Погиб гвардии полковник, Заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко

Игорь Ткаченко16 августа 2009 года в День воздушного флота России, который традиционно отмечается в третье воскресенье августа, неподалеку от аэродрома в подмосковном Жуковском произошла авиакатастрофа. В ходе выполнения учебно-тренировочного полета в преддверии авиасалона МАКС-2009, в воздухе столкнулись два истребителя пилотажной группы «Русские Витязи». Погиб начальник 237-го ЦПАТ и ведущий пилотажной группы «Руские Витязи» гвардии полковник Игорь Валентинович Ткаченко.

В тренировочном полете принимали участие четверка истребителей МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» и 4 самолета (Су-27УБ и 3 Су-27) пилотажной группы «Русские Витязи». После разделения со «Стрижами», примерно в 13 часов четверка «Витязей», завершала программу традиционным и давно отработанным «тюльпаном» — роспуск истребителей в форме симметрично расходящихся в стороны лепестков цветка. При последующем сборе над поймой Москва-реки в походный строй, которым летчики собирались идти на аэродром базирования в Кубинку, на высоте около 1200 м произошло столкновение Су-27УБ с б/н «18» (Игорь Ткаченко, Игорь Куриленко) и Су-27 Виталия Мельника с б/н «14» (должен был быть замыкающим, но заменил левого в ромбе б/н «08», вернувшегося с отказом на Кубинку).

Вот как описывают очевидцы сам момент катастрофы: «Один самолёт другому в сопло попал носом, он пустил дым, пошёл разворачиваться и упал. Лётчики катапультировались. Потом был страшный взрыв.», «Спарка "догнала" Су-27, повредила нос и переднюю кабину, у Су-27 возгорание двигателя.», «Начал наблюдать группу где-то за минуту до столкновения. Все происходило у меня на глазах... Ужас... Могу только подтвердить, что один из пилотов просто "догнал" предыдущего.», «3 первых самолета шли визуально с одинаковой скорстью. Четвертый отставал и шел немного другим курсом. Затем он ускорился, догнал группу и вспышка...», «Тройка сушек шла от Раменского почти прямо на нас, они прошли под большим таким кучевым облаком и начали маневр, а а четвертый нагонял их сзади-сверху, это облако пробил и упал на ведущего аки стервятник (...) после столкновения один выпустил факел из двигателя и медленно начал уходить влево за реку в сторону Бронниц, а второй почти потерял нос и крутясь падал направо на Белозериху. Почти сразу появились два оранжевых купола (судя по всему очевидец говорит о потерянных тормозных парашютах б/н «14» — РС), пока они опускались, третий ходил кругами высоко над ними, потом сместился к Соснам и минут 15-25 нарезал круги над местом падения, пока не появились пожарные вертушки...», «Боевой Су-27 проскочил вперед над командирской спаркой, затем резко сдал вниз, ударив хвостом по ее передней части...».

При столкновении удар пришелся по «передней кабине, где сидел Ткаченко. Удар получился сверху внахлест по движению, вперед и вниз», — отмечает источник Infox.ru в Минобороны. Задняя кабина, в которой находился Куриленко, при ударе не пострадала. Он привел в действие катапульту — самолет уже был неуправляем и падал. (Для Куриленко это уже второй случай катапультирования — предыдущий был на МиГ-29 в 2006 году.) «Если передняя или задняя кабина приводят катапульту, то выстреливаются обе с интервалом 0,6 секунды. В данном случае не важно, кто дернет», — пояснил эксперт. «У кресла Ткаченко от удара заголовник отвалился сразу, а в заголовнике — стабилизирующий парашют. Игорь — камнем вниз. Но он уже был мертв», — отмечает источник.

«Три самолета летели практически над нашими участками, вдруг мы услышали глухой удар и увидели, что столкнулись два из них. Посыпались искры, сразу же катапультировался пилот из одного самолета. Потом самолеты разлетелись в разные стороны: один с огневым хвостом полетел в сторону Бронниц (...), а другой стал резко снижаться, почти перпендикулярно земле... когда из самолета уже совсем около земли катапультировался пилот, и самолет вошел носом в землю, и поднялся столб из черного дыма и огня, поняли, что произошла трагедия. Все произошло в какие-то секунды.», «Самолёт который упал на дома отстрелил пилота метров за 100 до земли, а сам рухнул справа от моего участка.», «Мы видели как самолёт без носа, сваливаясь в штопор резко набрал высоту, выбросил одного пилота и потом рухнул...», «Спарка, сразу после удара, никуда не маневрировала, а просто рухнула вниз. Это то, что я видел.», «Упавший Су-27УБ. Раскрылся только один купол. Второго небыло точно.», «Белых парашютов в небе было всего ДВА...!!! Один слева от нас, где мы стояли на Старой Рязанке у В. Велино... другой справа — опускался в поле...».

«Тело одного из пилотов обнаружено в поле в районе деревни Малаховка», — сказал собеседник РИА Новости. По словам 72-летней москвички Нины П., летчик был без шлема и при падении сильно разбил голову. «Ткаченко лежал в поле и без кресла и парашюта — он разбился. Огня в месте падения не было. Когда он падал, парашюта я не видел. Видел только, что отдельно кресло летело и отдельно пилот.» «Ни кресла-катапульты, ни парашютного купола рядом не было. Не обнаружил я и каких-либо следов его крепления вроде оборванных строп или лямок на теле летчика», — рассказал «Ъ» житель Захарихи Владимир, нашедший тело пилота на поле за крайними домами и вызвавший к месту происшествия спасателей. По словам свидетеля, на теле пилота также не было открытых ран, которые он мог бы получить при столкновении — только травмы, характерные для падения с большой высоты: труп был как бы распластан по земле, а его руки и ноги неестественно вывернуты.

Спарка, упавшая почти вертикально на садоводческое товарищество «Сосны-2», расположенное недалеко от деревни Белозериха, полностью разрушила трехэтажный кирпичный коттедж и несколько близлежащих строений, пострадали автомобили владельцев дачных домиков. Фрагменты самолета разлетелись на десятки метров. Возник сильный пожар. «Всего с ожогами госпитализированы пять человек, четверо — в состоянии средней степени тяжести, еще одна женщина находится в реанимации», — сказал представитель МЧС Московской области (51-летняя Ольга Елизарова умерла от полученных ожогов на 6-е сутки после катастрофы). У земли парашют Куриленко зацепился за ветки густых деревьев. Примерно через 40 минут лётчик был эвакуирован с сотрясением головного мозга, ушибом позвоночника и коленного сустава.

В результате столкновения б/н «14» потерял отсек фюзеляжа с тормозным парашютом. У самолета возник пожар правого двигателя. Мельник выключив двигатели катапультировался. При приземлении лётчик получил ушиб обеих стоп. Его машина упала в поле около деревни Тяжино. На земле обошлось без разрушений. «Загоревшийся самолет потушен, пострадавших нет», — сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах Подмосковья.

Самолет Су-27 с б/н «01» (Игорь Шпак), будучи замыкающим, получил повреждения от обломков столкнувшихся истребителей, но долго не покидал зону проишествия, кружа над ней с одним работающем двигателем и наводя поисковые группы. После этого Шпак благополучно приземлился в Кубинке «на самолете в котором в крыльях дыры с пару кулаков, кили все в копоти».

Почетный президент авиасалона, Заслуженный летчик-испытатель России, Герой РФ Магомет Толбоев видел столкновение двух истребителей своими глазами. «Я просто оказался случайно, как бы свидетелем. Отлетали нормально. Свою программу показали. Потом был роспуск, потом ведомый должен был присоединиться к своему ведущему. Ну, на большой скорости зацепил его, вот и самое страшное, что ведомый катапультировался, а ведущий Ткаченко, командир базы Кубинки, он погиб. Он был самый опытный, один из опытнейший, мы с ним очень много летали, и 10 лет назад, еще когда он молодой был. Но, к сожалению, это не его ошибка. Ведомый, видите как, не рассчитал... Ведомый отстал от ведущего на огромной скорости и, равняясь, на расстоянии 1,5..2 метра от хвоста самолета к носу второго, по-видимому, в него врезался... Видимо, тут произошло превышение скорости сближения. У нас никогда не было отказа техники, это редчайший случай; в основном, играет роль человеческий фактор, к сожалению, 80% - это человек; это несчастный случай», — сказал Толбоев.

Бывший главком ВВС России Владимир Михайлов считает, что авария произошла из-за неосторожности одного из ведомых Ткаченко. «В этой катастрофе Игорь не виноват. На него сзади наехали, а дальше все произошло, вы знаете больше, наверное, чем я», — сказал Михайлов.

Сотрудник аэродрома в Жуковском, отвечающий за техническую сторону испытаний истребителей, на условиях анонимности, сообщил GZT.RU, что, скорее всего, причиной катастрофы стала ошибка в пилотировании. «Не попадала птица в турбину, пилоты неудачно выполнили фигуру, — сказал он. — Это такая работа, где никто не застрахован от таких вещей.»

«Для расследования причин происшествия создана комиссия, которая состоит из представителей министерства обороны РФ и главнокомандования ВВС России», — сказал начальника службы информации и общественных связей ВВС России Владимир Дрик. Обнаружены «черные ящики» разбившихся самолетов. Бортовые самописцы находятся в удовлетворительном состоянии. Следственными органами военно-следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московскому военному округу по факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким командира «Русских Витязей» Игоря Ткаченко. В свою очередь, премьер-министр Владимир Путин назвал гибель летчика «невосполнимой утратой не только для российской, но и мировой авиации». Обязательно будет рассмотрено предложение министра обороны о представлении к государственной награде Игоря Валентиновича Ткаченко, сказал Владимир Путин на встрече с пилотажной группой «Русские Витязи». Как сообщили в Минобороны, Ткаченко посмертно наградят за «мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга». Какой именно награды будет удостоен погибший, пока не уточняется.

По иронии судьбы, 16 августа в Калужской области потерпел катастрофу учебно-спортивный самолет Як-52 на котором находились Чемпионка мира по высшему пилотажу 37-летняя пилот-инструктор Светлана Федоренко и сын бывшего пилота «Русских Витязей» Дмитрия Михайловича Хачковского (в 2003 году старший штурман ЦПАТ ушел в запас) — курсант Ульяновского Высшего авиационного училища гражданской авиации Антон Хачковский. Катастрофа произошла в 12:50 мск недалеко от деревни Гурьево. Самолет вылетел с аэродрома Дракино (руководитель полётов — муж Светланы), расположенного в Серпуховском районе Московской области, и спустя некоторое время упал на землю, члены экипажа погибли на месте происшествия. На земле жертв и разрушений нет. По факту авиакатастрофы Як-52 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта») Уголовного кодекса РФ. Причины авиакатастрофы выясняются.

19 августа при большом стечении народа в гарнизонном доме офицеров п. Новый городок (Никольское сельское поселение Одинцовского района) состоялось прощание с гвардии полковником, Заслуженным летчиком России, командиром 237 ЦПАТ Игорем Валентиновичем Ткаченко. Он был предан земле на Никольском кладбище, рядом с погибшими в Камрани товарищами. У летчика остались жена Галина Александровна, дочь, студентка Дарья и сын Игорь — курсант пятого курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

19 августа врио замглавкома по вооружению генерал-майор Олег Бармин сообщил, что «предварительно никаких претензий к техническому состоянию самолетов нет. "Черные ящики" найдены, они целые, полетная информация будет расшифрована и представлена в комиссию. Как только комиссия завершит работу, она озвучит истинные причины». Эксперты ВВС установили предварительно причину столкновения, официально она озвучена будет позже, а к катастрофе, как и в большинстве случаев, привело «трагическое стечение обстоятельств», добавил Бармин. На следующий день Главком ВВС РФ Александр Зелин так же не стал сообщать какие-либо итоги расследования комиссии по выяснению причин столкновения 16 августа двух истребителей Су-27 под Жуковским, но сообщил, что есть объективные данные контроля полета, которые помогут расследовать этот инцидент. «Существует видеосъемка столкновения, она арестована, ею занимается комиссия по расследованию. Она поможет сделать объективный вывод о причинах катастрофы», — заявил главком РИА Новости.

23 августа ромб пилотажной группы «Русские Витязи» в составе Андрея Алексеева, Игоря Шпака, Олега Ерофеева и Александра Богдана выполнил прощальный проход с долгим отстрелом ЛТЦ на МАКС-2009, в знак памяти ушедшему командиру. «Они вернулись, чтобы проводить своего командира в самый бесконечный, последний полет», — объявил диктор. Самолеты ромбом совершили два круга над летным полем, после чего взяли курс на аэродром постоянного базирования в Кубинке. Прощаясь со зрителями, летчики подарили гостям и участникам салона небольшой фейерверк, осветив хмурое подмосковное небо яркими бело-желтыми огнями.

22 сентября власти Москвы приняли решение о выплате компенсации в размере 150 тыс. рублей родственникам Ольги Елизаровой, которая не приходя в сознание, скончалась 21 августа в отделении реанимации ожогового центра московской городской больницы №36. Она была доставлена в московскую больницу с сильными ожогами. Врачи констатировали у нее 80% ожога кожного покрова. Средства будут выделены из городского бюджета по программе социальной защиты жителей Москвы, сообщили «Вести».

29 сентября комиссия по расследованию причин столкновения двух истребителей Су-27 из пилотажной группы «Русские витязи» назвала причину трагедии. Как сообщили информационным агентствам источники в Минобороны, по мнению экспертов, виной катастрофы стал человеческий фактор, а именно - ошибка пилота одной из машин. То, что самолеты были исправны, специалисты заявили практически сразу после аварии, а ее причиной поначалу называли загадочное «стечение различных обстоятельств», не объясняя, что именно это были за обстоятельства. Впрочем, официально причину трагедии пока так никто и не подтвердил. В ВВС вчера заявили, что она будет обнародована не ранее ноября, сообщило «Время новостей».

Как тогда утверждали эксперты ВВС, оба истребителя были исправны и «отработали штатно». Как заявил временно исполняющий обязанности заместителя главкома ВВС России по вооружению генерал-майор Олег Бармин, причиной трагедии стало «трагическое стечение различных обстоятельств». Тогда же он заявил, что версия катастрофы уже установлена и будет озвучена в ближайшее время. Но произошло это лишь спустя полтора месяца после ЧП, да и то «неофициально».

Как заявил информагентствам источник в Министерстве обороны РФ, комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. Вместе с тем он сообщил, что официальные итоги расследования будут обнародованы не раньше ноября. Он также опроверг появившиеся в последние дни сообщения некоторых СМИ о том, что авария произошла из-за отсутствия связи пилотов с диспетчерами, назвав это «выдумкой». «В это время диспетчеры работали наиболее интенсивно, и потеря связи диспетчера и самолета в это время исключена. Тем более что вторая пилотажная группа - «Стрижи» - также уже была в воздухе», - заявил он.

По мнению специалистов, наиболее вероятной причиной трагедии стала ошибка пилота Виталия Мельника, а именно - потеря им ориентации в пространстве, когда самолеты проходили облака. Как посчитали эксперты, г-н Мельник, судя по всему, перепутал направление и совершил ошибочный маневр, пойдя наперерез «спарке» Ткаченко. В результате его Су-27 задел носовую часть «спарки», подытожили «Время новостей».

Следствие проверит деятельность всех должностных лиц Минобороны России, имевших отношение к функционированию пилотажной группы "Русские витязи", сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в комиссии по расследованию авиакатастрофы в Подмосковье 16 августа.

В настоящее время следствие проверяет всех должностных лиц, так или иначе имевших отношение к пилотажной группе "Русские витязи". Проверка коснется всех, начиная с инженеров и механиков, поддерживающих техническое состояние самолетов, до командиров высшего звена, отдававших приказы, среди которых и командование Военно-воздушных сил, сказал источник.

По его словам, следователи запросили всю документацию, имеющуюся в ВВС и Минобороны России, которая имеет хоть какое-то отношение к пилотажной группе, рассказал 30 сентября сайт AVIA.RU.

По сообщению Балтийского Информационного агентства от 26 августа 2010 года, два истребителя Су-27 столкнулись в воздухе на авиасалоне «МАКС-2009» в августе 2009 года из-за нарушения правил полетов, допущенного командиром «Русских витязей» Игорем Ткаченко. Об этом сообщает Следственный комитет при прокуратуре РФ. Уголовное дело по факту авиакатастрофы расследовалось Военным следственным управлением СКП.

Как отмечается, военными следователями были изъяты и осмотрены фрагменты обоих самолетов, бортовые самописцы, необходимая техническая и полетная документация, другие материалы. Допрошены сотни свидетелей, проведены все необходимые экспертизы, изучены и проанализированы все документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение показательных полетов.

«На основании материалов уголовного дела, включая заключение экспертов Межгосударственного авиационного комитета и Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил России, следствие пришло к выводу, что непосредственной причиной авиакатастрофы явился ряд нарушений правил полетов, допущенных самим Игорем Ткаченко», - говорится в сообщении СКП.

27 апреля 2010 года уголовное дело прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи со смертью летчика. Данное решение военным прокурором Московского военного округа признано законным и обоснованным.

Кроме того, следствие внесло в адрес главнокомандующего Военно-воздушными силами представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Как следует из полученного ответа, по фактам, изложенным в представлении, в ВВС принят комплекс мер организационного и профилактического характера.

«На момент вынесения постановления о прекращении данного уголовного дела всем пострадавшим, за исключением родственников Ольги Елизаровой, причиненный материальный ущерб был возмещен. Согласно имеющейся информации, вопрос о размере компенсационных выплат семье погибшей Елизаровой рассматривается в Министерстве обороны РФ», - добавили в СКП.

Малая планета - астероид главного пояса 269390 (2009 QA34), открытый в августе 2009 года - названа в честь российского военного летчика, командира пилотажной группы "Русские витязи" Игоря Ткаченко, погибшего в 2009 году, сообщил 24.09.2013 г. СМИ первооткрыватель астероида, астроном Леонид Еленин. Сейчас в базе данных малых тел Солнечной системы Лаборатории реактивного движения NASA указывается, что этот объект носит также название Igortkachenko.

"Большое событие, которого я ждал долгое время. Именем Героя России - Игоря Валентиновича Ткаченко - назван астероид. Были проблемы, связанные с тем, что Игорь Валентинович был военным летчиком. А к военным и политикам правила таковы, что назвать их именем можно только через 70 лет после даты смерти. Но в итоге добился своего", - сказал Леонид Еленин.

См. дополнительно:

  • Гибель Римаса Станкявичюса на истребителе Су-27 в Италии 9 сентября 1990 года (342 Кб, 8 сек)
  • Пилотажная группа «Русские Витязи»
  • Погиб генерал-майор авиации, Герой России Тимур Апакидзе
  • Крушение истребителя Су-27УБ во Львове
  • Истребитель Су-27
  • Учебно-боевой истребитель Су-27УБ

    Источники:
    1. Интернет-СМИ, блоги






  • GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»