ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ |
Честь - не что иное, как особенные правила основанные
на особенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класс распределяет свою похвалу или порицание. А.Токвиль Честь мундираПри Петре I укрепилось понятие чести военного мундира. С его легкой руки появляется много новых традиций в ношении военной формы. Так, например, произошло с гусарами-александрийцами. То были знаменитые Черные гусары, 5-й гусарский Александрийский полк. Рядовые и офицеры этого полка носили «черную форму», а на головном уборе знак - череп со скрещенными костями. Их еще называли - «гусарами смерти», или «бессмертными». Это название было дано им, как говорят, князем В.Г. Мадатовым. А произошло это сразу после боя с французами в августе 1813 года, когда гусары разгромили два полка тяжелой кавалерии Наполеона. Они с честью продолжали носить свою черную, прославленную во многих битвах форму. В ней же они встретили и Первую мировую войну. Интересна и их дальнейшая судьба. Некоторые александрийцы во время Гражданской войны перешли на сторону Красной Армии. А в 1918 году в составе красных частей появляется отряд александрийцев, по-прежнему одетых в свою гусарскую форму. Командовал ими К.П. Ушаков, в прошлом корнет-александриец. Через год в белой армии был воссоздан Александрийский гусарский полк. «Черные гусары» Вооруженных сил Юга России участвуют во множестве боев. А завершают боевой путь в 1920 году в Крыму. Часть александрийцев не расставалась со своей формой даже в эмиграции. К другим воинским дореволюционным формированиям, десятилетиями носившими традиционный мундир полка, относились синие, желтые и красные кирасиры, а также знаменитая «Золотая рота» дворцовых гренадер. История их возникновения необычна. Оказывается, красочное облачение, за которое их прозвали «Золотой ротой», было придумано Николаем I. Знаток военных форм, к тому же и сам прекрасный рисовальщик, он прорисовал все, начиная от огромных медвежьих шапок, красных мундиров и кончая даже формой усов и бакенбардов этих красавцев. Ружья имели красные погонные ремни и чуть расслабленные (по императорскому же предложению) винты, дававшие при «артикулах» легкое звяканье. Офицеры носили одни лишь бакенбарды. А унтера и гренадеры - и усы, и бакенбарды «как две плавные дуги от висков к середине верхней губы». Огромная шапка, казавшаяся по виду тяжелой, была легче любой каски или кивера. Интересная подробность - когда форма создавалась, конечно, больше думали о престиже «Золотой роты», о чести мундира. А форма оказалась, помимо ее изысканной красоты, еще и столь удобной, что продержалась вплоть до падения самого Зимнего дворца. Понятие чести мундира проявилось и в Красной Гвардии. Это были очень длинные шинели (кавалерийского типа) с застежками-«разговорами» - красными у пехоты и синими у кавалерии. Не стоит удивляться, что мысль о мундире увлекает части Добровольческой армии. Так, например, личный конвой генерал-лейтенанта Андрея Шкуро, его «Волчья сотня» была облачена в особые шапки из волчьего меха. Кроме того, он вводит и особый боевой клич, подобный волчьему вою, и приветствие командира в виде волчьего подвывания. А практика эта шла еще со времен Первой мировой войны. Тогда молодой Шкуро командовал особым партизанским отрядом, отличаясь отчаянными налетами на германские тылы. В гражданскую же лично водил в атаки свою «Волчью сотню», быстро выросшую в дивизию. Носил «а-ля гусарскую» форму, им же самим и сочиненную, генерал Яков Слащев, георгиевский кавалер и предводитель обороны Крыма в 1920 году. Он появлялся на боевых позициях в белом доломане и лиловых чакчирах (гусарская форма). А генерал Петр Врангель хотя и не задумывался особенно о военном облачении, но почти постоянно носил черную черкеску, за что его называли Черным бароном. Военные суды честиОсновная цель их появления - охранение корпоративной чести офицерского сословия путем предоставления самим офицерам права исключать из своей среды тех лиц, которые признаются ими как недостойные принадлежать к корпорации. Суды эти носили чисто сословный характер. Строились они на выборных началах и действовали обособленно от общей военно-судебной организации. Поскольку нижние армейские чины по характеру их службы (по обязанности или срочному найму) не считались носителями и выразителями воинской чести, юрисдикция военных судов чести на них не распространялась. Учреждение военных судов чести в России относится к 1863 году. Именно тогда вышло положение об охране воинской дисциплины и дисциплинарных взысканиях. Интересно, что подобные суды утверждались лишь при отдельных войсковых частях, а не при высших войсковых соединениях. Назывались они судами общества офицеров. Их компетенции были подвластны лишь только обер-офицеры (ротмистр, есаул, старший лейтенант). Что же касается штаб-офицеров (высший ранг), то считалось недопустимым, несовместимым с началами воинской дисциплины, когда младшие критикуют старших. По положению 1863 года к компетенции судов общества офицеров были отнесены поступки, несовместимые с понятиями воинской чести и доблести офицерского звания, а также разбор ссор и обид, имевших место в офицерской среде. Примечательно, что дела о дуэлях были изъяты из ведения судов чести. По причине достаточно веской: «... с допущением подобного прусским законам правила самим законом дозволялось бы кровопролитие и самоуправство вооруженною рукою». Военная служба уничтожает все искусства,
кроме тех, которые способствуют войне. Ф.Ламот-Левайс О служебном этикете военнослужащего российской армииПервым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год). В ней нашли отражение ее важнейшие положения. А в годы Великой отечественной войны (1941-1945) такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере. Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отличали мундир, знаки различия и т. д. В Красной Армии для определения принадлежности к ее составу в 1918 году устанавливают нагрудный знак в виде венка из лавровых и дубовых веток. А поверх венка располагается пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды - эмблема «плуг и молот». Кроме того, в том же 1918 году установлен и значок-кокарда для головного убора красноармейцев и командиров - пятиконечная звезда с эмблемой «плуг и молот». На воротниках шинелей и гимнастерок - петлицы соответствующего цвета (по роду войск). А в январе 1919 года знаки различия военнослужащих были введены в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это были нарукавные знаки из алого сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом). С 31 января 1922 года знаки различия военнослужащих размещаются на специальном клапане, который нашивается посередине левого рукава шинели и гимнастерки. 6 января 1943 года - знаменательный день для нашей армии. Именно в этот день Президиум Верховного Совета своим указом вводит для личного состава Красной Армии, а 15 февраля - и для Военно-Морского флота погоны. Одним из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне, является отдание воинской чести. В царской армии к военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Российской - ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при встрече в «чистом поле» они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился. Примечательно, что перед войной (1941 год), да и в первые годы после нее среди наших офицеров высшего ранга существовал неписаный закон - не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси и на метро. Основная причина - советский офицер должен идеально выглядеть и со стороны: чтобы был не помят мундир, чтобы были начищены сапоги, ботинки. При военной форме не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение - не выставлял военного в приземленно-бытовом виде. Защитник отечества в любой обстановке должен был иметь соответствующий вид. И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных. Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований ко внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица. Невежливость между равными некрасива,
со стороны же начальника она есть тирания. Лопе де Вега Отношения - начальник-подчиненный, |