Морская доктрина Российской Федерации (проект)

Документ подготовлен Морским научным комитетом-инициативной группой адмиралов и офицеров Военно-морского флота Российской Федерации

Общие положения

Военно-морская стратегия конкретизирует и развивает положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и "Основ (Концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2005 года" в области защиты национальных интересов России в Мировом океане и определяет предназначение, принципы применения, основные направления строительства и развития Военно-морского флота.

Военно-морская стратегия Российской Федерации представляет собой систему взглядов на роль и место Военно-морского флота России в общей системе обеспечения безопасности государства и реализации его интересов в Мировом океане.

Совокупность сил и средств, предназначенных для освоения и использования Мирового океана, представляет собой морскую мощь государства, которая определяет способность той или иной страны эффективно использовать военные и экономические возможности Мирового океана в своих национальных целях.

Мировой океан является перспективной областью деятельности, важнейшей сферой реализации геополитических интересов различных государств, сферой соперничества и раздела влияния.

Деятельность мирового сообщества в Мировом океане приводит к возникновению разного рода противоречий и споров, характер и способы урегулирования которых во многом определяются реальной морской мощью государства.

Поэтому обеспечение возможности осуществления деятельности в Мировом океане становится главным фактором, свидетельствующим в пользу обладания современным и сильным военно-морским флотом, являющимся основой морской мощи государства.

Опыт применения флотов крупных морских держав, в том числе России, свидетельствует о значительном возрастании роли и места военно-морской силы в обеспечении экономических и внешнеполитических интересов государств.

Российская Федерация относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в освоении и использовании Мирового океана. Для России Мировой океан играет первостепенную роль.

Поэтому основой для сохранения и дальнейшего расширения деятельности России в Мировом океане, реализации ее интересов в этой области является сохранение и развитие всех основных составляющих морской мощи:

  • военно-морской, транспортный, промысловый, научный и другие флоты;
  • научная, промышленная и испытательная базы для строительства, ремонта и всех видов обеспечения деятельности флотов;
  • система портов и баз, в том числе незамерзающих, береговая инфраструктура на всех морях, прилегающих к территории России.
    Национальные интересы

    Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане определяются ее геополитическим положением и составляют совокупность экономических, политических и собственно военных интересов государства.

    Эти интересы распространяются на внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, а также морские пространства, находящиеся за пределами юрисдикции прибрежных государств.

    Они обусловлены:

  • значительной протяженностью российских морских границ;
  • неисчерпаемостью запасов минеральных, биологических, топливно-энергетических и других ресурсов Мирового океана, необходимостью обеспечения свободного доступа к этим ресурсам для их разработки и освоения;
  • сосредоточением в прибрежной полосе России значительного промышленного потенциала и большого количества населения;
  • зависимостью жизнедеятельности России, ее прибрежных, и особенно северных, регионов от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузовых и пассажирских перевозок, рыболовства, добычи углеводородных ресурсов и другой производственной и хозяйственной деятельности на море;
  • необходимостью обеспечения охраны и защиты всех видов деятельности России в Мировом океане;
  • наличием разветвленной системы внешнеэкономических связей, связанных с освоением и использованием Мирового океана;
  • необходимостью укрепления международно-правового статуса в области морской деятельности Российской Федерации, включая сохранение за Россией прав и особого статуса в Арктике, особенно для обеспечения нормального функционирования Северного морского пути.

    Это обусловливает необходимость сохранения и развития Военно-морского флота как основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, восстановления военно-морского присутствия во всех важных в политическом отношении для России районах Мирового океана в интересах нейтрализации военной угрозы с морских и океанских направлений, в том числе наличия развернутой группировки морских стратегических ядерных сил, которые в перспективе будут составлять основу сил ядерного сдерживания Российской Федерации, и сил обеспечения их боевой устойчивости, создания системы базирования и обеспечения Военно-морского флота России, в том числе за рубежом.

    К возможным угрозам и источникам опасности для Российской Федерации в Мировом океане следует отнести:

  • деятельность военно-морских сил ведущих морских держав как основного инструмента защиты их национальных интересов, в том числе совершенствование боевых возможностей группировок морских стратегических ядерных сил ведущих морских держав; развертывание крупных ударных группировок морских сил общего назначения, увеличение количества мероприятий оперативной и боевой подготовки военно-морских сил иностранных государств в прилегающих к России морях;
  • деятельность иностранных государств, их блоков и коалиций, а также транснациональных корпораций и иных организаций, препятствующая реализации национальных интересов России в Мировом океане, включая воспрепятствование участию России в коммерческих проектах по освоению и использованию ресурсов Мирового океана;
  • отстранение России от решения ключевых международных проблем, затрагивающих ее национальные интересы в Мировом океане, в том числе отказ от признания правомочности территориальных разграничений в части, касающейся нарезки исключительной экономической зоны;
  • осуществление нелегального лова морепродуктов в исключительной экономической зоне России иностранными судами, а также незаконный лов и экспорт морепродуктов российскими промысловиками с дальнейшим сбытом в портах иностранных государств;
  • нарушение естественного баланса биологических систем в исключительной экономической зоне России вследствие превышения квоты промысла морепродуктов;
  • неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых проблем, касающихся правового статуса Каспийского и Азовского морей, Черноморского флота и других проблем.

    Значимость этих угроз национальной безопасности Российской Федерации существенно усиливается вследствие устойчивой тенденции к снижению роли России в экономическом освоении и использовании Мирового океана, ограничению возможности ее участия в выгодных зарубежных экономических проектах, значительному сокращению удельного веса России в глобальном военно-морском балансе.

    Предназначение флота

    Деятельность России в Мировом океане осуществляется в строгом соответствии с принципами и нормами международного, в том числе и морского, права и с учетом разумного расходования и восполнения морских ресурсов.

    Россия выступает за предотвращение обострения международных противоречий в области военно-морской деятельности, создающей опасность военного столкновения, за безусловное соблюдение международных обязательств, достижение целей договоров и соглашений по военно-морским проблемам.

    Военно-морской флот является одним из инструментов государственной политики Российской Федерации, главной составляющей морской мощи государства. Организационно Военно-морской флот представляет собой вид Вооруженных сил Российской Федерации, предназначенный для обеспечения защиты национальных интересов России в Мировом океане в интересах экономического развития и поддержания международного авторитета Российской Федерации, поддержания военно-политической стабильности в мире.

    В соответствии с предназначением на Военно-морской флот возлагается решение следующих основных задач:

  • сдерживание применения военной силы или угрозы силой в отношении России или ее союзников с морских и океанских направлений, в том числе участие в стратегическом ядерном сдерживании;
  • выявление, предупреждение и предотвращение военных угроз и отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников с морских и океанских направлений, участие в действиях по предотвращению и локализации вооруженных конфликтов на ранних стадиях их развития, защита и охрана государственной границы в подводной среде, а также ее защита военными методами на море, содействие Федеральной пограничной службе Российской Федерации в охране государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
  • обеспечение безопасности судоходства и производственной деятельности российских государственных и иных экономических структур в прилегающих к России морях и океанских районах;
  • участие в океанографическом, гидрометеорологическом, картографическом, поисково-спасательном обеспечении деятельности российских государственных и иных экономических структур;
  • обеспечение навигационной безопасности мореплавания гражданских и военных судов и кораблей.

    Для решения стоящих перед Военно-морским флотом задач необходимо обеспечить:

  • поддержание Военно-морского флота, в том числе сил и средств, обеспечивающих ядерное сдерживание, в готовности к применению;
  • контроль деятельности военно-морских сил государств и военных блоков в прилегающих к территории России морях и других районах Мирового океана;
  • своевременное наращивание сил и средств в районах, откуда может исходить угроза интересам и безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение военно-морского присутствия, демонстрация флага и военной силы российского государства, обмен визитами кораблей и судов Военно-морского флота, участие в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам России;
  • реализацию двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами по расширению мер доверия и предотвращению инцидентов на море, обмену информацией, созданию коллективных структур безопасности, сокращению (ограничению) военно-морских сил и вооружений и ограничению военной деятельности во взаимно согласованных районах.

    Применение Военно-морского флота представляет собой вид военной деятельности Российской Федерации, связанный с выполнением силами ВМФ России поставленных боевых задач в мирное и военное время в составе Вооруженных сил Российской Федерации.

    Геополитическое положение России предопределяет структуру Военно-морского флота как самостоятельного вида Вооруженных сил Российской Федерации, состоящего из регионально дислоцированных оперативно-стратегических объединений - флотов (Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского) и Каспийской флотилии, объединенных под единым командованием и действующих по единому замыслу и плану.

    Планирование применения сил и обеспечения боевой готовности каждого из флотов (флотилии), действующих на самостоятельном направлении, осуществляется во взаимодействии с территориальными оперативно-стратегическими объединениями - военными округами (фронтами) под общим руководством Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

    Применение Военно-морского флота осуществляется на основе решений военно-политического руководства государства и предполагает сочетание мер политического, дипломатического, экономического, правового, информационного, военного и иного характера.

    Военно-морской флот включает морские стратегические ядерные силы как составную часть стратегических ядерных сил государства, морские силы общего назначения и состоит из родов сил (подводные силы, надводные силы, морская авиация, береговые войска) и системы их всестороннего обеспечения.

    Формы и способы применения сил (войск) Военно-морского флота определяются уставными документами Вооруженных сил Российской Федерации и Военно-морского флота .

    Деятельность Военно-морского флота, функционирование его объектов осуществляются в строгом соответствии с соблюдением мер экологической безопасности и выполнением требований природоохранных мероприятий.

    Корабли (суда) Военно-морского флота Российской Федерации несут Военно-морской флаг Российской Федерации (флаг вспомогательных судов Военно-морского флота Российской Федерации) - Андреевский флаг, являющийся символом государственного суверенитета и принадлежности корабля (судна) к Российской Федерации и ее Вооруженным силам.

    Направления строительства и развития флота

    Сохранение и развитие Военно-морского флота, а также обеспечивающего его строительство и развитие промышленного, научного и инженерно-технического потенциала, совершенствование промышленной кооперации для разработки и производства военно-морской техники и вооружения являются приоритетными задачами российского государства.

    Финансово-экономическое обеспечение строительства и развития Военно-морского флота производится в установленных рамках расходов федерального бюджета на национальную оборону, а также части финансовых средств, получаемых за счет реализации высвобождаемого военного имущества, вооружения и военной техники ВМФ. При этом доля выделяемых ассигнований на ВМФ должна составлять не менее 20% от общего объема финансирования Министерства обороны России из госбюджета.

    Строительство и развитие Военно-морского флота направлено на поддержание и совершенствование всех его компонентов и предусматривает:

  • приведение боевого состава и организационно-штатной структуры в соответствие требованиям государства к Вооруженным силам Российской Федерации и Военно-морскому флоту и стоящим перед ними задачам по обеспечению безопасности Российской Федерации;
  • повышение боевого потенциала группировок сил флотов за счет увеличения ударных, информационных и других возможностей вооружения и военной техники;
  • достижение важнейших тактико-технические характеристик образцов и систем вооружения, позволяющих сохранить научно-технический паритет по сравнению с зарубежными аналогами;
  • проведение рациональной военно-технической, социальной и кадровой политики, направленной на качественное обновление корабельного состава, вооружения и военной техники, улучшения условий их базирования и всех видов обеспечения и соответствующей экономическим возможностям государства.

    Развитие родов Военно-морского флота, сил и средств обеспечения войск (сил) должно предусматривать:

  • создание ракетных подводных лодок стратегического назначения нового поколения;
  • строительство многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей, в том числе авианосцев с повышенными боевыми возможностями, оснащенных высокоточным ударным ракетным и противолодочным оружием, средствами обороны, эффективными авиационными комплексами различного назначения, а также универсальных десантных и минно-тральных кораблей;
  • создание многофункциональных летательных аппаратов корабельного и берегового базирования;
  • создание подвижных универсальных береговых разведывательно-ударных комплексов; развитие испытательной полигонной базы;
  • качественное совершенствование средств боевого, технического и тылового обеспечения в целях максимальной реализации боевых возможностей ударных сил и средств ВМФ;
  • повышение оперативности, надежности, скрытности и устойчивости средств управления и связи;
  • проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в обеспечение создания перспективных боевых кораблей, систем вооружения и военной техники.

    Наличие в составе Военно-морского флота регионально дислоцированных Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии требует поддержания и развития самостоятельных инфраструктур базирования, судостроения и судоремонта, всех видов обеспечения, основой которых является исторически сложившаяся в России система городов - военно-морских баз.

    Качественный и количественный состав сил (войск) каждого из флотов (флотилии) должен соответствовать требованиям, предъявляемым к Вооруженным силам Российской Федерации, в том числе к Военно-морскому флоту, экономическим возможностям государства, уровню и характеру угроз национальной безопасности Российской Федерации в конкретном регионе.

    Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли океанской зоны, морская ракетоносная авиация.

    Основу Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии должны составлять многоцелевые надводные корабли морской зоны, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.



  • GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»