(Монтре, 20 июля 1936 г.)*
(извлечение)
Преамбула
Статья 1
Раздел I. Торговые суда (ст.ст. 2 - 7)
Раздел II. Военные корабли (ст.ст. 8 - 22)
Раздел III. Воздушные суда (ст. 23)
Раздел IV. Общие постановления (ст.ст. 24 - 25)
Раздел V. Заключительные постановления (ст.ст. 27 - 29)
Одушевленные желанием упорядочить проход и судоходство в проливе
Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, обнимаемых общим определением
"Проливы", в целях ограждения в рамках, отвечающих безопасности Турции и
безопасности в Черном море прибрежных государств, принципа, закрепленного
статьей 23 Мирного договора, подписанного в Лозанне 24 июля 1923 года;
Решили заменить настоящей Конвенцией Конвенцию, подписанную в Лозанне
24 июля 1923 года, и назначили для этой цели своими Уполномоченными,
а именно: (следует перечень),
Которые, по предъявлении своих полномочий, признанных составленными
в должной и надлежащей форме, согласились о следующих постановлениях:
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны признают и подтверждают принцип права
свободы прохода и мореплавания в Проливах.
Осуществление указанного права будет впредь регулироваться
постановлениями настоящей Конвенции.
Раздел I
Торговые суда
Статья 2
В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы
прохода и плавания в Проливах, днем и ночью, независимо от флага и груза,
без каких-либо формальностей, под условием соблюдения постановления
следующей ниже статьи 3. Никакие сборы или платы, иные чем те, взимание
которых предусмотрено Приложением 1 к настоящей Конвенции** не будут
взыскиваться турецкими властями с этих судов при проходе их транзитом без
остановки в одном из портов Проливов. Для облегчения взимания этих сборов
или плат торговые суда, следующие через Проливы, должны сообщать
должностным лицам станции, указанной в статье 3, свои названия, флаг,
тоннаж, место назначения и отправления. Проводка лоцманами и пользование
буксирными судами остаются необязательными.
Статья 3
Всякое судно, которое войдет в Проливы из Эгейского моря или из
Черного моря, должно будет остановиться у санитарной станции при входе
в Проливы, дабы подвергнуться санитарному осмотру, установленному турецкими
правилами в рамках международных санитарных правил. Этот осмотр в отношении
судов, имеющих чистый санитарный патент или предъявивших санитарную
декларацию, удостоверяющую, что они не подпадают под действие постановлений
абзаца 2 настоящей статьи, будет производиться как днем, так и ночью
с максимально возможной быстротой: упомянутые выше суда не будут обязаны
останавливаться в каком-либо другом пункте Проливов во время своего
прохода.
Суда, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного
тифа или оспы, или имевшие таковые на борту за последние семь дней, а также
суда, покинувшие зараженный порт менее, как за пять суток, будут обязаны
останавливаться у санитарной станции, указанной в предыдущем абзаце, для
принятия на борт санитарных надсмотрщиков, если таковые будут назначены
турецкими властями. В связи с этим не будет взиматься никаких сборов или
плат, а надсмотрщиков будет необходимо высаживать на санитарной станции при
выходе из Проливов.
Статья 4
Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые
суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы
прохода и плавания в Проливах на условиях, предусмотренных в статьях 2 и 3.
Проводка лоцманами и пользование буксирными судами остаются
необязательными.
Статья 5
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда,
не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут
пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах при условии, что
(эти суда) никаким образом не оказывают содействия противнику.
Эти суда должны будут входить в Проливы днем, проход должен будет
осуществляться по пути, который в каждом отдельном случае будет указываться
турецкими властями.
Статья 6
В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой
непосредственной военной опасности, применение постановлений статьи 2 будет
тем не менее продолжаться, с тем, однако, что суда должны будут входить
в Проливы днем и что проход должен будет совершаться по пути, указываемому,
в каждом отдельном случае, турецкими властями.
Проводка лоцманами может, в этом случае, быть сделана обязательной,
но будет бесплатной.
Статья 7
Понятие "торговые суда" применяется ко всем судам, которые
не предусмотрены разделом II настоящей Конвенции.
Раздел II
Военные корабли
Статья 8
В целях настоящей Конвенции определением, подлежащим применению
к военным кораблям и к их спецификации, а также к исчислению тоннажей,
является определение, изложенное в Приложении II к настоящей Конвенции.
Статья 9
Вспомогательные корабли военного флота, исключительно приспособленные
для перевозки жидкого или иного топлива, не будут обязаны предуведомлением,
предусмотренным в статье 13, и не будут входить в исчисление тоннажей,
подлежащих ограничению в силу статей 14 и 18, при условии прохождения через
Проливы в одиночку. Однако они будут подводимы под военные корабли
в отношении других условий прохода.
Вспомогательные корабли, указанные в предыдущем абзаце, могут
пользоваться изложенным выше отступлением, лишь если их вооружение состоит:
в отношении артиллерии против плавучих целей не более чем из двух орудий
максимального калибра в 105 мм; в отношении артиллерии против воздушных
целей не более чем из двух аппаратов максимального калибра в 75 мм.
Статья 10
В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда
и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам,
прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут
пользоваться правом свободы прохода через Проливы без каких-либо сборов или
плат, поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных
в изложенных ниже статьях 13 и следующих.
Военные корабли, иные, чем те, которые подходят под классы, указанные
в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на особых условиях,
предусмотренных в статьях 11 и 12.
Статья 11
Прибрежным к Черному морю Державам разрешается проводить через Проливы
свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный
в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти корабли следуют через
Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами.
Статья 12
Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через
проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные
или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано
уведомление о закладке или о покупке.
Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут равным
образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне
этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны
Турции.
И в том и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем
и притом на поверхности и проходить через Проливы в одиночку.
Статья 13
Для прохода в Проливах военных кораблей Турецкому Правительству
дипломатическим путем должно быть сделано предуведомление. Нормальный срок
предуведомления будет восемь дней; однако является желательным, чтобы для
Держав, неприбрежных к Черному морю, он был доводим до пятнадцати дней.
В предуведомлении будет указываться место назначения, название, тип
и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном направлении
и, если таковое имеет место, то и при возвращении. Всякое изменение даты
должно составить предмет предуведомления за три дня.
Вход в Проливы для прохода в первоначальном направлении должен иметь
место в пятидневный срок со дня, указанного в первоначальном
предуведомлении. По истечении этого срока должно быть дано новое
предуведомление на таких же условиях, как и для начального предуведомления.
При подходе начальник морского отряда сообщит, не будучи обязанным
останавливаться, сигнальной станции, расположенной при входе в Дарданеллы
или в Босфор, точный состав отряда, находящегося под его командованием.
Статья 14
Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов,
могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать
15 000 тонн за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 и
в Приложении III к настоящей Конвенции.
Однако отряды, указанные в предшествующем абзаце, не должны состоять
более чем из девяти кораблей.
Не будут включаться в этот тоннаж корабли, принадлежащие Державам,
прибрежным к Черному морю или неприбрежным, которые, согласно постановлений
статьи 17, наносят визит в один из портов Проливов.
Не будут далее включены в этот тоннаж военные корабли, которые
потерпели бы аварию при прохождении: эти корабли будут обязаны соблюдением
во время ремонта особых правил безопасности, издаваемых Турцией.
Статья 15
Военные корабли, проходящие Проливы транзитом, не могут ни в каком
случае использовать воздушные суда, которые могли бы на них находиться.
Статья 16
Военные корабли, проходящие Проливы транзитом, не должны будут,
за исключением аварии или несчастья на море, пребывать там свыше времени,
необходимого для совершения их прохода.
Статья 17
Постановления предыдущих статей не могут ни в каком случае
воспрепятствовать морскому отряду любого тоннажа и состава нанести
по приглашению Турецкого Правительства краткосрочный визит вежливости
в порт Проливов. Этот отряд должен покинуть Проливы тем же путем, что и для
входа, если только он не удовлетворяет условиям, требуемым для прохода
в Проливах транзитом, согласно постановлений статей 10, 14 и 18.
Статья 18
1. Общий тоннаж, который Державы, неприбрежные к Черному морю, могут
иметь в этом море в мирное время, ограничивается следующим образом:
а) за исключением случая, предусмотренного в параграфе "b", следующем
ниже, общий тоннаж названных держав не будет превышать 30000 тонн;
b) в случае, если, в любой данный момент, тоннаж наиболее сильного
флота в Черном море превысит по крайней мере на 10000 тонн тоннаж наиболее
сильного флота в этом море ко дню подписания настоящей Конвенции, то общий
тоннаж в 30000 тонн, предусмотренный в параграфе "а", будет увеличен
на столько же, вплоть до максимальной цифры в 45000 тонн. В этих целях
каждая прибрежная Держава будет сообщать, согласно Приложению IV
к настоящей Конвенции, Турецкому Правительству 1 января и 1 июля каждого
года общий тоннаж своего флота в Черном море, а Турецкое Правительство
будет передавать эти сведения другим Высоким Договаривающимся Сторонам,
равно как Генеральному Секретарю Лиги Наций;
с) тоннаж, который какая-либо из неприбрежных Держав будет иметь право
иметь в Черном море, будет ограничен двумя третями общего тоннажа,
предусмотренного в изложенных выше параграфах "а" и "b";
d) однако в случае, если одна из Держав, неприбрежных к Черному морю,
или несколько из них пожелали бы послать туда для гуманитарных целей
морской отряд, то этот отряд, который в целом не должен будет ни в каком
случае превысить 8000 тонн, будет допущен ко входу в Черное море без
предуведомления, предусмотренного в статье 13 настоящей Конвенции, путем
разрешения, полученного от Турецкого Правительства на следующих условиях:
если общий тоннаж, предусмотренный выше в параграфах "а" и "b",
не достигнут и не будет превышен отрядом, посылка которого испрашивается,
то Турецкое Правительство даст названное разрешение в кратчайший срок
по получении обращенной к нему просьбы; если названный общий тоннаж
окажется уже использованным или если он был бы превышен отрядом, посылка
которого испрашивается, то Турецкое Правительство немедленно осведомит
о просьбе дать разрешение другие прибрежные Державы Черного моря; если эти
Державы через сутки после получения об этом уведомления не предъявят против
этого возражений, то оно сообщит заинтересованным Державам не позднее чем
в надлежащий двухсуточный срок о решении, которое будет принято
им относительно их просьбы.
Всякий последующий вход в Черное море морского отряда неприбрежных
Держав будет иметь место лишь в свободных рамках общего тоннажа,
предусмотренного в изложенных выше параграфах "а" и "b".
2. Каковы бы ни были цели их пребывания в Черном море, военные корабли
неприбрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня.
Статья 19
Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные
корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания
в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях
10-18.
Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь права
проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение
статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой
Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной
помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций,
зарегистрированного и опубликованного согласно постановлений статьи
18 названного Статута.
В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце,
не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10-18.
Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце
2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или неприбрежных к Черному
морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти
порты.
Военным кораблям воюющих держав воспрещается производить в Проливах
всякого рода захваты, осуществлять право осмотра и производить какие-либо
враждебные действия.
Статья 20
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления
статей 10-18 не будут применяться: проход военных кораблей будет зависеть
исключительно от усмотрения Турецкого Правительства.
Статья 21
В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой
непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять
постановление статьи 20 настоящей Конвенции.
Военные корабли, которые, пройдя Проливы ранее использования Турцией
возможности, предоставляемой ей предшествующим абзацем, оказались бы таким
образом отделенными от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти
порты. Условлено, однако, что Турция может не дать воспользоваться этим
правом кораблям государства, позиция которого вызвала бы применение
настоящей статьи.
Если Турецкое Правительство использует возможности, предоставляемые
ему изложенным выше абзацем первым, оно уведомит об этом Высокие
Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций.
Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что
меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны и если таково будет
равным образом мнение большинства Высоких Договаривающих Сторон,
подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое Правительство обязуется
отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи
6 настоящей Конвенции.
Статья 22
Военные корабли, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой
лихорадки, сыпного тифа или оспы, или имевшие таковые на борту по крайней
мере за последние семь дней, а также корабли, покинувшие зараженный порт
не менее, как за пять суток, должны будут проходить в Проливах в карантине
и применять судовыми средствами необходимые профилактические меры для
избежания всякой возможности заражения Проливов.
Раздел III
Воздушные суда
Статья 23
Для обеспечения прохода гражданских воздушных судов между Средиземным
морем и Черным морем Турецкое Правительство будет указывать вне запретных
зон Проливов воздушные маршруты, предназначенные для этого прохода;
гражданские воздушные суда могут использовать эти пути, делая Турецкому
Правительству для эпизодических воздушных рейсов предуведомление за три
дня, а для регулярных воздушных рейсов - общее предуведомление о датах
прохода.
С другой стороны, несмотря на ремилитаризацию Проливов, Турецким
Правительством будут предоставлены необходимые облегчения по проходу,
на началах полной безопасности, гражданских воздушных судов, получающих
разрешение в силу воздушной регламентации, действующей в Турции, на перелет
турецкой территории между Европой и Азией. В тех случаях, когда разрешение
на перелет было бы дано, периодически будет указываться маршрут,
по которому надлежит следовать в зоне Проливов.
Раздел IV
Общие постановления
Статья 24
Функции Международной Комиссии, образованной в силу Конвенции о режиме
Проливов от 24 июля 1923 года, передаются Турецкому Правительству.
Турецкое Правительство обязуется составлять статистику и давать
сведения, относящиеся к применению статей 11, 12, 14 и 18.
Оно должно наблюдать за выполнением любого из постановлений настоящей
Конвенции, имеющего отношение к проходу военных кораблей в Проливах.
Как только оно будет предуведомлено о предстоящем проходе в Проливах
иностранного морского отряда. Турецкое Правительство сообщит представителям
Высоких Договаривающихся Сторон в Анкаре о составе этого отряда, о его
тоннаже, о дате, предусмотренной для его входа в Проливы, и, если это имеет
место, о вероятной дате его возвращения.
Турецкое Правительство будет ежегодно посылать Генеральному Секретарю
Лиги Наций, а также Высоким Договаривающимся Сторонам доклады, указывающие
на движение иностранных военных кораблей в Проливах и дающие всякие
сведения, полезные для торговли, мореплавания и воздушного передвижения,
которые имеются в виду в настоящей Конвенции.
Статья 25
Ни одно из постановлений настоящей Конвенции не наносит ущерба правам
и обязанностям, вытекающим из Статута Лиги Наций для Турции или для всякой
другой Высокой Договаривающейся Стороны, являющейся членом Лиги Наций.
Раздел V
Заключительные постановления
Статья 27
Со дня своего вступления в силу настоящая Конвенция будет открыта для
присоединения всякой Державы, подписавшей Лозаннский Мирный Договор от 24
июля 1923 года.
Статья 28
Настоящая Конвенция будет иметь двадцатилетний срок действия со дня ее
вступления в силу.
Однако принцип права свободы прохода и плавания, объявленный в статье
1 настоящей Конвенции, будет иметь срок действия без ограничения времени.
Если за два года до истечения двадцатилетнего периода ни одна
из Высоких Договаривающихся Сторон не сообщит Французскому Правительству
предуведомление о денонсации, то настоящая Конвенция остается в силе
до того, как истекут два года после посылки предуведомления о денонсации.
Это предуведомление будет сообщено Французским Правительством Высоким
Договаривающимся Сторонам.
Если настоящая Конвенция была бы денонсирована согласно постановлений
настоящей статьи, то Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются быть
представленными на конференции для составления текста новой конвенции.
Статья 29
По истечении каждого пятилетнего периода, считая со дня вступления
в силу настоящей Конвенции, каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может
взять на себя инициативу предложить изменение одного или нескольких
из постановлений настоящей Конвенции.
Для того, чтобы быть принятой к производству, просьба о пересмотре,
заявленная одной из Высоких Договаривающихся Сторон, должна быть поддержана
другой Договаривающейся Стороной, если дело идет об изменениях в статье
14 или в статье 18, и, если дело идет об изменениях во всякой другой
статье, двумя другими Высокими Договаривающимися Сторонами.
Просьба о пересмотре, таким образом поддержанная, должна быть сообщена
всем Высоким Договаривающимся Сторонам за три месяца до истечения текущего
пятилетнего периода. Это предуведомление будет содержать указания
на предлагаемые изменения и их обоснование.
Если невозможно договориться об их предложениях дипломатическим путем,
Высокие Договаривающиеся Стороны пошлют своих представителей
на конференцию, которая будет созвана для этой цели.
Эта конференция будет иметь право принимать решения лишь единогласно,
за исключением случаев пересмотра, относящихся к статье 14 и к статье 18,
по каковым будет достаточно большинство трех четвертей Высоких
Договаривающихся Сторон.
Это большинство будет исчислено, включая в него три четверти Высоких
Договаривающихся Сторон, прибрежных к Черному морю, включая Турцию.
В удостоверение чего поименованные выше уполномоченные подписали
настоящую Конвенцию.
Совершено в Монтре, двадцатого июля тысяча девятьсот тридцать шестого
года в одиннадцати экземплярах, из которых первый, имеющий печати
уполномоченных, будет сдан в архивы Правительства Французской Республики,
а другие будут переданы подписавшимся державам.
/подписи/
-------------------------------------------------------------------------
* Известна как Конвенция о режиме Черноморских проливов. Участники:
Болгария, Франция, Великобритания, Австралия, Греция, Япония, Румыния,
Турция, СССР, Югославия; присоединилась в 1938 г. Италия.
** Приложения не публикуются.
|