библиотека |
Альфред Леонович Карпушко, КБ-10 НИИ-88 ПОДГОТОВКА К ПЕРВЫМ ПОДВОДНЫМ СТАРТАМ БРДДВ цехе, где собирался первый в мире искусственный спутник Земли, оснащалась и наша ракета подводного старта. С.П. Королев пошел нам навстречу и разрешил силами своего цеха произвести сборочные и электромонтажные работы, а также цеховые испытания изделия. Корпус ракет наше КБ не проектировало, а заимствовало готовый, от королевской Р-11. Созданный на его основе макет длиной 10,5 м при диаметре 880 мм состоял из головной части, бака горючего, бака окислителя и хвостовой части. В головную часть мы установили 14-шлейфовый осциллограф, шесть гироскопических датчиков в плоскостях тангажа, рыскания и крена и три датчика перегрузок также в трех направлениях. Электрическая схема управления ракетой первоначально исключала всякую электронику, выглядела примитивно и состояла из нескольких реле, программного механизма и бортовой батареи. Все электрические элементы управления и датчики измерений, кроме осциллографа, применялись ранее смежными организациями и были опробованы ими в условиях полета летательных машин. Было не ясно, как осциллограф поведет себя при морской качке и в полете. Но ничего лучшего не предлагалось, а осциллограф подкупал своей портативностью, хорошо вписывался в контур ракеты и не требовал специальной подготовки при его эксплуатации. Впоследствии мы все-таки отказались от «дедушки» и взяли на вооружение систему телеметрического контроля. Баки для горючего и окислителя перед загрузкой ракеты в шахту заполнялись водой, чем достигалась расчетная масса ракеты и одновременно обеспечивалась прочность оболочек баков при действии на них глубинного давления воды. Хвостовая же часть изделия претерпела значительную переделку. Во-первых, взамен жидкостных РД (ЖРД) установлены шесть ракетных двигателей твердого топлива, во-вторых, в центре между двигателями разместили пустотелую трубу — металлическое гнездо для грузового парашюта. Предполагалось, что парашют автоматически раскроется и ракета плавно спустится в воду. Но еще до осуществления первого старта ракеты от варианта с парашютом отказались, заменив его вариантом с тремя РД к отсекающим устройством, т.е. при выходе ракеты из воды лопасти указанного механизма разворачивались и перекрывали сопла работающих двигателей, отсекая горящую струю газов. Происходило торможение ракеты, и она, не набрав высоты, заваливалась. На морском полигоне была оборудована техническая площадка — высокий, в четыре этажа, деревянный, обитый шифером, ангар со съемной крышей и одноэтажной пристройкой. Сооружение, имевшее ворота с выходом на бухту, стояло на обрезе пирса. Все держалось в секрете, и даже часовому, охранявшему этот объект, вход в него воспрещался. Внутренний объем, как бы сказали сейчас, монтажно-испытательного корпуса делился дощатой перегородкой на две половины: пристройку и высокую коробку. В центре ее возвышался круглый, сварной из стального профиля, столик, жестко вмонтированный в монолит пирса. На плоскости столика крепился болтами хвостовой отсек ракеты, на который устанавливалась ее вертикальная сборка. Конструкция столика и крепежные болты были рассчитаны на удержание ракеты в случае самопроизвольного запуска РД. Стартовое устройство представляло собой пустотелую металлическую сварную квадратную коробку размером 8х3 м с закругленными углами и большим сквозным круглым отверстием в центре, которое пронизывало сверху вниз эту коробку и являлось пусковой шахтой высотой около 20 метров. В шахту загружалась ракета (макет). Стенд на плаву буксиром доставлялся на морской полигон. Там пусковой стол сращивался с тросом, проложенным через блок по дну моря к берегу. Перед стартом с помощью лебедки, смонтированной на берегу рядом с блиндажом, трос наматывался на барабан и стенд погружался на нужную глубину. Подводный старт макета ракеты был согласован с войсковой частью и намечен на 25 декабря 1956 г. К этому времени все предстартовые работы и испытания на технической площадке завершились. Готовое изделие стояло на столике, прикрученное к нему болтами, и ждало загрузки в шахту понтона (стенда). С немалым трудом макет при помощи крана загрузили в шахту. Морской буксир отвел стенд к бону, указывавшему место нахождения блока, смонтированного на дне под водой. Электрики перешли на понтон, проверили исправность электрических цепей и системы измерений. Катер, забрав электриков, удалился на 300 м. По сигналу начались затопление понтона и пуск ракеты. Он прошел успешно. Ракета упала в море и затонула недалеко от места старта. Водолазы обнаружили ее на дне и подняли. Макет упал в воду с высоты 150 м и не только не развалился, но и не деформировался. В дальнейшем было проведено еще несколько пусков макетов с затопленного стенда. Источник: В.М. Комаров, Г.А. Садовой, «Космонавтика и ракетостроение» ЦНИИмаш, №3 1995 г.
См. дополнительно: |
библиотека |