Советский конструктор автомобилей и учёный, организатор производства, профессор,
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Виктор Васильевич Осепчугов родился 5 ноября 1906 года.
В 1931 году окончил Сибирский институт инженеров транспорта по автомобильной
специальности. Приходит на Ярославский автомобильный завод,
где работает конструктором, ведущим конструктором, заведующим конструкторского бюро.
В начале 30-х Виктор Осепчугов участвует под руководством главного инженера, позднее
заведующего конструкторским отделом (КЭО) завода Алексея Семеновича Литвинова в создании,
большегрузных грузовых автомобилей ЯГ-4, ЯГ-6, ЯС-1, ЯС-3, ЯГ-10, экспериментальных
автомобилей. Ещё молодым инженером выполняет расчеты конструкции первого в СССР
четырёхосного полноприводного автомобиля ЯГ-12.
Ярославскому автозаводу поручается создание и серийный выпуск троллейбусов. Директор завода
В.А. Еленин с большой ответственностью отнесся к организации выпуска новой продукции: выделил
максимум из весьма ограниченных производственных площадей, создал специальное кузовное
конструкторское бюро. Осенью 1935 года инженера Осепчугова командируют в Великобританию для
закупки двух образцов троллейбусов.
Ввиду сжатых сроков, запуск троллейбуса ЯТБ-1 в серийное производство завод вынужден был
осуществлять без предварительной постройки и испытания опытного образца. Подготовка
производства технологами велась одновременно с проектированием.
С 1937 года В.В. Осепчугов возглавляет в конструкторском отделе работу по троллейбусам.
Знания и опыт позволяют Виктору Васильевичу, уже как ведущему специалисту,
преподавать в автомеханическом техникуме. Это учебное заведение стало подлинной кузницей
подготовки кадров для автозавода. Из его стен вышли многие специалисты, выросшие впоследствии
в опытных организаторов и командиров производства. Среди них заместитель главного конструктора
МАЗа А.И. Хренов, главный конструктор ЯАЗа и
КрАЗа А.А. Малышев, заместитель главного
конструктора ЯАЗа В.Д. Аршинов.
6 апреля 1942 года В.В. Осепчугов был назначен главным инженером Ярославского автозавода.
В этой должности он занимается организацией производства вооружения, артиллерийских тягачей
Я-12, Я-13, Я-13Ф. В 1944 году при участии В.В. Осепчугова возобновились конструкторские
работы по созданию дизельных грузовых автомобилей.
В начале августа 1944 года за успешное выполнение заданий ГКО по производству специализированных
видов вооружений для фронта большая группа автозаводцев быда удостоена высоких наград Родины. В их
числе орденом Трудового Красного Знамени был награждён и главный инженер ЯАЗа В.В. Осепчугов.
В октябре 1945 года вместо главного конструктора ЯАЗа Г.М. Кокина,
который переводится на аналогичную должность на автосборочный завод в Минск (будущий МАЗ),
назначается В.В. Осепчугов. Под его руководством создаются двухтактные дизельные двигатели
ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. За эти работы В.В. Осепчугов
в числе других инженерных работников завода «за усовершенствование конструкции и освоение
производства быстроходных автомобильных дизелей» в 1948 году получает Сталинскую премию III
степени.
Одновременно, под руководством главного конструктора Осепчугова ведётся работа по созданию
двухосных большегрузных автомобилей с дизельным двигателем ЯАЗ-200,
ЯАЗ-205, ЯАЗ-200В.
В скором времени их серийный выпуск налажен на Минском автомобильном заводе по своей маркой:
7-тонный грузовой автомобиль МАЗ-200, 5-тонный
самосвал МАЗ-205 и седельный тягач
МАЗ-200В. В дальнейшем на базе этих конструкций
минчане создадут свои модели автомобилей.
С 1948 года В.В. Осепчугов руководит работами по проектированию трехосного грузовика
ЯАЗ-210 и его семейства, а также карьерных самосвала ЯАЗ-225
и седельного тягача ЯАЗ-Э225А (впоследствии — МАЗ-525 и МАЗ-525В соответственно). В 1950 году разрабатывается
трехосный автомобиль высокой проходимости ЯАЗ-214
(впоследствии — КрАЗ-214).
С 1952 года В.В. Осепчугов является главным конструктором Львовского автобусного завода (ЛАЗ).
Руководителем работ по созданию семейства трехосных автомобилей в Ярославле назначается
Александр Александрович Малышев.
Организация конструкторского коллектива ЛАЗа под руководством В.В. Осепчугова шла
параллельно со строительством завода и освоением на нём производства прицепов. В этот
же период заводу срочно приходилось переналаживаться на производство автомобильных
кранов АК-32. Дело в том, что на Днепропетровском (Южном) машиностроительном заводе,
который до этого их выпускал, было решено собирать первые советские баллистические
ракеты дальнего действия Р-1 — копии немецких ракет «Фау-2». Первым делом в
КБ приступили к работам по унификации всех профилей и марок материалов, используемых
при производстве автокрана. В 1955 году АК-32 был серьезно модернизирован, при этом
он получил индекс ЛАЗ-690.
Первоначально на Львовском автобусном заводе планировалось производство автобуса ЗиС-155, но
такая перспектива не устраивала молодой колектив КБ во главе с Виктором Васильевичем. По
воспоминаниям первого директора ЛАЗа Б.П. Кашкадамова, Осепчугов буквально заразил молодых
конструкторов, только что покинувших институтские аудитории, своей «автобусной болезнью».
В результате, к концу 1955 года коллектив конструкторов Львовского автобусного завода под
руководством В.В. Осепчугова разрабатывает конструкцию автобуса ЛАЗ-695 с «аэродинамическим»
кузовом и эффективной системой его отопления. На львовском первенце впервые
в СССР были применены: компоновка с продольным задним расположением силового агрегата,
интегральная система с несущим основанием кузова, рессорно-пружинная подвеска с нелинейной
характеристикой, разработанная совместно со специалистами НАМИ.
Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и
междугородных поездок. Поэтому Осепчугов сразу же заложил еще две машины в унифицированный
ряд моделей: туристскую ЛАЗ-697 и междугородную ЛАЗ-699.
С 1952 года Осепчугов заведовал по совместительству кафедрой «Автомобили» Львовского
политехнического института, куда перешел на постоянную работу в 1958 году.
С 1959 года В.В. Осепчугов работал главным инженером 6-го управления Госкомитета по
оборонной технике при СМ СССР.
С 1963 года — Осепчугов доцент кафедры «Автомобили» Московского
автомобильно-дорожного института (МАДИ), в 1964 защитил докторскую диссертацию и стал
профессором кафедры, заместителем заведующего кафедрой, а в 1984-86 годах
Виктор Васильевич возглавляет кафедру. С 1986 года — В.В. Осепчугов переходит
на должность профессора-консультанта, продолжая поддерживать связь с кафедрой.
Ещё в 1948 году Виктор Васильевич стал автором фундаментального исследования
«Автомобили-самосвалы», в 1971 году в серии «Проектирование автомобилей» издательства «Машиностроение»
вышла книга В.В. Осепчугова «Автобусы», в 1989 году совместно с проф. А.К. Фрумкиным —
учебник для вузов «Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета».