Федеральный закон "О гражданской обороне"
от
12.02.1998 №28-ФЗ
Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области
гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия
органов государственной власти Российской Федерации, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности (далее -
организации), а также силы и средства гражданской обороны.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к
защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей
на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
служба гражданской обороны - служба, предназначенная для
проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку
необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских
организаций гражданской обороны в ходе проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
гражданские организации гражданской обороны - формирования,
создаваемые на базе организаций по территориально-производственному
принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской
Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и
подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, -
территория, на которой расположен город или иной населенный пункт,
имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в
нем объектами, представляющий высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Статья 2. Задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной
защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения
опасностей для населения при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при
ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе
медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской
помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых
мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся
радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и
проведение других необходимых мероприятий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших
при ведении военных действий или вследствие этих действий;
срочное восстановление функционирования необходимых
коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской
обороны.
Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны
1. Правовое регулирование в области гражданской обороны
осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным
законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними
из важнейших функций государства, составными частями оборонного
строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона организуется на территории Российской
Федерации по территориально-производственному принципу.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны
осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития
вооружения, военной техники и средств защиты населения от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий.
3. Ведение гражданской обороны на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента
объявления состояния войны, фактического начала военных действий
или введения Президентом Российской Федерации военного положения на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны
Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации:
определяет основные направления единой государственной политики
в области гражданской обороны;
Абзац добавлен Федеральным Законом от 09.10.2002 №123-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный Закон "О гражданской обороне"
утверждает План гражданской обороны Российской Федерации;
вводит в действие План гражданской обороны Российской
Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях в полном объеме или частично;
утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и
штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны,
утверждает Положение о войсках гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в
области гражданской обороны;
руководит организацией и ведением гражданской обороны;
издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны
и организует разработку проектов федеральных законов в области
гражданской обороны;
определяет порядок отнесения территорий к группам по
гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них
населения и наличия организаций, играющих существенную роль в
экономике государства или влияющих на безопасность населения, а
также организаций - к категориям по гражданской обороне в
зависимости от роли в экономике государства или влияния на
безопасность населения;
определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской
обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в
целях гражданской обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;
определяет порядок эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные районы;
Абзац добавлен Федеральным Законом от 09.10.2002 №123-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный Закон "О гражданской обороне"
определяет порядок обучения населения способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
Абзац добавлен Федеральным Законом от 09.10.2002 №123-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный Закон "О гражданской обороне"
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в
соответствии с законодательством Российской Федерации и указами
Президента Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих
полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации:
принимают нормативные акты в области гражданской обороны,
доводят их требования до сведения организаций и контролируют их
выполнение;
разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны,
согласованные с федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным на решение задач в области гражданской
обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне,
включая подготовку необходимых сил и средств;
осуществляют меры, направленные на сохранение объектов,
существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности
технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
Абзац изложен в редакции Федерального Закона от 09.10.2002 №123-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный Закон "О гражданской обороне"
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств.
Глава III. Полномочия органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права
и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих
территориях:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне,
разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;
осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны,
органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной
готовности;
организуют подготовку гражданских организаций гражданской
обороны и обучение населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к
использованию технические системы управления гражданской обороны,
системы оповещения населения об опасностях, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты
гражданской обороны;
Абзац изложен в редакции Федерального Закона от 09.10.2002 №123-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный Закон "О гражданской обороне"
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их
размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых
для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
проводят мероприятия по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств;
осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.
Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской
обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого
функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к
использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств.
2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные
объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и
экономическое значение или представляющие высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время,
создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают
их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких
организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации:
проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий;
принимают участие в проведении других мероприятий по
гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и
организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Глава IV. Руководство гражданской обороной
Статья 11. Руководство гражданской обороной
1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации
осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах
исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители,
являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных
органов и организаций.
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют
соответственно главы органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и руководители органов местного
самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской
обороны.
4. Начальники гражданской обороны несут персональную
ответственность за организацию и проведение мероприятий по
гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на
соответствующих территориях и в организациях.
5. Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий
и в установленном порядке имеют право:
вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;
принимать решения об эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные районы;
издавать приказы по вопросам гражданской обороны.
Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной
1. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной,
являются:
федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и
его территориальные органы, созданные в установленном порядке;
структурные подразделения федеральных органов исполнительной
власти, специально уполномоченные на решение задач в области
гражданской обороны;
структурные подразделения (работники) организаций, специально
уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны,
создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
2. По согласованию между федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным на решение задач в области
гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, могут
создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной
на территориях субъектов Российской Федерации, территориях,
отнесенных к группам по гражданской обороне.
Указанные органы комплектуются военнослужащими войск
гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы, средства на содержание которых выделяются из
федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства на
содержание которого выделяются из бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Абзац изложен в редакции Федерального Закона от 19.06.2004 №51-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального Закона "О гражданской обороне"
Руководители указанных органов назначаются руководителем
федерального органа исполнительной власти, специально
уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из
числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы по согласованию с
начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации,
территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзац изложен в редакции Федерального Закона от 19.06.2004 №51-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального Закона "О гражданской обороне"
Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны
В целях осуществления государственной политики в области
гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его
поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный
орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение
задач в области гражданской обороны, и возлагает на него
осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также
специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в
области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной
власти, специально уполномоченный на решение задач в области
гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые
в установленном порядке.
Полномочия федерального органа исполнительной власти,
специально уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Службы гражданской обороны
1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются
федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной
области и автономных округов, районные и городские службы
гражданской обороны, а также службы гражданской обороны
организаций.
2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.
Положения о службах гражданской обороны утверждаются
соответствующими начальниками гражданской обороны.
Глава V. Силы гражданской обороны
Статья 15. Силы гражданской обороны
1. Силы гражданской обороны - воинские формирования,
специально предназначенные для решения задач в области гражданской
обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны,
а также гражданские организации гражданской обороны.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и
воинские формирования выполняют задачи в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части
и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск
и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном
Президентом Российской Федерации.
3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные
формирования привлекаются для решения задач в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Основы деятельности войск гражданской обороны
1. На вооружении войск гражданской обороны находятся
специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное
оружие.
2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются
удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их
статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.
3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить
службу в федеральном органе исполнительной власти, специально
уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и
иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их
военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом,
социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов
их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской
обороны осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
5. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с
момента объявления состояния войны, фактического начала военных
действий или введения Президентом Российской Федерации военного
положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях,
эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под
угрозу здоровье населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 17. Гражданские организации гражданской обороны
1. Гражданские организации гражданской обороны создаются
организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего
Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских
организаций гражданской обороны определяется Правительством
Российской Федерации.
2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть
зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18
до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением
военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I,
II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в
возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или
высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех
лет.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне
1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне
осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по
гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны
Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской
Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации
подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 12 февраля 1998 года
|