Е.К. Кондратенко, Г.Н. Пичугин

Спасение с аварийных подводных лодок

Вопросам спасения личного состава с затонувших ПЛ в нашей стране всегда уделялось большое внимание. Уже в 1930-е гг. благодаря работам группы врачей-физиологов под руководством академика Л.А. Орбели удалось определить физиологические требования к изолирующему подводному кислородному прибору, в результате чего были созданы кислородные аппараты Э-1, Э-4, Э-5, а затем индивидуальный спасательный аппарат «ИСА», обеспечивающий выход на поверхность из затонувшей ПЛ. В 1936 г. было разработано «Временное наставление но выходу людей из затонувшей ПЛ».

Выход личного состава ПЛ путем шлюзования отсеков-убежищ, боевой рубки или через торпедные аппараты в водолазном снаряжении оставался единственным способом их самостоятельного спасения вплоть до 1960-х гг. При этом следует отметить, что этот способ спасения требовал от подводников отличного знания легководолазного дела, крепкого здоровья, физической выносливости и большого самообладания. И при этом он оставался ограниченным но глубине. Поэтому начатые в 1960-е гг. широкомасштабные работы по развитию технических средств для изучения и освоения Мирового океана с целью использования его ресурсов, а также создание боевых ПЛ с большой глубиной погружения и неограниченным районом плавания потребовало и решения на принципиально новой физиологической и технической основе проблемы спасения личного состава.

В обеспечение этого коллективами ВМФ и судостроительной промышленпости в конце 1950-х — 1960-е гг. был выполнен большой объем медико-биологических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в результате которых возникло, быстро развилось и утвердилось принципиально новое направление в создании методов и средств самостоятельного спасения подводников так называемым «сухим» способом. Кроме того, было доказано, что возможно обеспечить пребывание людей в легководолазном снаряжении на глубинах вплоть до 300 м.

Самые первые проработки по оснащению ПЛ средствами индивидуального спасения личного состава «сухим» способом были выполнены в СПБМ «Малахит» в 1953 г. На одном из предэскизных проектов ПЛ разрабатываемых в связи с объявленным Госкомитетом но судостроению (ГКС) конкурсу на создание нового поколения ПЛ, предусматривалась установка в надстройке горизонтальных контейнеров, предназначенных для спасения всего личного состава лодки при ее аварии.

Большой объем опытно-конструкторских работ (OKР) по созданию спасательного устройства многократного действия (СУМД) был выполнен в нашем бюро в самом начале 1960-х гг. В этом случае предусматривалось спасение подводников с помощью герметической капсулы, вмещающей одного человека и выпускаемой через торпедный аппарат, дооборудованный специальной лебедкой, которая обеспечивала возвращение этой капсулы с поверхности моря после выхода из нее очередного спасаемого. Отсутствие связи спасающегося с ПЛ, весьма длительный по времени цикл спасения и ряд других недостатков обусловили прекращение работ по этому устройству на стадии ОКР. Дальнейшим развитием идеи спасательного устройства многократного действия явилось проектирование всплывающих спасательных устройств (ВСУ), работы по которым выполнялись в те же годы в СПМБМ «Малахит», ЛПБМ «Рубин» и ЦКБ «Лазурит».

Их основное отличие от СУМДов заключалось в том, что они предназначались для одновременного спасения нескольких человек (от двух до двадцати) и для их размещения па ПЛ лодке предусматривалась специальная шлюзовая камера, имеющая:

  • двери в смежные с камерой oтсеки, через которые спасаемые входят в шлюзовую камеру;
  • крышку большого диаметра, позволяющую выпускать и принимать всплывающую камеру и имеющую привод ее принудительного открывания-закрывания изнутри лодки;
  • лебедку с тросом, обеспечивающую принудительное затаскивание всплывающей камеры в шлюзовую камеру после очередного выхода спасаемых подводников на поверхности моря.

    Для входа спасаемых внутрь всплывающей камеры и их выход, на ней предусмотрена стандартная верхняя крышка. В обеспечение разрабатываемых конструкций ВСУ организациями МСП и ВМФ проводились научно-исследовательские и экспериментальные работы по определению физиологических особенностей спасения людей в ВСУ, из выживаемости после всплытия и до момента перехода на борт спасательного судна, установлению оптимальных скоростей всплытия камеры на поверхность воды и ее принудительного обратного возвращения на тросе к ПЛ, вопросов связи и сигнализации спасаемых с экипажем ПЛ, эффективности и надежности работы узлов и конструкции в целом, по максимальным углам крена и дифферента ПЛ, при которых возможно использование устройства.

    ЦКБ «Лазурит» по заданию ВМФ была разработана опытная конструкция ВСУ, которая в 1961 г. была испытана на переоборудованной заводом «Красное Сормово» ПЛ пр. 613С*. Эти испытания подтвердили работоспособность конструкции ВСУ и ее надежность для целей спасения. ВСУ были установлены на лодках пр. 661, 670, 690, 1840, a также пр. 667А и всех его последующих модификаций. Для руководства при проектировании ВСУ в 1974 г. издан стандарт «Камера всплывающая для спасательного устройства многократного действия», разработанный ЦКБ «Лазурит».

    * — Примечание редакции. С-43 (заводской номер 802). На лодке были установлены и испытаны конструкции комбинированного и разведывательного спасательных устройств.

    Опытное комбинированное спасательное устройство (КСУ) состояло из вертикальной шлюзовой шахты диаметром 1200 мм, врезанного в переборку прочного корпуса ПЛ между I и II отсеками по ДП и снабженной сверху на уровне палубы надстройки крышкой диаметром 1200 мм и на ней второй крышкой диаметром 650 мм. Из I и II отсеков на уровне жилой палубы в шахту врезаны прочные двери, для входа в нее из отсеков. В шахте ниже входных дверей, размещена всплывающая камера на одного человека, под которой расположена грузовая лебедка, трос от которой закреплен за нижнее днище камеры.

    После принятия решения о спасении подводники в снаряжении ИСП по одному входят в шлюзовую камеру, а там в всплывающую камеру. Затем шлюзовая камера заполняется водой, отдраивается верхняя крышка диаметром 1200 мм и всплывающая камера, с человеком, за счет собственной плавучести на тросе, протравливаемом с лебедки, всплывает, после чего подводник отдраивает крышку и выходит на поверхность воды, а камера втягивается в шлюзовую шахту лодки. Вода из нее стравливается в трюм ПЛ. Аналогично первому подводнику по одному последовательно выходят все, включая последнего. КСУ может быть использовано и для спасения традиционным «мокрым» способом, но буйрепу, без выпуска всплывающей камеры, что и определило название устройства комбинированным.

    Разведывательное спасательное устройство (РСУ) по принципу действия и использования не отличается от КСУ, но для разведывательных целей в верхней части всплывающей камеры РСУ поставлен перископ, подвсплывая под который разведчик может наблюдать за обстановкой. Опытная РСУ конструктивно отличается от КСУ. Шлюзовая камера РСУ расположена над крышкой входного люка III отсека прочного корпуса ПЛ и поднимается выше надстройки.

    Испытания опытных конструкций в море с выпуском КСУ и РСУ по 14 раз из ПЛ лежащей на грунте на глубине до 40 м подтвердило их работоспособность и надежность для целей спасения. Выполнение разведывательных функций с использованием перископа оказалось невозможным из-за неуправляемого вращения камеры на тросе.

    Вершиной конструкторских разработок по обеспечению спасения подводников «сухим» способом можно считать рубку всплывающую, названную в дальнейшем камерой спасательной всплывающей (КСВ). Она впервые была предложена СПМБМ «Малахит» на стадии предэскизной проработки ПЛ пр. 705 и впоследствии стала важнейшим элементом этой ПЛ. Этому предшествовали длительные поисковые и научно-исследовательские работы СПМБМ «Малахит» совместно с аварийно-спасательной службой ВМФ, включая и описанные в этой статье. В ходе этих поисков было намечено заменить традиционную прочную рубку ПЛ на отрывную, в которой размещался бы весь экипаж ПЛ. Такое решение не имело аналогов как в нашей стране, так и за рубежом. Поэтому требовались серьезные теоретические исследования и обоснования, экспериментальные проверки на моделях и испытания натурных макетов в морских условиях, в процессе которых:

  • определялось оптимальное сочетание формы ВСК с навешенной частью ограждения, ее плавучесть и остойчивость, обеспечивающие устойчивое всплытие при различной нагрузке;
  • анализировалось влияние установки ВСК на тактико-технические элементы ПЛ;
  • определялось оптимальное размещение личного состава в ВСК, обеспечивающее минимальное время его загрузки и размещения внутри ВСК при аварии;
  • определялась оптимально допустимая норма внутреннего объема ВСК на каждого человека, исходя из физиологических требований для выживания людей до момента их перевода из ВСК на борт спасательного судна;
  • теоретически и экспериментально устанавливались нормы средств регенерации и аварийных запасов пищи и воды на каждого человека.

    Всплывающая спасательная камера ПЛА пр. 705
    Всплывающая спасательная камера ПЛА пр. 705

    Спроектированная опытная конструкция ВСК состояла из прочного корпуса с верхним и нижним входными люками и навешенной на него частью ограждения. Крепится ВСК к специальной комингс-площадке прочного корпуса с помощью кремальерного устройства с пневмогидравлическим приводом разворота, управляемым изнутри ВСК. При необходимости для принудительного катапультирования (выталкивания) из ограждения подводной лодки на ВСК предусмотрены пневматические толкачи. Внутри ВСК размещались сидения для размещения личного состава, аварийные запасы пищи и воды, средства регенерации и вентиляции, освещение, радиостанция, контрольные приборы и теплое белье на весь личный состав.

    Действия личного состава после принятия командиром ПЛ решения покинуть аварийный корабль просты и включают: а) открывание крышек входного люка ВСК, быстрый переход всего личного состава в BCK с одновременным вводом в действие ее системы регенерации, размещение в ВСК и закрытие крышек входных люков; б) отсоединение ВСК от подводной лодки разворотом кремальерного устройства, выравнивание давления в комингс-площадке с забортным с помощью ее шлюзования, после чего ВСК всплывает на поверхность; если же под действием сил плавучести ВСК не отрывается от комингс-площадки, тo включаются пневматические толкачи, обеспечивающие принудительное выталкивание ВСК из ограждения. После всплытия на поверхность воды для вентиляции в ВСК открывается крышка верхнего входного люка и с помощью радиостанции устанавливается связь с надводными кораблями, судами или самолетами.

    Все стадии проектирования опытной, а впоследствии и серийной ВСК выполнялись СПМБМ «Малахит» с участием организаций ВМФ, а постройка осуществлялась на Ленинградском Адмиралтейском объединении. Опытная конструкция ВСК после ее изготовления и проведения всего объема её заводских испытаний, включая и внутренние гидравлические на полное забортное давление, в 1965 г. была предъявлена междуведомственной комиссии для проведения ее морских испытаний и испытаний на обитаемость, которые проводились в Финском заливе с использованием построенного специального стенда, имитирующего примыкание к ВСК конструкции ограждения.

    Испытания ВСК ПЛА пр. 705
    Испытания ВСК ПЛА пр. 705

    При проведении морских испытаний в ВСК находились два-четыре водолаза-испытателя, сдавших зачет на управление камерой, а остальной личный состав имитировался надежно раскрепленным балластом. При проведении испытаний на обитаемость в камере, находящейся на плаву, в течение шести суток находились двадцать человек из состава экипажа одной из ПЛ.

    Все медицинские биохимические и микроклиматические исследования выполнялись специалистами Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Морская часть испытаний проводилась и обеспечивалась подразделениями ВМФ с участием специалистов СПМБМ «Малахит».

    В результате проведения этих испытаний было установлено, что:

  • конструкция ВСК обеспечивает ее надежный выход из ограждения ПЛ при углах крена и дифферента до 60 град. без применения толкачей, которые являются страхующими резервными средствами, обеспечивающими ее принудительное катапультирование из ограждения;
  • кремальерное устройство обеспечивает надежную отдачу ВСК от комингс-площадки;
  • малогабаритные регенерационные установки обеспечивают пребывание личного состава в загерметизированной ВСК не менее одного часа, что вполне достаточно для всплытия камеры на поверхность моря и начала естественной вентиляции;
  • по запасам провизии и воды пребывание личного состава в ВСК обеспечено в течение шести суток с момента всплытия камеры на поверхность воды.

    Всплывающие спасательные камеры (кроме ПЛ пр. 705 и 705К) были установлены на многих ПЛ третьего поколения, а также на специальной подводной лаборатории «Бентос-300», переданной в 1976 г. в состав флота Министерства рыбного хозяйства. Проектирование ВСК регламентировано разработанным СПМБМ «Малахит» стандартом.

    Общий вид ВСК ПЛА пр. 705
    Общий вид ВСК ПЛА пр. 705

    Разновидностью всплывающих спасательных камер являются спасательные контейнеры (СК), также предназначенные для спасения личного состава ПЛ, но устанавливаемые только на период их глубоководных испытаний.

    Изучение возможностей и путей создания СК было начато СПМБМ «Малахит» совместно с АСС ВМФ в 1964 г. когда встал вопрос об аварийно-спасательном обеспечении при проведении глубоководных погружений головных ПЛ, имеющих глубину погружения 400 м и более. Техническое и рабочее проектирование выполнено СПМБМ «Малахит» в 1967 г., а постройка двух контейнеров заводом «Красное Сормово» — в 1968 г. Их испытания были проведены в Баренцевом море на специально оборудованной ПЛ К-68 пр. 651 10-25 июня 1969 г.

    Спасательные контейнеры по своему оборудованию аналогичны ВСК и выполнены в виде горизонтальных прочных цилиндров, устанавливаемых на штатные комингс-площадки ПЛ. Для этого на комингс-площадку устанавливается переходной комингс, закрепленный на ней с помощью анкерных болтов, а к нему — с помощью кремальерного устройства спасательный контейнер. СК транспортабелен по железной дороге, что позволило обеспечивать проведение глубоководных погружении головных ПЛ двумя спасательными контейнерами как на Северном, так и на Тихоокеанском флотах.

    В заключении остается отметить, что в результате проведенного комплекса опытно-конструкторских и исследовательских работ, включающих и всесторонние натурные испытания, на ПЛ новых поколений, предназначенных для несения службы в удаленных районах Мирового океана, были внедрены новые средства спасательного комплекса, обеспечивающие самостоятельное спасение «сухим» способом одновременно всего экипажа аварийной лодки (ВСК и СК) или малыми партиями (ВСУ) со всего диапазона глубин, вплоть до предельных. И последнее, что необходимо отметить. Единственный случай использования камеры спасательной всплывающей по прямому назначению во время аварии ПЛ «Комсомолец» закончился трагически. Учитывая, что по поводу той трагедии имеется достаточно много разноречивых публикаций, авторы настоящей статьи умышленно не стали рассматривать вопросы использования аварийно-спасательных устройств, установленных на этой лодке.

    Кондратенко Евгений Кириллович. Работает в cyдостроительной промышленности с 1959 г. Занимался разработкой аварийно-спасательных устройств. Принимал участие в coздании cпacaтельного устройства многократного действия (СУМД), всплывающего спасательного устройства (ВСУ) для АПЛ пр. 627, всплывающих спасательных камер (ВСК) для подводных лодок СПМБМ «Малахит» и спасательных контейнеров.

    Пичугин Геннадий Николаевич. Работает в cyдостроительной промышленности с 1959 г. Являлся ответственным исполнителем темы «Всплывающая спасательная камера — «ВСК»» (первоначально именовалась Рубка всплывающая — «РВ») на всех ее этапах. Принимал участие и проектировании, постройке и испытаниях опытного образца ВСК и проектировании спасательного контейнера СК, занимался внедрением ВСК на подводные лодки пр. 705.



  • GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»