13.06.2001
Алек АХУHДОВ, Известия
 
HАЧИНАЕТСЯ РЕФОРМА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

Вчера представитель Главного штаба Военно-воздушных сил России сообщил журналистам, что до конца 2004 года штатная численность ВВС подвергнется сокращению более чем на 36 тысяч должностей. Только в 2001 году упразднят не менее 7 тысяч офицерских должностей, более 2 тысяч должностей прапорщиков и более 4 тысяч - гражданского персонала.

При этом Главный штаб поспешил успокоить военных летчиков, отметив, что сократят в основном управленческие структуры, а также части и подразделения, "не оказывающие существенного влияния на боевую подготовку". Военная авиация избавится от балласта в лице тысяч офицеров-"двухгодичников" и, например, офицерских жен, числящихся в штабах и канцеляриях на должностях писарей и делопроизводителей. Предполагается, что сокращение позволит высвободить немалые финансовые средства, которые направят на модернизацию и обновление материально-технической базы и боевую подготовку.

Оптимизация расходования бюджетных средств - одна из главных целей набирающей обороты военной реформы. Ранее этим планам, идеологом которых называют начальника Генштаба Анатолия Квашнина, препятствовали разногласия в руководстве Минобороны, о которых с назначением нового министра начали понемногу забывать. При этом стоит отметить, что в бытность свою секретарем Совета безопасности Сергей Иванов армейским проблемам уделял не меньшее внимание.

Прошлой осенью состоялось закрытое заседание Совбеза, после которого Сергей Иванов заявил, что за четыре последующих года в российских силовых структурах будет сокращено примерно 600 тысяч человек из общей численности чуть больше 3 миллионов. Hа долю Минобороны придется около 400 тысяч, остальные - из других силовых ведомств. Одновременно с этим Россия перейдет на трехвидовую структуру Вооруженных сил - Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и Сухопутные войска. Будут также существовать три самостоятельных рода войск: РВСH, Воздушно-десантные войска, а также Военно-космические силы и войска Ракетно-космической обороны как единый род войск.

20.02.2004
Соб. обозреватель WPS, выпуск №6
 
Стратегическая командно-штабная тренировка, на которой присутствовал сам президент страны Владимир Путин, поражает свои масштабами и уже стала предметом особого внимания стран НАТО. Вполне понятно, что действия России направлены на совершенствование своей обороны и направлены на уменьшение угроз в связи с предстоящим расширением альянса. По этому поводу министр обороны РФ Сергей Иванов уже не раз выражал свое беспокойство. О том, что сотрудничество России с НАТО из состояния развития переходит в режим торможения, он недвусмысленно заявил на 40-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности 7 февраля. По словам главы военного ведомства РФ, "в существующем виде режим Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) уже не в состоянии поддерживать стабильность и баланс интересов в Европе". Обращает на себя внимание тот факт, что Иванов не просто обозначил на конференции проблему, связанную с ДОВСЕ, а впервые заявил, что расширение альянса затрагивает "жизненно важные интересы нашей страны", и Россия в ответ на это воспользуется имеющимся "арсеналом средств", чтобы обеспечить свою безопасность.

Безусловно, проблема расширения НАТО на Восток и эффективности ДОВСЕ еще будет обсуждаться, по крайней мере, до июня 2004 года, когда официально будет зафиксировано на очередной сессии альянса вступление в него новых членов. И Россия, может быть, добьется своего права контролировать некоторые военные базы и объекты в Польше и в постсоветских прибалтийских республиках, о чем выразил свое желание Сергей Иванов в Мюнхене. Но уже ясно, что процесс расширения НАТО неотвратим, и в ответ на это Москва разработала систему чисто военных мер, которые, по мнению российских политиков, смогут компенсировать появившиеся новые геополитические угрозы. И эти меры уже, в какой-то степени, начинают действовать.

Скажем, наблюдатели не раз подчеркивали ту особенность, что экономические проблемы России и Белоруссии резко контрастируют с успехами плодотворного сотрудничества их силовых ведомств. Недавний визит секретаря российского Совбеза Владимира Рушайло в Минск касался именно обеспечения обороны западных границ будущего союзного государства. И белорусские политики не стеснялись говорить о том, что зенитные ракетные комплексы С-300, фактически подаренные Россией, уже поступают в ВС страны. Об этом недвусмысленно намекнул на своей пресс-конференции по итогам визита Рушайло в Минск государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Геннадий Невыглас. По информации белорусского госсекретаря, вопрос противодействия расширению НАТО Россия и Белоруссия намерены предложить обсудить с другими государствами СНГ.

Между тем есть сведения, что, кроме средств ПВО, в белорусскую армию на льготных условиях будут поставлены принимаемые в этом году на вооружение ВС РФ новые оперативно-тактические комплексы "Искандер", дальность которых может достигать 500 км. В условиях аналогичного размещения их в Калининградском особом районе (Россия) это ставит под военный "контроль" практически всю территорию Польши и прибалтийских стран. Заметим, что комплексы "Искандер" относятся к классу высокоточного оружия, и их боеголовки по поражающим факторам аналогичны ядерным боеприпасам малой (радиус поражения до 800 м) и сверхмалой мощности (до 400 м). Косвенным подтверждением указанных выше приготовлений является тот факт, что в военно-учебных заведениях РФ по артиллерийским специальностям проходят обучения курсанты из Белоруссии. При этом, как заявлял не раз министр обороны РБ Леонид Мальцев, в отличие от других военнослужащих СНГ, их обучение идет не раздельно, а вместе с российскими курсантами.

Здесь также следует добавить, что Россия наращивает в 2004 году свою группировку дальней авиации. По информации главкома ВВС Владимира Михайлова, в этом году будет закуплен еще один стратегический бомбардировщик Ту-160, а еще 3 самолета будут достроены на Казанском авиапредприятии и, возможно, тоже будут введены в состав ВС РФ. Как правило, в последнее время на стратегических учениях "дальники" и самолеты фронтовой авиации совершают авиаперелеты и к белорусским аэродромам. Вполне понятно, что в их задачу входит не столько дозаправка белорусским керосином, сколько решение вопросов стратегической обороны на Западном направлении.

Но не только западное направление "волнует" Москву в связи с расширением НАТО. Довольно активные шаги она делает и на южных рубежах СНГ. Это касается не только укрепления российской базы в Армении, куда в 2003 году РФ перевезла из Грузии почти все стратегические запасы боеприпасов и другого вооружения, но и черноморско-азовского побережья, а также Северного Кавказа и всего постсоветского пространства. Подписание президентами Путиным и Кучмой в конце 2003 года соглашения о статусе Азовского моря как внутреннего водоема России и Украины говорит о том, что корабли НАТО без контроля и разрешения Москвы никогда не зайдут в азовский регион.

На состоявшихся в конце января переговорах Сергея Иванова с госсекретарем США Колином Пауэллом, российский министр подчеркнуто не вел разговора о сроках вывода военных баз РФ из Грузии. Не стал он обсуждать с ним и возможности оказания выводимым войскам помощи со стороны США. А в Мюнхене Иванов обратил внимание на то, что вывод баз из Грузии не касается ДОВСЕ, и что это проблема только Грузии и России. Приблизительно в таком же ключе российское руководство сейчас высказывается по проблемам Приднестровья. В этой связи с большой вероятностью можно сделать вывод о том, что Россия будет стремиться оставить свои воинские контингенты в Приднестровье и Грузии как можно дольше. И эти контингенты в совокупности с другими факторами будут своеобразным противовесом расширению альянса.

На Северном Кавказе Россия содержит почти 40% всех своих войск в составе МО РФ и более половины из состава внутренних войск МВД РФ. Опыт первой и второй чеченской кампаний свидетельствует о том, что она здесь может нарастить группировку гораздо большую и, конечно, не соответствующую адаптированному ДОВСЕ. И наверняка Россия здесь будет наращивать свою группировку, если ее национальным интересам будут угрожать.

Нынешнее российское руководство начинает демонстрировать жесткие военные шаги, связанные с обеспечением безопасности РФ и постсоветского пространства. Нет сомнения, что данная тенденция будет продолжена, о чем в какой-то степени, кроме вышеназванного, свидетельствуют факты, связанные с повышение бюджета силовых структур в 2004 году, а также амбициозные планы сохранения и относительного увеличения российских военных группировок в странах СНГ(в Киргизии и Таджикистане), проведения коалиционных учений в рамках ОДКБ, а также программы создания новых видов оружия и перехода на профессиональную армию.

25.03.2004
vremya.ru
 
В России будет создаваться система воздушно-космической обороны (ВКО) страны. Об этом министр обороны Сергей Иванов, совершающий инспекционную поездку по столичному военному округу, заявил вчера на совещании с командованием военно- воздушных сил и противовоздушной обороны страны в академии ПВО им. Жукова (ныне военный университет) в Твери. Для этой цели, по мысли главы военного ведомства, следует использовать и собственно систему ПВО, и войсковую противовоздушную оборону (прикрывает с воздуха части и соединения армии), а также Космические войска. В чем новизна системы, облик которой, по словам г-на Иванова, "уже определен", министр не пояснил. Дело в том, что еще с советских времен у России ВКО как таковая имеется. Структурно она входит сегодня в Космические войска и состоит из систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны центрального, то есть Московского, района.

Исходя из этих соображений, военные аналитики не исключают, что заявление главы Минобороны является преддверием к очередным преобразованиям в Вооруженных силах. Напомним, что Космические войска существуют как отдельный род войск. А войска ПВО входят сегодня в состав ВВС. Кстати, похоже, одним из ответственных за создание новой воздушно-космической обороны станет главком ВВС Владимир Михайлов, заявивший, что "отдельные элементы этой системы уже действуют".

19.06.2004
Соб. обозреватель WPS, выпуск №20
 
НОВАЯ СТРУКТУРА ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Вопрос о гражданском контроле над армией вновь выдвигается на первый план.

Похоже, эпопея, связанная с изменением функций Генерального штаба, подходит к концу. Напомним, что вопрос об этом был вынесен для обсуждения в Госдуму накануне майских праздников. В СМИ также прошло его бурное обсуждение. Однако в нижней палате парламента дискуссии о том, каким быть в будущем Генеральному штабу, прошли как нельзя гладко. Во всех трех чтениях не было предложено кардинальных изменений и 11 июня депутаты Госдумы 382 голосами (против проголосовали только четыре депутата) приняли в окончательном чтении новую редакцию Закона "Об обороне". Как заявили WPS в Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации, сенаторы также намерены поддержать решение депутатов Думы. Без всякого сомнения, новые законодательные инициативы будут поддержаны и президентом РФ Владимиром Путиным, поскольку поправки инициированы его администрацией.

Что конкретно будет изменено?

Во-первых, поправки внесены сразу в шесть статей действующего Закона "Об обороне": 10-ю, 13-ю, 14-ю, 15-ю, 17-ю и 19-ю. Генеральный штаб перестает быть основным органом оперативного управления Вооруженными силами РФ, а руководство армией и флотом всецело ложится на министра обороны. Как утверждает "Российская газета", до настоящего времени "Генштаб хоть организационно и входил в Минобороны, но в системе федеральных органов государственной власти фактически стоял с ним в одном ряду". Это, по мнению аналитиков РГ, противоречит указу президента № 314, давшему старт административной реформе. Отмечается, что президентский указ предусматривает только три уровня соподчиненности: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Наличие иных органов исполнительной власти, в том числе в области обороны, там не предусмотрено.

Во-вторых, исходя из принятых поправок, изменятся функции Генштаба. Их станет значительно меньше, поскольку статья 15 закона "Об обороне", где изложены функции Генштаба, упраздняется. По новому варианту закона президент будет утверждать только Положение о Министерстве обороны. А старое Положение о Генштабе, утвержденное Борисом Ельциным еще в 1998 году, будет упразднено. Отныне функции Генштаба будет определять министр обороны.

Данные изменения глава военного ведомства объясняет необходимостью укрепления принципа единоначалия в армии. "Вооруженные силы остаются таковыми только до тех пор, пока господствует этот принцип и обеспечивается жесткая вертикальная структурированность командования", - считает Иванов. По его мнению, "современная обстановка требует всемерного укрепления роли Генерального штаба, однако это укрепление должно происходить, в первую очередь, путем более четкого определения функций и задач, стоящих перед высшими органами военного управления. Одна из первых задач Генштаба - выявление на ранней стадии возможных военных угроз России и подготовка предложений по их нейтрализации. Перегруженность распорядительными обязанностями и управлением обеспечивающими организациями заталкивает Генштаб в русло текущей управленческой рутины. Тогда как специалистам высочайшей квалификации, сосредоточенным в Генштабе, требуется каждодневно заниматься вопросами стратегии и оперативного искусства. Функция стратегического планирования и без того исключительно масштабна".

"Генеральный штаб должен быть освобожден от несвойственных ему функций, которыми он был перегружен в последние годы", - считает министр обороны.

Между тем в словах Сергея Иванова можно найти противоречия. Скажем, если Генштаб должен заниматься "стратегическим планированием", а не управлять войсками (эта прерогатива ложится целиком на министра обороны), то почему начавшимися в начале июня военными учениями "Мобильность-2004" руководит начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин?

Новая структура управления Вооруженными Силами по-прежнему не решает проблему гражданского контроля над армией. Как известно, 26 мая президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию обозначил концепцию нынешней реформы ВС. "Объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований", - заявил президент.

Хотя министр обороны в настоящее время является гражданским лицом, военное ведомство остается по сути таким же армейским институтом, как и во времена СССР. В цивилизованных странах наличие действительно гражданского министерства обороны дает возможность контролировать действия военных, руководство которыми организует Генштаб (или Главный штаб, или Комитет штабов). Новый закон "Об обороне", а также шаги административной реформы, связанные с переподчинением Министерству обороны структур управления специальным строительством, военно-техническим сотрудничеством, оборонным заказом и т.п., делают военное ведомство России одной из самых больших управленческих структур в нынешней системе власти. Между тем в стране пока не созданы эффективные механизмы контроля. Если раньше военная инспекция существовала в системе Совета безопасности, то сейчас она функционирует как структурное подразделение Минобороны РФ.

Единственный орган, который может контролировать МО РФ извне, - Счетная палата. Но она только эпизодически находит значительные злоупотребления в хозяйственной деятельности военных. Военные прокуроры возбуждают уголовные дела в отношении злоупотреблений в армии. Но их деятельность также не являются определяющей. В России полностью отсутствует система политического контроля над армией. В ВС РФ не действуют организации, которые бы занимались вопросами социально-правовой защиты военнослужащих.

Таким образом, изменение функций и роли Генштаба и создание новой системы военного управления страной не решает главной задачи - организации гражданского контроля над деятельностью военных, что свидетельствует о половинчатости проводимых в РФ административных реформ в военной сфере.







GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»