|
Проекты 123бис, М-123бис, 123К ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР
123bis, M-123bis and 123K torpedo craft projects
|
|
Разработка проекта 123бис, являвшегося корректировкой проекта 123
(ТКА «Комсомолец») была выполнена КБ
завода №639 в Тюмени (гл. конструктор Ф.Л. Ливенцев) в 1943 году.
Корректированным проектом предусматривалась установка торпедных аппаратов
трубчатого типа с обогревом торпед, усиление пулеметного вооружения, повышение
мореходных качеств путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера.
Серийное строительство катеров проекта 123бис велось в Тюмени. Головной
катер проекта флот получил 31 октября 1944 года. Всего в период с 1944 по
1948 год было построено 120 катеров этого проекта.
| |
Проект 123бис |
Серийные катера вооружались четырьмя 12,7-мм пулеметами в двух спаренных
установках УК-2 (вместо 2 пулеметов на головном катере).
При нормальном водоизмещении 19,2 т катера развивали скорость 48 уз. В
ходе эксплуатации катеров этого проекта выявилась недостаточная прочность
подмоторных фундаментов и днища под гребными валами, что привело к
необходимости их подкрепления.
Кодовое обозначение НАТО:
P-2, PA-2 class.
| |
Катер проекта М-123бис |
Проект М-123бис: Послевоенная корректировка проекта выполнялась
ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков). Проектные работы были завершены в
1946 году. Их основным направлением стала замена пожароопасных бензиновых
моторов «Паккард» на отечественные дизели М-50.
Серийное строительство катеров этого проекта началось в 1947 году на
Тюменском заводе №639. Дальнейшую постройку вел завод №831 в Феодосии,
куда в 1948 году доставили из Тюмени 16 недостроенных катеров.
На испытаниях головного катера (зав. №400), проводившихся весной 1948 года
в районе Севастополя, выявилась недостаточная прочность корпуса, что стало
следствием более высокой скорости катера на волне по сравнению с катерами
проекта 123бис, имевшими бензиновые двигатели. Необходимое усиление корпуса,
состоявшее в установке в носовой части промежуточных шпангоутов,
дополнительных ребер жесткости и местных карлингсов выполнили сначала на
одном катере (зав. №419), а затем, после испытаний и сдачи его
ВМФ 25 ноября 1949 года, и на всех ранее
построенных.
| |
Катер проекта A-10 |
По результатам испытаний катера зав. №419 ЦКБ-19 в 1950 году разработало
сокращенный исполнительный проект М-123бис, по которому строительство
продолжалось заводом №831 до 1951 года. Всего отечественная судостроительная
промышленность сдала ВМФ 50 катеров
этого проекта.
В 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом (проект
А-10), а еще один - двумя подводными крыльями (проект А-11).
Работы выполнялись заводом «Красное Сормово» (гл. конструктор
Р.Е. Алексеев). На испытания катера показали скорость наибольшего хода 55
и 56 уз, соответственно.
Кодовое обозначение НАТО:
KOMSOMOLETS class.
| |
Проект 123К. Вариант «А» |
Проект 123К: Этот вариант стал последним этапом модернизации проекта
123. Проект разрабатывался ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков) и был
закончен в 1950 году. Управление катером вынесли из ходовой рубки на мостик,
дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками, ликвидировали броневую защиту.
Одним из вариантов проекта предусматривалась установка двух
РЛС опознавания и обнаружения за счет
снимаемой пулеметной установки.
| |
Проект 123К |
Завод-строитель серии - Феодосийский судостроительный завод №831 построил
два головных катера в соответствии с вариантами вооружения: «А» -
без радиолокационного вооружения и «З» - с ажурной мачтой для
размещения совмещенного антенного поста РЛС
«Зарница» и станции опознавания «Факел-М».
Во время испытаний первоначально установленные 12,7-мм пулеметы заменили
14,5-мм. Оба головных катера вошли в строй 31 ноября 1951 года. Катер
«А» достиг проектной скорости 50 уз, а «З» - только
49 уз, что было объяснено некачественным изготовлением корпуса. В серийную
постройку приняли катера варианта «З» при доведении скорости до
50 уз.
Строительство катеров по проекту 123К велось заводом №831 с 1950 по
1955 год. Всего ВМФ получил 205
таких катеров.
| |
Катер проекта А-10бис |
В целях дальнейшего улучшения ТТЭ катеров
проекта 123К, в соответствии с постановлением Совмином
СССР от 17 апреля 1951 года №1235-621,
головной катер (зав. №432) оборудовали носовым подводным крылом,
разработанным КБ завода «Красное
Сормово» (проект А-10бис, главный конструктор Р.Е. Алексеев).
При этом водоизмещение катера возросло на 0,8 т, а скорость хода доходила
до 54 уз.
После испытаний, проведенных в 1953 году и его доработки, подобной
крыльевой конструкцией дооборудовали еще 5 серийных катеров.
Постройкой катеров проекта 123К закончился выпуск в нашей стране глиссирующих
реданных торпедных катеров, начатый в 1927 г. катером «Первенец».
Невозможность существенного повышения мореходности реданных катеров привела
к их вытеснению более перспективными в этом отношении безреданными катерами.
Кодовое обозначение НАТО:
P-4 class или KOMSOMOLETS class.
Характеристики |
Проект 123бис |
Проект М-123бис* |
Проект 123К** |
Год утверждения техпроекта |
1943 |
1946 |
1950 |
Год сдачи головного катера |
1944 |
1948 |
1951 |
Число построенных катеров |
120 |
50 |
205 |
Нормальное водоизмещение, т |
19,2 |
20,0 |
21,1 |
Полное водоизмещение, т |
20,5 |
21,5 |
22,5 |
Длина наибольшая, м |
18,7 |
19,3 |
Ширина наибольшая по корпусу, м |
3,4 |
3,6 |
Высота борта на миделе, м |
1,8 |
Осадка средняя, м |
0,75 |
0,76 |
0,80 |
Скорость хода наибольшая, уз |
48,1 |
50 |
Главные двигатели: тип, число х мощность, л.с. |
бензиновые «Паккард» 2 х 1200 |
дизельные М-50 2 х 1000 |
Дальность плавания (на скорости, уз), миль |
242 (13,5) |
530 (37,5) |
450 (35) |
Автономность, сут. |
1-1,5 |
1,5 |
Торпедные аппараты: число х калибр, мм, тип |
2 х 450 ТТКА-45 |
2 х 450 ТТКА-45-52 |
Пулеметы: число установок х число стволов - калибр, мм, тип |
2 x 2 - 12,7 УК-2 |
2 х 2 - 12,7 2УК-Т |
1 х 2 - 14,5 2М-5 |
Глубинные бомбы: число х тип |
6 х БМ-1 |
нет |
Экипаж, чел. |
7 |
* ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1950 г. ** ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1954 г. |
|
37 Кб |
Проект 123бис.
Схема из коллекции И. Поваренкова |
|
28 Кб |
Торпедный катер проекта 123бис в море.
Фото из коллекции И. Поваренкова |
|
24 Кб |
Головной катер проекта М-123бис (зав. №400). Фото из приемного акта.
Фото из коллекции И. Поваренкова |
|
25 Кб |
Катер проекта А-10 (М-123бис с носовым подводным крылом).
Фото из коллекции И. Поваренкова |
|
41 Кб |
Торпедный катер проекта 123К.
Схема из коллекции И. Поваренкова |
|
32 Кб |
Головной катер проекта 123К (вариант «А»). Фото из приемного акта.
Фото из коллекции И. Поваренкова |
|
44 Кб |
Торпедный катер проекта 123К. Военно-морской парад в Ленинграде. Середина 1960-х гг.
Фото: Военно-технический альманах «Тайфун» |
|
27 Кб |
Торпедный катер проекта 123К. Военно-морской парад в Ленинграде. Середина 1960-х гг.
Фото: Военно-технический альманах «Тайфун» |
|
46 Кб |
Торпедный катер проекта 123К. Военно-морской парад в Севастополе?
Фото из коллекции И. Поваренкова |
|
29 Кб |
Катер проекта 123К с носовым подводным крылом - А-10бис на мореходных испытаниях.
Фото из коллекции И. Поваренкова |
|