Строительство 1-го автомобильного завода в Китае |
Строительство 1-го автомобильного завода в Китае"…Автозаводцы поддерживали тесную связь не только с новостройками своей Родины, но и других социалистических стран. В 1953-1954 гг. коллектив Московского автозавода оказал огромную братскую помощь строителям автомобильного завода в Китайской Народной Республике. Дореволюционный Китай не имел своей автомобильной промышленности. На дорогах этой страны можно было видеть машины самых разнообразных иностранных фирм — японские, американские, английские, французские, не было только китайских. В создании собственной автомобильной промышленности китайский народ с благодарностью принял бескорыстную помощь советских людей. Для руководства и координации проектных работ и работ, связанных с заказом, изготовлением и наладкой оборудования для Китая, на московском автозаводе в 1953 г. Было создано специальное управление, именовавшееся АЗ-1. Возглавил его инженер П.А.Цветков. Ввиду огромного объёма работ Чанчуньский автомобильный завод совместно с автозаводцами проектировали более 20 советских организаций. Был составлен генеральный план завода в целом и отдельных производственных корпусов, в которых впоследствии разместились многочисленные цехи, такие как «Мотор», «Коробка скоростей», «Шасси», сборки и испытаний автомобилей, метизный, литейный, кузнечный, арматурный, прессовый, термический, калибровочно-заготовительный, инструментальный, абразивный, рессорно-пружинный, ремонтно-механический, деревообрабатывающий, печей и приборов. При создании этого проекта использовали все новейшие достижения мирового автомобилестроения. В Китае придавалось очень большое значение строительству автозавода. Центральные и местные газеты часто помещали статьи и заметки о его строительстве. Много внимания этому уделяло также китайское радио. По согласованному обеними сторонами проекту на заводе было намечено производить тридцать тысяч грузовых автомобилей в год. В качестве образца автомобиля был выбран грузовик московского автозавода ЗИЛ-150, который в Китае был назван «Цзефан» («Освобождение»). Грузовой автомобиль Jiefang CA-10 Многие станкостроительные заводы Советского Союза поставляли оборудование Чанчуньской стройке. Всего было поставлено до 4322 единиц сложных станков и приспособлений с необходимой технической документацией. Представление об объёме работы, выпавшей на долю московского автозавода, дают следующие цифры: на заводе было спроектировано и изготовлено для АЗ-1 3736 штук различных приспособлений, 1300 холодных штампов, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований других специальных инструментов. Необходимое оборудование и оснастку были отлажены, опробованы, отправлены за 1000 км, там смонтированы и сданы на ходу. Силами автозаводцев построены пять, газогенераторная, кислородная и купоросная станции, станция защиты атмосферы, испытательная станция, водопроводная и канализационная система, две компрессорные и четыре водонасосные станции, автоматическая телефонная станция, различные лаборатории, смонтировано 18 установок ТВЧ, и восемь высокочастотных генераторов мощностью 100 кВт, различные сборочные и транспортировочные конвейеры. Большая заслуга принадлежит московским автозаводцам и в обучении кадров китайских автомобилестроителей. На заводе прошли годичную практику пятьсот китайских граждан. Готовились кадры мастеров, наладчиков и технологов основного производства в механосборочных и заготовительных цехах. Автозаводцы с большой заботой относились к китайским практикантам. Им были созданы все условия для работы и отдыха. В одном из заводских домов было создано благоустроенное общежитие. В отделе технического обучения для них организовали уроки по изучению русского языка, просмотр китайских кинофильмов. Сотрудник отдела технического обучения П.И.Романенков стремясь не только чётко наладить их производственную учёбу, но и познакомить китайских практикантов с сокровищницами нашей литературы и искусства. Китайские кадры автомобилестроителей обучались и на других наших заводах. По условиям соглашения большая группа советских специалистов, главным образом с московского автозавода, была командирована в Чаньчунь для оказания технической помощи в монтаже и наладке оборудования и в освоении производства. Всего было послано в Китайскую народную республику (в разные сроки) до 200 высококвалифицированных работников московского автозавода, среди них такие ведущие инженеры, как А.И. Шмелёв, В.Г.Пашкин и многие другие. Группа советских специалистов в Чанчуне, возглавил инженер Б.И. Сигачёв. В июне 1956 года на смену ему прибыл начальник производства московского автозавода А.В. Кузнецов, который работал до завершения строительства завода. Лучшие люди завода отдавали свои силы и знания первенцу автомобилестроения нового Китая. Большую помощь в монтаже оборудования и подготовки кадров механиков и энергетиков и в организации ремонтной службы оказали И.В. Королёв, Б.П. Украинцев, Н.Я. Киреев. Хорошо работали в цехе «Мотор» И.В. Татокин, В.С. Сидорович, в цехе «Коробка скоростей» — П.Ф. Сушкин, в «Шасси» — Х.У. Скалдин, В.Н. Исаков. Много труда и знаний вложили работники лаборатории резания С.Н. Калашников, М.П. Рощин, А.К. Шишов, В.П. Кадилин, конструкторы по технологической оснастке М.Н. Перепонов, Д.И. Козырев. В наладке прессового производства оказали помощь К.А.Калачёв, В.М. Рябов, Ф.И. Сметанин. Сложные технические вопросы в горячих цехах разрешались инженерами И.Л. Милославским, А.Д. Перепоновым, Б.Д. Демковым, И.П. Паршиным, А.П. Воейковым, Г.А. Шуруповым и др. На проятжении всего периода строительства завода в Чаньчуне работал Г.А. Феста, который помог организовать отдел главного конструктора и подготовить кадры китайских конструкторов-автомобилистов. Советские специалисты находясь в Чанчуне, не только выполняли свои прямые служебные обязанности, но и организовали широкое обучение китайских рабочих непосредственно на производстве в повседневной работе. В 1954-1956 гг. советскими инженерами и техниками было прочитано около 1500 лекций и докладов. Совместные усилия советских и китайских специалистов позволили успешно решить технические и организационные вопросы, в короткий срок наладить ритмичный выпуск машин и выполнить план 1956 года по автомобилям на 133%. Сборка грузовиков Jiefang CA-10 на 1-ом автомобильном заводе (г. Чанчунь, КНР) На митинге, посвящённому официальному пуску завода 15 октября 1956 года, китайские руководители горячо благодарили советский народ за оказанную помощь. Были зачитаны благодарственные письма московскому автозаводу, строительным и монтажным организациям Советского Союза. В знак особой признательности коллектив чанчуньского завода передал московским автозаводцам один из первых автомобилей «Цзефан». Рабочий-поэт чанчуньского завода посвятил советским специалистам волнующие стихи: Так ты всегда работал, А вот что писали в своём приветственном письме чанчуньские автозаводцы: «Коллектив нашего завода искренне благодарен Советскому Союзу за оказанную нашему заводу помощь и никогда не забудет Советских специалистов и весь коллектив завода имени И.А. Лихачёва, которые, не щадя сил, отдавали свой труд делу нашего завода». Тысячи таких писем и телеграмм со словами благодарности, красные знамёна и вымпелы хранятся у автозаводцев. Только инженер Г.Р. Милейников, несколько месяцев проведший в Китае получил за пять лет около 400 писем из КНР. Многие автозаводцы награждены китайскими орденами, медалями, свидетельствами, подписанными китайскими руководителями, за самоотверженный труд при сооружении чанчуньского автозавода…" Фрагмент из книги «История Московского автозавода имени И.А. Лихачёва» («Мысль», М., 1966 г., стр. 458-460.). |
библиотека |