КОТИН Жозеф Яковлевич
10.03(27.02).1908 - 21.10.1979
Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года (27 февраля по старому
стилю) в городе Павлограде Екатеринославской губернии (Днепропетровской обл.),
в семье рабочего. В 1923 году начал трудовую деятельность учеником, подручным
слесаря на котельно-механическом заводе «Труд» в Харькове. После окончания в
1927 году вечернего рабочего факультета (рабфака) учился в Харьковском
политехническом институте, откуда в 1930 году был направлен в Военно-техническую
академию имени Ф.Э. Дзержинского. Завершая обучение на факультете механизации
и моторизации, Котин защитил дипломный проект по колесно-гусеничному танку на
базе узлов грузового автомобиля АМО-3. После вторичной защиты, уже перед М.Н.
Тухачевским, в проектном секторе научно-исследовательского отдела академии
началась конструкторская деятельность Котина. По материалам дипломного проекта
было изготовлено несколько танков МС-1. Здесь же, Котину поручают создать
пулеметную установку на базе мотоцикла. Установка с пулеметом конструкции
Дегтярева демонстрировалась на параде на Красной площади.
С 1932 года Ж.Я. Котин проходит службу в научно-исследовательском
отделе Военной академии механизации и моторизации РККА, являлся начальником
проектно-конструкторского сектора, а затем начальником отделения. В сферу его
деятельности входила разработка конструкций сверхтяжелых танков, эксперименты
по воздушному десантированию и приводнению плавающих танков Т-37 путем
сбрасывания их с самолетов с небольшой высоты без применения парашютов.
В мае 1937 года Котин получил назначение на должность главного конструктора
СКБ-2 Кировского завода (г. Ленинград). К тому времени Кировский (бывший Путиловский) завод серийно
изготавливал средние танки Т-28. Возглавив Специальное конструкторское бюро, Ж.Я. Котин вносит изменения
в конструкцию этого танка, позволившие повысить его надежность и улучшить
некоторые характеристики. Одновременно в бюро разрабатывается новый тяжелый
двухбашенный танк прорыва с противоснарядным бронированием СМК («Сергей Миронович
Киров»). В феврале 1939 года в СКБ-2 приступили к разработке однобашенного
тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). Повышению технического уровня танков
способствовала разработка экспериментальных узлов и систем, таких как
индивидуальная торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией,
планетарный бортредуктор и др. Работы под общим руководством Ж.Я. Котина
выполняли группы конструкторов, где ведущими по машинам были А.С. Ермолаев
(по СМК) и Н.Л. Духов (по KB). Первый образец
танка KB был изготовлен в сентябре 1939 года и вместе с СМК и рядом других
машин отправлен на Карельский перешеек для участия в прорыве линии Маннергейма.
Толстобронные танки показали в этой операции неоспоримые преимущества, причем
танк KB, снабженный новым дизельным двигателем типа В-2, оказался более
подвижным и менее уязвимым, чем танк СМК.
19 декабря 1939 года тяжелый танк KB, как и новый средний танк Т-34, был
принят решением правительства на вооружение Красной Армии. Серийное производство
KB было начато вместо танка Т-28. Вместе с тем, в боях на линии Маннергейма
выявилась настоятельная необходимость применения еще более мощного орудия,
чем 76-мм танковая пушка Л-II танка КВ. Поэтому для подавления вражеских дотов
в начале 1940 года была срочно разработана установка 152-мм гаубицы M-10 в
башне увеличенного размера. Четыре образца нового танка КВ-2 в начале 1940
года были изготовлены и проверены на завершающем этапе боев. Они показали
высокую боевую эффективность и полную неуязвимость от огня противотанковой
артиллерии противника.
В 1940-1941 годах в СКБ-2 разрабатывался вариант легкого танка
с противоснарядным бронированием Т-50 («Объект 211»). СКБ-2, продолжая под
руководством Котина работу по совершенствованию тяжелого танка, разработало
в 1940 году 63-тонный «Объект 220» (КВ-220) с 85-мм зенитной пушкой Ф-30 КБ
В.Г. Грабина. К этому периоду относятся
работы в области создания литых башен, выполненные на Ижорском заводе. На
серийный танк KB была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5,
литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Были
развернуты работы и по созданию других тяжелых танков и САУ: 51-тонного танка
КВ-3, 100-тонного танка КВ-5, САУ с 152-мм морской пушкой Бр-2 и др. Однако
до начала войны эти работы завершены не были.
С началом Великой Отечественной войны образуется Наркомат танковой
промышленности (НКТП) и Котина назначают заместителем наркома и главным конструктором
НКТП, а после эвакуации Кировского завода в Челябинск он одновременно возглавил ещё
и конструкторский коллектив Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). 9 октября
1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков
КВ на ЧКЗ Ж.Я. Котину вместе с директорм завода И.М. Зальцманом М.И. Калинин
вручил орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот».
В 1943 году Котин, оставаясь в должности заместителя наркома танковой
промышленности, был назначен начальником и главным конструктором отделившегося
от ЧКЗ Опытного танкомоторного завода (позднее — завод №100 НКТП), но
в связи с доводкой конструкции и отработки технологии серийного производства
танков и САУ Ж.Я. Котин был назначен главным конструктором ЧКЗ, а Н.Л. Духов —
его заместителем. В конце 1944 года нарком танковой промышленности освободил
Ж.Я. Котина от должности главного конструктора ЧКЗ и вернул его на должность
главного конструктора и директора завода №100. Главным конструктором танкового
производства на ЧКЗ был вновь назначен Н.Л. Духов.
За годы войны из ворот Танкограда вышло 18 тысяч танков и самоходных
орудий, а также более 50 тысяч двигателей к ним. В серийном производстве
было освоены 13 танков и САУ, в том числе тяжелые танки КВ-1C («С» — скоростной),
КВ-85 («Объект 239») и ИС-85 («Объект 237», ИС-1 — «Иосиф Сталин») с 85-мм
пушкой Д-5Т конструкции Ф.Ф. Петрова, ИС-122
(«Объект 240», ИС-2) и ИС-3 («Объект 703») с 122-мм
пушкой Д-25Т конструкции Ф.Ф. Петрова,
122-мм САУ СУ-122 и ИСУ-122, 152-мм САУ СУ-152 (KB-14, «Объект 236») и ИСУ-152.
Было создано множество опытных образоц: САУ с тремя орудиями КВ-7, танк с
огнеметным вооружением КВ-8, танк с 122-мм гаубицей КВ-9 («Объект 229»),
средний танк KB-13 («Объект 233»), вариант тяжелого танка КВ-1К с
дополнительным размещением четырех реактивных снарядов М-13 и др. В конце
войны создаются тяжелые танки ИС-4 («Объект
701») и ИС-5, ИС-7 («Объект 260»),
САУ ИСУ-122-2, ИСУ-152-1, ИСУ-130, ИСУ-122БМ и др.
Машины, разработанные в годы Великой Отечественной войны и в первый
послевоенный период на Кировском и на опытном заводе №100, руководимом
генерал-майором, а затем генерал-лейтенантом инженерно-танковой службы
Ж.Я. Котиным, воплощали в себе много оригинальных идей и конструктивных
решений. К их числу можно отнести планетарные трансмиссии и новые типы
механизмов поворота, амортизаторы, встроенные в балансиры ходовой части,
эжекционную систему охлаждения, механизм досылания снаряда и заряда,
пучковые торсионы и ряд других узлов и устройств. Была, в частности,
предпринята попытка создать электрическую трансмиссию для тяжелого танка
ИС-6 («Объект 253»).
В деятельности Ж.Я. Котина просматривается предпочтительное отношение
к отдельным видам техники, в частности – к тяжелым танкам, стремление
максимально насытить эти машины новыми конструктивными решениями. Приказом
по Минтрансмашу от 19 марта 1949 года Ж.Я. Котина назначили директором вновь
образованного Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного
машиностроения (ВНИИ-100, ВНИИТМ). Научно-исследовательской работе, направленной
на решение общеотраслевых задач, в институте отводилось второстепенное место и
в 1951 году ВНИИ-100 был освобожден от конструирования серийных образцов и
конструкторского обеспечения производства Кировского завода. В связи с этим
Ж.Я. Котин сосредоточил свою деятельность на руководстве ОКБТ выделившемся из
состава института. В это время, под руководством Котина создаются опытные
тяжелые танки «Объект 277», «Объект 278»
и «Объект 279», опытные танки с
ракетным вооружением «Объект 280», «Объект 281», «Объект 282» и «Объект 287»,
406-мм САУ «Конденсатор» и 420-мм миномета «Ока», последний серийный тяжелый
танк T-10 («Объект 730»), плавающий
танк ПТ-76 («Объект 740»),
бронетранспортер БТР-50П («Объект 750»). На базе Т-10 и ПТ-76 в конце
1950-х годов были созданы многие опытные и мелкосерийные машины, в том числе
САУ со 152-мм орудием, а также шасси для самоходных пусковых установок и других
самоходных агрегатов для тактических, оперативно-тактических и баллистических
ракет средней дальности «Марс», «Луна», «Филин», «Планер», «Генератор-5»,
Р-11М, Р-17, РТ-15, РТ-20П, «Темп-2С», бронированных тягачей.
Наряду с работами в области военных гусеничных машин Котин в первые послевоенные годы возглавил работу по созданию трелевочного трактора KT-12 (1948), а в начале 60-х годов – колесного трактора большой мощности К-700 «Кировец» (1963).
Отличительной чертой деятельности Ж.Я. Котина на посту главного конструктора завода, а в период с 1968 по 1972 годы – заместителя министра оборонной промышленности СССР, являлся постоянный творческий поиск, стремление увидеть новое, перспективное даже там, где оно в явной форме еще не просматривается. Это относилось и к применению ГТД, разработке систем стабилизации, управления УРС и к ряду других работ.
Жозефу Яковлевичу Котину были присвоены ученые степени и звания доктора технических наук (1943), профессора, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1968), он возглавлял в течение нескольких лет кафедру в Ленинградском политехническом институте. С 1965 года он носил воинское звание генерал-полковника-инженера. Был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1941), четырежды - Лауреата государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948), кавалер четырех орденов Ленина, орденов Суворова I и II степени, двух орденов Октябрьской Революции, ордена Красного Знамени, трех орденов Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, ордена "Знак Почета" и многих медалей.
Ж.Я. Котин много сил отдавал государственной, партийной и общественно-политической деятельности. Он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-50, 1966-70).
Жозеф Яковлевич обладал энергичным и общительным характером, пользовался большим уважением и авторитетом подчиненных. Он воспитал большой коллектив специалистов высокой квалификации. Из сподвижников Ж.Я. Котина вышла значительная плеяда крупных деятелей отрасли, таких как Г.С. Ефимов, П.А. Ефимов, П.П. Исаков, Н.С. Попов, Н.М. Синев, В.С. Старовойтов.
Умер Жозеф Яковлевич в 1979 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В памяти всех, кто соприкасался с Ж.Я. Котиным, он оставил глубокий след как талантливый инженер, крупный организатор промышленности. Именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петебургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). На территории Кировского завода установлен мраморный бюст Жозефа Яковлевича. На доме №17 на проспекте Ленина в Челябинске, где жил конструктор, установлена мемориальная доска его имени.
Источники:
1. Жозеф Яковлевич Котин
2. Фатех Вергасов. Котин Жозеф Яковлевич.
[an error occurred while processing this directive]
|