МИКОЯН Артём Иванович
5.08(23.07).1905 - 9.12.1970
Артем (Анушаван) Микоян родился в селе Санаин Алавердского района Армении в семье плотника. Учился сначала в сельской школе, затем - в г. Тбилиси. В 1923 г. поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при заводе «Красный Аксай» г. Ростов-на-Дону. Был учеником токаря в железнодорожных мастерских.
В 1925 г. А.И. Микоян переехал в Москву, где стал работать токарем на заводе
«Динамо» им. С.М. Кирова и вступил в ряды КПСС. В 1927 г. был направлен на
партийную работу в качестве секретаря парткома Октябрьского трамвайного парка.
С 1928 г. он - курсант полковой школы 18-го стрелкового полка 6-й дивизии Красной Армии. В 1929 г. политуправление Московского округа направило А.И. Микояна в Ивано-Вознесенскую нормальную школу им. М.В. Фрунзе (г. Орел) секретарем бюро комсомола. После окончания срочной службы в 1930 г. он стал секретарем парткома завода «Компрессор» НКТП.
В 1931 г. Артема Ивановича направили на учебу в Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е. Жуковского, которую он окончил в 1937 г., получив квалификацию «военный инженер-механик ВВС РККА». Будучи слушателем академии, он в 1936 г. с группой однокурсников создал свою первую конструкцию - авиетку «Октябренок». Дипломную работу на тему «Одноместный истребитель со специальным вооружением» он защитил с отличием. По рекомендации государственной экзаменационной комиссии А.И. Микояна направили для дальнейшего прохождения службы в военное представительство ГУ ВВС КА на заводе №1 им. Авиахима, где с 1938 г. он принимал непосредственное участие в работах по внедрению в серийное производство маневренных истребителей И-15бис и И-153.
В 1939 г. А.И. Микояна в числе 1000 военных специалистов, направленных на
работу в НКАП, перевели в ОКБ Н.Н. Поликарпова. Там его вначале назначили
начальником бригады, позднее - начальником КБ №1 по маневренным истребителям.
В декабре 1939 г. Артем Иванович возглавил особый конструкторский отдел
(ОКО), созданный на заводе для разработки и постройки скоростного истребителя
И-200 (МиГ-1). Заместителем стал его ближайший соратник М.И. Гуревич. В начале декабря 1940 г. А.И. Микояна назначили главным конструктором завода №1.
На базе МиГ-1 был разработан модернизированный истребитель - МиГ-3, который
в 1940-1941 гг. строился большой серией и участвовал в боевых действиях с
первых дней Великой Отечественной войны. Всего выпустили 100 серийных МиГ-1
и 3172 МиГ-3.
В марте 1942 г. приказом наркома авиационной промышленности на основании
постановления ГКО СССР ОКО преобразовали в самостоятельное ОКБ-155 с опытным
заводом (№155) и летно-испытательной базой. А.И. Микояна назначили директором
и главным конструктором, М.И. Гуревича - заместителем.
В 1941-1945 гг. под руководством А.И. Микояна и М.И. Гуревича были
разработаны 15 самолетов: МиГ-1 (И-200), МиГ- 3 (И-200), МиГ-7, ДИС-200,
МиГ-9М-82 (И-210), И-211, МиГ-3У (И-230), И-231, И-220, И-221, И-222, И-224 (статический потолок 14100 м),
И-225 (максимальная скорость 726 км/ч), И-250 с комбинированной силовой установкой (максимальная скорость 820 км/ч) и МиГ-8 «Утка».
Опыт, полученный коллективом ОКБ при разработках самолетов в 1941-1945 гг.,
позволил решить задачу создания отечественного реактивного истребителя МиГ-9
(И-300), причем в самые короткие сроки. 24 апреля 1946 г. летчик-испытатель
А.Н. Гринчик впервые поднял И-300 в воздух. Уже первые полеты будущего МиГ-9
продемонстрировали, что он значительно превосходит по летным характеристикам
серийные поршневые истребители. Его максимальная скорость составила 911 км/ч.
Истребитель МиГ-15 (1947 г.) с крылом стреловидностью 35° принес ОКБ
А.И. Микояна и М.И. Гуревича мировую известность. Благодаря исключительной
простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надежности в
эксплуатации, а также выдающимся летно-техническим и боевым качествам, он
приобрел славу «самолета-солдата». По многим показателям МиГ-15 и МиГ-15бис
превосходили лучшие истребители своего времени.
МиГ-17 (1949 г.) с крылом стреловидностью 45° стал логическим продолжением
МиГ-15бис. Установка на самолете МиГ-17Ф двигателя ВК-1Ф с форсажной камерой
позволила перейти к полетам со скоростью звука. На базе МиГ-17 и МиГ-17Ф также
были разработаны и выпускались серийно истребители-перехватчики МиГ-17П и
МиГ-17ПФ.
Эру сверхзвуковой авиации в отечественном самолетостроении открыл созданный
в 1954 г. МиГ-19 с крылом стреловидностью 55°, ставший первым серийным
отечественным сверхзвуковым истребителем.
Успехи отечественной авиационной науки и техники, глубокие и обширные
исследования в области аэродинамики воплотились в легком сверхзвуковом
фронтовом истребителе МиГ-21, созданном в 1958 г. Впервые в практике
ОКБ на самолете применили треугольное крыло большой стреловидности (57°).
Высокий технический и технологический уровень поставил МиГ-21 в ряд наиболее
известных фронтовых истребителей мира. Удачно найденные конструкторские
решения дали возможность создать на его базе более 20 модификаций, 16 из
которых около 30 лет находились в серийном производстве и состояли на
вооружении ВВС порядка 50 стран. На самолетах МиГ-21 было установлено 17 мировых рекордов.
Истребитель МиГ-23 стал самым массовым отечественным боевым реактивным
самолетом 3-го поколения. На нем впервые в отечественной авиации было применено
крыло изменяемой стреловидности (диапазон изменения - от 16° до 72°). Новая
аэродинамическая схема обеспечила МиГ-23 высокие несущие свойства, большое
аэродинамическое качество на крейсерских режимах, полет на малых и предельно
малых высотах, в том числе со сверхзвуковой скоростью у земли. МиГ-23 может
эффективно действовать и сегодня, благодаря многочисленным усовершенствованиям,
внесенным в конструкцию планера, оборудования и вооружения. Самолет МиГ-23 был
основным истребителем отечественных ВВС 1970-1980 гг.
МиГ-25, созданный в 1964 г. - результат разработки одного из самых
впечатляющих проектов нашего времени. Это самолет, способный летать на
скоростях, трехкратно превышающих скорость звука. Он превзошел все истребители
мира по максимальной скорости и высоте полета, что подтверждено целым рядом
установленных мировых рекордов. Так, благодаря уникальным скоростным и высотным
характеристикам, на опытных самолетах МиГ-25 в период с 1965 г. по 1978 г. были
установлены 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности,
в том числе 3 абсолютных.
А.И. Микоян координировал работы многочисленных смежных предприятий и
научно-исследовательских организаций, участвовавших в создании самолетов «МиГ»,
осуществлял взаимодействие с серийными заводами и ВВС, руководил
научно-исследовательскими работами в области развития и освоения больших
скоростей и высот, обеспечения управляемости и автоматизации.
С 20 декабря 1956 г. А.И. Микоян - генеральный конструктор. В 1959 г. ему была
присвоена ученая степень доктора технических наук. В 1953 г. Микоян
был избран член-корреспондентом, а в 1968 г. - действительным членом
(академиком) АН СССР по специальности «Авиация»
отделения механики и процессов управления. Генерал-полковник
инженерно-технической службы (1967 г.) Артем Иванович был дважды удостоен
звания Героя Социалистического Труда (в 1956 г. и 1957 г.), лауреат Ленинской
премии (1962), Государственных премий СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).
Награждён 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени,
Отечественной войны I степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Микоян вел
большую общественно-политическую работу в качестве депутата Верховного Совета
СССР в 1950-1970 гг.
Разработка более 450 опытных и экспериментальных образцов истребителей,
крылатых ракет и самолетов-лабораторий различного назначения непосредственно
связана с именем выдающегося авиаконструктора А.И. Микояна. На самолётах,
разработанных под его руководством, установлено 55 мировых рекордов.
Жизнь и деятельность Артема Ивановича Микояна -
пример патриотизма, верности долгу и преданности своему делу. Он обладал большой человечностью, относился с глубоким уважением и вниманием
к сотрудникам, которые отвечали ему тем же, ценя его острый ум, справедливость,
неизменный оптимизм и чувство юмора. Был скромен, от души радовался достижениям
всего коллектива. В настоящее время, несмотря на значительные трудности,
созданная А.И. Микояном конструкторская школа продолжает развиваться.
Заложенные Артемом Ивановичем традиции и методы работы находят отражение в
создании отечественных самолетов нового поколения.
На родине Микояна в с. Санаин в Армении установлен бронзовый бюст и
расположен мемориальный комплекс. Именем Микояна назван Московский
машиностроительный завод.
Источники:
1. АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ОБЗОР. ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ.
2. Хранитель
[an error occurred while processing this directive]
|