библиотека |
13.06.2001
При этом Главный штаб поспешил успокоить военных летчиков, отметив, что сократят в основном управленческие структуры, а также части и подразделения, "не оказывающие существенного влияния на боевую подготовку". Военная авиация избавится от балласта в лице тысяч офицеров-"двухгодичников" и, например, офицерских жен, числящихся в штабах и канцеляриях на должностях писарей и делопроизводителей. Предполагается, что сокращение позволит высвободить немалые финансовые средства, которые направят на модернизацию и обновление материально-технической базы и боевую подготовку. Оптимизация расходования бюджетных средств - одна из главных целей набирающей обороты военной реформы. Ранее этим планам, идеологом которых называют начальника Генштаба Анатолия Квашнина, препятствовали разногласия в руководстве Минобороны, о которых с назначением нового министра начали понемногу забывать. При этом стоит отметить, что в бытность свою секретарем Совета безопасности Сергей Иванов армейским проблемам уделял не меньшее внимание. Прошлой осенью состоялось закрытое заседание Совбеза, после которого Сергей Иванов заявил, что за четыре последующих года в российских силовых структурах будет сокращено примерно 600 тысяч человек из общей численности чуть больше 3 миллионов. Hа долю Минобороны придется около 400 тысяч, остальные - из других силовых ведомств. Одновременно с этим Россия перейдет на трехвидовую структуру Вооруженных сил - Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и Сухопутные войска. Будут также существовать три самостоятельных рода войск: РВСH, Воздушно-десантные войска, а также Военно-космические силы и войска Ракетно-космической обороны как единый род войск. 20.02.2004
Безусловно, проблема расширения НАТО на Восток и эффективности ДОВСЕ еще будет обсуждаться, по крайней мере, до июня 2004 года, когда официально будет зафиксировано на очередной сессии альянса вступление в него новых членов. И Россия, может быть, добьется своего права контролировать некоторые военные базы и объекты в Польше и в постсоветских прибалтийских республиках, о чем выразил свое желание Сергей Иванов в Мюнхене. Но уже ясно, что процесс расширения НАТО неотвратим, и в ответ на это Москва разработала систему чисто военных мер, которые, по мнению российских политиков, смогут компенсировать появившиеся новые геополитические угрозы. И эти меры уже, в какой-то степени, начинают действовать. Скажем, наблюдатели не раз подчеркивали ту особенность, что экономические проблемы России и Белоруссии резко контрастируют с успехами плодотворного сотрудничества их силовых ведомств. Недавний визит секретаря российского Совбеза Владимира Рушайло в Минск касался именно обеспечения обороны западных границ будущего союзного государства. И белорусские политики не стеснялись говорить о том, что зенитные ракетные комплексы С-300, фактически подаренные Россией, уже поступают в ВС страны. Об этом недвусмысленно намекнул на своей пресс-конференции по итогам визита Рушайло в Минск государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Геннадий Невыглас. По информации белорусского госсекретаря, вопрос противодействия расширению НАТО Россия и Белоруссия намерены предложить обсудить с другими государствами СНГ. Между тем есть сведения, что, кроме средств ПВО, в белорусскую армию на льготных условиях будут поставлены принимаемые в этом году на вооружение ВС РФ новые оперативно-тактические комплексы "Искандер", дальность которых может достигать 500 км. В условиях аналогичного размещения их в Калининградском особом районе (Россия) это ставит под военный "контроль" практически всю территорию Польши и прибалтийских стран. Заметим, что комплексы "Искандер" относятся к классу высокоточного оружия, и их боеголовки по поражающим факторам аналогичны ядерным боеприпасам малой (радиус поражения до 800 м) и сверхмалой мощности (до 400 м). Косвенным подтверждением указанных выше приготовлений является тот факт, что в военно-учебных заведениях РФ по артиллерийским специальностям проходят обучения курсанты из Белоруссии. При этом, как заявлял не раз министр обороны РБ Леонид Мальцев, в отличие от других военнослужащих СНГ, их обучение идет не раздельно, а вместе с российскими курсантами. Здесь также следует добавить, что Россия наращивает в 2004 году свою группировку дальней авиации. По информации главкома ВВС Владимира Михайлова, в этом году будет закуплен еще один стратегический бомбардировщик Ту-160, а еще 3 самолета будут достроены на Казанском авиапредприятии и, возможно, тоже будут введены в состав ВС РФ. Как правило, в последнее время на стратегических учениях "дальники" и самолеты фронтовой авиации совершают авиаперелеты и к белорусским аэродромам. Вполне понятно, что в их задачу входит не столько дозаправка белорусским керосином, сколько решение вопросов стратегической обороны на Западном направлении. Но не только западное направление "волнует" Москву в связи с расширением НАТО. Довольно активные шаги она делает и на южных рубежах СНГ. Это касается не только укрепления российской базы в Армении, куда в 2003 году РФ перевезла из Грузии почти все стратегические запасы боеприпасов и другого вооружения, но и черноморско-азовского побережья, а также Северного Кавказа и всего постсоветского пространства. Подписание президентами Путиным и Кучмой в конце 2003 года соглашения о статусе Азовского моря как внутреннего водоема России и Украины говорит о том, что корабли НАТО без контроля и разрешения Москвы никогда не зайдут в азовский регион. На состоявшихся в конце января переговорах Сергея Иванова с госсекретарем США Колином Пауэллом, российский министр подчеркнуто не вел разговора о сроках вывода военных баз РФ из Грузии. Не стал он обсуждать с ним и возможности оказания выводимым войскам помощи со стороны США. А в Мюнхене Иванов обратил внимание на то, что вывод баз из Грузии не касается ДОВСЕ, и что это проблема только Грузии и России. Приблизительно в таком же ключе российское руководство сейчас высказывается по проблемам Приднестровья. В этой связи с большой вероятностью можно сделать вывод о том, что Россия будет стремиться оставить свои воинские контингенты в Приднестровье и Грузии как можно дольше. И эти контингенты в совокупности с другими факторами будут своеобразным противовесом расширению альянса. На Северном Кавказе Россия содержит почти 40% всех своих войск в составе МО РФ и более половины из состава внутренних войск МВД РФ. Опыт первой и второй чеченской кампаний свидетельствует о том, что она здесь может нарастить группировку гораздо большую и, конечно, не соответствующую адаптированному ДОВСЕ. И наверняка Россия здесь будет наращивать свою группировку, если ее национальным интересам будут угрожать. Нынешнее российское руководство начинает демонстрировать жесткие военные шаги, связанные с обеспечением безопасности РФ и постсоветского пространства. Нет сомнения, что данная тенденция будет продолжена, о чем в какой-то степени, кроме вышеназванного, свидетельствуют факты, связанные с повышение бюджета силовых структур в 2004 году, а также амбициозные планы сохранения и относительного увеличения российских военных группировок в странах СНГ(в Киргизии и Таджикистане), проведения коалиционных учений в рамках ОДКБ, а также программы создания новых видов оружия и перехода на профессиональную армию. 25.03.2004
Исходя из этих соображений, военные аналитики не исключают, что заявление главы Минобороны является преддверием к очередным преобразованиям в Вооруженных силах. Напомним, что Космические войска существуют как отдельный род войск. А войска ПВО входят сегодня в состав ВВС. Кстати, похоже, одним из ответственных за создание новой воздушно-космической обороны станет главком ВВС Владимир Михайлов, заявивший, что "отдельные элементы этой системы уже действуют". 19.06.2004
Вопрос о гражданском контроле над армией вновь выдвигается на первый план. Похоже, эпопея, связанная с изменением функций Генерального штаба, подходит к концу. Напомним, что вопрос об этом был вынесен для обсуждения в Госдуму накануне майских праздников. В СМИ также прошло его бурное обсуждение. Однако в нижней палате парламента дискуссии о том, каким быть в будущем Генеральному штабу, прошли как нельзя гладко. Во всех трех чтениях не было предложено кардинальных изменений и 11 июня депутаты Госдумы 382 голосами (против проголосовали только четыре депутата) приняли в окончательном чтении новую редакцию Закона "Об обороне". Как заявили WPS в Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации, сенаторы также намерены поддержать решение депутатов Думы. Без всякого сомнения, новые законодательные инициативы будут поддержаны и президентом РФ Владимиром Путиным, поскольку поправки инициированы его администрацией. Что конкретно будет изменено? Во-первых, поправки внесены сразу в шесть статей действующего Закона "Об обороне": 10-ю, 13-ю, 14-ю, 15-ю, 17-ю и 19-ю. Генеральный штаб перестает быть основным органом оперативного управления Вооруженными силами РФ, а руководство армией и флотом всецело ложится на министра обороны. Как утверждает "Российская газета", до настоящего времени "Генштаб хоть организационно и входил в Минобороны, но в системе федеральных органов государственной власти фактически стоял с ним в одном ряду". Это, по мнению аналитиков РГ, противоречит указу президента № 314, давшему старт административной реформе. Отмечается, что президентский указ предусматривает только три уровня соподчиненности: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Наличие иных органов исполнительной власти, в том числе в области обороны, там не предусмотрено. Во-вторых, исходя из принятых поправок, изменятся функции Генштаба. Их станет значительно меньше, поскольку статья 15 закона "Об обороне", где изложены функции Генштаба, упраздняется. По новому варианту закона президент будет утверждать только Положение о Министерстве обороны. А старое Положение о Генштабе, утвержденное Борисом Ельциным еще в 1998 году, будет упразднено. Отныне функции Генштаба будет определять министр обороны. Данные изменения глава военного ведомства объясняет необходимостью укрепления принципа единоначалия в армии. "Вооруженные силы остаются таковыми только до тех пор, пока господствует этот принцип и обеспечивается жесткая вертикальная структурированность командования", - считает Иванов. По его мнению, "современная обстановка требует всемерного укрепления роли Генерального штаба, однако это укрепление должно происходить, в первую очередь, путем более четкого определения функций и задач, стоящих перед высшими органами военного управления. Одна из первых задач Генштаба - выявление на ранней стадии возможных военных угроз России и подготовка предложений по их нейтрализации. Перегруженность распорядительными обязанностями и управлением обеспечивающими организациями заталкивает Генштаб в русло текущей управленческой рутины. Тогда как специалистам высочайшей квалификации, сосредоточенным в Генштабе, требуется каждодневно заниматься вопросами стратегии и оперативного искусства. Функция стратегического планирования и без того исключительно масштабна". "Генеральный штаб должен быть освобожден от несвойственных ему функций, которыми он был перегружен в последние годы", - считает министр обороны. Между тем в словах Сергея Иванова можно найти противоречия. Скажем, если Генштаб должен заниматься "стратегическим планированием", а не управлять войсками (эта прерогатива ложится целиком на министра обороны), то почему начавшимися в начале июня военными учениями "Мобильность-2004" руководит начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин? Новая структура управления Вооруженными Силами по-прежнему не решает проблему гражданского контроля над армией. Как известно, 26 мая президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию обозначил концепцию нынешней реформы ВС. "Объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований", - заявил президент. Хотя министр обороны в настоящее время является гражданским лицом, военное ведомство остается по сути таким же армейским институтом, как и во времена СССР. В цивилизованных странах наличие действительно гражданского министерства обороны дает возможность контролировать действия военных, руководство которыми организует Генштаб (или Главный штаб, или Комитет штабов). Новый закон "Об обороне", а также шаги административной реформы, связанные с переподчинением Министерству обороны структур управления специальным строительством, военно-техническим сотрудничеством, оборонным заказом и т.п., делают военное ведомство России одной из самых больших управленческих структур в нынешней системе власти. Между тем в стране пока не созданы эффективные механизмы контроля. Если раньше военная инспекция существовала в системе Совета безопасности, то сейчас она функционирует как структурное подразделение Минобороны РФ. Единственный орган, который может контролировать МО РФ извне, - Счетная палата. Но она только эпизодически находит значительные злоупотребления в хозяйственной деятельности военных. Военные прокуроры возбуждают уголовные дела в отношении злоупотреблений в армии. Но их деятельность также не являются определяющей. В России полностью отсутствует система политического контроля над армией. В ВС РФ не действуют организации, которые бы занимались вопросами социально-правовой защиты военнослужащих. Таким образом, изменение функций и роли Генштаба и создание новой системы военного управления страной не решает главной задачи - организации гражданского контроля над деятельностью военных, что свидетельствует о половинчатости проводимых в РФ административных реформ в военной сфере. |
библиотека |