Воспоминания командира 22-ой ДМДС
контр-адмирала Тулина Кирилла Алексеевича

На пятом году службы на СФ, в сентябре 1979 г., мне позвонил начальник управления кадров капитан 1 ранга Зуев и предложил мне срочно прибыть к нему. По прибытию он показал телеграмму, в которой говорилось: "Начальнику отдела кадров. ГК ВМФ провел совещание по поводу назначения командира 22-й дивизии морских десантных кораблей ТОФ. Главком решил назначить командиром 22-й дивизии командира 121-й бригады ДК капитана 1 ранга Тулина Кирилла Алексеевича. Проведите с ним беседу и результаты доложите". Я прочитал телеграмму, встал и произнес: "Служу Советскому Союзу" (коли Главком решил, что еще может сказать комбриг?). И уже 13 октября я был на Дальнем Востоке.

б. Кетовая
б. Кетовая

К моему прибытию формирование дивизии уже практически завершилось. Новое соединение ТОФ разворачивалось на базе 120-й бригады ДК ТОФ, которая по своему составу приближалась к дивизии, а с приходом «Ивана Рогова» вопрос переформирования был практически решен. Это была первая дивизия морских десантных сил в нашем флоте.

К моменту окончания формирования дивизия включала в свой состав две бригады ДК (120-ю и 14-ю). Каждая бригада имела в своем составе два дивизиона. Всего в дивизии насчитывалось более 30 единиц: БДК пр. 1174 «Иван Рогов" и «Александр Николаев", БДК пр. 1171 «Сергей Лазо», «Николай Вилков», «Томский комсомолец», «Алексндр Торцев», и «50 лет ВЛКСМ» др., БДК пр.775 и 775-П — БДК-14, БДК-98, БДК-101 и др.), СДК пр.770 и др. Имелись и ДКаВП — сначала четыре для «Ивана Рогова», позднее появились еще четыре, предназначавшиеся для «Александра Николаева».

Кадровые перемещения были следующими: командир 120-й бригады капитан 1 ранга Чебанов стал НШ дивизии, НТТТ одной из бригад капитан 2 ранга Ващенко стал комбригом 120-й, а капитан 2 ранга Волков — 14-й бригады ДК. От капитана 3 ранга Александра Владимировича Симонова, который заканчивал ВМА, поступила просьба пригласить его для дальнейшей службы на ТОФ. О совместной службе у меня остались самые положительные воспоминания, и я обратился с соответствующими документами по инстанции. Симонов прибыл к нам и был назначен НШ 14-й бригады ДК. Позднее он стал комбригом и к моменту моего ухода на вышестоящую должность был назначен НТТТ дивизии.

К моменту моего прибытия дивизия располагала плавмастерской. которая досталась нам в качестве трофея от Японии. Она стояла в б. Новик, на ней был старый, "избитый" станочный парк, но, как это ни странно — в рабочем состоянии. Несмотря на возраст мастерская выполняла большой объем работ. Позднее к нам пришла вторая ПМ, польской постройки, с самым современным оборудованием, которое позволяло на месте выполнять многие виды ремонтных работ.

Корабли и суда дивизии базировались на о. Русский. Остров имел в диаметре около 12 км и около 50 — по периметру. Его побережье было изрезано глубокими бухтами, и в одной из них — б. Новик, делящей остров как бы на две части, и располагались десантные корабли. Наши "причалы" находились ближе к выходу из бухты, а в самой глубине ее стояли корабли бригады консервации.

б. Иванцова
б. Иванцова

Специальные причалы для десантных кораблей отсутствовали, корабли стояли, уткнувшись носом в берег (при этом кормовой якорь был отдан, а корабль носовой частью сидел на береговой отмели) — носовые ворота открыты, аппарель опущена. Поблизости от береговой черты имелись электрощиты, к которым подтягивался корабельный кабель и таким образом обеспечивалось питание энергетических систем корабля (подача воды и пара отсутствовала). Такой способ базирования флотские остряки окрестили "носом в грязь".

Так базировались большую часть года Ближе к зиме схема дислокации изменялась. Зимы на Дальнем Востоке достаточно холодные (-15-20°С) и малоснежные, картину усложняют сильные и жестокие ветры. В б. Новик образуется устойчивый ледяной покров толщиной до метра, что исключает любое передвижение десантных кораблей без помощи ледоколов. Поэтому на 3-4 месяца (декабрь, январь, февраль и, иногда, март) корабли уходили из б. Новик во Владивосток, где распределялись по чужим причалам. Где имелось свободное место, там и вставали, но, как правило, для стоянки выделяли самые неудобные участки причалов. Если электропитание еще худо-бедно подавалось, то пар и пресную воду с берега корабли получали не всегда. Базирование во Владивостоке было серьезным испытанием, т.к. ко всем прочим добавлялись трудности снабжения всем необходимым (штаб и наши склады — на о. Русский, а корабли — в главной базе).

Подобная ситуация не могла продолжаться бесконечно. Мы обратились к командованию флота с предложениями по улучшению и перестройке системы базирования десантных кораблей. Предложения нашли отклик, в частности, активная поддержка последовала от 1-го зам. командующего ТОФ вице-адмирала Николая Яковлевича Ясакова. Было принято решение о создании на том же о. Русский пункта базирования в незамерзающей б. Иванцова. Данная бухта была обращена в сторону Японского моря и прикрывалась архипелагом островов Римского-Корсакова. Бухта была достаточно хорошей с навигационной точки зрения, неплохо защищена от волнения. Лишь при движении шторма с южного направления в б. Иванцова появлялась морская зыбь.

Вскоре появились соответствующие руководящие документы, и флот приступил к оборудованию пункта базирования в Иванцово. Провели необходимые навигационно-гидрографические работы, в глубине бухты установили на мертвых якорях два плавпричала (вскоре к одному из них поставили "польскую" ПМ. На берегу хозспособом построили двухэтажное здание штаба дивизии, создали бетонную площадку для базирования ДКаВП, собрали сборно-шитовую казарму для их экипажей. Вскоре появилась своя электростанция, пробурили скважину, из которой стали качать пресную воду. На корабли пр. 1171 и 1174, швартовавшиеся к плавпричалам, при помощи проложенных коммуникаций стала подаваться вода и электроэнергия.

Пункт базирования был создан и постепенно развивался, однако средств и сил для обеспечения дальнейшего базирования десантных кораблей выделялось недостаточно, и большая их часть по-прежнему стояли "носом в берег".

В соответствии со сложившейся практикой в случае получения штормового предупреждения БДК покидали б. Иванцова и выходили в Амурский залив, где становились на якоре в районах, защищенных от волнения. За те семь лет, что мне довелось командовать 22-й дивизией, дважды морские волны, минуя острова, прорывались в бухту и наносили серьезные повреждения (в частности, первая секция плавпричала получала пробоины). Чтобы предотвратить подобное, было решено построить мол. На отмели затопили два старых, наполненные камнями десантных корабля, а также произвели отсыпку большого объема скальных пород. Нам же предстояло продолжить работы. Сразу после первого серьезного предупреждения природы мы получили большое количество железобетонных пирамид, кубов и "ежей". Конструкции производились на одном из предприятий Приморья и доставлялись на о. Русский нашими десантными кораблями. Здесь, используя плавкран, мы сгружали их на месте возведения нового мола. К моменту завершения моей службы в Приморье мол практически полностью был сформирован. Далее планировалось "отбить" шпунтом дамбу со стороны бухты, забетонировать, углубить дно и подходы образовавшейся гавани, затем в этом месте поставить плавпричалы, проложить коммуникации и начать базирование кораблей. Насколько мне известно, шпунт был завезен, но далее работы сначала замедлились, а потом и прекратились. В стране начались преобразования и, видимо, стало не до базирования кораблей нашего флота. Более того, сейчас данный пункт базирования "благополучно" заброшен.

о. Русский
о. Русский
Учения "Луч", боевые службы и походы

В 1982 г. дивизия морских десантных сил ТОФ приняла участие в учениях "Луч", основной задачей которых являлась отработка совместных действий сил высадки и отрядов кораблей огневой поддержки десанта в ночных условиях с использованием инфракрасной аппаратуры для управления силами.

На этапе подготовки к учениям, которая заняла около четырех месяцев, провели проверку и привели в полную боевую готовность корабельную инфракрасную аппаратуру для ночного маневрирования. Было выявлено много недостатков — на некоторых кораблях "изделия" по недосмотру или халатности вышли из строя и требовали ремонтных работ в условиях мастерских. Для переносных инфракрасных приборов потребовалось большое количество индивидуальных источников питания. Нашу подготовку к учениям курировал вице-адмирал Н.Я.Ясаков — именно его неуемная энергия, требовательность и даже жесткость в этих вопросах имели следствием то, что к началу учений все корабли были укомплектованы штатными средствами. Кроме того, многие корабли получили новые приборы, которые уже были приняты на вооружение, но еще не получили широкого распространения (например, ночные визиры, сигнальные фонари и пр.). Только после тщательных проверок и тренировок (сначала одиночного корабля, затем подивизионно) мы начали готовиться к самому учению.

По замыслу учений, формирование десантных отрядов происходило в Уссурийском заливе. Пунктами посадки выбрали б. Кетовая и Горностай. Посадка десанта происходила ночью, в пунктах посадки поставили "заморбличенные" створы, корабли шли на посадку с выключенными огнями, используя только инфракрасное оборудование. Все подошли к берегу без происшествий, десант приняли нормально. Кстати, колонны техники морской пехоты шли к пункту посадки с выключенными фарами, пользуясь только защищенными огнями, все сигналы командиры соединений морской пехоты передавали подчиненным им подразделениям "защищенными" огнями. Использовать средства радиосвязи запрещалось (за исключением аварийных ситуаций, но таких не было).

Учения "Луч" запомнились очень тщательной проработкой всех, вплоть до мельчайших, деталей: все было предусмотрено, расписано и, главное, все шло по плану (а так, увы, бывает не всегда). Сложно, все "на нервах", но к утру погрузку закончили, и десантные корабли рассредоточились у б. Кетовая по отрядам (было сформировано два десантных отряда и отряд обеспечения).

В назначенное время начали формироваться силы высадки — корабли дали ход и начали выстраиваться в соответствии с диспозицией (ДЕСО-1, ДЕСО-2). Артиллерийские корабли, осуществлявшие во время погрузки охрану рейда, также заняли свои места в ордере. Началось движение в сторону б. Владимирская Уссурийского залива. На пути получили информацию о действиях обнаруженных ПЛ, о поставленных противником минных заграждениях и пр. Штаб сил высадки эту информацию учитывал, производил уклонение и соответствующее обстановке маневрирование. Такие действия были очень сложны, т.к. силы высадки насчитывали около 50 единиц различных Классов и проектов. Вся эта армада четко управлялась, ДЕСО и отдельные корабли, послушно выполняя приказания, двигались к намеченной цели.

Переход был совершен в течение трех суток. Сначала от Владивостока к б. Владимирская, где сделали поворот и взяли курс в открытое море. Уже в нейтральных водах мы развернулись и морем пришли к м. Клерка архипелага Римского-Корсакова. Там мы постоянно проводили отработку высадки десанта. Поблизости находился полигон, который часто использовали для бомбометания морская авиация, а надводные корабли — для артиллерийских стрельб. Ночью подошли к месту будущей высадки. Все огни, естественно, погашены — единственный свет, который можно было увидеть, это были огни САБ (светящихся авиабомб), которые сбрасывали самолеты морской авиации, подсвечивая цели для бомбометания на полигоне. Не успела отработать авиация, а корабли огневой поддержки уже выдвинулись ближе к берегу и начали обработку побережья. После окончания артподготовки ДК прошли через их строй и начали движение к месту высадки.

В первом броске шли подразделения морской пехоты на ДКаВП, высаженных БДК «Иван Рогов» и «Александр Николаев». Для того, чтобы лучше ориентировать отряды ДКаВП, их лидерами работали ТКА на подводных крыльях. В одном из отрядов концевой катер под командованием ст. лейтенанта Соловьева отстал. Чтобы догнать свои корабли, он увеличил скорость до 30 уз. В это время ТКА на расстоянии 5 каб. от берега сделал поворот влево, чтобы пропустить вперед ДКаВП, отошел на одну милю и лег в дрейф. Два первых катера без проблем вышли на пункт высадки за линию противодесантной обороны и начали высадку морской пехоты. Отставший катер значительно отклонился от курса и как раз вышел на лежавший в дрейфе ТКА-лидер. Когда на ТКА поняли, что на них на огромной скорости с потушенными огнями идет ДКаВП, они включили прожектор. Командир ДКаВП, увидев опасность, с полного хода сделал "стоп". От столь резкой остановки два БТР сорвались с крепления и вылетели из трюма катера. При этом погибли пятеро морских пехотинцев.

Это происшествие смазало общее впечатление об учении на последующем разборе, несмотря на отличное выполнение поставленных задач как до аварии, так и после. Учение продолжалось. Волны десантируемых подразделений накатывались на охраняемое побережье, сметая все на своем пути. Все шло в соответствии с планом, "без сучка и задоринки". Вскоре оборона противника была повержена, все запланированные к высадке силы находились на берегу. И это в полной темноте, без использования осветительных приборов. Действия десантных сил в целом были оценены положительно, но трагическое событие наложило, видимо, свой траурный отпечаток на оценку учения. Практика таких учений, насколько мне известно, не получила распространения. Результаты нашего учения разбирались в ВМА, меня также приглашали на 6-е ВСОК ВМФ, где я выступал с докладом перед командирами кораблей.

Учение "Луч" стало самым запоминающимся, хотя тяжелым и трагическим событием в моей службе на Дальнем Востоке. Впрочем, служба в тот период была наполнена различными трудными ситуациями, из которых мы всегда находили выход. Кроме участия в ежегодных общефлотских учениях, мы осуществляли снабжение удаленных "точек" флота. Дальневосточная практика этих действий практически не отличалась от того, чем мне приходилось заниматься на СФ. Важным направлением деятельности дивизии была подготовка и отправка БДК на БС в состав 8-й ОПЭСК ТОФ. Там постоянно находились один-два БДК из состава нашего соединения с батальоном морской пехоты на борту. Основной их задачей являлась демонстрация военно-морской мощи. В Индийский океан мы посылали самые подготовленные экипажи и подразделения, и я не сомневаюсь в том, что в случае необходимости морская пехота смогла бы защитить честь и достоинство нашей державы.

Часто наши БДК заходили в Сомали — мы доставляли туда бронетехнику и автомобили, забирали отслужившее свое машины, Постоянно выполнялись "пассажирские" рейсы в Камрань (два-три БДК по два-три раза в год совершали рейсы в эту базу, доставляя туда молодое пополнение и забирали отслуживших срочную службу). Привлечение БДК объяснялось их конструктивными особенностями, позволяющими в достаточно комфортных условиях перевозить большое количество военнослужащих.

Большая работа выполнялась нашими БДК по обеспечению строительства нового пункта базирования на Курильской гряде в б. Броутона (в кратере потухшего вулкана) о. Семушир. В этом достаточно удобном месте создавалась современнейшая база АЛЛ. Мы туда доставили береговой ракетный полк в полном составе, большое количество различного оборудования и техники, танки ИС (их зарывали в землю, бетонировали — таким образом создавалась хорошо укрепленная огневая точка). Особыми стали для наших ДК рейсы по доставке в б. Броутон большого количества боеприпасов времен Второй мировой войны. Дело в том, что слабым местом новой базы был мелководный канал, связывающий кратер потухшего вулкана с проливом. Канал было решено углубить, а в качестве взрывчатки использовать отслужившее свое снаряды, боевые части торпед и прочие "изделия", содержащие большое количество ВВ. Основная серия взрывов, пробивших канал, была осуществлена еще до моего прибытия на Дальний Восток.

В целом Курильские острова были достаточно хорошо известны командирам наших ДК. Постоянные "грузовые" рейсы мы совершали на различные острова этой гряды, а также на Сахалин. Но не только они связывали нас с Курилами. Этот регион мы использовали и для своей боевой подготовки. В 1985 г. состоялась достаточно крупная высадка десанта в б. Касатка о. Иртуп. Общее руководство учениями осуществлял командующий ТОФ адмирал флота В.В.Сидоров. Учения, в которых принимали участие практически все корабли дивизии, запомнились очень плохой погодой — высадка десанта проходила в штормовых условиях, но успешно. Кораблям нашей дивизии доводилось высаживать морской десант и в б. Анива на Сахалине.

На этой странице опубликован фрагмент статьи, посвященный службе на ТОФ. Полностью с воспоминаниями контр-адмирала Тулина Кирилла Алексеевича можно ознакомиться в журнале "Военно-технический альманах Тайфун" №47, 2005 год.







GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»