Камский автомобильный завод (КамАЗ) |
Распоряжение СМ СССР |
Весной 1968 года приказом министра автомобильной промышленности СССР №109 на Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева (ЗиЛ, главный конструктор А. Кригер) была возложена задача по созданию семейства большегрузных дизельных трёхосных грузовиков-тягачей и подготовки их производства на новом месте. Тем же приказом Ярославскому моторному заводу (ЯМЗ, главный конструктор Г. Чернышев) поручалось разработать для этих автомобилей силовые агрегаты на основе четырехтактных двигателей мощностью 150-200 л.с. Одновременно Мытищинскому машиностроительному заводу (ММЗ) было дано задание спроектировать самосвальный кузов для базового трёхосника.
Проектирование прицепов для нового семейства автомобилей было поручено Головному конструкторскому бюро (ГКБ) по прицепам в г. Балашов, полуприцепов — конструкторскому отделу Одесского автосборочного завода (ОдАЗ). Для производства 8-тонного двухосного бортового прицепа ГКБ-8350, 15-тонного бортового полуприцепа ОдАЗ-9370 и 14-тонного полуприцепа-фургона ОдАЗ-9770 было запланировано построить крупнейший в стране Красноярский завод автомобильных и тракторных прицепов (КЗАП).
Начало... |
14 августа 1969 года, согласно директивам XXIV съезда КПСС, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве «комплекса автозаводов по производству грузовых автомобилей в Татарской АССР и смежных предприятий в прилегающих районах». В тот же день вышел приказ Минавтопрома о создании завода в Челнах. Слово «КАМАЗ» стало законным 26 сентября 1969 года, когда Приказом по Министерству автомобильной промышленности СССР комплекс заводов было предписано именовать Камским автозаводом. 30 сентября генеральным директором (в ранге заместителя министра автомобильной промышленности) строящегося комплекса был назначен Лев Борисович Васильев, занимавший этот пост в первые годы работы завода (по 1981 год). главный инженер КАМАЗа (1969-1975) Заместителем генерального директора – руководителем аппарата генеральной дирекции «КамАЗа» в Москве стал Борис Трофимович Клепацкий. Во время отсутствия последнего обязанности руководителя аппарата Московской дирекции исполнял главный инженер «КамАЗа» Анатолий Павлович Томилов (с 1964 по 1969 год работал главным инженером Курганского завода колёсных тягачей). Тогда же началось формирование служб кадров и снабжения в Казани.
Генеральным проектировщиком автогиганта в Набережных Челнах был выбран Гипроавтопром. ЗиЛу поручалось создать проекты строительства и разработать, во-первых, весь технологический цикл двух заводов «КамАЗа» (прессово-рамного и автомобильного) и, кроме того, двух корпусов литейного завода. Для этого, в ноябре 1969 года на ЗиЛе было сформировано специальное проектно-технологическое управление (СПТУ), первым начальником которого стал К.В. Строганов, до этого работавший главным инженером ЗиЛа. Первым директором втомобильного завода в июне 1973 года стал Владимир Яковлевич Ивженко.
Конструкторы «КамАЗа» |
Сто работников МАЗа оставили Белоруссию и переехали на постоянное место жительства в Татарию для работы на предприятии. Уехал для работы в генеральной дирекции строящегося Камского автомобильного завода и тогдашний главный инженер МАЗа Б.Т. Клепацкий.
главный технолог КамАЗ, Эдуард Петрович Юган и главный конструктор Владимир Наумович Барун, оба приехавшие с Минского автомобильного завода«Гениальным человеком, талантливым во всем, был первый главный инженер Борис Трофимович Клепацкий, с которым впервые я встретился еще на МАЗе. — вспоминал Р.А. Азаматов. — Его интеллект поражал. […] В 73-м году на ЗИЛе начались усиленные испытания. Гений Клепацкого в том, что в тот период он посадил конструкторов вместе с технологами. До хрипоты спорили с Владимиром Азаровым (он пришел на "КАМАЗ" начальником отдела подготовки производства) по каждому из чертежей, за каждый допуск, за каждое техническое требование.»
В проектировании и оснащении моторного завода принимала участие французская государственная фирма «Рено», с которой заключило контракт Всесоюзное внешнеторговое объединение «Автопромимпорт». Специалисты «Рено» разработали технологическую часть проекта моторного завода (строительная, архитектурная и специальные части проекта были осуществлены советскими проектными организациями), а также приняли на себя координацию работ по заказу, поставке и монтажу оборудования для моторного завода. Одновременно фирма «Рено» способствовала проведению заказов импортного оборудования для всего комплекса, предоставляя необходимые условия для работы группе советских специалистов в Париже.
«Все наработки направляли в Париж, в Центр заказа оборудования, по прямому каналу. Решения приходилось принимать на ходу. Пробные партии деталей изготавливали самые разные фирмы (их мы потом использовали для сборки первых автомобилей в экспериментальном цехе). Поступавшие готовые детали двигателя носили на руках, искренне изумляясь: неужели это сделано? Незабываемое было время, счастливое…»
На волне энтузиазма многие туда приехали, стремясь принять участие в строительстве передового города, современного завода-гиганта. На то время это так и было. Государство не жалело средств на оснащение производства по последнему слову науки и техники, на отправку специалистов от Министерства внешней торговли СССР за границу для изучения оборудования, приобретавшегося у иностранных фирм, а специалисты завода принимали большое число зарубежных коллег, занимавшихся в соответствии с контрактами монтажом этого оборудования.Д/ф «Товарищ КамАЗ», 1972 год
17 декабря 1970 года Совет Министров СССР издал Постановление №1000 «О строительстве и реконструкции заводов Министерства автомобильной промышленности для обеспечения Камского автомобильного завода запасными частями и комплектующими деталями». В рамках этого постановления 25 декабря 1970 года Государственный Комитет Совета Министров по делам строительства издал приказ №65 «О создании завода по производству автосамосвалов и лебёдок» в городе Нефтекамске Башкирской АССР (БАССР). Подобный же приказ №4 от 8 января 1971 года издал Министр автомобильной промышленности СССР. Генеральным проектировщиком был определен институт «Гипроавтопром».
Распоряжением Совета Министров БАССР от 19 января 1971 года была создана комиссия для выбора площадки под строительство завода. Она за время с 19 по 22 января 1971 года обследовала в натуре три земельные площадки. Выбор был сделан на участке вдоль автомобильной дороги Нефтекамск-Янаул. Совет Министров БАССР вынес решение о резервировании 100 гектаров земли для строительства завода. Приказом Министра автомобильной промышленности СССР от 10 марта 1971 года была создана дирекция строящегося завода, которая подчинялась Главному управлению по производству грузовых автомобилей.
Генеральным подрядчиком был определен трест Башнефтепромстрой (БНПС). Для выполнения отдельных строймонтажных работ по генподряду треста привлекались 25 субподрядных организаций. После определения площадки под строительство более года шла подготовительная работа. В июне 1972 года изыскатели Западно-Уральского технологического института статистического испытания земли начали работы на промышленной площадке. 13 июля 1972 года началось строительство завода автосамосвалов.
состав УГК переехал в Набережные Челны в 1975 году 1976? главному конструктору Владимиру Наумовичу Баруну и техническому директору, моему однофамильцу Борису Витальевичу Каминскому. 1987? Главного конструктора Баруна Владимира Наумовича сменил его заместитель Азаматов Рамиль Абдреевич, директором НТЦ стал бывший главный инженер Автомобильного завода Якубов Семен Семенович. Расцвет предприятия пришелся на 1980-е годы, когда выпуск автомобилей достиг 70 тысяч грузовиков в год. В этот период появились три основных модели семейства военных автомобилей "Мустанг", принятые сегодня на вооружение Министерством обороны РФ. Всего же за прошедшие 40 лет конструкторы "КАМАЗа" разработали более полутора тысяч моделей, модификаций и комплектаций. В 1990-е годы завод испытывал сложности и в конце десятилетия почти на год приостанавливал работу. Возрождения предприятия началось в начале 2000-х. Read more: file:///E:/Military/_GUIDE/ARMY/tr(UCK)/KAMAZ__________/_4310%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23%23/__pre1986&show/_2/%D0%9A%D0%90%D0%9C%D0%90%D0%97%20%E2%80%94%2040%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8.htm Летом 2015 года годовым общим собранием акционеров было решено переименовать открытое акционерное общество «КАМАЗ» в публичное акционерное общество «КАМАЗ». Такое решение было принято в связи с изменениями в гражданском кодексе России, а так же из-за новых правил на бирже ММВБ.Источники:
См. на страницах Грузовой автомобиль КамАЗ-5320, Опытный автомобиль-самосвал КамАЗ-5510