![]() | обзор СМИ ![]() | ![]() |
Пилотам самолета удалось катапультироваться. Трагедия произошла в 13:50 мск во время авиашоу, посвященного 60-летию 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Двухместный истребитель украинских ВВС Су-27 во время шоу врезался в землю. При этом он протаранил несколько самолетов, которые стояли на летной полосе. На месте падения истребителя вспыхнул пожар. Причины падения самолета пока неизвестны. По предварительным данным, пилотировавший истребитель полковник ВВС Украины не справился с управлением. Создана специальная комиссия по расследованию причин трагедии. На месте катастрофы приступила к работе комиссия, которая должна установить причины катастрофы. По уточненным данным, ее возглавляет секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, а не как ранее сообщалось, исполняющий обязанности министра обороны страны Петр Шуляк. 27 июля 2002 Установлением причин катастрофы займется государственная комиссия, которую по распоряжению президента Украины Леонида Кучмы возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук. Минобороны Украины утверждает, что причиной катастрофы стал отказ двигателей самолета на низкой высоте.
В настоящее время пилоты Су-27 находятся в бессознательном состоянии в одной из львовских больниц, где врачи борются за их жизнь. 28 июля 2002 По мнению Антошкина, под руководством которого создавалась пилотажные группы "Русские витязи", "Стрижи" и "Небесные гусары", в случавшимся есть серьезная вина группы руководства полетами, которые должны были вмешаться в ситуацию. "При малейшем отклонении от программы полета руководитель должен был дать команду на прекращение выполнения фигур. Мне приходилось проводить до 120 авиашоу в год, как в подмосковной Кубинке, так и за рубежом, и даже ночью. Но всегда безопасность была на первом месте. Мы категорически запрещали приближаться к зрителям ближе 200 метров и снижаться ниже 70 метров. Здесь это требование было нарушено", сказал Антошкин. 28 июля 2002 Выражая свою оценку произошедшей катастрофы, Кучма подчеркнул, что воздушным вооружённым силам следует сконцентрироваться на выполнении своих непосредственных обязанностей, а не на представлениях для широкой публики. Как сообщает агентство РИА 'Новости', президент Украины заявил, что все виновные в авиакатастрофе понесут наказание. Президент подчеркнул, что трагедия не останется без внимания государства. "Каждая пострадавшая семья получит моральную и материальную помощь", - добавил он. Как передает Magnolia-TV, Кучма объявил 29 июля днем траура по жертвам катастрофы.
Следственные органы подозревают бывшего главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника авиации Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиационным корпусом генерал-лейтенанта авиации Сергея Онищенко в совершении уголовного преступления, которое определяется как "небрежное отношение воинского лица к службе, которое привело к тяжелым последствиям". В. Стрельников и три высших офицера 14-го авиакорпуса уже взяты под стражу. Также уголовное дело возбуждено в отношении двух летчиков, пилотировавших Су-27. Президент Украины Леонид Кучма своим указом освободил от занимаемой должности начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины Петра Шуляка. Прошение об отставке подал президенту министр обороны Владимир Шкидченко. На Украине объявлен траур по погибшим в результате катастрофы. По последним данным, опознаны останки 72 из 83 жертв трагедии. Тела еще 11 человек пока идентифицировать не удается. Это связано с тем, что на авиашоу присутствовали не только местные жители, но и приезжие, многие из которых не имели при себе документов. Напомним, что во время выполнения в субботу демонстрационного полета военный самолет Су-27 зацепил крылом землю и затем врезался в толпу людей, наблюдавших за представлением. В результате погибли 83 человека, в том числе 19 детей, 116 человек получили ранения.
Против пилотов Су-27 - полковников авиации Владимира Топонаря и Юрия Егорова - возбуждено уголовное дело по 416-й статье УК - нарушении правил эксплуатации самолетов, приведшем к катастрофе. У палаты одного из винницких госпиталей, где лежат летчики, выставлена охрана. Пилоты, служившие в элитном подразделении "Украинские соколы", успели катапультироваться за несколько секунд до удара о землю. Сейчас специалисты яростно обсуждают не только причины аварии, но и то, как пилоты при таком положении падающего самолета умудрились его покинуть. Один из экспертов отметил, что "уже то, как катапультировались полковники, подтверждает их высокий профессиональный уровень". Вряд ли с такой оценкой согласятся пострадавшие и родственники погибших. Бывший командир пилота Топонаря Виктор Россошанский сообщил, что никогда не замечал у своего подчиненного "качеств воздушного лихача", и предполагает, что причиной аварии могли стать причины чисто технического характера, которые могли быть усугублены ошибкой пилотирования. После просмотра видеозаписи господину Россошанскому показалось, что Су-27 шел на роковой вираж без форсажа. Государственная комиссия по расследованию причин трагедии, судя по формулировке представлений генеральной прокуратуры на возбуждение уголовного дела против пилотов, вероятно, остановится на версии о человеческом факторе - то есть ошибке пилотов, считает "Коммерсант". При этом все равно в выводах комиссии будет присутствовать тезис об изношенности материальной части ВВС и конкретного истребителя. Уже сейчас были преданы гласности данные о том, что данный Су-27 был введен в состав военно-воздушных сил Украины после раздела военного имущества между Россией и Украиной еще в 1992 году. При этом, по данным Министерства обороны РФ, Киев не закупал запасные части у российского производителя в течение последних трех лет. В то же время, по словам Евгения Марчука, возглавляющего специальную комиссию, отпадает "орнитологическая" версия катастрофы - пилоты не слышали удара птиц в фюзеляж. В "птичью" версию не верит и генеральный прокурор Станислав Пискун, заявивший на пресс-конференции: "Я не думаю, что птицы будут виноваты в том, что самолет работал на недопустимой высоте над людьми. По-прежнему вероятной остается 'техническая' версия падения". Это подтвердил господин Марчук, который сообщил, что "изучается вся техническая документация, остатки самолета находятся в отдельном ангаре, где их осматривает специалист". По словам главы комиссии, первые аргументированные выводы можно будет делать только к концу этой недели. К этому времени будут обработаны данные "черных ящиков" и создана трехмерная компьютерная модель катастрофы.
Кроме того, подчеркнул Марчук, "первичный осмотр двигателей отклонил версию о попадании птицы в турбину, хотя с самого начала эта версия была вероятной, поскольку в зоне аэродрома было действительно много птиц". По его словам, после просмотра видеозаписи эксперты сказали, что птицы были далеко от самолета. Тем не менее, как отметил Марчук, комиссия выяснила, что "орнитологическая служба, которая обязана отпугивать птиц, этого не сделала". В результате трагедии 27 июля погибли 84 человека, в том числе 27 детей. Среди погибших есть граждане России и стран Балтии, сообщил Е. Марчук. Ранения получили 146 человек, трое из них по-прежнему находятся в больнице в тяжелом состоянии. Пять жертв катастрофы до сих пор не опознаны. 16 детей потеряли одного или обоих родителей. 07 августа 2002 По данным украинского Минобороны, во всех военных частях, подчиненных Военно-воздушным силам Украины, на прошлой неделе кроме плановых были проведены дополнительные занятия. Особенное внимание уделялось соблюдению мер безопасности при проведении полетов, обслуживанию авиационной, автомобильной и специальной техники. В авиационных гарнизонах полеты будут проводиться согласно плану боевой подготовки. Непосредственной причиной авиакатастрофы на львовском аэродроме "Скнылив" было отклонение от задания полета. Об этом заявил глава Государственной комиссии по расследованию причин трагедии, которая произошла на авиашоу во Львове 27 июля, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. По словам Е. Марчука к катастрофе причастны не только пилоты. Среди других причин он назвал нестандартную ситуацию расположения зоны зрителей и зоны полета, а также малые размеры взлетной полосы, за границы которой выносило самолет, передает УФС. Е. Марчук опроверг утверждение, что трагический случай был вызван столкновением самолета в воздухе с каким-либо предметом.
К уголовной ответственности привлечены бывший главком ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников, бывший командующий 14-го авиационного корпуса генерал-лейтенант Сергей Онищенко, бывший его заместитель по боевой подготовке генерал-майор Анатолий Третьяков и помощник руководителя полетов на аэродроме, руководитель полетов в пилотажной зоне для самолета подполковник Юрий Яцюк. Следствие установило, что выполнение элементов высшего пилотажа было организовано и осуществлено с нарушением нормативных документов. В ближайшее время будут предъявлены обвинения и другим лицам, причастным к организации и проведению этого полета, передает ИТАР-ТАСС. Также возбуждено уголовное дело в отношении летчиков Су-27УБ - полковников Владимира Топонаря и Юрия Егорова. Обвинение им пока не предъявлено, так как оба пилота находятся на лечении в военно-медицинском центре ВВС. Большая продолжительность следствия объясняется проведением 115 судебно-медицинских экспертиз людей, получивших телесные повреждения. Количество пострадавших, но оставшихся в живых в авиакатастрофе достигло 492 человек. Материальные убытки от повреждения техники в результате падения самолета оцениваются в $3.3 млн. 03 февраля 2003 Как сообщает ИТАР-ТАСС, один из обвиняемых по делу о катастрофе Су-27 Владимир Топонарь освобожден из СИЗО по состоянию здоровья, он направлен на лечение. По этому делу в качестве обвиняемых также проходят 13 человек, в том числе 8 высокопоставленных украинских военных. По материалам комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы, 77 человек погибли из-за ошибки пилотов и плохой организации авиашоу. Напомним, катастрофа произошла 27 июля 2002 года на военном аэродроме "Скнылов" подо Львовом. 26 марта 2003 Об этом 26 марта сказал на пресс-конференции заместитель генерального прокурора Украины Александр Атаманюк. Он отметил, что сейчас расследование этого уголовного дела находится в стадии завершения. По словам Александра Атаманюка, адвокаты по делу о катастрофе Су-27 поставили перед экспертами ряд дополнительных вопросов относительно летно-технической и летно-служебной экспертиз. "И после получения ответов на вопросы адвокатов дело будет завершено", - отметил заместитель генпрокурора. В то же время, по словам Александра Атаманюка, он не считает, что расследование этого дела "продолжается длительное время". "Нам нужно было допросить свыше четырехсот пострадавших, многие из которых находились на лечении, провести ряд экспертиз", - объяснил заместитель генпрокурора. Как сообщалось ранее, в конце февраля Александр Атаманюк сообщил, что по делу о катастрофе Су-27 уже проведено много экспертиз, а комплексная авиационно-техническая экспертиза вскоре завершится. Он утверждал, что учтены абсолютно все запросы адвокатов. Между тем, как сообщил тогда же адвокат помощника руководителя полетами Юрия Яцюка, Генпрокуратура отказала Юрию Яцюку в ходатайстве о привлечении в группу экспертов специалистов с опытом полетов на малых высотах. 28 марта 2003 Порядок подготовки и проведения при участии личного состава с использованием вооружения и военной техники ВСУ потенциально опасных мероприятий в присутствии гражданского населения утвержден соответствующим постановлением Кабинета министров Украины от 26 марта, а его действие распространяется на все воинские формирования. В документе определено, что проведение развлекательных мероприятий с привлечением военизированных формирований, а также с использованием авиационной и другой боевой техники и вооружения запрещается. Постановлением определено, что парады войск проводятся как смотр войск (сил) в дни празднований государственных дат, а также важных событий государственного и военного значения, в том числе и после завершения больших воинских учений (маневров) по особому распоряжению министра обороны. К участию в параде допускаются экипажи боевых машин, самолетов, кораблей и судов, которые прошли курс обучения по специальным программам, успешно сдали экзамены и зачеты, а также выполнили не менее пяти практических тренировок. Наземный показ вооружения и военной техники предусматривает демонстрацию технических возможностей образцов вооружения и военной техники без демонстрации применения оружия. В ходе воздушного показа возможна демонстрация технических возможностей образцов летательных аппаратов без применения авиационных средств поражения, десантирования личного состава аэромобильных войск, войск специального назначения. Морской показ предусматривает демонстрацию технических возможностей образцов военных кораблей, катеров и вспомогательных судов, средств поисково-спасательной службы ВМС ВСУ без демонстрации применения вооружения и средств поражения. Воздушные демонстрации летательных аппаратов с демонстрацией их технических возможностей, как групповые, так и одиночные, проводятся за пределами населенных пунктов на аэродромах, полигонах, над морем. Выполнять полеты над зрителями категорически запрещается. Запрещается проведения смотра вооружения и военной техники одновременно с демонстрацией их возможностей (практическим применением). 27 июля 2002 года во время демонстрационных полетов на аэродроме "Скнылив" подо Львовом потерпел катастрофу военный истребитель Су-27. Погибли 84 человека, в том числе 27 детей, 116 человек получили ранения. 18 апреля 2003 "Основная причина падения самолета - резкий недобор левым двигателем необходимой мощности" во время выполнения фигуры высшего пилотажа - "полубочка", пояснил летчик. По его словам, самолет очень слабо наращивал скорость и не выходил из пикирования, поэтому экипажу пришлось выйти на критические углы атаки, что приводит к увеличению крена и потере высоты. "Тогда я принял единственное, на мой взгляд, правильное решение - решил бороться до конца, вплоть до касания самолетом земли с возможным последующим отрывом от нее", - заявил Топонарь. Он отметил, что экипаж остался жив только благодаря второму пилоту Юрию Егорову, который в последнюю секунду привел в действие катапульту. Вместе с тем Топонарь отметил многочисленные ошибки организаторов при планировании авиашоу. В частности, вместо выделения стандартного летного пространства площадью 5-10 км длиной и 5 км шириной, организаторы предоставили площадь лишь 2,5 на 1,5 км. Кроме того, на летном поле отсутствовала разметка, как это положено при проведении подобных шоу. Владимир Топонарь отвергает обвинения в том, что выполнялись незапланированные фигуры высшего пилотажа. "Руководители полотов, увидев какое-либо нарушение, в любую минуту могли изменить полетное задание, поскольку это входит в их служебные обязанности", - сказал он. Катастрофа, произошедшая 27 июля 2002 года на аэродроме "Скнылов" во Львовской области унесла жизни 77 человек, среди которых 28 - дети. Генеральная прокуратура Украины проводит расследование трагедии, и намерена привлечь к уголовной ответственности по делу о крушении самолета Су-27 13 должностных лиц. Генеральная прокуратура уже предъявила обвинения командующему ВВС Виктору Стрельникову, бывшему командующему 14-м авиационным корпусом Сергею Онищенко, бывшему заместителю командующего 14-м корпусом Анатолию Третьякову, помощнику руководителя полетов Юрию Яцюку и пилоту самолета Владимиру Топонарю. Как заявил ранее глава комиссии по расследованию причин катастрофы, "однозначно установлено, что пилоты отступили от графика, вышли за пределы зоны, нарушили полетное задание, но почему они это сделали - возникает очень много вопросов, которые не менее важны, чем непосредственно действия пилотов". Также комиссия отвергла версию о том, что самолет был неисправен. До 3 февраля Владимир Топонарь находился в СИЗО, позже был переведен в госпиталь в связи с резким ухудшением здоровья. 24 июня 2005 Командир экипажа Су-27 Владимир Топонарь осужден на 14 лет лишения свободы, второй пилот Юрий Егоров - на 8 лет. Руководитель полетов в зоне пилотажа Юрий Яцюк и управляющий авиашоу Анатолий Третьяков получили по 6 лет. Ответственный за соблюдение правил безопасности Анатолий Лукиных осужден на 4 года условно. Накануне приговора все подсудимые заявили, что своей вины в трагедии не признают. Во время авиашоу 27 июля 2002 года истребитель Су-27 упал на зрителей, которые находились на летном поле. Погибли 77 человек, в том числе 28 детей, пострадали 543 человека. 29 июня 2005 В четверг, когда завершилось судебное следствие, были отклонены ходатайства Владимира Топонаря о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно видеокассет и дисков, на которых были сняты неизвестные летающие объекты возле злосчастного Су-27 во время полета. Ходатайства были отклонены потому, что отснятые кадры были неизвестного происхождения, а следовательно, могут быть поддельными, и Топонарь не мог объяснить, что это за неопознанные объекты. Второй пилот Юрий Егоров обвинение воспринял спокойно. Еще накануне он заявил, что больше всего его наказала смерть 77 человек, и иногда он жалеет, что не погиб в самолете. Егоров рассказывает, что когда катапультировался, о гибели людей еще не знал. Кнопку катапульты нажал несознательно. Как сообщал ранее "Полит.ру", суд признал сегодня двух пилотов виновными в падении самолета во время авиашоу во Львое 27 июля 2002 года. Тогда самолет рухнул на толпу людей. В итоге погибли 77 человек, в том числе более 30 детей, а пострадали 543 человека. Топонарь приговорен к 14 годам тюрьмы. Также его обязали также выплатить 7,2 млн гривен (около 1 млн 300 тысяч долларов) в пользу государства в качестве компенсации за ущерб. Егоров приговорен к 8 годам и выплате 2,458 млн гривен (около 450 тысяч долларов). Также было наказано авиационное начальство. Командующий 14-го авиакорпуса Анатолий Третьяков и замруководителя полетами Юрий Яцюк приговорены к 6 годам заключения и выплате по 700 тысяч гривен каждый (около 130 тысяч долларов). К 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен (около 35 тысяч долларов) приговорен начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолия Лукиных. Ответственный за подготовку экипажа Олег Дюбецкий оправдан. 22 июля 2005 Домашовец напомнил, что приговор его подзащитного был обжалован ранее, а теперь и остальные осужденные подготовили кассационные жалобы в Верховный Суд. 'Все они уже написали кассации', - сказал адвокат, напомнив, что в пятницу истек последний день, когда это было возможно. Еще один адвокат Яцюка Ярослав Зейкан заявил, что адвокаты остальных осужденных отказались их защищать. 'Наши летчики остались без адвокатов и Бог им судья, этим адвокатом, которые их оставили', - отметил он. По словам Зейкана, приговор суда по этому делу - необъективен, поскольку при его вынесении на суд оказывали психологическое давление пострадавшие в результате катастрофы. 'При помощи этого приговора пытались как-то залечить раны тех людей, которые неизлечимы', - отметил адвокат. По словам летчиков, катастрофа Су-27 была вызвана многим факторами. Они признают, что при выполнении фигуры пилотажа Топонарь сделал лишний маневр, который привел к падению самолета, однако указывают, что суть проблемы в том, что самолет исполнял эти фигуры прямо над зрителями. Как сообщалось, адвокат Домашовец обжаловал в Верховном Суде приговор его подзащитному Яцюку. 24 июня Военный суд Центрального региона приговорил обвиняемых по делу катастрофы самолета Су-27 во Львове в июле 2002 года к 4-14 годам лишения свободы. В частности, суд приговорил Яцюка к 5 годам лишения свободы (с возмещением убытком государству в размере 0,7 млн. гривен). Яцюк был взят под стражу в зале суда. Суд признал Яцюка виновным по ст. 416 (нарушение правил полетов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, что привело к катастрофе или к другим тяжелым последствиям). 30 ноября 2004 года Военный суд Центрального региона начал рассматривать на выездном заседании во Львове уголовное дело по катастрофе Су-27. В июле 2002 года на аэродроме 'Скнилов' во Львове во время авиашоу разбился военный самолет Су-27, в результате чего на месте погибло 74 человека, 3 умерли в больнице и пострадало 292 человека. 3 марта 2006 Кроме того, суд изменил решение военного суда Центрального региона в части денежного взыскания. Суд установил, что сумма взыскания с осужденных в 11,453 млн гривен подлежит изменению, поскольку не соответствует материальным возможностям осужденных. Суд решил взыскать с командира экипажа Су-27 Владимира Топонаря 150 тыс. гривен, с руководителя полетами Анатолия Третьякова - 100 тыс. гривен, с члена экипажа Юрия Егорова, помощника руководителя полетами Юрия Яцюка и бывшего начальника Службы безопасности полетов 14 авиакорпуса Анатолия Лукиных - по 50 тыс. гривен. В результате катастрофы Су-27 на авиашоу на аэродроме 'Скнилов' погибли 77 человек, 292 человека получили ранения. См. дополнительно: |
![]() | обзор СМИ ![]() | ![]() |