершены успешные испытания четырехосного шасси с увеличенной до 22 т грузоподъёмностью и армейского варианта шасси 10х8 грузоподъёмностью 29 т. В 2008 году были созданы четырехосный седельный тягач с нагрузкой на седло 20 тс и трехосный балластный тягач, продолжились работы по дальнейшему применению шасси и тягачей Брянского автомобильного завода «Вощина-1» в перспективных комплексах вооружения — ЗРС «Триумфатор-М», ЗРК «Витязь», «Морфей», «Печора-М», береговых ракетных комплексах ВМФ, для транспортировки стратегической авиации на аэродромах ВВС и других. |
![]() | модификации | ![]() |
БАЗ-69094 и БАЗ-690941. По-видимому — гражданские варианты БАЗ-69091 и БАЗ-6909 (8x8) соответственно. Длина монтажного отсека у шасси БАЗ-69094 (база 1850+4250+1450 мм; длина — 11,95 м) составляет 8040 мм, а у его более короткой версии БАЗ-690941 (база 1850+3600+1450 мм; длина — 11,3 м) — 7390 мм. Первый способен перевозить 21,3 т груза, второй — 21,5 т, полная масса достигает 39 т.
На шасси БАЗ-69096 ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» монтирует установки ремонтно-буровых агрегатов АРБ-100, а ПО «ЕлАЗ» (г. Елабуга) — установки УПР-80/100БГ аналогичного назначения. На заводе нефтегазового машиностроения «Синергия» (г. Пермь) создана насосная установка для цементирования скважин СИН-35.10. Кроме этого, на шасси БАЗ-69096 монтируется разработанная в ОАО «Алексеевкахиммаш» (г. Алексеевка Белгородской обл.) автоцистерна АЦ-56592М (АЦ-27-1У-01) для перевозки 24300 л темных нефтепродуктов. Армейские испытания 5-осного шасси БАЗ-69096 проводились на базе НИИ-21 МО и были завершены в 2006 году. При этом исследовалась возможность монтажа на этом шасси оборудования ЗРК С-400 «Триумф».
В 2004 году ОАО «Автокран» (г. Иваново) предложило МО РФ смонтированный на шасси БАЗ-69098 стреловой самоходный кран КС-6973Б «Ивановец» грузоподъемностью 50 т. По требованиям военных в 2005 году кран был доработан с учётом работы с опасными грузами, его опытный образец — кран КС-6973БМ — был испытан в полном объёме и отгружен заказчику. В конструкцию войсковой версии крана был введен механизм монтажа дополнительного противовеса, что позволило увеличить грузоподъемность на промежуточных вылетах стрелы. Так, при 12-метровом выдвижении стрелы грузоподъемность увеличилась с 5 до 10 тонн. Возможность работы крана с взрывоопасными грузами обеспечило применение механизмов с двумя тормозами. После государственных приёмочных испытаний комиссия рекомендовала кран к серийному производству. В 2007 году кран КС-6973БМ-У1 принят на снабжение Вооруженных сил РФ и поставляется для ВМФ для загрузки боекомплектов в подводные лодки и корабли.
|
![]() | фотографии и схемы | ![]() |
Источники: |
![]() | ![]() |