![]() | библиотека ![]() | ![]() |
КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВААвтомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный. К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, к пассажирскому - автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ. Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности а в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары. К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов определенных видов. Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи для работы с прицепами. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом. Пассажирские автомобили вместимостью до 8 чел., включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 чел. – к автобусам. На базе легковых выпускаются также грузопассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки предназначенной для размещения в кузове груза, задние сидения делаются складывающимися. По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристические. К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п. Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы по дорогам общей сети, и на внедорожный – для использования вне дорог общей сети. По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный для работы в основном по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью. Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначают формулой где первая цифра – число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных ведущих колес считается за одно колесо. Например, 4х2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью, 6х6 – трехосный автомобиль со всеми ведущими осями, 6х4 – трехосный автомобиль с двумя ведущими осями. По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили разделяют на карбюраторные, электрические (электромобили), паровые газотурбинные. * * *
Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона:
Тип прицепного состава обозначался цифрой, буквой и цифрой. Первая цифра показывала число осей, буквы обозначают: П — автомобильный прицеп, Р — прицеп-роспуск, ПП — полуприцеп, ПТ — прицеп-тяжеловоз, цифра после букв — грузоподъемность прицепа. Например, 1-П-0,5 означает одноосный прицеп грузоподъемностью 0,5 т; 2-П-6 — двухосный прицеп грузоподъемностью 6 т; 1-Р-5 — одноосный прицеп-роспуск грузоподъемностью 5 т; 4-ПТ-60 — четырехосный прицеп-тяжеловоз грузоподъемностью 60 т. Каждому прицепу и полуприцепу присваивалась заводская марка. Полное их обозначение включало тип и заводскую марку, например, двухосный автомобильный полуприцеп 2-ПП-15 МАЗ-938. * * *
В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава: каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов и полуприцепов). Вторые две цифры – модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. 6-я цифра — вид исполнения: 1 — для холодного климата, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 — резерв для других экспортных модификаций. Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Цифра 8 на первом месте означает прицеп, 9 — полуприцеп. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя.
Примечание 1. Среди обозначений автобусов встречаются редкие исключения, например, опытный КАвЗ-3100 «Сибирь» (северная модификация ЛиАЗ-677) и семейство несертифицированных автобусов КАвЗ-3976. Примечание 2. После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии заводы МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят троллейбусом ЗиУ и автобусом ЛАЗ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и E для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.
Примечание 3. С середины 90-х некоторые автопроизводители внедряют собственную
классификацию выпускаемых ими автомобилей. См. дополнительно:
Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 дм3, обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022; полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода для перевозки телят имеющий полную массу 9 т, обозначается ОдАЗ-9925 и т.д. * * *
Буквы «КС» на большинстве отечественных автомобильных подъёмных кранов обозначают вид устройства и расшифровываются как «кран стреловой самоходный». На некоторых кранах используется не общая, а отраслевая маркировка. Например, надпись МКА-25 обозначает «монтажный кран автомобильный грузоподъемностью 25 тонн». А машина с маркировкой «СМК-14» - это специальный монтажный кран грузоподъемностью 14 тонн. Общая маркировка обычно состоит из уже упомянутых двух букв «КС» и 4-5 цифр. Первая цифра обозначает тип крана по грузоподъемности. Всего существует восемь групп грузоподъемности. Первая – это машины, поднимающие 4-5 тонн. Во вторую группу входят краны грузоподъемностью от 6.3 до 8 тонн. Машины третьей группы поднимают и перемещают грузы весом 10-15 тонн. Четвёртая группа – 16-22.5 тонны. Для поднятия грузов от 25 до 36 тонн используют технику пятой группы. Шестая группа объединяет краны грузоподъемностью 40-56 тонн. В седьмую группу входит техника, работающая с объектами массой 63-90 тонн. Восьмая группа - 100-120 тонн. Вторая цифра общей маркировки поясняет тип ходового устройства. Оно может быть гусеничным – это цифра 1, гусеничным уширенным – обозначается двойкой, пневмоколесным – это цифра 3. Кран на специальном шасси автомобильного типа будет содержать в маркировке цифру 4, а наиболее распространенное шасси стандартного грузовика нумеруется цифрой 5. Если ходовым устройством для крана служит шасси серийного трактора, оно отмечается в индексе цифрой 6. Ну и, наконец, цифра 7 обозначает прицепное ходовое устройство – это может быть, например, железнодорожный кран на шасси вагона, влекомый прицепленным впереди локомотивом. 8 и 9 – резервные цифры, оставленные «про запас», на случай изобретения какого-то нового типа ходового устройства (например, БАЗ-8029). Третья цифра индекса говорит нам, какое у крана исполнение подвески рабочего оборудования. Если исполнение подвески гибкое, указывается цифра 6, если жесткое – цифра 7. Четвертая и пятая отражают порядковый номер модели, а следующая за ними — номер модификации. Если модель подверглась не просто небольшим изменениям, а модернизации, на это укажут буквы: А, Б, В и так далее. Еще к индексу могут добавляться буквы, показывающие, для какого климата создавалась машина. Кран, имеющий в индексе буквы ТВ, может работать во влажных тропиках, Т – в тропиках, ХЛ – в условиях северного климата. Например, КС-2574 - кран стреловой, самоходный, то есть имеющий стреловое оборудование и не стационарный. Цифра 2 в индексе обозначает, что кран относится ко второй группе по грузоподъемности, то есть поднимает от 6 до 9 тонн. Цифра 5 показывает нам, что ходовым устройством для этого крана служит шасси грузового автомобиля. Третья цифра маркировки, 7, обозначает, что подвеска у стрелового механизма данного крана – жесткая, то есть ее главным элемент – гидравлический цилиндр. И последняя цифра, 4 – порядковый номер модели, не требующий никаких особых знаний и толкований. КС-5476А - первая цифра маркировки указывает на пятую группу грузоподъемности, то есть кран может поднимать вес от 25 до 36 тонн. Ходовым устройством ему служит шасси от спецавтомобиля грузового типа. Подвеска рабочего оборудования гибкая. Шестая модель крана, прошедшая первую модернизацию. * * *
С 2004 года вступил в действие ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» с обозначениями, гармонизированными с принятыми в международных требованиях по безопасности, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, Правила ЕЭК ООН №36, №52 и др.):
Источники: См. дополнительно: |
![]() | библиотека ![]() | ![]() |