Кубинский ракетный кризис 1962 г. Часть 1 |
Хрущев и армияОтношения Хрущева и армии никогда не были особенно хорошими. На них лежала тень громадного сокращения вооруженных сил страны. При очевидной вынужденности этого решения, вызванного невозможностью держать армию фактически военного времени (на 1 марта 1953 г. в штате армии числилось 5. 396. 038 человек)177, ясно, что сокращение в течение 1955-1958 гг. в три этапа Советской Армии на 2. 140 т. военнослужащих больно било по судьбам офицерского корпуса. Сокращение затронуло боевые части, органы управления, военно-учебные заведения, промышленные и ремонтные предприятия. Это сокращение породило брожение в армии. Офицеры вспоминали о начале Отечественной войны и говорили в своем кругу: "Как бы нам не досокращаться, как в 1941 году". Прослужившие много лет офицеры выбрасывались в гражданскую жизнь зачастую без профессии, без пенсии, даже без возможности найти себе работу. Как информировал в июне 1956 г. ЦК КПСС маршал И. Конев, "в Одесской области. . . до сих пор не трудоустроено 329 офицеров, уволенных из армии в прошлом году, из них не 120 человек не имеют права на пенсию"178. Положение не улучшилось и спустя два года. КГБ сообщал в "инстанцию", что при перлюстрации писем военнослужащих Забайкальского военного округа только за одну неделю - с 10 по 17 февраля 1958 г. - было выявлено более ста писем офицеров, в которых содержалось осуждение и самого сокращения вооруженных сил, и того, как оно происходило. Вот одно из самых типичных писем: "Уже который раз мы находимся под страхом этих мероприятий, но теперь не миновала нас и эта кампания. Наша дивизия расформируется. Из нашего полка (пока по слухам) останется всего 5 человек, то есть почти все будут уволены в запас. . . Мы, надо сказать, одеты и обуты, но ты бы посмотрела, как у нас демобилизуются офицеры, у которых по 2-3 детей, ни одежды, ни денег, ничего нет, и увольняют без пенсии, не хватает 1, 5-2 лет. Настроение у всех ужасное. Сейчас просто повальная демобилизация. К чему бы это?. . . "179. Массовые сокращения осложняли управляемость армии. Из армии уходили массами молодые офицеры, недавние выпускники училищ, боявшиеся связывать свою судьбу с армией, газеты радостно печатали репортажи о том, как бензорезами уничтожают новейшую авиационную технику, солдаты и сержанты криками "ура" встречали очередные сообщения о планируемом сокращении армии, надеясь на скорую демобилизацию, в армии падала дисциплина. Поддержка лично Хрущева на июльском Пленуме 1957 г. самым популярным советским военачальником - маршалом Г. К. Жуковым - продемонстрировала партийному руководству потенциальную возможность армии вмешиваться в политическую жизнь страны. Жуков стал, сам того не подозревая, опасен Хрущеву. История повторилась. Только сейчас не Сталин, а Хрущев постарался избавиться от Жукова, заменив его бесцветным Р. Малиновским. Однако это дополнительно осложнило отношения Хрущева с офицерским корпусом. Дом Жукова стал своего рода центром антихрущевской оппозиции в армии - оппозиции не столько политической, сколько нравственной. Жуков, скорый на язык, не подбирал выражения для оценки нового руководства Министерства обороны, министра он называл подхалимом, человеком угодничающим, то есть таким, "какие сейчас и нужны"180. Малиновский, по мнению Жукова, "предоставил свободу действий начальнику Главного политического управления генералу армии Голикову, а последний разваливает армию". Доставалось и армейским политработникам. "В газете "Красная звезда" - продолжал Жуков, - изо дня в день помещают статьи с призывами поднимать и укреплять авторитет политработников и критиковать командиров. В результате такой политики армия будет разложена"181. Стоит ли говорить, что Жукова постоянно подслушивали, при Хрущеве это делалось не хуже, чем при Сталине, и также регулярно доносили на него первому секретарю ЦК КПСС. Опальный маршал считал неразумным вкладывать огромные деньги в освоение космоса, его раздражали богатые подарки, которые вручали иноземным визитерам. В этом случае он был готов даже добром помянуть Сталина, который, по словам Жукова, больше, чем книгу с собственным автографом никому не дарил. Особая тема - отношение Жукова к истории войны. Собственно историей-то Великая Отечественная война к этому времени еще и не стала. Многие "действующие лица" войны и сейчас были политическими деятелями, и на страницах официальной историографии войны, в первых мемуарах, которые начали издаваться, история войны служила полигоном для выяснения отношений. Ярким примером тому служит использование Хрущевым военных воспоминаний в "секретном докладе" на ХХ съезде КПСС. Впрочем, Хрущев именно использовал историю Великой Отечественной войны для своего личного прославления. Впрочем, может быть и собственного понимания войны, где самыми важными представлялись те события, участником которых ему пришлось быть. А это, в общем-то понятное желание ветерана, приобретало в руках тогдашней пропаганды, учитывая его место в стране, уродливые и комичные формы. Достаточно сказать, что в изданных в 1961 г. трех томах "Истории Великой Отечественной войны", рассказывающих о событиях с начала войны до Курского сражения 1943 г. имя Хрущева - в войну - члена Военного Совета фронта - упоминается на 96 страницах, Верховного Главнокомандующего - Сталина - на 85, маршала Рокоссовского - на 16, другого командующего фронтом - Конева - на 10, а Жукова - на 11. Не трудно представить отношение к такой истории Жукова. "Лакированная эта история - говорил Жуков в кругу близких ему людей. - Я считаю, что в этом отношении описание истории, хотя тоже извращенное, но все-таки более честное у немецких генералов, они правдивее пишут. А вот у нас история Великой Отечественной войны абсолютно неправдивая"182. И Жуков по-своему продолжал борьбу с Хрущевым. ". . . А самое главное умалчивается. Он же (Хрущев. - Авт. ) был членом Военного совета Юго-Западного направления. Меня можно ругать за начальный период войны. Но 1942 год - это не начальный период войны. Начиная с Барвенкова, Харькова, до самой Волги докатился. И никто ничего не пишет. А они вместе с Тимошенко драпали. Привели одну группу немцев на Волгу, а другую группу на Кавказ. А им были подчинены Юго-Западный фронт, Южный фронт. Это была достаточная сила"183. Жуков высказался и по другой теме, тщательно замалчивавшейся официальной советской историографией - о роли союзников. "Вот сейчас говорят, что союзники нам никогда не помогали. . . Но ведь нельзя отрицать, что американцы гнали нам столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. . . Получили 350 тысяч машин, да каких машин! . . . У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. . . "184. 27 июля 1959 г. было принято постановление Совета Министров СССР о пенсиях военнослужащим и их семьям. Это постановление вызвало новый взрыв недовольства в армии. Пенсии сократили, возможность выслужить военную пенсию - затруднили. Напомним, что это решение принималось в условиях продолжавшегося сокращения вооруженных сил. Пенсии разрешалось платить только при достижении 40 лет. Напомним, что со времени окончания Великой Отечественной войны прошло всего 14 лет. Таким образом большинству офицеров, начинавшим службу с войны, было к этому времени меньше сорока. "Но дослужиться до этого срока не дадут" - говорили они в своем кругу. Массовое недовольство офицерского состава выразилось в призывах бастовать, завалить ЦК письмами и , как предлагал один офицер-десантник, написать письма протеста и во время дивизионных учений офицерам бросить их с воздуха. Вспоминали Сталина, и то, что "всем помогаем - Египту плотины строим, Ирану помогаем, а себя ремнями подтягиваем". Были раздражены и военные пенсионеры-отставники, у которых в одночасье пенсии стали меньше185. В августе того же 1959 г. скончался генерал Крюков - тот, который был близок маршалу Жукову в годы войны, за что и поплатился, вместе со своей женой, великой певицей Лидией Руслановой арестом и ссылкой. На поминках по нему, устроенных Руслановой, были и Жуков, и Буденный. Оба ругали это постановление, Жуков добавил к тому же, что если бы он был министром, то не допустил бы принятия такого постановления186. В сентябре 1959 г. СССР выступил на пленарном заседании Х1У сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР внес Декларацию о всеобщем и полном разоружении. Это была программа, предусматривавшая сократить за сравнительно короткий срок - за уже на первом этапе - вооруженные силы трех стран - СССР, США и КНР до соответственно до 1 700 т. человек, Англии и Франции - до 650 т. человек для каждой из стран. На втором этапе предполагалось сократить вооружения и военную технику, на третьем - уничтожить все виды ядерного, ракетного, химического и биологического оружия. Вся эта программа должна была реализована, согласно советским предложениям, за 4 года. Хотя эта программа и получила одобрение в резолюции от 20 ноября 1959 г. , нетрудно было увидеть ее идеалистический, наивный расчет: нереалистично было заставить разоружиться не только США, но и Китай, ощутимо уходивший "в отрыв" от СССР, Англию и Францию, располагавших своей самостоятельной политикой, своими амбициями187. Единственный практический результат этого предложения состоял в том, что 15 января 1960 г. Верховный Совет СССР снова в одностороннем порядке принял решение о новом значительном сокращении армии - на 1 миллион 200 т человек, примерно на треть общей численности188. 1960 - 1961 гг. стали временем неудач прежних внешнеполитических инициатив СССР. Провалилась деятельность Комитета по разоружению Генеральной Ассамблеи ООН. 1 мая 1960 г. над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик У-2. Для жителей страны узнать, что американские самолеты могут перелетать через всю страну, было шоком. Тем более, что одновременно с объявлением Хрущева о том, что американский самолет был сбит первой ракетой189, было сообщено, что полеты самолетов-разведчиков через всю страну, оказывается, носили более или менее регулярный характер. Переговоры СССР с его союзниками по второй мировой войне - США, Англией и Францией в Женеве о германском урегулировании с требованием СССР, чтобы Германия не участвовала в будущем в военных блоках и не имела на своей территории военных баз также не имели успеха. Советская позиция была отклонена как "чрезмерно жесткая". Двусторонние переговоры в Вене Н. С. Хрущева и Д. Кеннеди в Женеве 3-4 июля 1961 г. о путях заключения мирного договора с Германией также стали, по существу, безрезультатными. Внешнеполитические неудачи шли на фоне укрепления военного потенциала Соединенных Штатов Америки. На вооружение американской армии поступили стратегические твердотопливные ракеты "Минитмен", которые базировались в более защищеных шахтных подземных установках и могли быть приведены в боевую готовность в течение нескольких минут, в отличие от советских ракет, заправлявшихся жидким топливом. Быстро развивался подводный флот США, на вооружение которого поступили ракеты "Поларис", имевшие радиус действия почти в два раза превосходящий их советские аналоги190. Количество ракет морского базирования "Поларис" возросло с 96 до 144, одновременно с увеличением с 6 до 9 числа американских атомных ракетных подводных лодок, находившихся на боевом дежурстве191. В строй вводились новые жидкостные межконтинентальные ракеты "Атлас", значительно превосходившие по численности советские аналоги. Американские военные базы, расположенные по существу вдоль всей границы СССР, позволяли приблизить носители ядерного оружия к советской территории, не создавая, вместе с тем, непосредственной угрозы территории Соединенных Штатов. С 1959 г. началось интенсивное развертывание ракет средней дальности в Турции, Великобритании, в Италии. Особенноую угрозу представляли ракеты, размещаемые в Турции, с связи с очень незначительным подлетным пременем до жизненно важных центров европейской части СССР. Одновременно с этим возросла численность сухопутных войск, ВМС, авиации США192, продолжалось их техническое совершенствование. Советские люди помнят плакат, который должен был пропагандировать предложения Хрущева по взаимному разоружению СССР и стран НАТО. Демобилизованный солдат, изображенный на плакате, обращался к американским солдатам со словами: "я отслужил, а вы?". Но призыв советского солдата с плаката остался не услышанным. Да и могло ли возникнуть взаимное доверие в военной области, когда Хрущев публично и с удовольствием заявлял, что "мы (то есть СССР) вас (то есть Соединенные Штаты) закопаем!" С 1961 г. усилилась конфронтация Советского Союза с США и странами НАТО. 17 апреля 1961 г. состоялось вторжение противников режима Кастро на Кубу, закончившееся их полным разгромом, в августе 1961 г. в Берлине после консультаций с государствами-участниками Варшавского пакта сооружается Берлинская стена. Мир начал балансировать на грани войны. Примечания
Кубинский ракетный кризис 1962 г.Кубинский ракетный кризис 1962 г. стал новым звеном этой конфронтации. Кубинское направление стало новым для внешней политики СССР. Борьба за власть на Кубе между Ф. Батистой и его противником Ф. Кастро, развязавшим партизанскую войну, рассматривалась в Москве как сугубо внутреннее дело. Кастро конца 50-х гг. не был замечен в симпатиях к коммунистическим идеям. Его приход в Гавану 1 января 1959 г. также, как казалось, не предвещал возможности распространения в этой стране идей марксизма-ленинизма. Куба заняла одно из первых мест в Латинской Америке по объему капиталовложений США193. США на заключительном этапе борьбы с диктатурой Батисты заняли нейтральную позицию194. Старые кубинские коммунисты с недоверием относились к Фиделю Кастро, обвиняя его в проамериканских симпатиях195. Однако в Москву поступили сведения и о том, что отношения между Кастро и правительством США складывались сложнее и противоречивее, чем это предполагалось раньше. В феврале 1960 состоялся визит А. И. Микояна на Кубу. Поводом послужило открытие на Кубе советской выставки. Эта поездка - первая возможность члена Президиума ЦК КПСС, ветерана политического руководства СССР непосредственно познакомиться с лидерами кубинской революции - привела к резкому изменению политики Советского Союза по отношению к новым кубинским лидерам. Выяснилось, что степень их противоречий с США настолько велика, что американское правительство уже фактически начало экономическую блокаду Кубы, прекратив закупки сахара и поставку на остров нефтепродуктов196. Понятно, что это создавало возможность для политического и экономического сотрудничества между Кубой и СССР. По соглашению, заключенному в ходе этого визита, СССР взял обязательство закупать по 5 млн тонн сахара ежегодно в течение пяти лет, обеспечивать Кубу бензином и нефтью и предоставить ей кредит на сумму 100 млн долл. В свою очередь, 17 марта президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву по подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу197. Месяцем позже, в апреле в кубинском пору был взорван французский теплоход с грузом бельгийского оружия, закупленного кубинским правительством для своей армии. Этот террористический акт подтолкнул Ф. Кастро обратиться к Хрущеву с письмом с просьбой о поставке оружия. Советское правительство с готовностью откликнулось на эту просьбу. В июле 1960 г. , дважды - 9 и 16 - СССР предупреждал администрацию США о готовности оказать Кубе необходимую помощь, в том числе и военную. Куба стремительно превращалась в яблоко раздора между советским и американским правительствами. Для США Куба была традиционной сферой ее влияния, объектом ее экономических, политических и военных интересов; для советского руководства - это "остров свободы", бросивший вызов американскому империализму, зримое свидетельство торжества коммунистических идей, распространяющихся по всему миру, а поддержка кубинской революции - это реализация на практике принципа социалистического интернационализма. Несомненно и то, что появление в Гаване режима, союзного СССР, становилось фактором оказания давления на администрацию США. Во второй половине 1960 г. продолжились интенсивные контакты между советским и кубинским руководством. В сентябре 1960 г. состоялась первая личная встреча между Ф. Кастро и Н. С. Хрущевым. Она произошла в Нью-Йорке, куда оба прибыли для участия в заседании ХУ сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Хрущев сам приехал в Гарлем, в маленькую гостиницу "Тереза", где остановился лидер кубинской революции. В ходе этой поездки, прославленной тем, что Хрущев ботинком стучал в ООН, возникал своего рода "психологический союз" между двумя лидерами, вызвавшими очевидную неприязнь со стороны американских политических кругов. В ноябре 1960 г. Москву посетил Э. Че Гевара. В результате достигнутых договоренностей на Кубу была направлена группа советских военных специалистов во главе с ген. А. А. Дементьевым для организации освоения советского оружия198. На Кубу поступили современное артиллерийское и минометное вооружение и бронетехника, началась подготовка военных специалистов для кубинской армии199. В свою очередь, и американское правительство не собиралось отказываться от утраты своего влияния на Кубу. А так как единственным способом восстановления этого влияния могло стать свержение правительства Ф. Кастро, то стали разрабатываться планы военного вторжения на остров. Особая роль здесь отводилась кубинским эмигрантам. В ноябре 1960 было начато формирование так называемой десантно-штурмовой бригады 2506, предназначавшейся для десантирования в качестве ударной группировки на Кубу. За основу была взята структура штатной американской бригады в составе четырех пехотных, мотопехотного, парашютно-десантного батальонов и батальона тяжелого оружия, бронеотрядов и других подразделений200. Она комплектовалась из числа кубинцев-эмигрантов и должна была действовать в контакте с американскими войсками. Курс на свержение правительства Фиделя Кастро был унаследован новой администрацией. 4 апреля 1961 Совет национальной безопасности под председательством президента Д. Ф. Кеннеди принял решение о подготовке операции "Плуто" по вторжению на Кубу не позднее весны 1961 г. Директор ЦРУ А. Даллес и его заместитель генерал Р. Биссел обосновали необходимость операции по захвату части территории Кубы, создания плацдарма и овладению части территории Кубы. Группа вторжения должна была продержаться 72 часа, после чего должны были вторгнуться главные силы - американские войска. Корабли Атлантического флота США с авиацией и морской пехотой заранее были сосредоточены у острова201. Именно в соответствии с этим планом 17 апреля 1961 г. кубинские эмигранты начали вторжение на Кубу, в районе Плайя-Хирон202. Однако выполнить поставленной задачи - создать плацдарм, закрепиться, вызвать антикастровское восстание они не смогли. Уже 19 апреля 1961 г. группировка вторжения была в основном разгромлена и уничтожена. Лето 1961 г. стало временем нового витка роста напряженности, усиления военного противостояния между США и СССР. Вновь в центре конфликта стала берлинская проблема. 1 августа 1961 г. были приведены в состояние боевой готовности 65 частей и подразделений американских ВВС203. 13 августа разразился новый берлинский кризис. Город был перегорожен стеной, резко усилилось военное противостояние. Советские и американские танки стояли в нескольких метрах друг против друга. Шло испытание нервов. Уровень военной конфронтации повышался. В этой обстановке военное сотрудничество между Кубой и Советским Союзом получало новый оттенок. Противостоять американскому вторжению на Кубу становилось важной политической задачей для советского руководства. 4 августа между СССР и Кубой был заключен договор о поставке военного снаряжения. СССР обязывался поставить на Кубу военного снаряжения на 48 500 тыс долл. ; из которых Куба должна была вернуть только 6 000 тыс. долл204. 30 сентября того же года был подписан второй договор о поставках вооружений из СССР на Кубу. На этот раз поставки должны были возрасти и составить суммарную стоимость 149 550 тыс. долл. , из которых Куба должна была выплатить только 67 550 тыс. По обеим договорам давался кредит на 10 лет из расчета 2% годовых. СССР обязывался поставлять стрелковое оружие, легкие пехотные орудия, артиллерийские системы, танки и бронетранспортеры, средства связи, радиолокационные станции, самолеты многоцелевые истребители МИГ-15 и бомбардировщики Ил-28, вертолеты, транспортные самолеты, аэродромное оборудование. Военно-морские силы Кубы получали торпедные катера и противолодочные суда. Договоры предусматривали обучение кубинских специалистов205. Правительство США, в свою очередь, не собиралось отказываться от свержения Кастро, в том числе и военными методами. В Вашингтоне начал разрабатываться план "Мангуста". "Мангуста" представляла собой правительственный проект, включавший экономическую блокаду, политическую изоляцию, организацию внутренней подрывной деятельности, террористические планы устранения политических лидеров, прежде всего - Фиделя Кастро, военное вторжение. Начальная фаза разработки этого проекта датируется 30 ноября 1961 - 18 января 1962 г. 206 При национальном совете безопасности была создана Особая расширенная группа (SAG), которую возглавили генерал Тейлор и генеральный прокурор Р. Кеннеди. Этот план продолжал уточняться и разрабатываться в течении большей части 1962 г. Приказ об осуществлении плана "Мангуста" был подписан Дж. Кеннеди. Для реализации этого плана появился календарный план. Операция должна быть завершена в октябре 1962 г. свержением кубинского режима. "В своем стремлении к свержению указанного правительства Соединенных Штатов применят, - как отмечалось в правительственном документе США, - максимум местных, внутренних и внешних ресурсов, хотя они признают, что для окончательного успеха потребуется решительное военное вмешательство Соединенных Штатов"207. В американской прессе была развернута антикубинская кампания, под давлением США в январе 1962 г. Куба была исключена из Организации американских государств, вопреки попыткам помешать этому со стороны Мексики, Чили, Уругвая и Боливии. В феврале 1962 г. президент Кеннеди подписал закон о торговой блокаде Кубы. Усиливалось военное вмешательство в кубинские дела. Расширялась заброска диверсионных отрядов на Кубу. Настойчиво разрабатывались все новые и новые планы вторжения на остров. Для руководства планами свержения режима Ф. Кастро была создана рабочая группа во главе с бригадным генералом Б. Харрисом , в нее вошли представители видов вооруженных сил США, аппарата комитета начальников штабов и разведывательного управления Министерства обороны США. Военная операция против Кубы запланирована в документах 312-62 , 314-62, 316-62. По первому - плану 312-62 - предполагалось нанесение удара с воздуха по кубинской территории самолетами тактического авиационного командования ВВС, базовыми и палубными самолетами ВМФ с мест их постоянной дислокации. Принятые немного позже планы 314-62 и 316-62, дополнили его мероприятиями по пятидневной огневой подготовке силами авиации ВВС и ВМС и корабельной артиллерии, На Кубе должен был высажен морской и воздушный десанты. Сила десанта - 5 дивизий сухопутных войск (82-я и 101-я вдд, 1-я бртд, 2-я и 5-я пд) и две дивизии морской пехоты (2-я и 4-я). В первом эшелоне предполагалось иметь четыре армейские дивизии и одну дивизию морской пехоты. Срок операции первоначально составлял до 18 дней, позже эти сроки били сокращены. Все планы предполагали установление морской и воздушной блокады. На острове должна была быть установлениа американская военная администрация. Ограничительными условиями для проведения операции "Мангуста" могла стать угроза мировой войны208. К концу июля 1962 г. основные приготовления для реализации плана "Мангуста" были завершены. Остается неизвестным, знало ли советское руководство о плане Мангуста". Однако, если и не было точных разведывательных данных о подготовке вторжения на Кубу, то политические планы американской администрации секрета не составляли. Недавнее неудачное вторжение кубинских эмигрантов, за которыми стояли США, свидетельствовал о возможности повторения таких попыток. Непрерывная кампания в прессе против Кастро, фактическое начало экономической блокады - все это ясно свидетельствовало о стремлениях американской администрации устранить правительство Фиделя Кастро. Но локальный конфликт в условиях продолжавшейся холодной войны развивался по своей логике, превращался в один из этапов контфронтации и военно-политического соперничества между СССР и США. На новом уровне состояния военной техники, переоснащения армий ракетно-ядерным оружием, появление на Кубе правительства, стремившегося к укреплению военных связей с Советским Союзом, открывала для советского политического руководства возможности уравновесить угрозу, которая исходила от бомбардировочной авиации НАТО, от ракет США, находившихся на базах в Турции и Италии. 18 мая 1962 г. на Совете обороны прошло предварительное обсуждение возможности размещения на Кубе советских войск, имевших на вооружении ракетно-ядерную технику. Спустя неделю - 24 мая. Генштаб подготовил записку о создании на Кубе группы войск209. В конце мая состоялось обсуждение вопроса о размещении ракет на Кубе на расширенном заседании Политбюро. Вспоминая об этом совещании, советский посол на Кубе А. А. Алексеев, назначенный на эту должность 7 мая 1962 г. говорит, что он тогда впервые услышал о планах размещения ракет на Кубе. Хрущев спросил Алексеева, как Кастро может отнестись к размещению ракет на Кубе. "Я ответил, что Фидель вряд ли согласится, поскольку он строит свою стратегию защиты революции на укреплении солидарности мирового и особенно латиноамериканского общественного мнения, а установка ракет неминуемо лишит Кубу этой поддержки и приведет ее к политическому проигрышу на мировой арене. Против моего заявления довольно резко выступил маршал Р. Я. Малиновский, явно показав, что установка ракет на Кубе служит не только защите Кубы, но , прежде всего, интересам обороноспособности СССР"210. Выступая на этом заседании, Хрущев заявил, что для предотвращения американского вторжения на Кубу надо найти такое средство устрашения, которое бы удержало США от осуществления их планов и которое бы поставило Кубу в фокус мировой политики. Американцы должны поверить, что, нападая на Кубу, они будут иметь дело те только с одной непокорной страной, но и с мощью Советского Союза. Логически таким средством устрашения может быть только ядерное оружие. Он подчеркнул, что такая операция не преследует цель развязывания ядерной войны, а является лишь средством сдерживания агрессора. По мнению Хрущева, это не создаст непосредственную угрозу для военного конфликта, так как прагматичные американцы не отважатся на безрассудный риск, точно также, как мы сейчас ничего не можем предпринять против нацеленных на СССР американских ракет из Турции, Италии и ФРГ. Установка ракет на Кубе восстановит паритет между США и СССР и мы сможем разговаривать с американцами как равноправные партнеры. Успех такой операции будет зависеть от сохранения секрета по размещению ракет до приведения их в полную боевую готовность, - говорил Хрущев. Никто из советских руководителей ни в этой беседе, ни в других встречах (в том числе и А. И. Микоян) - отмечает А. А. Алексеев, - не возражал против планов Хрущева, так как все они считали, что для СССР , окруженного военными базами, появление советских ракет на Кубе практически уравновешивало угрозу ядерного риска обеих стран". (Сомнения высказывал только Громыко в той части, что невозможно обеспечить скрытность переброски ракет и войск через океан)211. Комментируя выводы этого заседания, посол Алексеев отмечает: "Мы не предусмотрели никаких альтернативных вариантов в случае обнаружения американцами ракет до того, как они будут приведены в боевую готовность". Для проведения консультаций с кубинским руководством и, в случае положительного ответа, подготовки условий осуществления плана размещения советских войск на Кубу была послана делегация. В нее вошли : кандидат в члены Президиума ЦК КПСС Ш. Р. Рашидов, командующий ракетными войсками маршал С. С. Бирюзов и посол А. А. Алексеев. Поездка была "прикрыта" вопросами сотрудничества между Кубой и СССР в области сельского хозяйства, Именно из-за этого во главе делегации был поставлен первый секретарь ЦК компартии Узбекистана Ш. Рашидов. Маршала Бирюзова именовали "инженером Петровым", специалистом по сельскому хозяйству. Вспоминая о переговорах, которые начались в Гаване после прибытия туда 29 мая 1962 г. советской делегации, А. А. Алексеев пишет: "Все мы были уверены в том, что Фидель не даст согласия"212. Однако согласие было дано и была проявлена заинтересованность в размещении ракет. После получения согласия от кубинской стороны события стали развиваться в ускоренном темпе. 10 июня заседании Президиума ЦК состоялось обсуждение отчета Ш. Рашидова на Политбюро. Именно тогда были приняты конкретные решение о проведении операции по переброске советских войск на Кубу. Примечания
Замысел операции "Анадырь"Под видом стратегического учения перебросить морским транспортом войска из портов Северного, Баренцева, Балтийского и Черного морей. Планировалось создать группировку войск численностью 51 тыс. человек213. Операция, получила название "Анадырь". Название было составной частью дезинформации. Анадырь - это река, впадающая в Баренцево море и одноименный порт, центр Чукотского округа. Для операции "Анадырь" были характерны:
Особые меры предосторожности были разработаны для перевозки ракет и ядерных боеголовок. Предполагалось, что при невозможности защитить морские транспорты, корабли должны быть взорваны и затоплены. Со второго по шестнадцатого июля в Москве находился "второй человек" на Кубе - Рауль Кастро. Он встретился с Н. С. Хрущевым и министром обороны СССР Р. Малиновским . Во время переговоров была продолжена доработка договора о сотрудничестве между Кубой и СССР. Стороны парафировали проект этого договора. Новый договор отменял долги кубинской стороны и гарантировал бесплатную поставку на Кубу вооружений и боеприпасов в течение двух лет215. В начале августа проект договора был вручен Фиделю Кастро, который сделал ряд дополнений международно-правового характера. В сентябре отредактированный Ф. Кастро текст привезен Э. Че Геварой в Москву Хрущеву, который принял все замечания кубинского лидера. "Речь уже шла не только о "защите национальной территории Кубы", но и об "установлении военного сотрудничества и взаимной обороне". Этот проект договора учитывал возможность пребывания советских войск на кубинской территории. Воинские подразделения каждой из стран должны находиться в полном подчинении своих правительств, однако юридически советские военнослужащие подчинялись кубинским законам. Соглашение планировалось на 5 лет с правом его денонсации216. Хрущев не считал возможным опубликовать этот протокол, лучше, чтобы у американцев были слухи о ракетах, чем прямые доказательства. По мнению Хрущева, обнародование этого документа повредит Кеннеди, так как в стране шла подготовка к предварительным выводам217. Почему СССР выбрал форму тайной установки ракет? Это стало, несомненно, политическим просчетом Хрущева. Подготовленные и парафированные тексты договора о военном сотрудничестве и взаимных обязательствах между Кубой и СССР были аналогичны тем соглашениям, которые были подписаны между США и Турцией о размещении там американского ракетно-ядерного оружия. Международно-правовой прецедент уже существовал, и будущее советско-кубинское соглашение вполне ему соответствовало, Более того, открытое заключение такого соглашения, предшествовавшего установке советского ракетного вооружения на Кубе, открывало возможность дипломатического давления на администрацию США в вопросах обеспечения безопасности Кубы, гарантиях для Турции со стороны СССР, взаимного ослабления военного присутствия у границ СССР и США. Однако Хрущев, любитель шумных политических демонстраций, хотел подписать договор с Кубой в ноябре 1962 г. во время своего визита на Кубу, продемонстрировать возраставшую мощь СССР фактом наличия его ракет на Кубе. В июле на Кубу, в Гавану прибыл генерал армии Плиев, назначенный командующим группировкой советских войск на Кубе. И. А. Плиев - кавалерист, командовавший в годы Великой Отечественной войны кавалерийскими и конно-механизированными группировками, с 1958 г. - командующий войсками Северо-Кавказского военного округа. Именно ему пришлось организовывать подавление войсками тех волнений, которые вспыхнули в Новочеркасске в первые дни июня 1962 г. Выбор его в качестве командующего был обусловлен, скорее всего, тем, что Плиев имел опыт управлением войсками в условиях горного и субтропического климата. Американская администрация, в свою очередь, продолжала подготовку планов вторжения на Кубу. 10 августа 1962 г. в Вашингтоне на заседании SAG принято решение об осуществлении расширенного "варианта В" об организации подпольной деятельности на Кубе с целью спровоцировать восстание на Кубе как повода для вторжения218. В январе - августе 1962 г. на Кубе было проведено 5780 подрывных акций, в том числе на крупных промышленных предприятиях - 716219. В течение августа-сентября советский флот перевозит на Кубу военную технику, личный состав. На Кубе создается мощная советская военная группировка, включавшая в себе сухопутные, авиационные и морские соединения. 16 сентября дизель-электроход "Индигирка" вышел из Североморска с ядерными боеприпасами на борту. 220 Следом за ним вышел сухогруз "Александровск" с аналогичным грузом. Учитывая возможность нападения на гражданские суда, перевозящие на Кубу военное снаряжение, Генеральный штаб обратился к Хрущеву с предложением о необходимости вооружения каждого транспортного судна, следующего на Кубу с личным составом и вооружением, помимо личного оружия, путем установки на каждом судне по две 23-мм спаренные зенитные установки с боезапасом по два боекомплекта (2400 снарядов) для борьбы с воздушными целями на дальности до 2500 метров при высотах до 1500 метров и против надводных легкобронированных целей на расстоянии до 2000 м. Следовало вооружить 34 судна, дать инструкцию капитанам и начальникам воинских эшелонов по защите транспортных судов от пиратских действий самолетов, надводных кораблей, подводных лодок США и кубинских контрреволюционеров на переходе морем221. У капитанов гражданского флота это предложение энтузиазма не вызвало. Пушки, установленные на их кораблях, превращали эти суда, в соответствии с морскими обычаями, в военные, со всеми вытекающими из этого последствиями. Суда гражданского флота оказывались юридически боевыми, не приобретая, по существу, никаких новых возможностей обороняться. В группировке советских войск на Кубе предполагалось иметь в ее составе значительные силы военно-морского флота: эскадру подводных лодок, эскадру надводных кораблей, бригаду ракетных катеров, ракетный полк "Сопка" морской торпедный авиационный полк и отряд судов обеспечения. Всего на Кубе планировалось развернуть: 11 подводных лодок (в том числе 7 - ракетных), 2 крейсера, 4 эскадренных миноносца (из них - 2 ракетных), 12 ракетных катеров "Комар", 6 пусковых установок "Сопка", 33 бомбардировщика Ил-28 и 5 вспомогательных судов. Реально на Кубу были доставлены: полк бомбардировщиков Ил-28, бригада ракетных катеров типа "Комар" в составе 3 дивизиона по 4 катера в каждом. В составе ВМФ на Кубе был включен также полк ракет "Земля-море" типа "Сопка" (4 дивизиона по 2 пусковые установки в каждом). Всего на остров было доставлено 34 этих крылатые ракеты. Переброска же эскадры надводных кораблей, предусмотренная планом "Анадырь", была отменена решением Совета обороны СССР в конце сентября. Эскадра подводных лодок тоже не была развернута. 7 дизельных ударных подлодок обеспечивали морские перевозки войск и грузов на Кубу222 Имелись проблемы с использованием легких бомбардировщиков Ил-28. По штату в полку должно было быть 42 самолета. Эти машины были отправлены в контейнерах. К началу кризиса было собрано только 6 машин. Однако особое значение в этой группировке приобретало наличие в ее составе ракетно-ядерного оружия. Ракетные войска стратегического назначения на Кубе состояли из 43-й ракетной дивизии (командир - генерал-майор И. Д. Стаценко) в составе 5-ти ракетных полков, в том числе - три полка ракет Р-12 (радиус действия - до 2300 км) и двух - Р-14 (радиус действия до 5000 км). Три ракетных полка Р-12 имели 42 ракеты (из них 6 - учебно-боевых), 36 ракет - это 1, 5 боезапаса. К каждому полку придано по одной ремонтно(ракетно)-технической базы с боевыми ядерными зарядами. Расчет на автономное существование ракетной базы в течение 2-3 лет. В конце сентября 1962 г. на Кубу через порты Баиа-Онда, Мариэль и Касильда прибыли ракеты Р-12 223. 4 октября. "Индигирка" с грузом ядерных боеприпасов для этих ракет прибыл в порт Мариэль224. К 20 октября ядерные боеприпасы, доставленные "Индигиркой", прошли проверку и были доставлены в Ремонтно-(ракетно)технические базы воинских частей225. К началу кризиса (к 22 октября) было завезено ядерных боеприпасов:
Всего на Кубе находились 164 ядерные боеголовки226. Ракеты Р-14 не были доставлены из-за начала блокады и транспорты с ними развернуты в СССР, однако 24 ядерных боеприпаса для ракет Р-14 находилось на Кубе227. Управление ядерными силами, по словам генерал-лейтенанта Н. К. Белобородова, в те дни - полковника, начальника Объекта "С" Ж 713 Министерства обороны СССР, руководителя оперативной группы специалистов-ядерщиков на Кубе, осуществлялось следующим образом: Центр (московское руководство) непосредственно управляло Объектом "С" - ремонтно(ракетно)- техническими базами, силами которых осуществлялась транспортировка, охрана и подготовка к боевому применению ядерного оружия; в свою очередь Объект "С" уже взаимодействовал с частями боевого применения вне зависимости от их рода войск. Перемещение ядерных боеприпасов между Объектом "С" и боевыми частями осуществлялось только по приказанию Центра. Это подтверждается телеграммой Р. Малиновского от 22 октября. Объект "С" взаимодействовал с 10 ремонтно(ракетно)- техническими базами, находившимися на Кубе - Ракетных войск, ВВС, Сухопутных войск и ВМФ. Однако и сегодня между советскими ветеранами - участниками кубинского кризиса - ведутся жаркие споры о границах самостоятельности в возможности применения ядерного оружия. По мнению уже процитированого выше Н. К. Белобородова и другого генерала - Л. Гарбуза, советские войска на Кубе были лишены права самостоятельного применения ядерного оружия, Иную точку зрения отстаивает генерал армии А. И. Грибков - тогда - представитель Генерального штаба в группировке Советских войск на Кубе. По его сведениям, существовало устное указание Хрущева командующему группировкой генералу армии Плиеву применять ядерное оружие самостоятельно, если это диктовалось создавшейся ситуацией или в случае утраты связи с Центром. Это указание было оформлено Генштабом, как приказ от имени министра обороны маршала Р. Малиновского для командующего советской группировкой на Кубе Плиеву. Однако Малиновский отказался подписать завизированный приказ. Устно же, при отправке, Плиев вновь получил от Хрущева указание самостоятельно применять ядерное оружие в зависимости от ситуации228. Всего на Кубе к началу кризиса - к 22 октября - находилось около 43 тысяч советских военнослужащих. Группировка Вооруженных сил на Кубе была ориентирована на противостояние вооруженным силам США. В ее состав вошли - Ракетные войска стратегического назначения, Противовоздушные войска, Сухопутные войска, Военно-морской флот, Военно-воздушные силы, тыловые части обеспечения. Поводилась работа по подготовке основных и запасных стартовых площадок, казармы, хранилища, дороги. Американская разведка оказалась не в состоянии верно оценить масштабы советского военного присутствия на этом острове. По американским разведданным численность советских войск на Кубе в сентябре - октябре (когда была уже достигнута практически полная численность) - оценивалась в 4-4,5 тыс. человек; в ноябре, после уточнения данных - 12-16 тысяч человек, в начале 1963 г. - в 22 тыс. человек. Сведениями о наличии ядерных боеприпасов на Кубе (тактических ядерных боеприпасов к ракетным установкам "Луна", тактических ядерных боеприпасов для фронтовых крылатых ракет, авиационных бомб) американская сторона не располагала до 1992 г. (не располагала достоверными данными - до конференции в Гаване, посвященной 30-летию кризиса, американцы оценивали количество тактического ядерного оружия, находившегося на Кубе, от 12 до 15 тысяч единиц, пока их не просвятил Анатолий Грибков, в 1962 г. - руководитель Оперативной группы МО СССР на Кубе, который тогда заявил, что при плане в 50 тысяч, до блокады было завезено 42 тысячи единицы тактического ядерного оружия - РС), не было данных и о том, что на Кубу были доставлены ядерные боеголовки для ракет Р-12 и Р-14. Американская разведка считала, что боеголовки находились на теплоходе "Полтава", который не дошел до Кубы из-за блокады229 Примечания
|
библиотека |