библиотека |
АБТУ, ГАВТУ, ГБТУ, ЦАВТУ, ГАБТУ: историяИстория образования Главного автобронетанкового управления берет начало в 1929 году, когда для разработки мероприятий по технической реконструкции Красной Армии была создана специальная комиссия под председательством С.С. Каменева. Одним из выводов ее работы было: «Учитывая масштабы начинающегося строительства в области механизации и моторизации, важность и новизну этого дела, признать совершенно необходимой скорейшую организацию особого Центрального управления Народного комиссариата по военным и морским делам, ведающего всеми вопросами моторизации и механизации». 3 ноября 1929 года на заседании Реввоенсовета было принято решение о создании Управления по механизации и моторизации РККА. Приказом Реввоенсовета СССР от 22 ноября 1929 года введено в действие положение об этом управлении, созданном на базе отдела механической тяги и секции механизации НТК ГАУ, автомобильного отдела и автотракторной секции НТК ГНУ и инспекции бронетанковых частей РККА. С этого времени ведет свою историю Главное автобронетанковое управление. Все последующие изменения организационных структур Управления по механизации и моторизации РККА, в том числе и такие существенные, как разделение ГАБТУ на два самостоятельных центральных органа: Управление командующего БТ и MB и Главное автомобильное управление, сохраняли преемственность по линии бронетанковых войск. Начальник УММ РККА был подчинен непосредственно народному комиссару по военным и морским делам. Ему подчинялись механизированные соединения и части, не входящие в состав военных округов, а по вопросам специальной технической службы – все механизированные войска РККА. В ноябре 1934 года УММ РККА было преобразовано в Автобронетанковое управление (АБТУ), а с 26 июня 1940 года стало именоваться Главным автобронетанковым управлением Красной Армии. Начальник ГАБТУ КА одновременно являлся начальником автобронетанковых войск Красной Армии и по этой линии осуществлял руководство начальниками АБТВ военных округов. С началом Великой Отечественной войны организационная структура непрерывно совершенствовалась, ее изменения диктовались ростом мощи и численности бронетанковых войск и количеством автомобильной техники. Постановлением ГКО 7 декабря 1942 года Главное автобронетанковое управление КА реорганизуется в два главных управления: Главное управление формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск КА и Главное бронетанковое управление КА. Одновременно оформляется в самостоятельную службу Автомобильное управление. В январе 1943 года было сформировано Главное автомобильное управление (ГАВТУ) Красной Армии. В ходе войны незначительные изменения происходили в Управлении командующего БТ и MB. Такая организационная структура Управления командующего БТ и MB просуществовала практически без изменений до 1953 года. С 1953 года командующий БТ и MB стал именоваться начальником бронетанковых войск. Организационноштатная структура Управления начальника бронетанковых войск без особых изменений сохранялась до ноября 1960 года. В связи с тем, что к началу 60-х годов был создан Главкомат сухопутных войск, к ведению которого отошли комплектование личным составом и боевая подготовка, подготовка командных кадров, Управление начальника бронетанковых войск реорганизуется в Управление начальника танковых войск. В этом виде Управление НТВ без значительных изменений существовало до середины 1980 года, когда было преобразовано в Главное бронетанковое управление. Такая структура сохранялась до 1995 года. Главное автомобильное управление Красной Армии в послевоенный период также претерпело некоторые изменения в названии и подчиненности. В январе 1946 года ГАВТУ КА преобразовано в Автомобильное управление Вооруженных Сил с подчинением начальнику тыла ВС. В 1949 году на базе Автомобильного управления ВС и Тракторного управления ГАУ ВС формируется Главное автотракторное управление. В 1953 году оно преобразовано в Автотракторное управление МО, которое в 1961 году было преобразовано в Центральное автотракторное управление МО. В декабре 1982 года Центральное автотракторное управление МО переименовано в Главное автомобильное управление МО. До 1963 года управление подчинялось начальнику тыла, министру Вооруженных Сил, Главнокомандующему сухопутными войсками, а с 1963 года – только министру обороны. В декабре 1994 года ГБТУ МО и ГЛАВТУ МО переформированы в Главное автобронетанковое управление МО РФ (ГАБТУ). Источник: |