Зачем Россия засыпает керченский пролив

Вероятность военных действий между Россией и Украиной весьма мала, но все же существует

Россия продолжает стремительное строительство дамбы в Керченском проливе. Как известно, работы начались 29 сентября с целью соединить украинский остров Коса Тузла с российским берегом Таманского полуострова.

По данным украинских пограничников, утром 21 октября до линии разграничения украинской и российской границы в Керченском проливе оставалось 376 метров. Всего же с начала строительства насыпано 3476 метров дамбы.

Расстояние от границы до острова Коса Тузла составляет немногим более 150 метров, в зависимости от приливов и отливов. Между тем ширина пролива составляет 4,5 км и российская сторона намеревается его засыпать полностью, так как считает, что Киев границу провел самопроизвольно и надо восстановить историческую справедливость - соединить Косу Тузла с российским Таманским полуостровом. Тогда Коса Тузла будет считаться по нормам международного права российской территорией.

Такой замысел российская сторона не скрывает. Хотя официально строительство дамбы объясняет необходимостью восстановления береговой зоны Таманского полуострова и экологического баланса в регионе. Побывавший в начале этого месяца в Москве министр иностранных дел Украины получил заверения от своего коллеги, что в ходе производимых в Краснодарском крае работ по восстановлению береговой зоны Таманского полуострова не будут нарушаться существующие договорные обязательства по границе между РФ и Украиной. Хотя обязательства касаются только сухопутных границ, а по морским границам и проливам существуют проблемы.

Посол России на Украине Виктор Черномырдин подтвердил во вторник в Киеве, что дамба, которую строят россияне в Керченском проливе, остановится на российской территории. При этом Черномырдин не ответил на вопрос, чьей территорией он считает остров Коса Тузла.

О том, что остров Тузла россияне считают если не своим, то спорным, свидетельствует заявление, сделанное пресс-службой Северо-Кавказского регионального пограничного управления (СКРПУ). По ее информации, производимые работы осуществляются исключительно на российской территории и в водах, непосредственно прилегающих к российскому побережью.

"Объявление украинской стороной неких делимитационных линий в Керченском проливе, Азовском и Черном морях воспринимаются как односторонние и соответственно не могут быть признаны", - говорится в сообщении пресс-службы.

Таким образом, есть косвенные свидетельства, что Москва не откажется от попыток соединиться с территорией спорного острова. В связи с этим украинские пограничники уже наращивают группировку своих войск на острове. Как передает "Интерфакс-Украина", на минувшей неделе на Косе Тузла побывали председатель государственной пограничной службы (ГПС) Украины Николай Литвин и заместитель секретаря совета национальной безопасности и обороны страны Петр Шатковский. Официальная цель их прибытия - "лично разобраться в ситуации на месте и проверить организацию охраны государственной границы". Они провели совещание с руководящим составом Азово-Черноморского регионального управления погранслужбы, на котором был скорректирован план оперативно-служебной деятельности при различных вариантах развития ситуации, сообщили агентству "Интерфакс-Украина" в понедельник в ГПС. На совещании подчеркивалось, что украинские пограничники не должны давать оснований для втягивания себя в межгосударственные политические недоразумения.

"Несмотря на дальнейшее развитие ситуации, украинские пограничники не будут применять оружие при задержании нарушителей государственной границы на этом участке. Однако это не означает, что они будут посторонними наблюдателями: у них и так достаточно сил, средств и навыков проведения силовых операций и задержания в любых условиях", - отметили в ГПС.

Как будут развиваться события в будущем, прогнозировать трудно. С учетом заявлений украинских пограничников можно допустить, что военный конфликт на острове Тузла может иметь место. Но вероятность его все же мала. Есть надежда, что 30 октября, во время визита Игоря Иванова в Киев конфликт удастся разрешить. Правда не ясно, смогут ли строители к этому времени довести дамбу до острова.

Так или иначе, конфликтная ситуация продолжает развиваться. На этом фоне как-то ушел в тень вопрос, почему Россия инициировала строительство дамбы в сторону острова Коса Тузла именно сейчас. Согласно имеющейся в открытых СМИ информации, это сделано по ряду причин.

Во-первых, в случае контроля над островом Тузла, Россия автоматически начинает контролировать весь вход с Черного моря в Керченский пролив. Данный контроль Москве необходим, чтобы исключить проход судов каких-либо других государств (главным образом, военных кораблей) в Азовское море. В условиях возможного вхождения Украины в НАТО, это ничего хорошего Москве сулить не может.

Во-вторых, надо отметить, что спор между Москвой и Киевом касается не только Керченского пролива, но и статуса всего Азовского моря. Киев здесь предлагает соблюдать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, чтобы водная поверхность, лежащая за пределами 12-мильных территориальных вод, была признана открытой для судоходства всех стран, а не только Украины и России. Киеву, который не имеет в Азовском море достаточно мощных рыболовецких портов и военной инфраструктуры, это подходит (он настаивает на делении Азова по срединной линии), Москва же предлагает разделить только дно моря, сделав его внутренним водоемом под юрисдикцией двух стран.

В-третьих, строительство дамбы будет способствовать накоплению рыбных ресурсов в Таманском заливе, как это было в бытность существования косы, соединяющей остров. Таманский залив, как известно, российская территория. Именно эта версия лежит в основе того, почему местные власти начали строительство дамбы.

В-четвертых, по украинской информации, 17 сентября президент украинской компании "Черноморскнефтегаз" Игорь Франчук заявил о начале в ближайшее время геологоразведочных работ на Керченско-Таманском шельфе. Данная территория спорная. Но там, по предварительным данным, имеются залежи более 162 млн тонн условного топлива. Россия, видимо, этого стерпеть не смогла...

Таким образом, данные обстоятельства дают основания предполагать, что российско-украинские противоречия будут иметь место еще очень долго. По крайне мере, до тех пор пока не будут подписаны устраивающие обе стороны соглашения о статусе Керченского пролива и Азовского моря. Остров Тузла на этом фоне - маленькая частная проблема, которая лишь сфокусировала имеющиеся громадные противоречия. Видимо, по версии Москвы, строительство дамбы должно ускорить их решение. Хотя не факт, что Киев здесь пойдет на уступки.

См. дополнительно:

  • I Черноморская война!?
  • Семь типов угроз, к которым мы должны быть готовы





  • GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»