Сокращение заказов МО на изготовление автомобильных шасси для войскового ЗРК 9К33 «Оса» позволило в 1990 году на Брянском автозаводе начать серийный выпуск артиллерийского тягача БАЗ-6953 (8х8), который предназначался для буксировки по всем видам дорог и местности артсистем «Гиацинт-Б», «Мста-Б» и других прицепных систем полной массой до 15 т. Прототип тягача БАЗ-69501ПТ был разработан в КЭО БАЗа (ведущий конструктор В.И. Синакин) под руководством главного конструктора Ю.И. Мосина (до своего назначения в 1983 году на эту должность работал в СКБ МАЗа). Опытный образец БАЗ-69501ПТ (БАЗ-69503), построенный к ноябрю 1988 года на базе СКШ БАЗ-69501 из унифицированного семейства «Основа-1», отличался укороченной колёсной базой, наличием грузовой платформы и буксирного устройства. Серийный выпуск тягача БАЗ-6953 продолжался до 1993 года. Пожар на заводе двигателей КамАЗа в один момент лишил все автомобили семейства «Основа-1» моторов и брянским конструкторам пришлось вернуться к однодвигательной схеме. На автомобиль БАЗ-69531 в качестве силовой установки был установлен 300-сильный ярославский дизельный двигатель ЯМЗ-238Н (позднее — ЯМЗ-238Д-19 мощностью 330 л.с.). Тогда же на БАЗе был создан балластный тягач БАЗ-69532, способный работать в составе автопоезда полной массой 70 т. На базе невостребованных армией тягачей БАЗ-6953 в начале-середине 90-х на Дмитровском опытно-экспериментальном заводе МВД РФ строились спецавтомобили для пресечения групповых противоправных действий и массовых беспорядков (водомётные установки) «Лавина». Дальнейшим развитием автомобиля БАЗ-69531 стал многоцелевой тягач из семейства СКШ «Вощина-1» — БАЗ-6306.
|
фотографии и схемы |
Источники: |