Что стоит за стремлением Киева захватить объекты ЧФ?

Газовый конфликт между Россией и Украиной перерастает в военный

Похоже, что экономические и политические противоречия между Россией и Украиной могут перерасти в военные. Именно так можно рассматривать шаги Киева, связанные с попытками захвата гидронавигационных объектов Черноморского флота на территории Крыма и Херсонской области. Комментируя данную ситуацию, заместитель председателя правительства, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил 17 января о том, что охрана объектов Черноморского флота на Украине имеет все необходимые полномочия для их защиты и обороны.

"Охрана этих объектов располагает всеми полномочиями, которые предусмотрены Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил РФ, - сказал Иванов. - О деталях я говорить не буду". Таким образом, из его слов следует, что при попытке украинской стороной захвата объектов ЧФ российские моряки, которые их охраняют, могут вести огонь на поражение, как это предписывает устав. Это очень смелое заявление министра, которое свидетельствует о том, что Москва не намерена отдавать свои объекты в Крыму ранее 2017 года, то есть тогда когда срок аренды ЧФ на Украине закончится.

Конечно, данное заявление Иванова не осталось без внимания Киева. Министр обороны Украины Анатолий Гриценко так прокомментировал слова Сергея Иванова: "Если в Крыму начнут стрелять военные, это станет приговором и Украине, и России, и Европе в целом. Я категорически отвергаю и исключаю такой вариант развития событий по команде из Киева или из Москвы. В отношениях между нашими странами существует множество проблем, но ни одна из них не выводит эти отношения на уровень вооруженного столкновения", - считает Гриценко.

Между тем в Киеве по-прежнему уверены, что гидронавигационные объекты ЧФ должны быть переданы украинской стороне. Об этом недвусмысленно заявил Глава украинского МИД Борис Тарасюк.

"В данном случае идет законный правовой процесс в русле законодательства Украины", - сказал он, выступая в программе "5 телеканал". Тарасюк считает, что у России "нет никаких правовых оснований утверждать, что эти объекты имеют какое-то отношение к Черноморскому флоту".

"Те, кто из Черноморского флота народ мутит, они должны знать об ответственности за ложь. Они не могут говорить, что в дополнениях к Большому договору между Украиной и РФ содержатся упоминания об этих маяках. Там ни о каких маяках речь не идет", - сказал глава украинского МИД.

Министерство транспорта и связи Украины также заявило, что все объекты навигационно-гидрографического обеспечения на морском побережье, включая маяк Ялтинский морского торгового порта, являются собственностью Украины. По утверждению украинского ведомства, Ялтинский порт "самостоятельно содержал маяк, платил за него все земельные налоги, затраты на содержание и за электроэнергию", намерен и дальше поддерживать на нем порядок, для чего администрация порта "обеспечила допуск на маяк должностных лиц "Госгидрографии", уполномоченных для его обслуживания".

Между тем у российской стороны, похоже, позиция тоже довольно жесткая.

"Главное командование Военно-морского флота России не изменит свою позицию относительно ситуации, сложившейся вокруг объектов навигационного и гидрографического обеспечения Черноморского флота, и, в частности, вокруг Ялтинского маяка", - такое заявление сделал помощник главкома ВМФ РФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало, ссылаясь на слова главнокомандующего адмирала Владимира Масорина.

"Эта позиция в полной мере обоснована базовыми соглашениями по Черноморскому флоту, которые были ратифицированы обеими сторонами. Ратификация предполагает самую высокую степень обязательств сторон", - заявил он.

"С момента ратификации эти соглашения стали частью международного права. Следовательно, все спорные вопросы могут решаться исключительно на межгосударственном уровне, а не на уровне украинского законодательства в одностороннем порядке", - подчеркнул представитель российского ВМФ.

Как мы видим, и Москва, и Киев демонстрируют довольно жесткую позицию и уступать не собираются. Чем обусловлены такие действия Киева по отношению к ЧФ? Что здесь можно ожидать в будущем? Ответы на этот вопрос волнуют многих политиков и представителей общественности как в России, так и на Украине. Комментируя WPS ситуацию, бывший командующий ЧФ Эдуард Балтин заявил, что маяки нужны Украине "для того, чтобы завладеть прибрежной инфраструктурой, а значит открыть там пляжи, места отдыха и т.п. Скажем, к этому очень подходит живописное место у мыса Сарыч. Безопасность судоходства на Украине никого не заботит, потому что флота у нее уже нет". По его словам, за действиями Киева по захвату объектов ЧФ стоят спецслужбы США и лично директор ЦРУ, который посетил Украину 16 декабря.

"Их цель до конца развалить российский флот на Черном море", - считает Балтин. По его мнению, Москва должна сделать все возможное, чтобы отстоять объекты гидрографии и в целом свои позиции по ЧФ в споре с Украиной.

"Иначе, в Севастопольских бухтах будут дислоцированы не российский флот, а суда НАТО и США", - говорит он.

А вот мнение российского военного эксперта из Севастополя капитана первого ранга Владимира Пасякина. Он считает, что "объекты ЧФ, расположенные в Крыму - это пока российская территория, на которой действуют российские законы и все другие нормативные акты, в том числе и "Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации". Поэтому, по его мнению, если на объектах ЧФ будут выставлены караулы, то нельзя исключать применение военнослужащими оружия, как того требует этот устав. Хотя Пасякин считает, что до этого дело не дойдет, а Москва и Киев сядут за стол переговоров.

Давая прогноз российско-украинским отношениям в военной сфере, эксперт завил, что "эти отношения ухудшаются. И если Украина будет стремиться к вступлению в НАТО, эти отношения, скорее всего, будут и далее ухудшаться, а инициатором этого процесса будет здесь, конечно, Киев". По мнению Пасякина, Киев в ближайшее время потребует повышения арендной платы за пребывание ЧФ на территории Украины до 400 млн. долл. США. Об этом уже сказал украинский министр обороны. Это очень большие деньги и не исключено, что Россия решится на досрочный вывод своих военных кораблей из бухт Крыма. По мнению Эдуарда Балтина, Россия на деньги, которые она тратит за аренду объектов ЧФ, может построить аналогичную инфраструктуру в районе Соленых Озер на побережье в Краснодарском крае.

Таким образом, проблемы ЧФ обостряются. При этом Москва и Киев пока не намерены идти на компромисс. Насколько этот конфликт затянется, не известно. Но ясно одно, что пребывание российского флота в Крыму не будет спокойным, как было ранее, а вероятность его досрочного исхода с территории Украины все более увеличивается.

Источник:
1. Соб. обозреватель WPS, ГОРЯЧАЯ ТОЧКА, Выпуск No. 2, 21/01/2006


Россия-Украина: противоречия, которые нельзя устранить

Формированию компромиссов мешает третья сила

Похоже, что Москва и Киев вступают в затяжную полосу отношений, основанных на конфронтации, взаимных упреках и неспособности договориться по многим вопросам добрососедского сотрудничества, в том числе в сфере военной и политико-экономической интеграции. Выборы в Верховную Раду и нешуточные баталии по формированию политических коалиции лишь усиливают эти процессы. При этом недружественный со стороны Киева по отношению к Москве тон только усиливается. Затягивается встреча лидеров двух стран, по-прежнему нет договоренностей и компромиссов по Черноморскому флоту, на границе РФ и Украины копают глубокий ров. А в окружении президента Украины заговорили о возможном выходе из СНГ, вступлении страны в ЕС и НАТО, а также о реабилитации Украинской повстанческой армии (УПА) и приравнивании ее участников к ветеранам войны. Ющенко даже считает, что вопрос об УПА должен стать одним из пунктов политического соглашения о создании коалиции большинства в Верховной Раде.

Конечно, вопрос об оценке УПА лишь косвенно касается России. Да и сама Россия "подливает масла в огонь", расстраивая и без того некрепкие сейчас интеграционные связи. Скажем, в Минобороны РФ заговорили о возможном выходе из совместного проекта по разработке и производству военно-транспортного самолета Ан-70, нет уступок по ценам на газ. Словом, Москва тоже давит. И, конечно, эти конфронтационные отношения отражаются на Черноморском флоте. Другой военно-морской базы, как в Севастополе, у России нет. И Москва, конечно, заинтересована, чтобы ее эксплуатация осуществлялась с минимальными издержками, чтобы повышалась боеготовность ЧФ. Но, как известно, прошедшие 4 мая в Москве переговоры по ЧФ результата не принесли. Представители украинской стороны настаивали на проведении инвентаризации объектов ЧФ по украинским законам и сообщили, что на сегодня ЧФ незаконно захватил "150 гектаров земли и сотни объектов" в Крыму. Они также назвали сложными во просы пребывания личного состава российского флота. В ответ на это представители российского МИДа подчеркнули, что российская сторона не склонна упрощать ситуацию и хотела бы прийти к общеприемлемой методологии.

"Без согласованной методологии мы не сможем продвинуться вперед", - подчеркнули в МИДе РФ. В Киеве отметили, что украинская сторона готова к активным переговорам, но не приемлет тактику их затягивания.

Действительно, тактика затягивания переговоров, похоже, имеет место в российско-украинских отношениях. Следующий раунд переговоров намечен на июль-август 2006 года. В Москве по-прежнему категорически отвергают возможность пересмотра срока аренды и размера платы за пребывание Черноморского флота России на территории Украины. Кроме этого, российская сторона хотела бы решить ряд вопросов. Статс-секретарь - замглавы МИД РФ Григорий Карасин считает, что этих вопросов довольно много: "имущественно-финансовые, военно-политические, навигационно-гидрографические, юридические, экологические и другие".

"Обозначилось несколько тем, например, механизм замены вооружений флота, обеспечение навигации в Черном и Азовском морях, юрисдикция правоохранительных органов в местах дислокации флотских формирований, по которым позиции сторон расходятся достаточно сильно", - считает Карасин.

Эти вопросы Киев считает не главными. И украинская сторона по-прежнему настаивает только на увеличении стоимости аренды объектов ЧФ. Так, 6 мая, спустя два дня после переговоров по ЧФ исполняющий обязанности министра обороны Леонид Поляков заявил, что в ответ на "российские инициативы перехода на рыночные отношения" Украина вынуждена прибегнуть к адекватным действиям, в том числе и в отношении пересмотра стоимости и условий базирования Черноморского флота России. По словам Полякова, Киев не оспаривает тот факт, что ЧФ РФ должен базироваться на территории Украины до 2017 года, однако поднимает вопрос об изменении условий договора: "Изменились подходы к сотрудничеству. Если раньше мы шли друг другу на уступки, базируясь на отношениях дружбы и сотрудничества, то после того как российская сторона инициировала переход на рыночные отношения, мы были вынуждены ответить адекватно. В том числе и относительно условий базирования Черноморского флота". Чиновник не назвал конкретные цифры, которые намерена Украина взимать с РФ за базирование флота в Севастополе, но ранее в украинском МИД заявляли, что размеры арендной платы могут достигать $1,6-1,8 млрд. Конечно, Москва цену за газ не снизит, а Киев не откажется от новых тарифов за базирование ЧФ. Ситуация, похоже, тупиковая.

Надо заметить, что новая волна нападок украинских политиков на РФ совпала с прошедшей 4 мая в Вильнюсе Международной конференцией по региональному сотрудничеству стран Балтийского и Черного морей "Единое видение общего соседства". Как известно, на ней в резкой речью в адрес России выступил вице-президент США Ричард Чейни. На конференции был организован своеобразный антироссийский альянс в лице Грузии, Молдавии, Украины и стран Балтии. Представитель МИД Украины Василий Филипчук сообщил, что 22-23 мая планируется создать на базе ГУАМ полноценную международную организацию. Саммит ГУАМ при поддержке США и НАТО пройдет в Киеве. Там же планируется открыть постоянный секретариат этой организации. Выражает Украина и готовность расширить свое участие в международных антитеррористических операциях под эгидой НАТО. Таким образом, в своей во многом антироссийской политике Киев находит поддержку на Западе, в первую очередь, в США. Когда в спор двух вмешивается тр етий, компромисса никогда не найти.

Источник:
1. Соб. обозреватель WPS, ГОРЯЧАЯ ТОЧКА, Выпуск No. 14, 15/05/2006


Перманентное состояние холодной войны

Именно так можно охарактеризовать нынешние отношения между Киевом и Москвой

Борьба за власть на Украине по-прежнему сопровождается различного рода уколами и провокациями Киева в адрес России. Самым удобным в этом плане для него является Черноморский флот. На днях украинскими властями была выдвинута целая серия претензий к ЧФ. Скажем, МИД Украины направил России официальную ноту с просьбой объяснить ситуацию с катером "Молния" проекта 1241, который без опознавательных знаков вот уже почти 8 лет, якобы, находится у военного причала Феодосийской бухты. Стоял 8 лет, а вспомнили о нем сейчас, видимо, после серии антинатовских выступлений настроенных пророссийски крымчан. Мол, корабль США и двух дней не мог простоять на пирсе, а российскому можно аж 8 лет. В Главкомате ВМФ "WPS" разъяснили, что вопрос с катером "Молния", который в свое время проходил ремонт на Керченском судоремонтном заводе "решается по военно-дипломатическим каналам. И здесь просто непонятна позиция украинского МИДа, который пишет какие-то ноты на этот счет".

Другой недавний "наезд" официальных властей - письмо некоего начальника расположенного на Южном берегу Крыма маяка "Сарыч" Юрия Лещенко к президенту РФ Владимиру Путину. В письме в ультимативной форме украинский госслужащий требует "положить конец оккупации украинских маяков и фактически бесплатной и безответственной эксплуатации собственности Украины". Как известно, спорный вопрос по маякам также решается в рамках двусторонних переговоров по линии комиссии Ющенко - Путин. Зачем к этому подключать начальника маяка и тиражировать в СМИ его гневные письма - тоже непонятно.

Но это еще, как говорится, семечки. На прошлой неделе украинский МИД, ни много ни мало, потребовал поднять на кораблях Черноморского флота украинские флаги (!). Правда, пока не насовсем, а только на время морского парада в Севастополе 30 июля в день Военно-Морского флота РФ. Как заявил руководитель пресс-службы МИД Украины Василий Филипчук, это требование вполне обосновано и соответствует нормам международного права.

Хотя помощник главкома ВМФ РФ капитан I ранга Игорь Дыгало так не считает. По его мнению, насколько это соответствует нормам международного права должны решать эксперты на двусторонней основе, в результате переговоров. А бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов здесь еще более категоричен и прямолинеен. Комментируя требование украинского МИДа, он заявил, что такими действиями "Киев хочет унизить Россию". Ничего общего с нормами международного права это не имеет. Адмирал уточнил, что при входе любого корабля иностранного государства в территориальные воды другого государства на стеньгах (мачтах) поднимаются флаги принимающей страны. "Очень трудно разделить Россию и Украину на принимаемую и принимающую стороны", - считает Комоедов.

Таким образом, новые, инициированные Киевом противоречия между ЧФ и Украиной налицо. Заметим, что одно их этих противоречий, при всей его внешней простоте, может всерьез испортить отношения между двумя государствами. Ведь если Россия откажется поднимать украинские флаги на своих кораблях, то Киев может вообще не разрешить морской парад в Севастополе. А это, как известно, многолетняя традиция российского флота...

По словам Дыгало, руководство ВМФ готово к такому повороту событий. Однако, официально "пока в Главный штаб Военно-морского флота документов от украинской стороны с предложениями или требованиями поднять на российских кораблях во время празднования Дня ВМФ украинских флагов не поступало. Если такие документы поступят, то они будут рассмотрены", - хладнокровно заявляет представитель ВМФ РФ.

Что ж, понять представителей ВМФ РФ здесь можно. Эмоции в этом деле не помогут. Однако, можно только позавидовать их терпению в диалоге с нынешним украинским руководством. Хотя назвать диалогом это можно лишь с натяжкой. Больше это напоминает тихую холодную войну между СССР и США времен 50-60 годов прошлого столетия.

Скажем, чего стоят только перманентные пикеты так называемого украинского "студенческого братства" у объектов ЧФ. А совсем недавно, в прошлом месяце, как известно, судебные приставы и представители украинского предприятия "Госгидрография" попытались захватить управление Гидрографической службы ЧФ, одновременно потребовав передать им находящиеся в ведении ЧФ навигационно-гидрографические объекты (НГО). Данные действия послужили для российских моряков поводом для усиления охраны маяков и других объектов ЧФ. И это тоже усиливает напряженность в Крыму, куда уже отказываются ехать отдыхать многие россияне.

Но что здесь удивляет больше всего, так это то, что министр внутренних дел Украины Юрий Луценко поддерживает антироссийские акции возле объектов ЧФ. Недавно он заявил в Севастополе, что общественные организации страны имеют право на пикеты объектов Черноморского флота, подчеркнув, что "милиция должна обеспечивать права пикетчиков". Не оставил Луценко без комментариев и попытки украинских судебных властей захватить находящиеся в ведении ЧФ маяки. Министр внутренних дел обратил внимание журналистов на то, что "территория Украины имеет свои законы, которые нужно выполнять всем, в том числе, когда приходят судебные исполнители, открывать двери любого подразделения".

Короче, беспредел, да и только. Киев перестал обращать внимание на нормы международного права в отношение ЧФ и действует нагло и предвзято. Спрашивается, почему? Ответ как бы лежит на поверхности. От внимания наблюдателей не ушел тот факт, что недружественные шаги украинских властей по отношению к российскому флоту в Крыму совпадают с обсуждением Москвой и Киевом энергетических проблем, цен на газ и т.п. Находящееся еще у руля правительство младореформаторов, видимо, таким образом хочет оказать давление на Россию, что прямо отражается на ЧФ. Но такие попытки, конечно, будут обречены на неудачу. Давление, шантаж, "холодная война" - это не методы решения проблем в отношениях двух стран, где проживают близкие по духу, культуре и этническому составу народы.

Источник:
1. Соб. обозреватель WPS, ГОРЯЧАЯ ТОЧКА, Выпуск No. 25, 31/07/2006






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»