Дорогие шефы: за дружбу адмиралов и губернаторов платит государство

Вадим Саранов

Над российским флотом шефствуют. Города, регионы, предприятия. Их дружба с кораблями и частями ВМФ крепка настолько, что о шефстве говорят или хорошо, или не говорят совсем. В нем заинтересованы все: и флот и его добровольные помощники. Все, кроме государства. Государству это самое шефство ежегодно оборачивается серьезными убытками. Политическими, экономическими, идеологическими. Об этом говорить не принято. А зря:

Об истории вопроса

Шефство над боевыми кораблями, как таковое, зародилось не вчера. И даже не позавчера. Еще в довоенные годы. Носило оно больше идеологические формы. Заключалось, в основном, в сотрудничестве моряков и различных партийных и комсомольских организаций на культурно-просветительской ниве. Сводилось, к посещениям кораблей ансамблями художественной самодеятельности, встречам с ветеранами, девизам, наставлениям, заверениям и комсомольским путевкам. Словом, всерьез шефство не воспринимал никто. Кроме редких политработников. В начале 90-х годов, когда по всем известным причинам ушли политработники, ушли и шефы. Никто тогда и не думал, что спустя каких-то пять лет шефство возродится вновь. С небывалым доселе размахом.

История умалчивает о том, кто же все-таки стал первым военно-морским шефом на постсоветском пространстве. Неофициальную заслугу в возрождении шефства над ВМФ неофициально приписывает себе командование Северного флота. И особенно один из флотских адмиралов-воспитателей. Мол, <все начиналось у нас>. Так оно и есть. Своего апогея шефское движение достигло к 1997 году. Шефов уже было настолько много, что на всех их уже не хватало отдельных кораблей и отдельных подводных лодок. Назрела и необходимость хоть как-то упорядочить это движение. 30 октября 1997 по инициативе губернатора мурманской области Юрия Евдокимова была образована целая Ассоциация краев, республик, областей и городов России, шефствующих над кораблями ВМФ. Под документом тогда поставили подписи 63 руководителя регионов России.

К 2001 году над 100 кораблями и частями только Северного флота уже шефствовали более 130 организаций, городов, областей, краев и республик России. За три года 25 кораблей СФ были переименованы в честь городов-шефов.

Помимо размахов шефство приобрело и новые формы. Тогда, <в условиях когда государство было неспособно содержать армию и флот> (сейчас формулировка несколько изменилась) шефская помощь из культурно-просветительской превратилась в гуманитарную. На корабли везли, в основном, продукты. Дабы моряки не голодали. Суммарно с 1997-го по 2001 год Северному флоту была оказана материальная помощь на общую сумму более 20 миллионов рублей, передано 22 единицы автотехники, доставлено 800 тонн различных грузов. На первый взгляд цифры впечатляют. Истинные же масштабы шефской помощи куда скромней. И вот почему.

Почем с шефами дружить?

Начнем хотя бы с того, что на самом деле флоту за <безвозмездную шефскую помощь> приходится платить. Прием шефских делегаций- это расходы. Которые так или иначе ложатся на плечи государства. Вот лишь один пример. В свое время автор этой заметки участвовал в приеме шефской делегации на борту одной из атомных подводных лодок Северного флота. Для придания визиту пущей морской экзотики по приказу командира соединения, отряд боевых пловцов из противодиверсионных сил (ПДСС) целый день работал под водой. К боевому дежурству и боевым тренировкам эти спуски не имели ровно никакого значения. Водолазы ловили крабов. Дабы гостей побаловать. Интересно сколько бы запросили за такие услуги коммерсанты? Думается, далеко не одну тысячу долларов. Конечно же- это все не живые деньги. Денег никто не платит. Как и за традиционные морские прогулки, банкеты и так далее. Однако на все есть закон. А, по его мнению, это или минимум <нецелевое использование материально технических ресурсов>, или <злоупотребление должностными полномочиями>. <Мелочи>-скажете вы? Может быть. Да только как уже говорилось, за один 2000 год на Северном флоте побывало более ста шефских делегаций.

Органы же военной прокуратуры, судя по всему, закрывают на все это глаза. Оно и понятно. Шефство для флота- это святое. Однако, одному из адмиралов за крепкую дружбу с шефами отвечать-таки пришлось. В апреле прошлого года <Версия> уже писала о масштабных хищениях воинских перевозочных документов на авианесущем крейсере <Адмирал Кузнецов>. Общий ущерб от махинаций составил около 600 тысяч рублей. Как рассказал автору этой заметки следователь военной прокуратуры Северного флота Олег Вишневский, за счет части от этих средств тогдашний командир крейсера контр-адмирал Александр Челпанов приглашал на борт шефские делегации из Московской области. Дорога <туда-обратно> бесплатно. Вот такая дружба. За счет Министерства обороны.

Шефскую дружбу рублями не измеришь:

Объективно, суммы, которые волей - неволей приходится выкладывать флоту за дружбу с шефами, вряд ли сопоставимы с суммами помощи, которую они ему оказывают. Как уже говорилось с 1997-го по 2001 год, по официальным данным она составила 20 миллионов рублей. Только вот откуда взялись эти цифры?

Обычно цифры приводятся в специальных актах о приеме - передаче материальной помощи. Допустим, из какой-нибудь области на какую-нибудь подлодку приходит грузовик с трусами и конфетами для матросов от губернатора. При ее приеме командир расписывается в специальном акте. Где значится не только характеристики груза ну и его стоимость. Допустим , 200 тысяч рублей. Естественно никакой нормальный командир не будет пересчитывать эти трусы и эти конфеты, и уж тем более изучать на предмет ценообразования. Дареному коню в зубы не смотрят. Затем этот акт включается в расходы областного бюджета. Денюжки закрыты. Мы никого и ни в чем не обвиняем. Просто еще никто и никогда не проводил детальной проверки расходования этих средств. А проверить стоит.

А есть ли вообще эти средства? Как таковых денег-то и нет. Многочисленные просьбы моряков подсобить живым рублем хотя бы на судоремонт так и остаются просьбами. На флот идет только материальная помощь. Ее же коммерческая ценность очень и очень сомнительна. Допустим намекают моряки шефам, что не хватает денег на ремонт подлодки. И что надо-то всего 500 тысяч рублей. Шефы обещают помочь. И привозят на лодку материальную помощь на такую же сумму. Спрашивается: <не проще ли шефу- губернатору передать морякам живые деньги?>. Не проще. Все потому, что у губернатора таких денег нет. А все, что он привозит- это, в основном, излишки местного производства. Почему бы их не отправить на флот? А заодно хорошо отдохнуть с моряками под патриотические лозунги, а заодно укрепить модный ныне среди политиков имидж <державника, радеющего за государственные интересы>, а заодно поднабрать голосов среди избирателей. Воистину- шефскую дружбу рублями не измеришь. Не оценим в рублевом эквиваленте и ущерб, который эта самая дружба наносит государству.

О дружбе и о службе

Не стоит забывать и о моральной стороне дела. По мнению активистов шефского движения- шефы это не только материальная помощь. Моряки чувствуют неподдельную поддержку и любовь своего народа. <Что в лучшую сторону сказывается на морально-психологическом состоянии воинов>. В принципе так оно и есть. В принципе это неплохо. Да только есть одно <но>. Есть все основания полагать, что нынешний разгул шефства на флоте, крайне отрицательно сказался на его боеготовности. Шефство подорвало одну из основ его боевой деятельности- закрытось информации. Флот стал максимально открытым для общественности. В прямом и переносном смысле. На атомные лодки и в гарнизоны под видом представителя шефской делегации сегодня может проникнуть кто угодно. А из региональных СМИ, которые любят подробно рассказывать о жизни подшефных экипажей, можно легко выудить секретную информацию. Это и районы базирования, и планы боевой подготовки, и тактические номера кораблей и соединений . Так, например, из размещенного в Интернете пресс-релиза Мурманской областной администрации от 30 июля 2001 года, посвященного приезду на флот очередных шефов, автор этой заметки неожиданно для себя узнал, что атомная подводная лодка <Даниил Московский> дислоцируется в п. Видяево и входит в состав 7-й дивизии АПЛ. Эти данные секретны. Или, по крайней мере, таковыми считаются. Это далеко не единичный пример. Можете сами попробовать. Наберите в одной из поисковых систем в Интернет комбинацию слов <АПЛ>- <шефы>. Увидите много интересного, про многие подводные лодки. Цифры, фамилии, районы. Поверьте, Пасько отдыхает.

Были и скандалы. Такой скандал приключился на Северном флоте в 1999-м году. Об этом не писали СМИ. На небезызвестную уже подводную лодку <Курск> приезжали шефы во главе с экс-губернатором Курской области Руцким. Официально приехали для плановой встречи с подшефным экипажем. Неофициально- чтобы проводить моряков на боевую службу в Средиземное море. Событие активно освещали местные и центральные СМИ. Уже на следующий день все знали, что <Курск> собирается в дальний поход. А ведь собирался скрытно, на скрытное боевое патрулирование. Экипажу и командованию соединения тогда строго указали:

Может обойдутся моряки без таких проявлений народной любви? Все-таки военные люди...

Зачем флоту шефы?

Несмотря на все это шефство на флоте процветает и крепнет. Обретает новые формы. На наш взгляд уродливые.

Вы можете себе представить, что бы корабль ВМС США был назван в честь частной фирмы ? Допустим атомная подводная лодка <Анкл Бенс>? Бред. Вот именно. Только не для России. В это трудно поверить, но уже одна подводная лодка носит коммерческую марку коммерческого предприятия. Это атомная подводная лодка Северного флота <Северсталь>. Названа в честь одноименного ОАО из Вологодской области. Просто ОАО дружит с флотом. Скоро, глядишь, появится дизельная подводная лодка <АЛРОСА>, или атомный подводный крейсер стратегического назначения <ДонСтрой>. Прецедент ведь создан! И что подумают наши заокеанские партнеры?

Или что думают за рубежом, наблюдая, как экипажи с радостью принимают продовольственную помощь? По данным Тыла ВС программа продовольственного снабжения армии и флота выполняется в полном объеме. В соответствии с установленными нормами. Сегодня моряки питаются ничуть не хуже чем в <благодатные советские времена>. А складывается впечатление, что недоедают и просят милостыню. Под вопросом ни много, ни мало престиж государства. А он дорогого стоит.

Так нужны ли флоту шефы? Вдумайтесь в эти цифры. По данным Главного штаба ВМФ содержание одной списанной атомной подводной лодки обходится государству в 15 миллионов рублей ежегодно. По данным Ассоциации краев, республик, областей и городов России, шефствующих над кораблями ВМФ, размер материальной помощи, оказанной Северному флоту с 1997 по 2001 год составил 20 миллионов. То есть зримый эффект от всей этой трехлетней чехарды с переименовываниями, призывами, банкетами, газетными публикациями помог флоту содержать лишь одну списанную АПЛ в течение лишь одного года. А таковых в ВМФ сегодня 150 единиц. Их число, несмотря на <заботу шефов, которые спасли флот от полного развала> продолжает неумолимо расти.

ЛУЖКОВ ПРОСИТ ПЕРЕВЕСТИ ВО ВНУКОВО АВИАЦИЮ СПЕЦНАЗНАЧЕНИЯ ВМФ

Газета.Ru, 02/03/2004

Правительство Москвы предложило главнокомандующему Военно-морским флотом адмиралу флота Владимиру Куроедову перебазировать специальную авиацию, которая находится на военном аэродроме Остафьево (Подольский район Московской области), в район аэродрома Внуково (Одинцовский район).

"В Главкомат ВМФ на имя Куроедова поступило письмо за подписью мэра Москвы Юрия Лужкова с настоятельной просьбой перебазировать авиацию спецназначения из Остафьево в другой район, предположительно на аэродром в районе Внуково", - сообщил во вторник, 2 марта информированный источник в Главкомате ВМФ.

Он сообщил, что правительство Москвы обязуется при этом "компенсировать все расходы ВМФ, связанные с предстоящей передислокацией авиации спецназначения".

В Главном штабе ВМФ прошло совещание, на котором было признано нецелесообразным осуществлять перебазирование в другой район Подмосковья, отметил источник.


 





GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»