библиотека |
Военный флот России: что будет завтра?Среди громких событий последнего времени, к которым можно отнести, к примеру, японский демарш, вызванный поездкой президента Дмитрия Медведева по Курилам, или избиение московского журналиста Олега Кашина, в информационном море почти затерялось не столь глобальное, но, без сомнения, знаковое для ВМФ России событие. Две недели назад на санкт-петербургской «Северной верфи» спустили на воду головной фрегат нового проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Он стал первым российским крупным боевым кораблем, спроектированным, заложенным и спущенным на воду после распада СССР. По мнению военных аналитиков, это долгожданное событие наглядно демонстрирует, что российская кораблестроительная программа для ВМФ пусть постепенно, но начинает раскручиваться. Ее главная тенденция, в корне отличающая будущий российский военный флот от «разношерстного» советского 30-35-летней давности, - максимальная унификация проектов кораблей и подлодок. Они будут создаваться на «базовых платформах» и дополняться затем необходимыми модулями в зависимости от того, какую задачу будет выполнять новый боевой корабль. Основой морских сил России по-прежнему остается подплав. Прежде всего, это относится к стратегическим ядерным силам, которые в перспективе должны стать важнейшей частью ядерной триады и нести на себе до половины всего российского ядерного боезапаса. В свою очередь ядром этих стратегических сил станут восемь ракетоносцев проекта 955 «Борей». Его головная лодка «Юрий Долгорукий» на этой неделе вернулась на северодвинский «Севмаш» после очередного испытательного похода и в скором времени отправится в следующий. Еще три «борея» находятся в стадии строительства, а четыре должны быть заложены в ближайшие пять-шесть лет. Успех здесь зависит от того, как быстро завершатся испытания и будет принято на вооружение штатное оружие таких субмарин - баллистическая ракета «Булава». Что касается многоцелевых подлодок, то на ближайшую перспективу они будут представлены АПЛ проекта 885 «Ясень». Головная лодка этого типа «Северодвинск» спущена на воду нынешним летом. Эти тяжеловооруженные и весьма дорогостоящие субмарины должны заменить в ближайшие 15 лет сразу три проекта 671 «Ерш», 945 «Барракуда» и 949А «Антей» советской постройки. Сегодня в стадии строительства находится еще одна субмарина проекта 885, и по различной информации в ближайшие 6-7 лет будут заложены еще шесть таких лодок, а всего до 2025 года возможна постройка 10-12 «ясеней». В неатомном подплаве ситуация выглядит менее оптимистично. Субмарины четвертого поколения проекта 677 «Лада», призванные уже к началу нынешнего столетия начать обновление флота, до сих пор не приняты на вооружение. Головная лодка проекта «Санкт-Петербург», проектирование которой началось еще в 1989 году, закладка на стапелях состоялась спустя восемь лет в 1997 году, а спуск на воду еще через десять лет, в 2007-м, до сих пор не завершила ходовые испытания. Причины не афишируются, но военные обозреватели предполагают, что они кроются в трудноустранимых дефектах корабля. Обжегшись на «Ладе» и столкнувшись с резким старением имеющихся дизельных субмарин проекта 877 «Палтус», ВМФ вынужден был вернуться к заказу усовершенствованных вариантов «палтуса» - лодок проекта 636М. Головная лодка этого типа для Черноморского флота уже заложена - в августе 2010 года. В наступающем десятилетии флот будет менять старые «палтусы» на усовершенствованные, параллельно продолжая доводку «Лады». Представляется реальным, что к 2020 году ВМФ России будет располагать примерно 4-5 «ладами», 9-12-усовершенствованными и 5-6 старыми «палтусами». Гораздо пессимистичнее военные аналитики оценивают состояние надводного флота, который, по их оценкам, нуждается в полной замене, поскольку на его модернизацию средства в последние десятилетия не выделялись вовсе. Для разрешения проблемы сегодня руководство военного ведомства придерживается весьма осторожной стратегии, при которой воссоздание надводного флота идет снизу - от малых и относительно дешевых кораблей к более крупным, сложным и дорогостоящим. Так, первым серийным проектом для обновленного ВМФ стал корвет проекта 20380. Головной корабль «Стерегущий» передан флоту в прошлом году, еще один спущен на воду, а три, находящиеся сейчас в постройке, должны поступить на вооружение до 2015 года. Вслед за корветами было начато строительство кораблей океанской зоны. Их первенцем и стал «Адмирал Горшков». Однако уже после начала строительства новых фрегатов стало ясно, что обновление флота за счет этих сложных и дорогостоящих кораблей рискует затянуться, в результате приняли решение ускорить процесс, заложив параллельно с новыми фрегатами серию сторожевых кораблей проекта 11356, который отечественная промышленность уже обкатала на экспортных заказах для Индии. Предполагается, что в ближайшие 10 лет в строй войдут порядка восьми фрегатов нового поколения и примерно столько же «сторожевиков» проекта 11356, а всего в ближайшие 20 лет Россия должна получить до полусотни этих кораблей. Когда же в России настанет активная фаза создания кораблей первого ранга, сказать точно пока трудно. Но уже известно, что завершается проектирование эсминца нового поколения. Этот корабль водоизмещением около 10000 тонн также предполагают оснащать едиными для всего надводного флота универсальными пусковыми установками, стандартной боевой информационно-управляющей системой и прочим стандартизированным оборудованием. Это трио - корвет, фрегат, эсминец - нового поколения должно составить основу мощи надводного флота в ближайшие десятилетия. И, наконец, тема ударной силы любого флота - авианосцев, в российском ВМФ также не закрыта. По словам флотского главкома Владимира Высоцкого, технический проект корабля будет готов уже к концу уходящего года. Его разрабатывают сразу несколько организаций. Среди требований к авианосцу главком назвал обеспечение противовоздушной обороны разнородных и даже межвидовых группировок в одной оперативной зоне для поддержания оперативного режима в мирное время и для завоевания господства в воздухе в военное время в данном районе. |
библиотека |